background image
11
суббота
k
147, 28 декабря 2013 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОРОЛВ
(Продолжение. Начало на с. 9)
(Продолжение на с. 12)
Граждан, достигших пенсионного возраста, со стажем работы 4050 лет, из которых 20 лет и более работали на
предприятиях города, но не имеющих звания Ветерана труда, следовательно, не имеющих льгот при получении пенсии
2020 человек.
Требуют внимания и многодетные малообеспеченные семьи, имеющие детей школьного и дошкольного возраста. Статус
многодетных имеют 1007 семей, в них воспитывается более 3535 несовершеннолетних детей. Многодетных семей, имеющих
детей инвалидов 28. Детей инвалидов воспитывающих воспитывают 499 семей.
Особую заботу и повышенное внимание Администрация города проявляет к проблемам участников и инвалидов Великой
Отечественной войны. По состоянию на 1 октября 2013 года в городе Королве проживает 475 фронтовиков.
Важнейшим направлением социальной поддержки семьи является организация обеспечения отдыха и оздоровления
детей. В соответствии с 131 ФЗ, организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного самоуправ
ления. В Администрации города создан межведомственный координационный Совет по организации отдыха, оздоровления
и занятости детей и молоджи. В настоящее время в городе Королве Московской области сложилась система организации
детского отдыха, позволяющая в рамках города получить полный объм услуг по организации отдыха детей младшего и
среднего школьного возраста. Это лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, учреждений
дополнительного образования и спортивных школ города, муниципальный оздоровительный лагерь Родник и оздорови
тельные лагеря, находящиеся в ведении ОАО РКК Энергия.
В 2013 году в летний период организованными формами отдыха и оздоровления было охвачено 4032 ребнка. Было
задействовано 7 санаторно оздоровительных лагерей на побережье Чрного и Азовского морей, 4 санатория, 6 загородных
оздоровительных лагерей лагерь с пятидневным пребыванием детей, 19 лагерей с дневным пребыванием детей (на базе
образовательных учреждений 15, спортивных 4).Администрация города уделяет особое внимание вопросам обеспече
ния отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Всего в 2013 году в оздоровительные
учреждения детям инвалидам предоставлено 86 путвок, детям сиротам 61 путвка, детям из малоимущих семей 419
путвок, детям с девиантным поведением 43 путвки.
В решении вопроса временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от
учебы время Администрация города тесно работает с ГКУ МО Королвским центром занятости. Всего за летний период 2013
года было трудоустроено 197 несовершеннолетних граждан, из них, 38 несовершеннолетних, состоящих на профилактичес
ком учте в Комиссии по делам несовершеннолетних: пять несовершеннолетних, осужднных к мерам наказания, не
связанным с лишением свободы; двое несовершеннолетних, имеющих условную меру наказания; остальные несовершенно
летние, состоящие на учте в КДН и ЗП за совершение различных правонарушений. Все заявки родителей из семей,
состоящих на межведомственном профилактическом учте в КДН и ЗП, желающих направить детей в летние оздоровитель
ные лагеря, были удовлетворены.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотрен
ных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами между
народного права.
В соответствии с Законом Московской области 121/2009 ОЗ Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов
и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской
области в регионе проводится целенаправленная работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной
жизнедеятельности инвалидов в обществе.
Создание для таких лиц доступной среды жизнедеятельности, позволяющей осуществлять жизненные потребности,
беспрепятственно передвигаться, пользоваться услугами и получать информацию, является важным фактором, способству
ющим интеграции их в общество. Такая среда включает объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры,
обустроенные в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами, с учетом потребно
стей инвалидов, а также все виды информации, передаваемой людям с нарушением слуха или зрения. В отношении
некоторых значимых для таких людей вопросов (обустройство объектов социальной инфраструктуры, свободное перемеще
ние по улицам населенных пунктов и беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры,
обустройство жилья, равный с другими гражданами доступ к различным видам услуг) требуется принятие дополнительных
мер.
