background image
C
M
Y
K
Ведущий
Валерий
СОКОЛОВ
четверг
k
140, 12 декабря 2013 г.
Служу путешественникам!
Обложка книги Фдора Конюхова для детей.
Автор статьи с Фдором Конюховым.
антрополог, биолог и путешествен
ник, изучавший коренное населе
ние Юго Восточной Азии, Австра
лии и Океании, в том числе папуа
сов Новой Гвинеи.
В.С.). Это было
в МГУ. Я подошл к диссертации как
художник и рассказывал о Миклу
хо Маклае как о художнике. Вижу,
меня не понимают, говорят, прекра
тите, у вас немного другая тема. А в
принципе что такое диссертация?
Это определнное количество лис
тов, которые надо подшить. И я из
даю книжку о Миклухо Маклае! Бах
е на стол диссертационной комис
сии. Они: Вы не правы, надо по
другому! Но когда они увидели,
что книга с рисунками и фотогра
фиями, которые я сделал в Австра
лии Конечно, я нарушил какие то
правила. Но я был уверен в себе!
Комиссия ещ немного покаприз
ничала, но деваться ей некуда, и
степень мне присудили.
Какая страна может считаться
великой морской державой? Та, ко
торая в океане сделала что то выда
ющееся. В начале 90 х годов про
шлого века французами был учреж
дн Кубок Жюля Верна для яхтсме
нов. Задача: выйти из пролива Ла
Манш (отделяет Англию от Фран
ции.
В.С.) и обогнуть земной шар
за 80 дней.
Наша справка. Кубок Жюля Вер
на это приз за самую быструю
безостановочную гонку вокруг зем
ного шара на любом классе яхт, с
экипажем, численность которого
неограничена, и без остановок в пор
тах. Эти соревнования получили сво
название в честь героев приключен
ческого романа Жюля Верна Вок
руг света за 80 дней. Маршрут та
ков: старт в проливе Ла Манш
экватор мыс Доброй Надежды
(Южная Африка) мыс Люин (Ав
стралия) мыс Горн (Южная Аме
рика) экватор Ла Манш. Про
тяжнность маршрута 28 000
миль, или 50 400 км. Приз Жюля
Верна существует в единственном эк
земпляре и является переходящей
наградой тому, кто установит рекорд
кругосветного плавания.
Сначала лидировали францу
зы, в 1992 году они прошли за 79
дней и 16 часов на яхте катамаране,
потом англичане за 75 дней, затем
французы за 72. И пошло поехало!
Американец Стив Фоссет прошл за
58 дней, но французы побили его
рекорд 50 дней! А в феврале это
го года экипаж француза Люка Пер
рона на тримаране завершил кру
госветку за 45 дней. Я ночью почти
не сплю, новости по радио слушаю.
Услышав про новый рекорд, я среди
ночи звоню своему сыну: Оскар, не
могу заснуть! Люк Перрон обошл
Землю за 45 дней! А он: Папка!
Шесть миллиардов людей спят спо
койно, а ты не спишь! Ложись! А я
не могу спать спокойно, потому что
на земном шаре нет техники быстрее
яхт. Это же переворот в мысли! А
люди спокойны, идут утром на мет
ро, бутерброды кушают, жареных
курей покупают и не подозрева
ют, что мир перевернулся. Невоз
можно скорость такую держать! Брат
Люка Бруно Перрон прошл этот путь
за 50 дней, и в своей книжке напи
сал, что выжимал из катамарана 110
процентов его возможностей. Я ду
маю, как так можно? А Люк прохо
дит этот путь за 45 дней и говорит,
что мы немножко притормажива
ли. То есть они могли ещ пару
дней срезать! (На лице отца Фдора
неподдельный восторг.
В.С.).
Это ж фантастика!
Парусные суда сейчас быстрее мо
торных. Нет в мире такого двигате
ля, который помог бы судну пройти
вокруг света за 80 дней! Атомная
подлодка может 68 часов идти со
скоростью 3542 узла, но потом дол
жна сбросить скорость до 18 узлов,
иначе турбины сгорят. Ураган дви
жется со скоростью 250300 миль в
сутки. Яхты и катамараны могут идти
сквозь ураган, а корабли покрупнее
крейсеры, авианосцы, катера
уходят от урагана или стоят в штор
ме на одном месте (штормуют).
