background image
сии. Вот о судьбе таких детей из нижних слов
общества и рассказывает эта повесть, в которой
показано, ценой каких усилий им приходилось про
бивать себе дорогу. Она стоит в одном ряду с
такими книгами, как Жизнь Арсеньева И.А. Бу
нина, Мои университеты А.М. Горького, Дет
ство Тмы, Гимназисты, Студенты Гарина
Михайловского, Юнкера Куприна, и другими.
Все они очень ярко представили предреволюцион
ную Россию и полезны для нашей сегодняшней
молоджи в части познания самих себя и совре
менной жизни. Умер Антон Семнович Макаренко
1 апреля 1939 года в вагоне пригородного поезда
от сердечной недостаточности.
Педагогический опыт Макаренко изучается и
используется как у нас в стране, так и за рубежом.
В Москве в районе Поклонной горы работает Ма
каренковский центр. Такой же центр есть и в
Германии. Московским какое то время руково
дил Антон Семнович Калабалин, сын Семна Ка
лабалина, который был прототипом колониста
четверг
k
134, 28 ноября 2013 г.
В ГОРОДЕ
C
M
Y
K
В нашем городе имя Макаренко присвоено двум
улицам. Одна из них находится в районе Новых
Горок, а вторая проезд Макаренко в Кости
не. Антон Семнович Макаренко фигура миро
вого значения. В 1988 году международная орга
низация ЮНЕСКО пришла к выводу, что способ
педагогического мышления в ХХ веке определили
четыре педагога: Антон Макаренко, Джон Дьюи,
Георг Кершенштейнер и Мария Монтесори. Для
нас фамилия Макаренко связана, прежде всего, с
борьбой нашего общества с беспризорностью в
первые годы советской власти и книгой Педаго
гическая поэма. В этом году мир отмечает 125
лет со дня рождения Антона Семновича.
Антон Семнович Макаренко родился 13 марта
1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харь
ковской губернии в семье рабочего железнодо
рожника. Железнодорожники даже в настоящее
время относятся к элите рабочего класса. А учиты
вая то, что отец Антона Семн Григорьевич Мака
ренко был сиротой, можно говорить о его высоком
интеллекте, да и женат он был на женщине хотя и
из обедневшей, но дворянской семьи Татьяне
Михайловне Дергачвой. Отец был неразговорчив,
иногда даже суров, а мать, наоборот, с живым
характером и чувством юмора. Родители были гра
мотными. Семья выписывала газету Биржевые
ведомости и журнал Нива. Вс это прочитыва
лось. Чета имела пятерых детей: Серафиму (умер
ла во младенчестве), Александру, Антона, Наталью
(умерла в детстве) и Виталия.
Антон рано научился читать и всегда читал мно
го. Вследствие сильной близорукости мало уча
ствовал в детских шалостях. Он закончил четырх
классное училище (гимназии в городе не было),
занимался в нм ещ один год дополнительно. Это
давало право преподавать в начальной школе. Так
началась его педагогическая деятельность. Впере
ди была Первая мировая война. Антона Семнови
ча призвали в учебный отряд, но из за сильной
близорукости он был из него отчислен. Совсем
другая судьба у его брата Виталия. Он окончил
реальное училище, затем военное и стал офице
ром, воевал, был несколько раз ранен.
Наступил 1917 год. Антон Семнович ещ за
долго до этого сошлся с революционным
подпольем, в связи с чем революцию встретил
положительно. К этому времени он окончил педа
гогический институт в Полтаве. На педагогичес
ком поприще он всегда работал с энтузиазмом, а
после революции тем более.
Брат Виталий, как и большинство офицеров,
после революции остался не у дел, без средств к
существованию. Антон Семнович пришл на по
мощь брату. Он взял его преподавателем физ
культуры в школу, в которой был директором,
несмотря на то что новая власть косо смотрела на
бывшего офицера. В конце концов пришло время,
когда Виталию нужно было скрыться. Он перешл
ИМЕНА НА КАРТЕ КОРОЛВА
Макаренко:
далкий и близкий
к белым, был даже офицером контрразведки, но
вскоре ушл в действующую армию и с ней испил
всю чашу до дна. Через Грецию, Болгарию попал во
Францию, где и скончался в весьма преклонном
возрасте. Во Франции им была написана книга
Мой брат Антон Семнович. Воспоминания.
В 1920 году у Антона Семновича начинается
новая страница как в жизни, так и в педагогиче
ской деятельности. К этому времени он уже 15 лет
проработал в школе, впереди были 16 лет работы
с беспризорными детьми в колонии имени Горь
кого и в коммуне имени Дзержинского, писатель
ская и общественная деятельность. Трудясь в ко
лонии и коммуне, он выработал основные поло
жения работы с трудными детьми. Они изложены
в Педагогической поэме и Марше тридцатого
года. Очень большую роль в писательской, лич
ной, да и педагогической судьбе Антона Семно
вича сыграл Максим Горький. Именно он подвиг
нул Макаренко изложить свой опыт в форме ху
дожественного произведения. А перо, как оказа
лось, Макаренко умел держать в руках.
Сегодня принято говорить: Человек творче
ской профессии. При этом имеют в виду худож
ника, артиста и т. д. Однако творчество примени
мо к любой профессии, в том числе и к педагоги
ческой. Основой педагогического опыта Мака
ренко является умение показать каждой конкрет
ной личности и коллективу в целом положитель
ную перспективу их жизненного пути, умение под
вигнуть работать на эту перспективу, показать
роль коллектива в личной судьбе каждого чело
века при социализме и его роль в коллективе.
Основные черты характера Антона Семновича
смелость, оптимизм, тврдость, трезвость ума.
