background image
вторник
k
142, 17 декабря 2013 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОРОЛВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОРОЛВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 29 ноября 2013 года 2392
Об утверждении муниципальной программы города Королва Московской области на 20142018 годы
Культура города Королва
В целях повышения качества жизни населения города Королва Московской области путм развития услуг в сфере культуры
и туризма, в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ города Королва Московской
области, их формировании, реализации и оценки эффективности, утвержднным постановлением Администрации города
Королва Московской области от 3 сентября 2013 года 1690, постановлением Администрации города Королва Московской
области от 10 сентября 2013 года 1726 Об утверждении Перечня муниципальных программ города Королва Московской
области, реализация которых планируется с 2014 года, руководствуясь Федеральным законом Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом города Королва Московской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить муниципальную программу города Королва Московской области на 20142018 годы Культура города
Королва (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете Калининградская правда и разместить его на официальном сайте
Администрации города Королва Московской области Наукоград Королв (www.korolev.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Администрации города
Н.П. Гринько.
Руководитель Администрации города А.А. КАНАЕВ
Муниципальная программа
города Королва Московской области на 2014 2018 годы Культура города Королва
ПАСПОРТ
муниципальной программы города Королва Московской области на 20142018 годы Культура города Королва
*Объм финансирования подлежит уточнению в очередном финансовом году.
1. Общая характеристика сферы культуры города Королва Московской области, основные проблемы,
инерционный прогноз е развития
1.1. Общая характеристика сферы культуры
1. Город Королв Московской области принадлежит к числу городов, богатых объектами культурного наследия.
На сегодняшний день на территории города Королва Московской области расположено 34 объекта культурного наследия,
поставленных на государственную охрану, в том числе:
федерального значения (памятник истории и культуры) 1;
регионального значения (памятники истории и культуры) 12;
выявленные объекты (памятники истории и архитектуры) 3;
выявленные объекты (памятники археологии) 18.
К объектам культурного наследия, находящимся в пользовании учреждений культуры, относятся: Усадьба А.Н. Крафта
Костино, нач. 20 века (главный дом, дом садовника, оранжерея, дом, в котором жил и работал В.И. Ленин); Дом, в котором
в 19361954 годах жил и работал писатель, театровед и священник С.Н. Дурылин; Дача, где в 1939 году жила поэтесса М.И.
Цветаева; Производственное помещение бывшей фабрики Ф. Рабенека, кон. 19 века; Здание церковно приходской школы,
18621863 годы.
2. Город Королв Московской области обладает большим информационным, культурно воспитательным потенциалом,
который представлен тремя муниципальными музеями, подведомственными Комитету по культуре Администрации города:
МБУК Королвский исторический музей; МБУК Мемориальный Дом музей С.Н. Дурылина; МБУК Мемориальный Дом
музей Марины Цветаевой в Болшеве.
В настоящее время, после проведнных в 2012 году ремонтно реставрационных работ, МБУК Мемориальный Дом музей
Марины Цветаевой в Болшеве включн в туристические маршруты региональных, общероссийских, зарубежных туристи
ческих фирм, а также музей планирует принимать участие в ежегодных международных и региональных туристических
выставках.
3. Основной объм библиотечно информационных услуг населению города Королва оказывают общедоступные библио
теки. В настоящее время сеть библиотек города Королва состоит из МБУК Централизованная библиотечная система,
которая включает в себя 14 библиотек, в т. ч. 2 детских, 1 юношеской.
4. Профессиональное искусство города Королва Московской области представлено следующими учреждениями куль
туры:
МБУК Королвский духовой оркестр;
МБУК Ансамбль народной музыки Сувенир;
МБУК Театр юного зрителя.
Концертными организациями за период с 2010 по 2012 год было организовано более 340 мероприятий, которые посетили
более 225 тыс. человек.
МБУК Театр юного зрителя является без преувеличения одним из самых посещаемых учреждений культуры нашего
города. Репертуарная политика театра ориентирована главным образом на детей и юношество, но постепенно расширяется
и обогащается спектаклями, предназначенными для публики старшего возраста. За последние три года (20102012 годы)
проведено 389 спектаклей (обслужено более 118 тыс. зрителей). Число новых постановок (20102012 годы) составило 14
спектаклей.
Большой популярностью пользуются исторические реконструкции, подготавливаемые театром к различным знамена
тельным датам для общегородских праздников.
5. Повышение качества жизни населения самым непосредственным образом связано с повышением запросов на
расширение культурного пространства и повышение качества досуга, что, в свою очередь, влечт и изменение взгляда на
организацию культурно досугового пространства и на организации культуры, которые формируют городское пространство
и имидж территории.