И мы хотим построить парусную
яхту и за 80 дней обогнуть земной
шар. Тогда мы тоже станем океан
ской державой!
Я с детства люблю футбол, но не
смотрю его. Нынешним футболис
там миллионы платят, а они медлен
но кинут мяч и бегут. Нет, я не про
тив футбола, но как же тяжело его
смотреть! Скукотища полная! Дру
гое дело океанские яхты. Там эки
паж вкалывает день и ночь. 14 чело
век 4550 дней работают и работа
ют. И при этом рискуют! Судно каж
дую секунду может перевернуться.
Члены экипажа даже не пристгива
ются. Потому что если пристгнутый
человек выпадет за борт, то получит
такой удар, что его просто разорвт.
Представляете, какая скорость, ка
кая динамика! Туда, конечно, идут
рыцари, там же денег не платят. На
оборот, чтобы попасть на эту океан
скую гонку, надо самому заплатить.
Как же тяжело мы сейчас осва
иваем космос, как будто Господь Бог
отводит мысль нашу! В 60 х годах у
нас был большой рывок. Но потом
мы заявили, что будем размещать на
Луне военные базы, прятать там ра
диоактивные отходы... Луна не для
этого! И тогда Господь Бог сбил
мысль человека, и вот уже 40 лет мы
стоим на месте, ничего не можем
сделать. Потому что мысль была не
правильной! Зачем работать на кос
мические войны? Надо развивать
духовное. А на Марс человек не смо
жет полететь, пока не освоит Луну.
Я на яхтах прошл 380 тысяч миль,
а от Земли до Луны в среднем 384
тысячи километров. Считай, что я к
Луне и обратно сходил в одиночку.
Конечно, маленькое по космическим
меркам расстояние
Наши разработчики предложи
ли проект батискафа для погруже
ния в самую глубокую морскую впа
дину Марианскую. Это очень до
рогой проект стоимостью 100 мил
лионов долларов. И к тому же при
эксплуатации этого батискафа воз
никнет много проблем при опуска
нии на глубину и подъме. А в Авст
ралии сделали батискаф на других
принципах и гораздо дешевле (всего
за 7 миллионов долларов). И на этом
батискафе кинорежисср Кэмерон
успешно опустился в Марианскую
впадину.
В экспедиции к Северному по
люсу мы использовали две системы
спутниковой навигации: GPS и нашу
ГЛОНАСС. И что выяснилось: их спут
ники дают ошибку в определении ме
стонахождения до 30 метров, наши
до 9 километров. Мы потом всем
говорили, что шли по ГЛОНАСС, а на
самом деле по GPS!
В ближайшее время собираюсь
на гребной лодке Тургояк в оди
ночку переплыть Тихий океан. Скоро
лечу в Чили, а оттуда, из порта Валь
параисо, стартую в Австралию. Фи
ниш в порту Брисбон. В океане буду
находиться 200220 дней. Заходов
куда либо не предусмотрено. Все про
дукты с собой. Дистанция пример
но 16 800 километров. Чтобы е прой
ти, надо сделать примерно 4 милли
она пятьсот тысяч гребков. На попут
ном ветре гребок двигает лодку на 8
метров, при встречном на 2. Пита
ние в основном сублиматы рас
считано на получение 6000 калорий в
день. Но необходимое количество
питания взять не получается объм
лодки не позволит. Придтся питать
ся умеренней. Та лодка, на которой я
в 2002 году переск Атлантику, была
7 метров длины и сделана из стекло
пластика (весила 250 кг). А Турго
як сделана из углепластика, длина 9
метров и весит столько же. Мне пред
стоит заняться и научной програм
мой: сможет ли человек грести 200
дней без остановки, кушать одну и ту
же пищу, пить опресннную воду (оп
реснитель на солнечных батареях).
Для нагрева пищи необходимо брать
50 альпинистских газовых баллончи
ков, но возьму меньше (дефицит
объма!) из расчта один баллон
чик на неделю.