Чтобы говорить с детьми, которые прошли огни и
воды, были готовы даже и к физической расправе,
нужна была смелость. При этом Макаренко был
человеком невысокого роста, очень близорук, с
больным сердцем. Смелость была нужна и для
борьбы с педологией, которая делала уклон в сто
рону фатальной предопределнности судьбы ре
бнка исходя из социального положения семьи и
стечения обстоятельств. Хотя он и не отрицал того,
что бывают дети, не поддающиеся воспитанию, но
таких мало, о чм прямо говорится в Педагогичес
кой поэме. При этом Антон Семнович понимал
влияние на подростка окружающей среды, что его
питомцы, выходя в жизнь, столкнутся и с конку
ренцией, и с необходимостью решения материаль
ных проблем. Поэтому он с осторожностью вносил
дух соревновательности в трудовой процесс, вы
давал ребятам карманные деньги и т. д. Макаренко
готовил их к жизни. Смелость он проявил и тогда,
когда удочерил дочь брата Олимпиаду. Ведь Вита
лий был белым офицером.
Особняком в творчестве Антона Семновича сто
ит повесть Честь. В царской России существовал
закон, по которому кавалеры Георгиевского креста
вне зависимости от сословия могли учить своих
детей бесплатно во всех учебных заведениях Рос
Начало пути
На переломе
Творчество
Последователи и потомки
Наталья Александровна, тради
ционно всеми вопросами примных,
или, как сейчас говорят, замещаю
щих семей занимаются сотрудники
служб социальной защиты населе
ния. Хотя, конечно, поддержка педа
гогов психологов в ситуациях с усы
новлением детей далеко не лишняя.
Как вы считаете, почему именно сей
час было принято решение о созда
нии соответствующего подразделе
ния в рамках системы образования?
Решение проблемы социально
го сиротства сегодня является од
ним из приоритетных направлений
политики государства. Упрощение
процедуры оформления опеки и усы
новления, материальное стимулиро
вание различных форм семейного
устройства детей, введение допол
нительных социальных льгот для
семей, принявших ребнка инвали
да, те первоочередные меры, ко
торые предпринимаются правитель
ством в сфере охраны детства. При
этом, если не подкреплять их разно
образными способами нематериаль
ной поддержки планируемой или уже
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Пусть радость живт в семье
С недавнего времени в Королве организовано психолого
педагогическое сопровождение замещающих семей
семей, готовящихся к принятию ребнка, усыновивших или
взявших под опеку (на попечительство) детей сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Соответствую
щий отдел создан в муниципальном бюджетном образова
тельном учреждении Учебно методический образователь
ный центр (МБОУ ДО УМОЦ). Подробнее об этом по
нашей просьбе рассказывает заместитель директора УМОЦ
Наталья ЛОБАНОВА.
сформировавшейся замещающей
семьи, замечательные слова чу
жих детей не бывает так и останут
ся красивой, но малообоснованной
декларацией. Профилактика отказов
от ребнка, успешное прохождение
адаптационного периода в жизни
семьи, подготовка примных роди
телей те первостепенные задачи,
которые могут быть эффективно
решены в условиях совместного пре
одоления трудностей становления и
развития замещающей семьи.
Отрадно, что возможность пла
номерного сопровождения замеща
ющей семьи со стороны специалис
тов по детскому развитию, психоло
гии семейных отношений, обучению
ребнка теперь есть и в Королве.
Расскажите немного о новом отделе
УМОЦ.
В штате отдела состоят специ
алисты: семейный психолог, учи
тель дефектолог, социальный педа
гог. Их помощь позволяет замещаю
щей семье справляться с возникаю
щими трудностями не в одиночку.
Участие семейного психолога полез
но в решении вопросов трудного
поведения ребнка, в поиске выхода
из конфликтной семейной ситуации,
в подготовке к принятию ребнка в
семью. Обратиться к учителю де
фектологу стоит, когда заметны
трудности в обучении ребнка, не
обходимо определить его индивиду
альные особенности и их влияние на
последующее развитие. Социальный
педагог поможет семье выбрать оп
тимальную форму досуга ребнка и
наладить взаимодействие с образо
вательными учреждениями.
На каких условиях горожане мо
гут обратиться к этим специалис
там?
Все консультации наших спе
циалистов бесплатные. Для того что
бы прийти на встречу, достаточно
записаться по телефону: (495) 511
07 34 или (495) 511 13 11. Встречи
проходят в МБОУ ДО УМОЦ по ад
ресу: ул. Пионерская, д. 22. Пусть
радость живт в семье так наши
сотрудники характеризуют единое
предназначение своей работы.
Нина ИВАНОВА
Семна Карабанова из Педагогической поэмы.
Антон Семнович Калабалин долгое время жил в
Королве, работал директором школы 15, а за
тем ПУ 72. У Макаренко своих детей не было,
но в семье их было двое: сын его жены от первого
брака Лев и дочь его брата Олимпиада. В нашем
городе живт и трудится Татьяна Львовна Лебе
дева, дочь Льва Макаренко. Она преподат биоло
гию в ПУ 89. Дети же Олимпиады Макаренко
тесно связаны с театром и кино: дочь народная
артистка СССР Екатерина Васильева, а сын
Васильев Макаренко кинорежисср.
Скоро мы будем отмечать юбилей Болшевской
трудовой коммуны. Антон Семнович Макаренко
был в ней. Он даже хотел обосноваться в Болше
ве, но ему не удалось это осуществить. Однако его
мечту воплотила в жизнь жена. Их дом находится
в районе Валентиновки.
Таким образом, в нашем городе недаром две
улицы названы в честь Макаренко педагога с
мировым именем.
Раиса СТЕПАНОВА
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Проезд Макаренко в Костине.
Улица Макаренко в Новых Горках.