Одними из наиболее востребованных со стороны населения и гибких к новым формам экономического развития являются
городские парковые пространства, совмещающие в себе экологическую среду и рекреационную составляющую.
Парк культуры и отдыха является учреждением культуры, основная деятельность которого направлена на оказание
населению разносторонних услуг в сфере культуры и досуга (из Приказа Минкультуры России от 25 мая 2006 года 229 Об
утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских
поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традици
онного народного художественного творчества).
В результате за последние годы в Московской области сложились следующие формы организации парков:
1. Парки, являющиеся культурно досуговыми учреждениями, учт которых ведтся в соответствии с требованиями
федерального статистического наблюдения за деятельностью парков культуры и отдыха, а также их объединений.
2. Рекреационные зоны, прилегающие к культурно досуговым учреждениям и являющиеся структурными подразделени
ями этих учреждений.
3. Зелные рекреационные территории муниципальных образований, обслуживаемые муниципальными унитарными
предприятиями жилищно коммунального хозяйства, управляющими компаниями.
Общее количество парков различных организационно правовых форм в городе Королве Московской области в соответ
ствии с Реестром парков Подмосковья составляет 3 единицы. К ним относятся:
центральный городской парк им. М.И. Калинина;
парк у ДиКЦ Костино;
парк у пруда.
6. На современном этапе развития мировой экономики туризм является одной из самых перспективных и прибыльных
отраслей. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают экономическую и социальную значимость туризма, которая
отражается в формировании валового внутреннего продукта, создании новых рабочих мест, обеспечении продуктивной
занятости населения, повышении доходов бюджетов всех уровней и др.
В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе
на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективных средств
размещения, транспорта, связи, торговли, производства сувенирной и иной продукции, питание, сельского
хозяйства, строительства и других отраслей, тем самым выступая катализатором социально экономического
развития города.
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма являются:
содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для е развития;
определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
создание основ современной индустрии туристско рекреационных услуг и повышения е конкурентоспособности на
международном рынке;
поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Город Королв Московской области обладает большим туристским потенциалом.
Основываясь на приоритетах государственной политики, целью подпрограммы Развитие туризма в городе Королве
Московской области является повышение конкурентоспособности туристского рынка города Королва, удовлетворяющего
потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение данной цели будет обеспечиваться решением трх задач:
1. Развитие рынка туристских услуг, развитие внутреннего и въездного туризма на территории города Королва.
2. Продвижение туристского продукта, предоставляемого на территории города Королва, на мировом и внутреннем
туристских рынках.
3. Развитие туристской инфраструктуры.
Решение поставленных задач будет обеспечено путм эффективного взаимодействия органов исполнительной власти
Московской области, муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций, осуществляющих дея
тельность в сфере туризма.
7. Город Королв одна из ведущих культурных площадок Московской области. Для выхода на новый уровень развития
необходимо достижение новых горизонтов культуры, расширение условий доступа к услугам культуры ещ большего
количества людей и в особенности молоджи.
1.2. Основные проблемы в сфере культуры
1. Более 60% объектов культурного наследия не обеспечены утвержднными зонами охраны, что угрожает их сохранности
в их исторической среде и традиционному восприятию.
Одной из важнейших задач муниципальной программы города Королва Московской области Культура города Корол
ва (далее Программы) является организация мероприятий, связанных с процессами управления и распоряжения
объектами культурного наследия и территориями, на которых они расположены, находящимися в пользовании учреждений
культуры, с целью повышения их инвестиционной привлекательности и эффективности использования.
Для выполнения этой задачи в Программу включены мероприятия, направленные на решение вопросов по оформлению
охранных зон объектов культурного наследия, создание единой информационной системы, необходимой для управления
указанными объектами культурного наследия. Основное внимание в Программе уделяется проведению комплексных
ремонтно реставрационных работ объектов культурного наследия.
Однако для наиболее полной реализации имеющихся возможностей необходимо решить ряд существующих проблем в
музейном деле, связанных со слабой материально технической базой.
Популяризация объектов культурного наследия и музейных ценностей в настоящее время проводится муниципальными
музеями путм оказания услуг и через печатные издания.
2. Уровень и качество предоставляемых услуг в музеях города не всегда в полной мере соответствуют потребностям
жителей в информационном обеспечении. Спрос на музейные услуги определяется рядом показателей, в числе которых
информационная доступность, современность и техническая оснащенность музейных экспозиций, сменяемость выставок,
наличие инфраструктуры для прима посетителей, наличие помещений и специального оборудования для организации как
массовых, так и семейных мероприятий.