Практически все инвалиды нуждаются в преодолении психологических барьеров, в создании благоприятного психологи
ческого климата в обществе при решении их проблем. Актуальность проблемы доступности социальной инфраструктуры
объясняется ещ и тем, что людей, испытывающих трудности в передвижении и ориентации, гораздо больше, чем
зарегистрировано статистикой. К таким маломобильным группам относятся престарелые граждане и простые пешеходы с
детскими колясками. Однако по ряду причин, в том числе социально экономических, нормативно правовых и психологичес
ких, недостаточно обеспечиваются требования доступности объектов социальной инфраструктуры для указанных категорий
инвалидов и престарелых граждан, поэтому требуется продолжить работу по активизации формирования социально
адаптированной среды для инвалидов в целях создания условий для их свободного передвижения на всех объектах
инфраструктуры.
В настоящей Программе рассматриваются следующие вопросы, составляющие реабилитацию инвалидов: обеспечение
доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, к
которым относятся люди преклонного возраста, с временными и длительными нарушениями здоровья, беременные
женщины и люди с детскими колясками (далее маломобильное население); восстановление социального статуса инвалида
и его социальная адаптация.
В 2013 году Администрацией города проведены необходимые мероприятия по определению приоритетных объектов
социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, проведено обследование и паспор
тизация этих объектов, сформированы анкеты доступности.
Следующий этап является основным и предлагает полномасштабное проведение работ и мероприятий по обеспечению
доступности существующих объектов и сооружений, повышение уровня доступности социокультурной и спортивной
реабилитации инвалидов, а также развитие систем коммуникации и информационного общения инвалидов с нарушениями
слуха и зрения.
В современных экономических, социально культурных условиях сохраняется потребность граждан на творчество, куль
турную деятельность, приобщение к культурным ценностям, сохранению традиций. Данная потребность удовлетворяется при
проведении на муниципальном уровне городских мероприятий для ветеранов, инвалидов, пожилых людей, многодетных
семей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов, малоимущих граждан, других социально незащищен
ных слов населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В 2013 году для отдельных категорий граждан было проведено 30 городских праздничных или торжественных меропри
ятий. Многие из них возникли, как необходимость поддержать социальные инициативы и значимые городские мероприятия
в интересах ветеранов, инвалидов, пожилых людей, малоимущих семей, детей и семей с детьми. На торжественных
мероприятиях города проходят церемонии награждения и поощрения активных членов общественных организаций по
представлению Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов, президиумов общественных организаций.
Городские делегации, в состав которых входили члены общественных организаций, участвовали во всех областных
мероприятиях, проводимых в соответствии с Планами Правительства Московской области.
Администрация города поддержала инициативу ветеранских организаций о проведении экскурсий по местам боевой
Славы Подмосковья.
Традиционными стали мероприятия, посвященные Празднику Труда в Московской области. На торжественном меропри
ятии, посвященном этому празднику, подводятся итоги за год, награждаются градообразующие предприятия за социально
экономические достижения и победители конкурсов профессионального мастерства.
Важнейшим социальным вопросом является поддержка молодых семей в приобретении жилья. Наличие собственного
жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающих
формирование семьи и сохранение семейных ценностей. На сегодняшний день приобретение или строительство жилья с
использованием рыночных механизмов доступны лишь ограниченному кругу семей.
В условиях необходимости стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации проблема обеспече
ния жильем молодых семей приобретает большую значимость. Отсутствие перспектив на приобретение жилья является
одной из причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей.
От успехов разрешения жилищной проблемы во многом зависят моральное и физическое здоровье молодых людей, их
политическая оценка деятельности власти по созданию условий и перспектив улучшения жизни населения. Кроме того,
возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа,
создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработ
ной платы. Решение жилищной проблемы молодых семей позволит сформировать экономически активный слой населения.
