background image
четверг
k
146, 26 декабря 2013 г.
КОРОЛВЦЫ
Особенно нам интересен вклад в раз
витие космической науки и техники
космонавтов из коллектива нашего
предприятия, которые не ушли ни в
административные, ни в политические,
ни в коммерческие структуры, а стали
специалистами и руководителями в
ракетно космической отрасли, остава
ясь патриотами ОКБ 1 НПО РКК
Энергия.
Общественности известны имена
руководителей полта А.С. Елисеева,
В.В. Рюмина, В.А. Соловьва; руково
дителей подготовки экипажей А.П.
Александрова, А.С. Иванченкова, А.Ю.
Калери, Ю.В. Усачва, а также С.К. Кри
калва (ЦПК), активно работающих в
космической отрасли. К этой когорте
принадлежит и отметивший недавно
60 летний юбилей Александр Полещук
лтчик космонавт 75, Герой Россий
ской Федерации, награжднный меда
лью За заслуги в освоении космоса,
удостоенный французским правитель
ством титула Офицера национального
ордена За заслуги, руководитель
293 го экспериментально испытатель
ного отдела.
Александр Полещук после оконча
ния МАИ в 1977 году пришл в отдел,
где трудился до 1989 года, стал кан
дидатом в космонавты испытатели, а
в 1991 году, после прохождения об
щекосмической подготовки в ЦПК, ему
была присвоена квалификация кос
монавт испытатель. В 1992 году По
лещук прошл подготовку в качестве
бортинженера в составе дублирующе
го экипажа 12 й основной экспедиции
на ОК Мир.
Полт 13 й основной экспедиции
(экипаж Г.М. Манаков и А.Ф. Полещук)
на корабле Союз ТМ 16 и орбиталь
ном комплексе Мир продолжитель
ностью 179 суток проходил с 24 января
по 22 июля 1993 года. Программа по
лта содержала оригинальные задачи.
Вс началось с ручной стыковки к бо
ковому модулю Кристалл посред
ством андрогинного стыковочного аг
регата, что являлось отработкой про
цедуры стыковки Шаттла; выполнен
эксперимент Знамя по разворачива
нию бескаркасного плночного отра
жателя по оценке возможности осве
щать северные районы страны; реали
зован телеоператорный режим ручно
го управления стыковкой грузового
корабля Прогресс; выполнена рос
сийско французская программа Аль
таир.
Экипаж осуществил два выхода в
открытый космос общей продолжи
тельностью 10 часов. Космонавты де
монтировали приводы солнечных ба
тарей, выведенные на модуле Крис
талл, переместили их и установили
на фермах модуля Квант. При этом
для переноса крупных грузов впервые
было использовано по прямому на
значению такое оригинальное и эф
фективное средство отечественной
космонавтики, как механический ма
нипулятор с ручным приводом под
названием грузовая стрела, разра
ботанная конструкторами по предло
жению отдела, из которого вышел
Александр Фдорович.
В 2001 году А.Ф. Полещук возглавил
наш отдел. Тематика и результаты ра
боты отдела широко известны научно
технической и широкой общественно
сти: создание средств и технологий
деятельности космонавтов в открытом
космосе, инструментальное и техноло
гическое обеспечение процедур техни
ческого обслуживания и ремонта ор
битальной станции, наземная отработ
ка внекорабельной деятельности в ус
ловиях моделированной невесомости
в гидросреде, на самолтах лаборато
риях, а также обеспечение тренировок
экипажей, организация и отработка
технологии обслуживания спускаемо
го аппарата на месте посадки, в резуль
тате чего даже отпочковался самосто
ятельный тематический отдел.
Александру Фдоровичу удалось
организовать с 2003 года передачу те
левизионной картинки с места по
садки спускаемого аппарата для конт
роля эвакуации экипажа и демонстра
ции широкой общественности. Под ру
ководством А.Ф. Полещука была мо
дернизирована традиционная бортовая
документация путм дополнения муль
тимедийными пособиями с алгоритми
ческим представлением выполняемых
операций. Путм глубокой модерниза
ции осуществлено возрождение уни
кального стенда динамического обез
вешивания Селен, одного из инте
реснейших и востребованных испыта
тельно тренировочных средств.