Свой путь мы страхуем (2 миллиона
долларов). Заметьте, страхуется сам
путь, а не яхта! Маршрут разбит на уча
стки страхования: чилийский, новозе
ландский и т. д. Чилийцы пока не хотят
страховать, потому что у них военные
корабли слабые, устарелые, уйдут в море
на 5 дней и могут не вернуться. Их самих
спасать придтся! Если с Чили не дого
воримся, тогда лодку перевезм в Перу,
и я оттуда стартую. Это, конечно, удли
няет путь, и там есть течение Гумбольд
та, его придтся медленно пересекать.
Пока чилийцы не дают добро. Мы
подключили Артура Чилингарова, наше
посольство, но пока чилийские военные
не соглашаются нам помочь.
В этом путешествии, как и прежде,
со мной на связи будет сын Оскар. Его
задача отслеживать мой путь в Ин
тернете в режиме он лайн (любой че
ловек сможет узнать о нахождении
Фдора Конюхова в Тихом океане, зай
дя на его официальный сайт.
В.С.).
Для меня очень важно первым прой
ти через Тихий океан за 200 дней (или
больше). А кто уж пойдт за мной, тому
придтся бить рекорд, а это сложнее.
После Тихого океана собираюсь
на упряжках пройти Гренландию, Ка
наду, Аляску и Чукотку. Эти планы зай
мут три года. Но если построим новую
лодку, северные путешествия будут от
ложены, и на первом плане станет гон
ка на лодке вокруг света за 80 дней. И
если губернатор Тульской области Вла
димир Груздев (бывший предпринима
тель, уроженец Болшева!
В.С.) со
гласится профинансировать, то будем
строить подводный аппарат для погру
жения в Марианскую впадину, чтобы
е исследовать.
Конюхов подарил нам свои книги
детскую Как я стал путешественни
ком и альбом с фотоиллюстрациями
своих картин. Затем он провл нас в
свой храм, где мы поставили свечи за
успех всех путешественников. Приме
чательно, что подставка храмового под
свечника сделана из якорных лап. Гос
теприимный хозяин проводил нас, и
мы ещ долго с ним беседовали на
улице, за оградой. Мо внимание при
влк стоящий у входа памятник Иоанну
Третьему.
Отец Фдор, откуда он? спра
шиваю.
Знакомые художники подарили!
Они сделали его, но нигде не могли
пристроить. Иоанна нигде не принима
ют, все хотят Петра Первого!
На одной из башенок оградки стоит
петушок. Конюхов поясняет:
За границей петушки на шпилях
костлов стоят. Я вс думал: Ну, что
они, креста боятся? А это, оказывает
ся, из истории. Иисус Христос как то
сказал апостолу Петру: И три раза
петух не пропот, ты отречшься от
меня. Так и случилось. И тогда стали
ставить на костлах петуха, чтобы люди
не отрекались от Иисуса Христа. Это
своего рода символ верности!
На прощание отец Фдор благосло
вил каждого из нас. У него по мужски
крепкая рука и необычно тплая ла
донь. От е прикосновения ощущаешь
прилив доброй энергии, если можно
так выразиться.
Пытливый читатель наверняка меня
спросит: а зачем нужны эти экстре
мальные путешествия? Во имя чего
Фдор Конюхов выбрал себе это край
не рискованное занятие? Отвечу сло
вами самого Фдора, взятыми из его
книжки для молоджи.
Цели у путешествий могут быть раз
нообразными, но это всегда очень ин
тересно. Ведь каждое путешествие
это увлекательное приключение, пол
ное неожиданностей и испытаний, это
встречи с новыми людьми и приобре
тение новых знаний.
И есть одно непременное условие:
настоящий путешественник должен
очень любить сво дело. Любить море
и горы, пустыни и снега, любить китов
и белых медведей, любить свежий ве
тер и россыпи звзд на ночном небе.
Всю нашу прекрасную Землю путеше
ственник должен бережно и с любовью
хранить в свом сердце. Иначе никакой
ты не путешественник!
12 декабря Фдору Конюхову ис
полнится 62 года. В этот день он дол
жен стартовать в сво Великое Тихоо
кеанское путешествие
. Пожелаем же
отцу Фдору великому российскому
мореплавателю Фдору Конюхову
успешного финиша в Австралии.
Валерий СОКОЛОВ
Фото автора
Кубок Жюля Верна
О космосе
О батискафе
О навигации
Об одиночном
плавании через
Тихий океан
О планах
на будущее
Благословение
отца Фдора