На муниципальном уровне практически осуществляется социальная и материальная поддержка отдельных категорий
граждан, по нескольким направлениям. А именно: оказание материальной помощи на основании решения комиссии по
оказанию адресной социальной помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которую они
не могут преодолеть самостоятельно; выплата стоимости общего объма содержания в месяц по договорам пожизненного
содержания с иждивением, оплата ритуальных услуг по договорам пожизненного содержания с иждивением, обеспечение
отдыха и реабилитации на базе автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского
оздоровительно образовательного центра Родник города Королва Московской области для членов ветеранских обще
ственных организаций, оплата расходов баням за услуги, предоставляемые гражданам, проживающим в домах, не оборудо
ванных системой горячего водоснабжения и не имеющих газовых колонок для обогрева воды, оказание поддержки
ветеранам Великой Отечественной войны, а также гражданам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией,
Московской областью, городом Королвом Московской области и др. Размер выплат и категории граждан города Королва
Московской области, имеющих право получать дополнительную социальную поддержку и помощь утверждает Совет
депутатов города Королва Московской области. В 2013 году разного рода социальную поддержку получили более 25 000
жителей города.
1.2. Основные проблемы в сфере социальной поддержки населения
Несмотря на достигнутые позитивные результаты по решению вопросов социальной поддержки отдельных категорий
граждан, остатся много проблем, которые требуют решения.
По данным Министерства здравоохранения Московской области в последние годы наблюдается ухудшение состояние
здоровья детей и подростков. Основными причинами неуклонного роста общей и первичной заболеваемости детей
называются снижение двигательной активности и нарушения режима питания. Установлено, что 52% детей в возрасте от 7
до 16 лет имеют отклонения в состоянии здоровья. Необходимо принять соответствующие меры по сохранению и развитию
сети оздоровительных загородных учреждений, в которых дети могут отдыхать, развиваться и укреплять сво здоровье.
В настоящее время существенно ослаблена роль семьи и ее воздействие на воспитание детей. Отделом по делам
несовершеннолетних и защите их прав проводится профилактическая работа в отношении 265 несовершеннолетних. В 121
семье, проживает 199 несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении. Организация отдыха и
трудоустройство этих подростков в каникулярный период остается актуальной проблемой.
Требует дополнительного внимания проблема поддержания и развития материально технической базы Автономного
образовательного учреждения дополнительного образования детей оздоровительно образовательного центра Родник, на
базе которого ежегодно организуется загородный оздоровительный лагерь. Многие сооружения, находящиеся на террито
рии указанного учреждения, требуют капитального ремонта, современного оборудования и постоянного сервисного обслу
живания.
В соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях
с дневным пребыванием детей в период каникул (СанПиН 2.4.4.2599 10) необходимо создать условия для дневного сна детей
в возрасте до 10 лет. Следовательно, для открытия лагерей дневного пребывания детей на базе образовательных учреждений
и учреждений дополнительного образования, необходимо приобрести кровати или раскладушки, постельные принадлежно
сти.
Существенные затруднения вызывает организация отдыха и занятости подростков старше 15 лет. В этом возрасте
подростки стремятся к собственному заработку, что подтверждает значимость организации временного трудоустройства
несовершеннолетних в каникулярное время.
Выполнение программных мероприятий позволит разнообразить формы отдыха, спортивной и трудовой занятости
подростков, снизить количество правонарушений среди несовершеннолетних, создаст условия для развития одарнных
детей и обеспечит предоставление возможности отдыха и оздоровления для детей из малообеспеченных многодетных семей
и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
На протяжении многих лет в нашей стране не осуществлялся комплексный подход к решению проблемы формирования
среды, учитывающей потребности инвалидов с физическими нарушениями. Низкий уровень и качество жизни у большинства
лиц с ограниченными возможностями здоровья сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными
дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.
В сфере охраны здоровья, социального, культурно досугового, торгово бытового обслуживания, физкультурно оздоро
вительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам инвалидов приводит к ограничению их доступа к общественным
благам и услугам, влечт их социальную изоляцию. Люди с ограниченными возможностями в передвижении зачастую не
могут вести полноценный образ жизни из за социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному
участию в общественной жизни. Сталкиваясь с подобными барьерами, они замыкаются в себе, становятся пассивными,
теряют веру в возможность достижения личного и профессионального благополучия. Доля доступных социально значимых
объектов города Королва Московской области для инвалидов и маломобильных групп населения в настоящее время
составляет 30%.
