background image
четверг
k
137, 5 декабря 2013 г.
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
160
К 90 ЛЕТИЮ БОЛШЕВСКОЙ ТРУДОВОЙ КОММУНЫ
Рассмотрим версии, как князь Чегодаев попал
в нашу трудкоммуну, а их существует несколько.
Версия 1 из книги Светланы Гладыш Дети
большой беды, где написание фамилии Чага
даев. 1918 год. Москва. На Николаевском вокзале
задерживают очередную недобитую контру, кото
рая представилась солистом оркестра народных
инструментов Василия Андреева князем Чагадае
вым. Из милицейского участка князь написал пись
мо ни много ни мало, как председателю ВЧК
Ф.Э. Дзержинскому. В наше время трудно пове
рить в такой демократизм, но об этом пишет сын
Александра Сергеевича Сергей Александрович Ча
гадаев. В конечном итоге в 1924 году Чагадаева
пригласили на Лубянку, где его лично принял
Дзержинский и предложил ему должность воспи
тателя в Болшевской трудовой коммуне. Так князь
стал руководителем оркестра народных инстру
ментов, составленного из коммунаров.
Версия 2 из книги Р.Д. Позамантир и
Л.К. Бондаренко К космическим высотам из
глубины веков. На странице 156 й читаем:
...и А.С. Чагадаева, артиста оркестра народных
инструментов В.В. Андреева, пригласил сам По
гребинский.
Версия 3 как рассказывает об этом эпизоде
внук Чагадаева:
Уезжать из России Александр
Сергеевич не захотел. Его посадили. Естественно,
в расстрельную камеру. Уж не знаю, как там
произошло, но по счастливой случайности там, в
углу, оказалась гитара. Видимо, прежний арес
тант оставил. И дед начал наигрывать какую то
мелодию. Охранники доложили начальству. Уди
вительно, но через пару дней Александра Серге
евича освободили и направили в Болшевскую
трудовую коммуну по перевоспитанию правона
рушителей обучать детей музыке.
Версия 4 кажет
ся наиболее полной и
правдоподобной, из
ложена в статье М.С.
Свидзинской Вели
корусский оркестр
заключнных Таган
ской тюрьмы (1919
1921 гг.). Она не ис
ключает встреч Чага
даева ни с Дзержин
ским, ни с Погребин
ским и объединяет
три предыдущие.
П р о д о л ж е н и е м
традиции великорус
ских оркестров стал
оркестр заключн
ных, появившийся в
Таганской тюрьме в
начале 1919 года.
Организовал его
заключнный
князь А.С. Чагадаев.
Помогал ему другой заключнный
С.М. Сухотин, бывший поручик, участ
ник убийства Г. Распутина, муж двою
родной сестры Чагадаева извест
ной пианистки И. Горяиновой Чагада
евой. (По рассказам внука, Ирина Ча
гадаева родная сестра Александра
Сергеевича, музыкант виртуоз и уче
ница композитора А.К. Глазунова.
В.К., О.М.).Оба они в 1918 году работа
ли в Главном управлении по снабже
нию металлами Расмеко и были аре
стованы по делу Расмеко за вымо
гательство взяток.
Чагадаев и Сухотин обвинялись в
том, что,
состоя на службе Советской
республики... они по взаимному между
собою соглашению вымогали взятки
у владельцев металлургических фаб
рик, задерживая отпуск металлов и
отказывая в нм.
Хотя серьзных об
винений против Сухотина и Чагадаева
у трибунала не было, обвинитель
Н.В. Крыленко потребовал для них
высшей меры наказания, и суд приго
ворил их к расстрелу. Однако вскоре
по решению Президиума ВЦИК смерт
ная казнь была заменена на бессроч
ное лишение свободы с принудитель
ными общественными работами. Осе
нью 1919 года Сухотин и Чагадаев были
определены для исполнения наказа
ния в Таганскую тюрьму. При поступ
лении в не оба заполнили специаль
ную анкету Сведения о заключнном.
В графе 23 (По каким причинам совершил
преступление, а если их было несколько, то каж
дое из них) оба написали, что не считают себя
виновными, а преступление совершнным.
Их идею организовать в
тюрьме оркестр поддержал
Центральный карательный
отдел Наркомата юстиции
РСФСР, в чьм ведении на
ходилась тюрьма. С мая
1918 года отделом руково
дил Л.А. Саврасов. Он и его
сотрудники решили, что
оркестр дело нужное для
агитации в воинских частях.
Его численность состав
ляла в разное время 1418
человек. Занятые в нм зак
лючнные были выходцами
из разных социальных
групп, разных возрастов,
каждый со своей судь
бой. Их объединила Таган
ка. Для каждого оркестран
та не только любовь к музы
ке стала важным мотивом
для участия в оркестре. Это
давало возможность пери
одически покидать стены
тюрьмы для игры на кон
цертах митингах и надежду
на сокращение срока зак
лючения.
