background image
C
M
Y
K
вторник
k
133, 26 ноября 2013 г.
КРАЕВЕДЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
А.В. Шевченко родился 26 мая 1883
года. Когда мальчику было три года,
умер его отец. Мать вторично вышла
замуж. Работа отчима была связана с
частыми переездами, поэтому Саша в
отсутствие родителей подолгу жил у
бабушки А.И. Добачевской, о которой
сохранил самые тплые и светлые вос
поминания. В е доме он приобщился к
искусству, стал рисовать и писать ак
варелью. На его художественное раз
витие существенное воздействие ока
зали годы учбы в Строгановском учи
лище, частных парижских студиях и
Московском училище живописи, вая
ния и зодчества.
Много интересных, порой бесценных,
сведений о периоде становления ху
дожника можно почерпнуть из книги
под названием А.В. Шевченко. Сбор
ник материалов
(М.: Советский худож
ник, 1980). В первом разделе впервые
опубликованы воспоминания Алексан
дра Васильевича, которые подготови
ла к печати искусствовед Ж.Э. Каганс
кая (19001977). Началось с того, что к
Жанне Эдуардовне в сво время обра
тилась его дочь художница Татьяна
Шевченко с просьбой просмотреть
рукописный материал, который ей уда
лось сохранить после смерти отца. Он
и лг в основу сборника, вышедшего в
свет уже после смерти Жанны Каганс
кой.
В одном из блокнотов художника
есть такая запись:
60 лет жизни. 40
лет работы в области искусства. 35 лет
преподавания. И вот итог жизни. ()
Хочется поговорить о чистой живопи
си, о форме и формализме, о натура
лизме и реализме. Но говорить об этом
так сразу трудно. Поэтому мне хо
чется рассказать обо всм этом, осно
вываясь на личном опыте своей твор
ческой жизни, о том, как и почему я
стал художником Откуда у меня взя
лась страсть к искусству, к анализу
его, к тем или иным выводам. Но я
отнюдь не хочу, чтобы это была авто
биография. Я не так велик и не так
тщеславен, и если у меня и будут неко
торые черты биографического харак
тера, то это только для того, чтобы
яснее выявить последовательность
развития во мне художника
Как пишет Каганская,
в годы войны
А.В. Шевченко, тяжело больной, не вы
ходил из дома, но продолжал держать
кисть в своих руках и, наблюдая из
двух окон той самой квартиры, где он
прожил почти всю свою творческую
жизнь (Спартаковская улица, дом 5,
кв. 15), сумел создать свою последнюю
замечательную серию городских пей
зажей сороковых годов, а по вечерам,
при коптилке писал свои воспомина
ния.
Воспоминания, продолжает Ка
ганская,
написаны на одном дыха
нии, в них нет следа правки самого
автора, за исключением отдельных
зачркнутых слов и строчек. В руко
писном материале нет ни разделов, ни
глав. А.В. Шевченко пишет, что таков
был его замысел.
Тем не менее соста
витель сборника, по е словам,
вы
нуждена была пойти на то, чтобы рас
членить материал на чткие главы, не
нарушая общего ритма повествования,
в противном случае воспоминания, пе
ренасыщенные интересными жизнен
ными фактами, обширным кругом зат
ронутых в них вопросов, перечислен
ных имн, разного рода сведениями,
оказались бы нечитабельными.
Забегая вперд, отметим, что со
ставитель блестяще справилась с по
ставленной задачей и подготовила к
печати замечательные воспоминания
А.В. Шевченко, написанные им, в основ
ном, в 1942, 1943 годах. Они состоят из
четырх глав, которые последователь
но названы составителем так: Первые
шаги, Строгановское училище, Па
риж (1905, 1906), Училище живопи
си, ваяния и зодчества. В нашу задачу
не входит пересказ или обзор всех глав.
Обратимся к последней, четвртой гла
ве, в которой содержится, в частности,
интересующая нас информация о пре
бывании художника в Буркове.
* * *
Но прежде зададимся вопросом:
почему после Строгановского учили
ща и почти двухлетнего пребывания в
Париже А.В. Шевченко пошл в Мос
ковское училище живописи, ваяния и
зодчества (МУЖВЗ)?
Потому что ис
пытывал потребность в более основа
тельных знаниях в области живописи и
рисунка, и, поступая
в МУЖВЗ, он все
свои творческие
помыслы связывал
с живописью, со
станковым искусст
вом. Несмотря на то
что там его не толь
ко несказанно уди
вила, но и разоча
ровала система пре
подавания по срав
нению со Строга
новским училищем,
именно Училище
живописи, ваяния и
зодчества, по при
знанию Шевченко,
дало ему очень мно
го. Здесь он позна
комился с Михаи
лом Фдоровичем
Л а р и о н о в ы м
(18811964).
Это
было решающим
фактором для меня
не только как ху
дожника, как живо
писца, но и челове
ка,
отмечал
Александр Василь
евич. А в воспоми
наниях написал:
Гениальности, ко
нечно, у Ларионова
ни при каких обсто
ятельствах
(он на
ходился в эмиграции.
Л.Г.) не отни
мешь, потому что равного ему живо
писца никогда не было и не будет.