Особенно остро стоит жилищная проблема перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как
в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений. Низкая доступность жилья для молодых семей
свидетельствует о необходимости использования программно целевого метода. Кроме того, решение проблемы обеспече
ния жильм молодых семей: направлено на повышение качества жизни граждан, улучшение социально демографической
ситуации; не может быть осуществлено в пределах одного финансового года.
Актуальными остаются вопросы предоставления отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной
поддержки, с учтом их возрастных особенностей, состояния доходов, жилищно бытовых и других условий и предоставле
ние адресной материальной помощи гражданам города на преодоление трудной жизненной ситуации, оказание поддержки
ветеранам Великой Отечественной войны, а также гражданам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией,
Московской областью, городом Королвом Московской области, предоставление адресной материальной поддержки
малообеспеченным семьям, имеющих несовершеннолетних детей, гражданам опекунам, имеющим детей дошкольного
возраста, а также поддержка общественных организаций.
1.3. Инерционный прогноз развития сферы социальной поддержки населения
На необходимость решения выявленных проблем в формате муниципальной программы указывают результаты инерци
онного прогноза развития сферы социальной поддержки населения.
Инерционный прогноз осуществлен по указанным приоритетным направлениям. В качестве базовых параметров для
формирования инерционного прогноза были использованы, прежде всего, целевые показатели 2013 года, а именно:
доля охваченных организованными формами отдыха и оздоровления в период каникул детей в возрасте от 7 до 16 лет
26%;
доля временных рабочих мест для несовершеннолетних 26,6%;
доля доступных социально значимых объектов города Королва Московской области для инвалидов и маломобильных
групп населения 30%;
доля инвалидов, вовлеченных к участию в социокультурных и спортивных мероприятиях города Королва Московской
области 10%;
доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенных качеством предоставления услуг в
городе Королве Московской области 40%;
доля числа ветеранов ВОВ, пожилых и малоимущих граждан, вовлечнных к участию в культурно массовые мероприятия
города Королва Московской области 28%;
доля числа граждан, награжденных за достойное воспитание детей, пропаганду семейных ценностей, активную жизнен
ную позицию, большую общественную работу 7%;
доля числа детей инвалидов, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, принявших
участие в мероприятиях, направленных на поддержание городских традиций и формирование духовно нравственных
ценностей 30%;
число лиц, относящихся к отдельным категориям, получивших дополнительные меры социальной поддержки 22350
человек;
число лиц, получивших адресную материальную помощь 125 человек;
число лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, Московской областью, городом Королв Московской
области, получившим выплаты 28 человек;
число лиц из семей, имеющих несовершеннолетних детей и граждан опекунов, имеющих детей дошкольного возраста,
получивших адресную материальную поддержку и выплаты 3400 человек.
Развитие сферы социальной поддержки населения по инерционному сценарию указывает на риск, что целевые значения
показателей, планируемые в Программе, не будут достигнуты, следовательно, не будут решены в установленные сроки
задачи в данной сфере.
При инерционном сценарии развития сферы социальной поддержки населения к 2018 году прогнозируются следующие
значения целевых показателей:
доля охваченных организованными формами отдыха и оздоровления в период каникул детей в возрасте от 7 до 16 лет
31%;
доля временных рабочих мест для несовершеннолетних 31,6%;
доля доступных социально значимых объектов города Королва Московской области для инвалидов и маломобильных
групп населения 35%;
доля инвалидов, вовлеченных к участию в социокультурных и спортивных мероприятиях города Королва Московской
области 15%;
доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенных качеством предоставления услуг в
городе Королве Московской области 45%;
доля числа ветеранов ВОВ, пожилых и малоимущих граждан, вовлечнных к участию в культурно массовые мероприятия
города Королва Московской области, останется без изменений 28,5%;
доля числа граждан, награжденных за достойное воспитание детей, пропаганду семейных ценностей, активную жизнен
ную позицию, большую общественную работу, останется без изменений 7%;
доли числа детей инвалидов, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, принявших участие в
мероприятиях, направленных на поддержание городских традиций и формирование духовно нравственных ценностей,
останется без изменений 30%;
число лиц, относящихся к отдельным категориям, получивших дополнительные меры социальной поддержки, до 22 365
человек;
число лиц, получивших адресную материальную помощь, останется без изменений 125 человек;
число лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, Московской областью, городом Королвом Москов
ской области, получивших выплаты 29 человек;
число лиц, из семей, имеющих несовершеннолетних детей и граждан опекунов, имеющих детей дошкольного возраста,
получивших адресную материальную поддержку и выплаты, до 3440 человек.
