background image
четверг
k
143, 19 декабря 2013 г.
ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
(Продолжение. Начало на с. 1)
Череда самых различных мероприятий была
приурочена к заводскому юбилею. Одно из них
состоялось 13 декабря в зале ГОНТИ (головного
отдела научно технической информации) РКК
Энергия. Там собрались руководители и ра
ботники предприятия, ветераны, а также почт
ные гости, среди которых Н.С. Королва
дочь легендарного конструктора космической
техники, чь имя носят корпорация и наш город;
представители Администрации Президента РФ,
Мособлдумы, городских властей Королва, Рос
космоса и руководства космической отрасли про
шлых лет.
Торжественное собрание открыл
президент,
генеральный конструктор РКК Энергия Вита
лий Лопота,
высоко оценивший труд работников
ЗЭМа и вспомнивший ряд интересных истори
ческих фактов, которые связаны с созданием и
становлением завода. Причм наиболее ранние
из этих фактов относятся ещ к царским време
нам, когда Николай II и германский канцлер до
говорились построить в наших местах казнный
завод военных самоходов. Однако в начавшейся
Первой мировой войне Россия и Германия ока
зались по разные стороны баррикад, и завод так
и не начал работать. Затем, в 1918 году, на эту
производственную площадку был перемещн
Петроградский орудийный завод. С него то фак
тически и началась история предприятия, благо
даря которому, по словам В.А. Лопоты, удалось
заложить основы всей практической космонав
тики.
ЗЭМ прошл долгий путь от создания пушек,
защищавших рубежи нашей Родины в годы Ве
ликой Отечественной войны, до космических ко
раблей, доставляющих грузы и экипажи на Меж
дународную космическую станцию. Созданные в
заводских цехах двигатели проложили России
дорогу в космос, стали ключевым элементом
ракетно ядерного щита страны. Первый искус
ственный спутник Земли, полт в космос Юрия
Гагарина, строительство орбитальных станций и
космических кораблей вот славные страницы
истории предприятия.
Удивительно, но лишь в последние несколько
лет на ЗЭМе задумались о том, что все историчес
кие сведения и архивные документы нужно по
возможности собрать воедино, и приступили к
этой поистине колоссальной работе. Сейчас, по
словам
вице президента корпорации, генераль
ного директора ЗЭМ РКК Энергия А.Ф. Стрека
лова,
эта задача уже частично решена, хотя до
конца собрать по крупицам все исторические све
дения о ЗЭМе в коллективе завода надеются к
следующему юбилею столетнему.
Взяв слово на торжественном собрании, А.Ф. Стре
калов тоже много говорил об исторических событи
ях, сопровождая свой рассказ слайдами уникальных
документов и фотографий. А потом сказал: Для
нас очень дорога история предприятия, но самое
главное сегодня его будущее
.
В настоящее время ЗЭМ РКК Энергия явля
ется ведущим мировым производителем пило
тируемой космической техники, успешно выпол
няя самые сложные и революционные по своему
технологическому воплощению ракетно косми
ческие и коммерческие проекты. В его деятель
ности сочетаются фундаментальные исследова
ния и прикладные работы по созданию новей
ших образцов космической техники.
Назначение выпускаемой продукции и место,
занимаемое предприятием в мире, определяют
чрезвычайно высокие требования к наджности
и уровню качества изделий ЗЭМа. Руководство
ЗЭМа уверено: необходимо продолжать техни
ческое перевооружение и при этом не забывать
о хорошо известной истине: Кадры решают вс.
Что касается передовых технологий, то на за
воде они уже сегодня активно используются.
Они внедряются поэтапно, начиная с тех опера
ций и участков производства, которые одновре
менно могут быть использованы в двух направ
Здесь создавалась эпоха
лениях: для изготовления деталей изделий ста
рого конструктива по заключнным контрактам
и для отработки технологий производства эле
ментов новых изделий.
Организованы новые производства и рабочие
места: автоклавный комплекс для формования
теплозащитных покрытий изделий; автоматизи
рованный трубогибочный комплекс; участок
сборки и испытаний агрегатов автоматики с обес
печением требований повышенной чистоты; мно
гоцелевой пятикоординатный обрабатывающий
центр для автоматизированного изготовления
корпусов стыковочных агрегатов; комплекс се
рийного изготовления деталей точной электро
механики приборного производства; современ
ное рабочее место для пайки алюминиевых теп
лообменных аппаратов и термоплат с использо
ванием вакуумной печи IPSEN; современное ра
бочее место сварки топливных баков с исполь
зованием установки POLYSOUDE с программ
ным управлением; рабочее место контактной
точечной сварки крупногабаритных корпусов;
участки поверхностного монтажа печатных плат
и участка настройки и испытаний антенно фи
дерных устройств.