В главе четвртой воспоминаний
читаем о каникулах в период учбы:
Летом мы с Лысенко, Зайцевым и с
семьями уехали на дачу в Бурково, где
ежедневно и помногу работали. Кроме
большого количества этюдов, я сде
лал ещ двенадцать вещей в медаль
онах овальной формы под влиянием
Судейкина, но не в его стиле и не в
стиле XIX века, а своих собственных
автобиографических композиций, те
мой для которых послужили мо дет
ство, сад, бабушка, именины дедушки
с иллюминацией из бумажных фона
риков у нас на даче в лесу под Харько
вом, где у бабушки был хутор. Медаль
оны (я не люблю эту форму) появились
потому, что мне удалось на толкучке
купить овальные лепные золотые рам
ки, небольшие, но очень хорошие и за
30 копеек все 8 штук нельзя же было
им пропадать. Шестивершковые рам
ки ни для чего больше не годились,
кроме как для каких нибудь вещиц ин
тимного характера.
Прошу извинения у читателей за
столь пространную цитату. Она приве
дена полностью, потому что в ней со
держится немало любопытных сведе
ний, например, о приобретении рамок
на толкучке (может, даже в Болшеве!
Л.Г.), о произведениях, созданных в
Буркове. Одновременно возникает ряд
вопросов, на которые следует ответить.
Кто такие Лысенко и Зайцев, которые
вместе с Шевченко и семьями жили и
работали летом в Буркове? В каком
году это происходило? Кому, наконец,
принадлежала дача? Вряд ли самому
Шевченко или его друзьям. Может
быть, кому то из родственников или
знакомых их или их жн? Возможно,
они снимали дачу. И судя по тому, что
все трое жили с семьями, дом был
большой. Не знаю состава семей Лы
сенко и Зайцева (по крайней мере, они
могли приехать с жнами), а в семье
Шевченко к тому времени уже был сын
Лев. Так что дача действительно долж
на была быть просторной.
* * *
Теперь о друзьях Александра Шев
ченко, деливших с ним кров в Буркове.
В именном указателе книги
А.В. Шевченко. Сборник материалов
читаем: Зайцев, Матвей Маркович
(1880?), соученик Шевченко по
МУЖВЗ. Деревенский парень из Мо
гилвской губернии Матвей Зайцев
начальное художественное образова
ние получил в Киевской рисовальной
школе, а затем продолжил обучение в
Московском училище живописи, вая
ния и зодчества, где среди его учите
лей был В.А. Серов. Уже во время обу
чения он активно участвовал в выстав
ках, на которых показывал, в основ
ном, портреты: Портрет (1900), За
вязанием кружева (1901), Мальчик
(1903), В чрном (1904), Пильщик
мрамора (1905), Сстры (1906).
После окончания училища (1907) изве
стность Матвея Зайцева росла, его ра
боты (Портрет артиста С.И. Феоктис
това, Прибой, Утро в Крыму,
Мальчик в лесу, Молодая хозяйка,
Девочки за чаем, Портрет артистки
О.В. Гзовской, Автопортрет, Пе
чальные думы, Присяжный поверен
ный И.А. Фрешкон, Осиротевшие,
Крым, Симеиз) демонстрирова
лись на выставках Товарищества пере
движных художественных выставок и
Московского общества любителей ху
дожеств, членами которых он являлся.
Перед Первой мировой войной
М.М. Зайцев участвовал и в междуна
родных выставках: в 1909 и 1913 годах
в Мюнхене, в 1914 году в Венеции.
В советский период художник про
должал активно работать. Далкий от
экспериментов в изобразительном ис
кусстве, он органично вошл в Ассоци
ацию художников революционной Рос
сии (АХРР), затем в Объединение
художников реалистов (ОХР). Работал
в портретном и бытовом жанрах, писал
много пейзажей. Одними из последних
работ живописца стали Автопортрет
и Московский дворик весной обе
датированы 1939 годом. Его картины
имеются в музеях Козьмодемьянска,
Курска, Пскова, Сум (Украина), Твери.
В разных источниках встречаются раз
ные даты смерти М.М. Зайцева: в од
них 1940 год, в других 1942 год,
но чаще указывается после 1940
года.
Гораздо меньше известно ещ об
одном участнике дружеского триум
вирата. Лысенко, соученик Шевчен
ко по МУЖВЗ, значится в именном
указателе сборника материалов. И вс.
Ни имени отчества, ни дат жизни. По
нашему предположению, это худож
ник Алексей Васильевич Лысенко, 1885
года рождения. Сведений о нм, в том
числе в Интернете, крайне мало. Изве
стно, что он был участником обществ
Московский салон и Искусство
социалистическому строительству
(ИССТР). Первое из них объедине
ние московских мастеров искусства,
возникшее в 1910 году, регулярно уст
раивало выставки живописи, скульп
туры и архитектуры, в которых прини
мал участие и А.В. Шевченко. После
дняя выставка группы художников
Московского салона была показана
в 1920 году в Москве как ХХ выставка
отдела ИзоНаркомпроса.