Увеличение спектра услуг, предоставляемых туристам, расширение перечня музеев для включения в туристско экскурси
онные маршруты невозможно без принятия комплексных мер, направленных на улучшение материально технической базы,
обновление экспозиций и принятие мер по сохранению музейных предметов.
В муниципальных музеях фондовые помещения не соответствуют нормативным требованиям по сохранности предметов
государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Поэтому актуальным становится приобретение специализированного фондового оборудования для фондохранилищ
городских музеев, что в будущем снизит затраты на реставрацию предметов Музейного фонда.
В настоящее время многие уникальные музейные предметы и целые коллекции находятся в ветхом состоянии, имеют
утраты. Обеспечение их сохранности может решить качественно и вовремя проведенная научная консервация и реставрация
фондовых предметов, после которой предметы могут быть введены в культурный оборот. Консервационные работы
требуются для большей части музейного фонда (более 70%), а неотложные меры по спасению от гибели уникальных
музейных предметов требуются для 10% предметов основного фонда музеев. Такое состояние музейного фонда не позволяет
музеям обновлять экспозиции. Необходимым условием для решения проблемы сохранения музейных коллекций является
выделение денежных средств на проведение реставрационных работ предметов музейных фондов.
Современный посетитель требует новых экспозиционных решений с применением современного информационного и
технологического оборудования (аудио , видео , мультимедиа), поэтому выделение средств на создание экспозиций
является необходимым условием для сохранения привлекательности муниципальных музеев, особенно на фоне музеев
Московской области и г. Москвы.
Недостаточное оснащение современным информационным и технологическим оборудованием (компьютеры, аудио ,
видео , мультимедиа оборудование) не позволяет в настоящее время внедрять современные информационные методы
представления музейных предметов в виртуальном пространстве, обеспечивать предоставление электронных услуг в сети
Интернет, развивать технологии безбумажного документооборота и пр.
3. В 2012 году наблюдается отрицательная динамика основных показателей библиотечно информационного обслужива
ния населения города Королва, в частности, по сравнению с 2011 годом, уменьшение числа пользователей на 0,5%, числа
посещений библиотек на 0,68%, объмов книговыдачи на 1%.
Отрицательная динамика основных показателей библиотечно информационного обслуживания населения Московской
области свидетельствует о том, что уровень и качество предоставления библиотечных услуг не всегда в полной мере
соответствуют потребностям жителей в информационном обеспечении.
По данным опросов пользователей общедоступных библиотек города Королва, читательский спрос определяется, в
первую очередь, такими факторами, как новые поступления в библиотеку и информационная доступность.
Проблема комплектования библиотечных фондов в городе Королве стоит особенно остро. Международные стандарты
ИФЛА/ЮНЕСКО и российские социальные нормативы в библиотечном деле для обеспечения качественного библиотечно
информационного обслуживания населения рекомендуют объм новых ежегодных поступлений в библиотечные фонды на
уровне 250 экземпляров на 1000 жителей. В Московской области данная величина составляет 137 экз. на 1000 чел. В городе
Королве данная величина 38 экз. на 1000 чел.
Слабое ежегодное обновление фондов приводит к ситуации, когда от 50 до 70% библиотечного фонда состоит из
морально и физически устаревшей литературы, что не способствует полноценному удовлетворению образовательных и
культурных запросов пользователей библиотек.
Низкое в материально техническом отношении состояние более 80% городских библиотек по помещениям, оборудова
нию, мебели, уровню информатизации библиотечно информационных процессов не соответствует современным требовани
ям к публичным библиотекам как к информационно библиотечным центрам городских и сельских поселений.
Компьютерная техника с 100 процентным износом составляет 80% от всего компьютерного оборудования муниципальных
библиотек города Королва. И такими же морально и физически изношенными компьютерами оборудованы пользователь
ские места. В связи с устаревшей конфигурацией оборудования на нем невозможно использовать лицензионные программы.
Потребность муниципальных библиотек только в лицензионных общесистемных программных продуктах составляет 15
единиц.
Отсутствует система электронного читательского билета, учта и выдачи книг.
Вс это негативно сказывается на привлечении в библиотеки молоджи, особенно требовательной к современным услугам
и сервисам.
2 муниципальные библиотеки требуют капитального ремонта, 9 муниципальных библиотек требуют косметического
ремонта, 1 библиотека находятся в аварийном состоянии.