Многолетний труд огромного коллектива РКК
Энергия обеспечил ЗЭМу высокий старт для
работы в новых условиях. Завод по настоящему
силн в изготовлении теплозащиты, изделий из
композиционных материалов, изделий пневмо
гидроавтоматики, трубопроводов и трубопровод
ных систем, баллонов высокого давления, изде
лий точной электромеханики, агрегатов и прибо
ров нового поколения, в применении неразру
шающих методов контроля.
Владение перечисленными технологиями
очень ценно с точки зрения перспектив развития
завода, поскольку они могут применяться при
производстве большого спектра космической
техники: не только пилотируемых кораблей, но и
модулей космических станций, автоматических
систем, разгонных блоков. Они открывают перед
ЗЭМом возможности расширения сотрудниче
ства с его основным заказчиком государ
ством и привлечения новых заказчиков, включая
зарубежных.
Для повышения конкурентоспособности сво
ей продукции предприятию необходимо, в пер
вую очередь, создавать конструктивы будущих
аппаратов с максимально возможным уровнем
унификации. От разработчиков требуется отой
ти от старых принципов проектирования и конст
руирования, но при этом и не отказываться пол
ностью от имеющихся наработок. Мы должны
найти золотую середину между революцион
ными и традиционными технологиями, говорит
А.Ф. Стрекалов. Ведь если каждый элемент
нового изделия будет создан по абсолютно но
вым технологиям, не опробованным раньше в
космических полтах, сколько ресурсов потре
буется на лтную сертификацию! Мы не можем
себе этого позволить. Наше предприятие про
шло огромную школу при создании различных
семейств аппаратов. Столько было всего
спроектировано, включая Буран. Многое из
этого можно и нужно использовать, особенно те
системы и компоненты, которые отрабатыва
лись годами и в наджности которых мы увере
ны.
А вот технологию производства корпусов,
наоборот, надо менять, считает А.Ф. Стрека
лов. Надо максимально приблизить е к тем
технологиям, которые применяются нашими кол
легами за рубежом, чтобы иметь возможность
полноценно участвовать в международной коо
перации. А для этого корпуса и элементы кон
струкции должны быть максимально унифици
рованы. Сегодня в мире очень широко применя
ется система сквозного проектирования, на кото
рую и нам давно пора переходить. Проектанты,
конструкторы, технологи должны быть связаны
единой программной средой, которая позволяет
за считанные секунды передавать свои разра
ботки на следующий этап и так же быстро полу
чать обратную связь, учитывать информацию,
хранящуюся в единой базе данных. Это позволит
в разы ускорить процесс разработки и запуска в
производство новых изделий и отдельных компо
нентов. Первые шаги в этом направлении уже
сделаны: мы опробовали технологию сквозного
проектирования на участке автоматизированно
го изготовления труб и трубопроводов. Нужно
распространять положительный опыт дальше.
Впрочем, руководство завода уверено, что в
модернизации нуждаются не только технологии.
Чтобы не топтаться на месте, необходимо ме
нять и психологию людей. Второй важный шаг,
который завод должен сделать, чтобы конкури
ровать на международном рынке, перенимать
зарубежный опыт не только в части технологий,
но и в организации работы и воспитании у людей
правильного отношения к результатам своего
труда.
Говоря о кадровой политике завода, А.Ф. Стре
калов подчркивает, что любые самые передо
вые технологии не существуют в отрыве от лю
дей. Для того чтобы получить от них отдачу,
нужны специалисты, которые будут их грамотно
использовать и развивать. Поэтому люди всегда
были основой, а создание для них хороших усло
вий труда и жизни одной из самых важных
задач для завода. Мы постоянно над этим рабо
таем, говорит Александр Фдорович. Сегод
ня наш социальный пакет один из лучших в отрас
ли: он охватывает интересы всех возрастных групп
работников и ежегодно корректируется с учтом
реальных потребностей людей. Но материальные
блага не всесильны. Для того чтобы человек про
являл инициативу, предлагал нестандартные ре
шения, работа должна быть интересной, а сам он
должен ощущать свою причастность к общему
делу и видеть перспективы своего профессио
нального и карьерного роста
.
Суть проводимой сегодня на ЗЭМе кадровой
политики донести до опытных сотрудников
важность их роли и гарантировать, что их стара
ния будут оценены заводом. При этом вести
отдельную работу с молоджью, поскольку в
условиях сложнейшего производства формиро
вание настоящего специалиста занимает годы. И
в это время молодой сотрудник должен нахо
диться под постоянным присмотром руково
дителя. Его нужно загружать работой, контроли
ровать е выполнение, отвечать на вопросы,
объяснять ошибки и давать адекватную оценку
результатам труда. Нужны индивидуальные пла
ны развития сотрудников. Обязательным эле
ментом таких планов должно быть обучение,
причем системное.