Вместе с группой художников, в ко
торую входил и Матвей Зайцев,
А.В. Лысенко стал членом учредите
лем Объединения художников реали
стов, работавшего в 19271932 годах
в Москве и Ленинграде. Оно имело
издательство и художественно произ
водственные мастерские, выпускало
плакаты, эстампы, лубки; провело, в
частности, выставки в Москве в 1927 и
1928 годах. Когда объединение распа
лось, к части бывших его членов при
соединились художники Московско
го салона и переименовали ОХР в
Объединение работников изобрази
тельных искусств ИССТР (Искусство
социалистическому строительству),
занимавшееся оформительскими ра
ботами. В 1932 году состоялась выс
тавка Объединения работников изоб
разительных искусств ИССТР, был
издан каталог со вступительной ста
тьй А.М. Скворцова и чрно белыми
иллюстрациями в тексте.
К сожалению, нам не удалось уста
новить дату смерти А.В. Лысенко.
В воспоминаниях Александра Шев
ченко есть такое признание: Были и
ещ у меня (кроме Ларионова.
Л.Г.)
Нынешний год для известного русского живописца Александра Васильевича Шевченко
(18831948) связан с двумя памятными датами: 130 лет со дня его рождения и 65 лет ухода
из жизни. За сравнительно небольшой срок, который отмерила художнику судьба, ему
довелось немало постранствовать. Судите сами. Он родился в Харькове (Украина), в детстве
жил с семьй во Владикавказе и в Ростове на Дону, учился в Москве и Париже, совершил
путешествия в Стамбул и Афины, Египет и Испанию, во время Первой мировой войны жил
и работал в Витебске, Белостоке, Вильнюсе, Ржеве, Зубцове, побывал на Кавказе и в
Крыму А ещ в его жизни и творчестве было плодотворное лето в Буркове, о чм он поведал
в своих воспоминаниях. Но обо всм по порядку.
Уехали на дачу в Бурково
в Школе (так он называл Училище
живописи, ваяния и зодчества.
Л.Г.) хорошие и талантливые друзья
В. Барт,
Лысенко, Зайцев (выделе
но мной.
Л.Г.), Скуйе, Ястржембс
кий. Одни погибли на войне с немца
ми; с другими же, как Барт, Ястржем
бский,
Лысенко (выделено мной.
Л.Г.), я встречаюсь и до сих пор Из
слов художника можно заключить,
что после войны Лысенко был ещ
жив.
* * *
Вс это было потом, гораздо поз
же, а в то далкое, беззаботное лето
трое друзей жили с семьями в Бур
кове, отдыхали, занимались твор
чеством.
Александр Шевченко в сво
их воспоминаниях не называет год,
но пишет:
С осени, хорошо отдох
нув, я начал работать в мастерской.
Тут у Коровина была уже совсем
другая атмосфера, хорошая, род
ная, как будто я опять вернулся в
декоративную мастерскую Корови
на в Строгановку
(там Шевченко
учился у него четыре года и год в
МУЖВЗ.
Л.Г.).
Если учесть, что Александр Василь
евич поступил в 1907 году в натурный
класс МУЖВЗ, где преподавали Абрам
Архипов (Пыриков) и Леонид Пастер
нак, а на следующий год перешл в
мастерскую Валентина Серова и Кон
стантина Коровина, можно утверждать,
что в Буркове он с друзьями находился
летом 1908 года.
А в 1909 году Александр Шевченко
вместе с группой из 67 художников
был исключн из МУЖВЗ, когда до
полного окончания курса оставалось
всего около двух месяцев. В своих
воспоминаниях автор указывает, что
причиной его ухода стала ссора с ин
спектором училища, и ничего не пи
шет об обструкции, устроенной сту
дентами профессору Л. Пастернаку,
который должен был заменить забо
левшего К. Коровина. Бунтарей ис
ключили из училища, по словам од
ного из них (Александра Куприна),
за организацию буянства против Па
стернака. Но Шевченко, придержи
ваясь версии инцидента с инспекто
ром, пишет, что Школу (так он, как
мы помним, называл училище.
Л.Г)
не стал кончать, ушл из не и ран
ней весной уехал на дачу
(не в Бурко
во ли снова? Л.Г.)
писать этюды. И
я уверен, что это принесло мне на
много больше пользы, чем принесло
бы ещ двухмесячное пребывание в
Школе.
Всем предстояло теперь начать
самостоятельную жизнь в области ис
кусства,
продолжает Александр Ва
сильевич.
Но вс же Школа живопи
си сыграла свою роль в мом разви
тии, и очень важную. Я там приобрл те
знакомства, которые затем уже на всю
жизнь определили меня как художни
ка, да и как человека.
Завершаются его воспоминания
горькой констатацией:
Война разлу
чила нас в самый разгар нашей рабо
ты. Возвратясь, мы не нашли друг дру
га: одни убиты, другие застряли за гра
ницей, третьи умерли.
А.В. Шевченко скончался 28 августа
1948 года.
Леонид ГОРОВОЙ
Александр Шевченко. Таким он был, когда приезжал в Бурково.
А. Шевченко, Натурщица, 1908 год. Не исключено,
что эта работа написана в Буркове.