Кроме того, здания и помещения библиотек недостаточно оснащены системами охраны и пожарной безопасности.
Оборудование для обслуживания инвалидов и других маломобильных категорий населения отсутствует практически во всех
библиотеках.
Вс это не позволяет библиотекам выполнять их социальную функцию общедоступных центров культуры, информации,
эстетического и нравственного развития жителей, воспитания детей и молоджи, что и подтверждается отрицательной
динамикой таких показателей как количество зарегистрированных читателей и количество посещений муниципальных
библиотек.
В рамках идеологии современного информационного общества библиотеки являются одним из ключевых звеньев в
обеспечении реализации конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям. В связи с этим
роль библиотек, как информационных центров и центров культурной жизни, становится вс более актуальной.
Для города Королва вопрос развития информационно библиотечного обслуживания населения имеет важное значение,
так как в городе очень высокая концентрация учебных заведений, научно исследовательских учреждений и организаций,
наукомких предприятий. Поэтому задачи по созданию современного, технологичного информационного пространства,
формированию эффективной культурно образовательной, просветительской среды развития жителей города Королва, и
в первую очередь детей и молоджи, стоят со всей очевидностью.
4. На сегодняшний день основной проблемой развития театральной и кинопрокатной деятельности на территории города
Королва можно назвать отсутствие нужного объма финансирования. Недостаток финансовых средств значительно влияет
на построение системы мероприятий, направленных на выполнение намеченных задач развития и совершенствования
зрелищных видов искусств в городе Королве. Первоочередная задача заключается в сохранении и развитии лучших
традиций городского театра. Его основа, прежде всего это создание новых постановок, которые требуют как интеллекту
альных, так и материально технических ресурсов. Это работа квалифицированной режиссрско постановочной группы, а
также постройка декораций, пошив костюмов, закупка необходимого светового и звукового оборудования.
Расширение деятельности театра и выход его на российское и международное театральное пространство, кроме
пополнения репертуара, предполагает гастрольную деятельность, участие коллектива в российских и международных
фестивалях, что также тесно связано с наличием финансовых средств. Кроме того, отсутствие должной материально
технической базы, значительно затрудняет полноценную хозяйственно экономическую деятельность театра.
Полноценная работа кинопроката в городе Королве Московской области предполагает своевременное пополнение
кинофонда, т. е. закупку актуальных художественных и документальных фильмов, направленных на решение поставленных
задач. Полноценной работе кинопроката на территории города мешает также отсутствие современных кинотеатров в
микрорайонах и старой части города.
5. Уровень фактической обеспеченности муниципальными парками культуры и отдыха города Королва составляет 150%
(в соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социаль
ной инфраструктуры, утвержднной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года 1767
р).
Из за недостаточного финансирования на протяжении длительного времени на сегодняшний день моральный и физичес
кий износ коммуникаций, имущественного комплекса парков составляет более 80%. Из 100% количества парков благоуст
ройства требуют 100 % объектов. В особенности проблемную зону представляет отсутствие стационарной аттракционной
техники. Электросети и освещение на территории парков (парк у ДиКЦ Костино; парк у пруда) находится в крайне
неудовлетворительном состоянии. Системы видеонаблюдения и безопасности имеют недостаточное покрытие территории
парков. Дорожное покрытие требует проведения ремонта и расширения зон асфальтирования. На территориях парков
отсутствуют благоустроенные стационарные туалеты, а у входа в парки на прилегающих территориях парковки. Имеющи
еся детские площадки нуждаются в реконструкции. На низком уровне находится экологическое состояние парков. Кроме
того, в последнее десятилетие парки перестали быть многофункциональными. В них отсутствует инфраструктура для
пожилых людей, молоджи, детей, а также для маломобильных групп населения. В парках отсутствуют всесезонные
помещения для проведения культурно массовых и спортивных мероприятий.
Решение проблем в данной сфере предполагается через комплекс мероприятий Программы, направленных на благоуст
ройство имеющихся парков.
6. К наиболее значимым проблемам туризма, требующим пристального внимания и серьзного подхода к их решению,
относятся:
высокая стоимость проживания, питания, транспортного и иного туристского обслуживания, существенно превыша
ющая среднеевропейский уровень;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых
инвестиционных площадок, наличие административных барьеров и др.;
дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской
индустрии;
недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей, как на зарубежных направляющих
рынках, так и внутри страны;
неразвитость транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания и т. д.).
Указанные проблемы определяют необходимость разработки и реализации подпрограммы Развитие туризма в городе
Королве Московской области, направленной на создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного
(Продолжение на с. 6)