30 декабря 1920 года по
становлением Московской
распределительной комис
сии начальнику Таганской
Окончание. Начало в номере от 21 ноября.
тюрьмы было предложено обратить четверых
заключнных, включая С.М. Сухотина и А.С. Чага
даева, на принудительные работы без содержа
ния под стражей. Но, как было особо оговорено, с
правом оставления в тюрьме впредь до осво
бождения всего Великорусского оркестра. Та
ким образом, этим заключнным, по сути, был
предоставлен выбор: либо выйти на свободу, либо
остаться в тюрьме. Судя по всему, московское
тюремное начальство хотело сохранить хорошо
зарекомендовавший себя оркестр. Все четверо
предпочли остаться в тюрьме.
10 января 1921 года Сухотин написал заведую
щему Центральным карательным отделом Нарком
юста заявление:
Вследствие состоявшегося по
становления о мом освобождении из тюрьмы на
принудительные работы без лишения свободы,
с одной стороны, а с другой стороны, моего жела
ния не расставаться с Великорусским оркестром,
в коем я состою, а выйти с ним на волю одновре
менно, прошу Вашего разрешения впредь до
освобождения всего состава оркестра остаться
мне в стенах тюрьмы.
Свою подпись под этим
заявлением поставил и его друг князь Чагадаев.
Освободиться из тюремного заключения в пол
ном составе, путм направления на принудитель
ные работы без лишения свободы, оркестру уда
лось лишь благодаря ходатайству Центрального
карательного отдела, направленному ВЦИК. Это
ходатайство ВЦИК удовлетворил. Освободили
даже тех, кому несколько раз отказывали в амни
стии и сокращении срока.
В один день, 16 февраля 1921 года, из Таган
ской тюрьмы вышли 14 оркестрантов, включая
Сергея Михайловича Сухотина и Александра Сер
геевича Чагадаева.
После освобождения оркестр переехал в обще
житие Центрального карательного отдела. Оркес
транты получили продовольственный пак. Впе
реди Великорусский оркестр Таганской тюрьмы
ждали выступления на концертах митингах и про
чих советских массовых празднествах.
Неудивительно, что А.С. Чагадаев оказался в ком
муне НКВД в качестве создателя и руководителя
оркестра. Существует фотокопия контракта с труд
коммуной, где неоднократно указан князь Чагадаев.
В книге С. Гладыш приводится письмо Бюро
оркестра М.С. Погребинскому, в котором гово
рится о его руководителе А.С. Чагодаеве. Есть на
него и ссылка редакции, что
правильное написа
ние фамилии ЧАГАДАЕВ. Приписка Погребин
ского в углу этого письма:
Тов. Ягода, прошу
Вашего распоряжения (а то никто не догадается)
поощрить Чегодаева в связи с 25 летием его
музыкальной деятельности. Погребинский.
Есть и приказ народного комиссара внутренних
дел Союза ССР Г. Ягоды О десятилетии Болшев
ской коммуны. В одном из списков награждн
ных часами с надписью Стойкому строителю
трудкоммуны от НКВД за активную работу по
организации, строительству и развитию трудком
муны есть и знакомая фамилия: Чегодаев Алек
сей (а не Александр, как это сказано в книге
Светланы Гладыш) Сергеевич. И результатом стал
подаренный прекрасный письменный прибор с
надписью: А.С. Чегодаеву организатору и ру
ководителю оркестра народных инструментов в
трудовой коммуне 1. В день 25 летия музы
кальной деятельности. От Центрального бюро
актива и культполитсовета. 24/VII 1934 г. На
фотографии, предоставленной потомками князя,
этот прибор хорошо виден.
Давно витает в воздухе идея создания музея
Болшевской трудовой коммуны. Это очевидно
для каждого королвца. Дело за практической
реализацией.
И браться за не надо профессионально, вести
исследовательскую музейную работу. История
Болшевской коммуны это не только огромный
пласт истории города, но и всей страны. Пока же
на эту тему в Историческом музее Королва есть
только несколько стендов, а материала собрано
на большую интересную экспозицию и есть много
идей для е расширения.
P.S. Художник князь Александр Сергеевич
Чегодаев обещал приехать к нам в город. Воз
можно, он напишет несколько картин, а газета
сделает отдельную публикацию именно о его
творческих работах.
Владимир КУЛЬТИН, Ольга МЕЛЬНИКОВА
А.С. Чагадаев
оказался в
коммуне НКВД
в качестве
создателя и
руководителя
оркестра.
А.С. Чегодаеву организатору и руководителю оркестра народных инструментов в трудовой коммуне 1.
В день 25 летия музыкальной деятельности. От Центрального бюро актива и культполитсовета. 24/VII 1934 г.
Из князей в коммунары
Из князей в коммунары
Из князей в коммунары
Из князей в коммунары