Отдел А.Ф. Полещука это коллек
тив всесторонних специалистов, инже
неров и одновременно испытателей,
разработчиков бортовой документации
и методистов, сопровождающих вне
корабельную деятельность или ремон
тные операции на связи с экипажем в
ЦУПе. Преемственность знаний, уме
ний, передача ситуационного опыта от
поколения к поколению принцип и
стиль функционирования отдела. В от
деле в разное время работали космо
навты В. Акснов, Г. Стрекалов, Ю. Уса
чв, А. Лазуткин, М. Корниенко, гото
вится к полту О. Артемьев, в отряде
Н. Тихонов, А. Бабкин, что свидетель
ствует о прочном научно техническом
фундаменте.
А.Ф. Полещук трудится на предприя
тии 36 лет. Весь свой организационно
инженерный потенциал, наработанный
за период работы в отделе, при подго
товке к полту в составе основного ЭО
13 и дублирующих экипажей ЭО 12 и
ЭО 18, по программе Мир НАСА и,
конечно, в процессе реального косми
ческого полта, Александр Фдорович
использует в организации работы, для
оптимизации технических решений и
разработок, генерируемых отделом.
Сотрудники отдела
Ореол романтики окружает космонавта в полте и первое время
после его завершения, когда он выступает в СМИ и на различных
форумах с рассказами о космических впечатлениях и трудовых
буднях на орбите. А затем, после прекращения лтной стадии
жизни, космонавты исчезают из поля зрения СМИ, и только в
профессиональных кругах известно, что деятельность его на
поверхности родной планеты не менее важна и интересна.
Передайте, пожалуйста, Любови Сергеевне:
мы очень рады, что она у нас классный руководи
тель такими словами заканчивали разговор со
мной девятиклассники.
Наверное, 9 Б из школы 13 действительно
повезло, когда несколько лет назад их классным
руководителем стала Любовь Сергеевна Конова
лова, преподаватель истории и обществознания.
В том, что станет педагогом, Любовь Сергеевна
не сомневалась: семейная традиция (она стала
шестым учителем в роду). А вот что выбрать:
историю или литературу, об этом задумывалась.
Выбрала историю, хотя культура речи, богатый и
образный язык свидетельствуют о том, что и сло
весник из не получился бы отличный.
В 2013 году Любовь Сергеевна Коновалова была
награждена денежной премией Губернатора Мос
ковской области как лучший учитель региональ
ного этапа конкурса в рамках реализации приори
тетного национального проекта Образование.
За этой сухой формулировкой огромный труд
нескольких лет.
А начиналось вс в 2006 году, когда на встречу со
школьниками Любовь Сергеевна пригласила свою
бывшую учительницу Мариэтту Алексеевну Бова.
Мариэтта Алексеевна пережила блокаду Ле
нинграда и рассказала детям то, о чм нельзя прочи
тать, что можно только прочувствовать, вспоми
нает Любовь Сергеевна. Она принесла кусочек
блокадного хлеба, испечнного по блокадному
рецепту. Что такое 125 граммов? Детям это было
непонятно, пока они не увидели своими глазами.
Письма и фотографии военных лет стали для
компьютерного поколения откровением. И тогда
в школу начали приглашать и других блокадни
ков, встречи стали проходить во всех классах.
Так, собственно, и началась реализация большо
го проекта, главный смысл которого воспита
ние патриотизма.
Школьники собирали материалы о своих род
ственниках, которые пережили Великую Отече
ственную войну. Среди них были и малолетние
узники фашизма, и блокадники. Мариэтта Алек
сеевна Бова передала в школу рисунки и стихи
детей блокадников.
Знаете, что поразило тогда нас с ребятами
больше всего? говорит Любовь Сергеевна.
Стихи и рисунки были о мире, о солнце. Ни
одного стихотворения и рисунка о войне. Они
писали о той жизни, которую хотели увидеть.
Теперь в школе по инициативе учителя истории
Коноваловой ежегодно проводятся исторические
марафоны. Каждый состоит из нескольких эта
пов, включающих в себя творческие задания. Уче
ники Любови Сергеевны часто становятся побе
дителями конкурса. А встречи с малолетними уз
никами фашизма и блокадниками стали обще
школьной традицией.
Не знать историю стыдно, это великая наука,
и в центре е человек это убеждение педа
гога, наверно, и определяет не только содержа
ние, но и стратегию преподавания столь важного
предмета.
Историю постоянно переписывают. Как из
бежать сиюминутных веяний? Как остаться вер
ным истине? спрашиваю Любовь Сергеевну.
Непросто, отвечает она. Каждый год я
повышаю свою квалификацию. Но есть много
вопросов, на которые у видных историков нет
ответов. Считаю, что в независимости от полити
ческой конъюнктуры надо называть вещи своими
именами. Стараюсь ребятам объяснить, что есть
разные трактовки определнных периодов в ис
тории. На уроках мы часто вместе стремимся
найти верную характеристику событий прошлого.