2. Прогноз развития сферы социальной поддержки населения города Королва Московской области
с учетом реализации муниципальной программы, возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при выборе вариантов решения проблем
2.1. Прогноз развития сферы социальной поддержки населения города Королва с учетом реализации муниципальной
программы, возможные варианты решения проблем
Концепция решения проблем в сфере социальной поддержки населения основывается на программно целевом методе и
состоит в реализации в период с 2014 по 2018 год муниципальной программы Социальная поддержка населения города
Королва, которая на начало 2014 года включает в себя пять подпрограмм.
Программный сценарий развития сферы социальной поддержки населения отличается от инерционного сценария
устойчивостью решений, принятых на пятилетний период, по совершенствованию системы социальной поддержки населе
ния и обеспечения сбалансированности ресурсов из возможных источников финансирования на реализацию необходимых
мероприятий.
При программно целевом сценарии развития сферы социальной поддержки населения к 2018 году в городе Королве
Московской области будут получены следующие значения целевых показателей:
доля охваченных организованными формами отдыха и оздоровления в период каникул детей в возрасте от 7 до 16 лет
составит не менее 35%;
доля временных рабочих мест для несовершеннолетних, составит не менее 40%;
доля доступных социально значимых объектов города Королва Московской области для инвалидов и маломобильных
групп населения, составит не менее 70%;
доля инвалидов, вовлеченных к участию в социокультурных и спортивных мероприятиях города Королва Московской
области, составит не менее 30%;
доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворнных качеством предоставления услуг
в городе Королве Московской области, составит не менее 70%;
доля числа ветеранов ВОВ, инвалидов, пожилых и малоимущих граждан, вовлечнных к участию в культурно массовых
мероприятиях города Королва Московской области, составит не менее 30,5%;
доля числа граждан, награжденных за достойное воспитание детей, пропаганду семейных ценностей, активную
жизненную позицию, большую общественную работу, составит не менее 9,5%;
доля числа детей инвалидов, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, принявших участие в
мероприятиях, направленных на поддержание городских традиций и формирование духовно нравственных ценностей,
составит не менее 32,5%;
количество семей, получивших социальную выплату для улучшения жилищных условий 25 семей;
количество свидетельств, выданных молодым семьям 25 штук;
число лиц, относящихся к отдельным категориям, получивших дополнительные меры социальной поддержки, до 22370
человек;
число лиц, получивших адресную материальную помощь, до 160 человек;
число лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, Московской областью, городом Королвом
Московской области, получивших выплаты, до 33 человек;
число лиц из семей, имеющих несовершеннолетних детей и граждан опекунов, имеющих детей дошкольного возраста,
получивших адресную материальную поддержку и выплаты, до 3450 человек.
2.2. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при выборе вариантов решения проблем
Сопоставление основных показателей, характеризующих развитие проблем в сфере социальной поддержки населения к
2018 году по двум сценариям инерционному и программно целевому является основанием для выбора в качестве
основного сценария для решения задач на перспективу до 2018 года программно целевого сценария. Решение задач в сфере
социальной поддержки населения города Королва Московской области позволит достичь планируемые целевые значения
показателей за счт комплексного подхода в их решении и оптимального планирования ресурсов на реализацию необходи
мых мероприятий по заданным параметрам целей и задач подпрограммы.
Вместе с тем использование программно целевого сценария не гарантирует отсутствие определнных рисков в ходе
реализации муниципальной программы под воздействием соответствующих внешних и внутренних факторов.
Основные риски, которые могут возникнуть при реализации муниципальной программы: