background image
четверг
k
131, 21 ноября 2013 г.
C
M
Y
K
159
Ведущая Ольга
Мельникова
(Продолжение. Начало на с. 1)
Дом Стройбюро, построенный по плану
архитекторов А.Я. Лангмана и Л.З. Черико
вера, входит в комплекс зданий Болшев
ской трудовой коммуны. В период раннего
Советского Союза трудовая коммуна, яв
ляясь ярким социальным экспериментом,
привлекала многих деятелей государства.
Среди них немалое число составляли пред
ставители культуры и искусства. Одним из
таких представителей был художник са
моучка В.Н. Маслов. Приехав в коммуну в
1933 году, он вошл в число участников
изостудии. В последние годы своей жизни
Василий Николаевич жил и работал в на
шем городе. Именно в здесь, в 1937 году,
Маслов был арестован сотрудниками НКВД,
а впоследствии расстрелян на Бутовском
полигоне по обвинению в контрреволюци
онной деятельности.
Находясь в Болшеве, Маслов создал не
сколько росписей в одном из зданий ком
муны. В 19201930 е годы настенная жи
вопись была обычным явлением. Роспи
сями покрывались стены клубов и других
учреждений. Авторами произведений ста
ла целая группа мастеров, обучавшихся
во ВХУТЕМАСЕ (Высшие художественно
технические мастерские), в числе них был
и Маслов. В данный момент почти все
подобные росписи считаются утраченны
ми. Долгое время в их числе находились и
творения Василия Николаевича, так как
ошибочно предполагалось, что они были
в здании рабочего клуба Искра, сгорев
шего в 1943 году.
Но несколько дней назад Масловские рос
писи были обнаружены королвским крае
ведом Евгением Рыбаком и его 10 летним
сыном под отвалившимися от сырости и
сквозняка обоями одной из комнат дома
Стройбюро. На стене отчтливо проявляют
ся силуэт Ленина и контуры железных мос
тов. В соседней комнате были обнаружены
фрагменты Трх рабочих. Эти две карти
ны представляют одно целостное произве
дение, разделнное после возведения внут
ренней перегородки в доме.
Находку сразу же окрестили сенсацион
ной. На место выехали искусствоведы, дав
шие сво заключение это действительно
работа Маслова. На стенах изображены две
большие росписи, посвящнные электри
фикации и индустриализации. По заявле
нию экспертов, данное произведение явля
ется памятником эпохи авангарда и худо
жественным манифестом раннесоветской
утопии коммунального быта, обладает вы
сокой музейной и культурно исторической
ценностью.
Степан ДАВИДЕНКО
ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ
Неожиданная
находка
Настенная живопись находится на первом эта
же дома в двух комнатах справа от центрального
входа.
В соответствии с первоначальным планом
здания она занимала западную и восточную сто
роны зала, разделнного двумя окнами, между
которыми в конце 1930 начале 1940 х годов, в
процессе перепланировки и изменения бытовых
условий, была построена перегородка, превра
щающая его в две отдельные комнаты.
Роспись выполнена масляными красками без
грунта по первоначальной бытовой масляной по
краске кирпичных оштукатуренных стен. Сама
площадь живописи имеет форму двух вытянутых
прямоугольников, занимающих пространство бо
ковых стен зала: нижняя граница живописной
поверхности располагается с отступом на высоте
70 см от пола, верхняя примыкает к плинтусу,
отделяющему стену от потолка.
На живописи выяв
лены трещины, шелу
шения и механические
повреждения разного
характера, сопровож
дающиеся утратами
красочного слоя, но в
целом е неповреж
днная поверхность
довольно велика и, бе
зусловно, поддатся
реставрации. Этому
способствовали щадя
щие условия сохранно
сти: авторская живо
пись с середины 1930 х
годов находилась под
слоем обоев, наклеен
ных сразу на живопись
и в некоторых местах
на газеты, без пред
варительной побелки или штукатурки поверх жи
вописи. Большая часть поверхности красочного
слоя на настоящий момент покрыта белсым на
лтом, который при исследовании может ока
заться как остатками бумаги, так и следами обой
ного клея.
Несмотря на описанные повреждения и утраты,
освобожднная от обоев живопись впечатляет
необычной трактовкой классических для довоен
ного периода советской истории монументаль
ных сюжетов индустриализации и электрифика
ции. Художник вольно и интересно сочетает фи
косельской радиостанции. С 1919 года заведует
лабораторией в Физико техническом институте
под руководством А.Иоффе и одновременно
начинает сотрудничать с Государственным ин
ститутом музыкальных наук в Москве. В 1920
году изобретает и создат музыкальный при
бор Терминвокс, демонстрирует его в Кремле
на VIII Всероссийском электротехническом съез
де. В.И. Ленин пытается на этом приборе сыг
рать известную пьесу Жаворонок. В 1925
1926 годах создат телевизионную систему
дальновидения. В 1927 году направляется в
зарубежную командировку. Объехал все евро
пейские страны. В Америке в 19311938 годах
организует акционерное общество Teletouch Inc
и становится его генеральным директором. В
студии Термена в Нью Йорке бывали известные
люди того времени: Альберт Эйнштейн, дирижр
Леопольд Стравинский, Чарли Чаплин и другие.
В конце 1938 года возвращается в СССР. В 1939 м
он был арестован и осуждн на 8 лет лагерей.
Сослан на Колыму, но через год Льва Сергеевича
возвращают и направляют в болшевскую ша
рашку, а затем с группой Туполева переводят в
Москву, в ОКБ 29 НКВД. После освобождения в
1947 году работает в Научно исследователь
ском институте КГБ. С 1963 года сотрудник аку
стической лаборатории Московской консерва
тории, а с 1966 года работает на кафедре акусти
ческой физики МГУ. За создание подслушиваю
щего устройства Буран получил Сталинскую
премию 1 й степени (1947 год).
Очевидно, что схема управления научной и
технической деятельностью арестованных спе
циалистов строилась таким образом: во главе
коллектива ставился учный с мировым име
нем, который обладал широкими познаниями в
какой то определнной области или в несколь
ких смежных областях. Эти люди консультиро
вали все остальные группы специалистов, кото
рые собирались по тем или иным техническим
направлениям плана шарашки и возглавля
лись, в свою очередь, высококлассными инже
нерами. Возьмм предвоенные годы это Не
красов математик, гидравлик; Беркалов
артиллерист, расчты стволов; Бжезинский
специалист по подводным лодкам. После вой
ны это Страхович тоже математик,
гидравлик.
И, наконец, в группе было несколько аресто
ванных специалистов для выполнения общих ра
бот технологи, плановики, оформители, ху
дожники. В 19391940 годах это Казимир Пет
рович Боровский или В.П. Сахаров звукоопера
тор, а в 19491951 годах граф Кирилл Никола
евич Голицын.
Так была решена проблема проведения тео
ретических изысканий. Техническая реализа
ция проекта, подготовка чертежей, макетов вы
полнялись силами специалистов, как это хоро
шо видно из судьбы групп Туполева, Мясищева,
Ильюшина и др. Когда наступал этап конструк
торской реализации проекта, эти группы пере
водили на заводы. Например, для группы Тупо
лева затем создали специальное ОКБ 29 НКВД.
Других просто прикрепляли к какому либо за
воду, как, например, после войны группу Аб
рамсона перевели на Московский карбюратор
ный завод уже для практической реализации
нового типа карбюратора.
Владимир МАЛЫХ
(Продолжение в следующем выпуске)
Из экспертного
заключения о двух
панелях настенной
живописи
гуративные и абстрактно геометрические элемен
ты, строит живопись неожиданно яркими и вмес
те с тем сложными цветовыми пятнами, исполь
зуя особенную манеру кладки краски квадрата
ми, что отмечено и в исторических источниках и
требует дополнительного изучения. Стремление
увидеть абстракцию и фигуративную компози
цию как синтез вызывает в памяти живописные
эксперименты других мастеров межвоенной эпо
хи, тяготевших к монументализму. В первую оче
редь, это ряд участников объединения Круг ху
дожников в Ленинграде (Владимир Малагис,
Израиль Лизак, Александр Самохвалов, Вячеслав
Пакулин), художники филоновского круга, такие,
как Василий Купцов, и целая группа мастеров,
обучавшихся во ВХУТЕМАСе в конце 1920 х годов
(Платунова, Адливанкин, Иванов и др.).
Единичность памятника для города и художе
ственная ценность его живописи предъявляет тре
бования о его сохранении и использовании толь
ко в музейных целях. В настоящее время должна
быть проведена полная реставрация живописи,
предстоят работы по удалению поздних загрязне
ний красочного слоя. Вторая задача, стоящая пе
ред специалистами искусствоведами, состоит в
экспертном стилистическом анализе росписей,
более подробной датировке и выявлении близко
го круга памятников.
Надежда ПЛУНГЯН,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
Государственного института искусствознания
Фото из архива семьи Масловых
Роспись Три рабочих в первоначальном виде.
Роспись находилась под слоем обоев и газет.
Лев Термен.
Эта роспись посвящена электрификации.