В ближайшие годы в производственных планах
ЗЭМа по прежнему будет доминировать пилоти
руемая тематика. Причм много внимания будет
уделяться работе над новыми изделиями: моду
лями МКС и, конечно же, новым пилотируемым
кораблм. А это предполагает внедрение базовых
технологий нового поколения, которые потребу
ют и нового поколения специалистов.
В этих условиях заводу, как и на заре кос
монавтики, придтся взять на себя практичес
кую подготовку новых специалистов, поскольку
многим новым технологиям вузы пока не учат. И
даже с появлением теоретических курсов отра
ботку практических навыков они вряд ли смогут
обеспечить необходимое оборудование (вро
де лабораторно промышленной установки для
сварки трением с перемешиванием) вузам явно
пока не по карману. Так что на заводе плани
руют использовать полезный опыт из прошлого
и организовывать новые кафедры на собствен
ной базе.
Кстати, на торжественном собрании в ГОНТИ
тема образования и подготовки кадров приняла
неожиданный поворот. Речь зашла о том, что в
Королве есть все условия для создания образо
вательного центра мирового уровня. Его задача
объединить усилия ведущих космических
фирм и различных образовательных учрежде
ний (от школ до академий), которые работали бы
в едином ключе подготовки высококвалифици
рованных специалистов для космической отрас
ли, способных решать стоящие перед ней перс
пективные задачи. Эту мысль с энтузиазмом
подхватила
депутат Мособлдумы Татьяна Ор
дынская. Она сказала, что необходимость созда
ния такого центра назрела и обсуждается уже
давно, и она как член думского Комитета по
вопросам образования и культуры готова оказы
вать всяческую поддержку в этом нужном деле.
На что глава Энергии Виталий Лопота отреаги
ровал многообещающей репликой: Татьяна
Адимирикановна, в этом начинании мы будем
стеной за вашей спиной.
Пожалуй, обращение к подобной теме на ме
роприятии, посвящнном, по сути, историческо
му событию, можно считать весьма показатель
ным. Оно свидетельствует о том, что путь разви
тия, выбранный корпорацией Энергия и Заво
дом экспериментального машиностроения, наце
лен в будущее, суть которого можно выразить,
немного перефразируя высказывание Альберта
Эйнштейна: Создай простоту из беспорядка, из
разногласий гармонию, среди трудностей най
ди возможности.
Нина ИВАНОВА
Ветеран ЗЭМа 98 летний С.В. Ефимов.
Любая отрасль экономики, в том числе и ра
кетно космическая промышленность, не может
развиваться без новых проектов и новых техно
логий. Работа над ними ведтся в различных
конструкторских бюро и научно исследователь
ских институтах, на опытных производствах и
испытательных полигонах. В последнее время
появилась новая форма сбора, анализа и реали
зации свежих идей инновационные форумы.
Первый в истории России космический инно
вационный форум состоялся в марте 2011 года
в Амурской области. А в декабре этого года наш
город стал местом смотра передовых идей в
области космонавтики. Его организовали Адми
Виталий Лопота, Александр Стрекалов и космонавт Александр Александров.
ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Форум космических инноваций
нистрация Королва, Федеральное космическое
агентство, кластер космических технологий и те
лекоммуникаций Фонда Сколково, Агентство
космических инициатив, Торгово промышленная
палата Королва, ряд венчурных и инвестицион
ных компаний.
Участников первого Королвского инноваци
онного космического форума специалистов
предприятий ракетно космической отрасли, ру
ководителей различных инвестиционных фондов
и представителей малого и среднего бизнеса, ра
ботающих над созданием ракетно космических и
авиационных технологий, гостеприимно при
няла Финансово технологическая академия (ФТА).
В рамках этого форума состоялись два конкурса.
Молодые инженеры и учные (всего около 40 чело
век) представили свои проекты на соискание премии
имени академика С.П. Королва. В другом конкурсе
соревновались авторы бизнес планов инновацион
ных проектов. Несколько таких проектов поступят на
рассмотрение специального комитета Фонда Скол
ково. Таким образом, авторы этих проектов имеют
возможность не только получить грант этого фонда,
но и в перспективе стать резидентом Сколкова.
На первом Королвском инновационном кос
мическом форуме также состоялись семинары и
мастер классы, в ходе которых выступили веду
щие специалисты венчурных компаний и институ
тов развития, специализирующихся на инвести
циях в ракетно космические и другие высокие
технологии.
Валерий СОКОЛОВ
Фото с собрания
на сайте
gazetakoroleva.ru