Наблюдая за тем, как Любовь Сергеевна обща
ется с ребятами, с каким тактом и юмором обсуж
дает с ними все самые важные для них проблемы,
поняла, что для детей очень важно е мнение.
Так в чм же секрет учителя Коноваловой?
Наша профессия складывается из двух со
ставляющих: знание предмета и общение с деть
ми, говорит учитель химии Елена Анатольевна
Роганова. О высоком профессионализме Лю
бови Сергеевны можно судить по тому, что е
выпускники показывают высокие результаты на
выпускных экзаменах, многие выбирают историю
и обществознание для сдачи ГИА и ЕГЭ. В работе
она использует все возможности, которые дат
сегодняшний день. Е ученики участвуют в соци
альных проектах. Она тактичный человек и умеет
выстроить отношения с детьми.
Любовь Сергеевна умеет создать коллектив
е выпускники дружат и после окончания шко
лы, рассказывает директор школы Ирина Ива
новна Сухова. Она сама поддерживает их даже
после окончания школы и учит их поддерживать
друг друга. Педагогический такт, психологичес
кая жилка, корректность отличительные черты
Любови Сергеевны. У не не возникает конфлик
тов с детьми она всегда находит с ними общий
язык. Это педагог, который никогда не закрывает
дверь после урока, рядом с ней всегда дети.
Кстати, ребята говорят о том же: с ней можно
всем поделиться, умеет поддержать, никогда
не отчитывает перед всем классом
Может, именно поэтому никогда не закрываются
двери не только е класса, но и е дома. Первый
выпуск состоялся 11 лет назад, и до сих пор те
выпускники приходят не только в школу, но и домой
к своему бывшему классному руководителю.
Сама Любовь Сергеевна говорит об этом скром
но: Мне везт с классами.
А может, это вс же результат того, что Любовь
Сергеевна всегда ставит для себя очень высокую
планку:
Объяснение в любви
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Космонавт всегда космонавт!
Учитель должен быть честным. Ценить в ре
бнке человека, ведь в каждом есть что то ценное.
Видеть труд ребят и благодарить за него они
очень ждут похвалы. Найти время, чтобы погово
рить с ними. Нужно, чтобы ребнок доверял. Ещ
надо научить детей находить общий язык с разны
ми людьми это трудно, но необходимо.
Педагогика не дат готовых рецептов, гово
рит она. Как поступить в конкретной ситуации?
Как научить детей быть толерантными, как уметь
исправить ситуацию, не оскорбляя другого, как
отстаивать свою точку зрения, не умаляя досто
инства другой точки зрения?..
Любовь Сергеевна, вам, как историку, на
верное, особенно понятно, как быстротечна жизнь.
Что надо успеть в этот краткий миг, который
называется жизнью?
Можно что то не выучить, но надо уметь
многое другое. Быть опорой для близких, чтобы к
тебе можно было обратиться за помощью и знать,
что ты поможешь. Быть хорошим другом. Нужно,
чтобы у тебя были друзья. Быть любимыми. Иметь
тплый дом не в смысле работающих батарей,
а в смысле теплоты отношений между людьми.
В последнее время мы много дискутируем
на тему образования. Говорим о (бес)перспектив
ности ЕГЭ, об уровне знаний выпускников школ, о
техническом (недо)вооружении школ, о зарплатах
учителей При этом как то совсем упускаем из
виду самую главную составляющую образователь
ного процесса учителя. Потому что какие бы
суперсовременные технологии ни пришли в шко
лу, какими бы суперстеклопакетами ни было остек
лено школьное здание, сколько бы ни стоило обу
чение в самой продвинутой гимназии, ничто не
даст объективно высокого результата без главной
фигуры в системе образования без Педагога. Не
ошиблась, написав это слово с большой буквы.
Потому что научить заполнять аттестационные ан
кеты, ставя, где нужно, крестики, может и робот. А
вот пробудить у наших детей подлинный интерес к
познанию, научить мыслить, дать через свой пред
мет высокие уроки нравственности и порядочнос
ти, может только Педагог. Счастье, что в нашем
городе таких людей немало. Среди них препода
ватель истории и обществознания школы 13
Любовь Сергеевна Коновалова.
P.S. В 2014 году Любовь Сергеевна Коновалова
отметит юбилей: 20 лет работы в школе 13.
Юлия ОБУХОВА
Космонавт всегда космонавт!
Космонавт всегда космонавт!
А.Ф. Полещук стоит третий справа.
Л.С. Коновалова, учитель истории и обществознания.