background image
пятница
k
2, 10 января 2014 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОРОЛВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОРОЛВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 декабря 2013 года 2600
Об утверждении муниципальной программы города Королва Московской области на 20142017 годы
Предпринимательство города Королва
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории города
Королва Московской области, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Админис
трации города Королва Московской области от 3 сентября 2013 года 1690 Об утверждении Порядка принятия решений
о разработке муниципальных программ города Королва Московской области, их формировании, реализации и оценки
эффективности, руководствуясь Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации, Уставом города Королва Московской области и другим законодательством,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить муниципальную программу города Королва Московской области на 20142017 годы Предпринимательство
города Королва (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете Калининградская правда и разместить на официальном сайте
Администрации города Королва Московской области Наукоград Королв (www.korolev.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Администрации города
В.А. Русакова.
Руководитель Администрации города А.А. КАНАЕВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГОРОДА КОРОЛВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 2017 ГОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ГОРОДА КОРОЛВА
ПЕРЕЧЕНЬ
обозначений и сокращений
ПАСПОРТ
муниципальной программы города Королва Московской области на 2014 2017 годы
Предпринимательство города Королва
* объем финансирования подлежит уточнению в очередном финансовом году
1. Общая характеристика сферы предпринимательства, основные проблемы, инерционный прогноз е развития
1.1. Общая характеристика сферы предпринимательства
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики любой страны. В странах Европейского Сообщества, в США и
Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых и доля малого бизнеса в ВВП
превышает 50%. В России эти показатели значительно ниже. К сожалению, несмотря на произошедшие за последние годы
изменения в становлении малого бизнеса и увеличении его вклада в экономику существенного роста в данной сфере не
произошло.
В городе Королве численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 25% от всех
рабочих мест в городе. Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, в прошлом году составил в общем обороте
31,18%.
Отличительными особенностями малого бизнеса являются: функционирование на локальном рынке, быстрое реагирова
ние на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на
определенном сегменте рынка товаров и услуг.
Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и
общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса. Торговля и общественное питание достаточно
традиционная отрасль для малых форм хозяйствования, не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю
отдачу от вложений.
Иная картина складывается в промышленности. Общее количество предприятий промышленного профиля примерно в 3
5 раз уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше.
В городе Королве действуют 853 малых и средних предприятий занятых в оптовой и розничной торговле, их доля
составляет 36,5% от всех предприятий. Доля работников, занятых в этой сфере, составляет порядка 24%.
Доля малых и средних предприятий, занятых в сферах обрабатывающей промышленности, составляет всего 12,3% (288
организаций). При этом доля работников, занятых в этой сфере, составляет 20,7%.
В результате реализации мероприятий настоящей Программы прогнозируемая доля малых предприятий в общем обороте
предприятий должна составить не менее 34%.
Также ожидается, что мероприятия данной Программы окажут воздействие на рост малых и средних предприятий,
занятых в сферах обрабатывающей промышленности, и на стимулирование инновационной активности малых предприятий.
1.2. Основные проблемы в сфере предпринимательства
Вместе с отмечаемыми положительными тенденциями в сфере предпринимательства остается комплекс нерешенных
проблем и нереализованных задач.
Нерешенными в полной мере в сфере предпринимательства являются следующие проблемы:
недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
трудности с получением банковских кредитов;
отсутствие помещений и крайне высокая арендная плата;
в городе отмечается структурный дисбаланс в охвате предпринимательством различных сфер деятельности с акцентом
в сторону торговли. При этом далеко не все ниши, в которых малый и средний бизнес мог бы работать в интересах города,
освоены. Потребности населения в получении бытовых услуг, которые могли бы быть удовлетворены за счет деятельности
субъектов малого предпринимательства, на сегодняшний день покрываются не в полной мере;
в условиях осуществления регистрации предприятий и индивидуальных частных предпринимателей налоговыми
органами Администрация города сама сталкивается с большим количеством проблем при оценке состава действующих на
территории города предпринимателей, что создает препятствия для организации адекватного взаимодействия с ними и
принятия необходимых мер для поддержки предпринимателей.
Предприниматели, действующие в городе, в качестве основных сложностей развития отмечают:
недостаточность финансовых ресурсов, в первую очередь, для пополнения оборотных средств (эту проблему отмечают
даже предприниматели, занимающиеся торговлей);
сложности со сбытом (данную проблему отмечают практически все предприниматели, это может свидетельствовать о
недостаточности платежеспособного спроса, малой работе по продвижению собственных товаров, работ, услуг);
недостаточность информации по правовым вопросам, по изменению законодательства;
конкуренцию со стороны не зарегистрированных в установленном порядке предпринимателей (на эту проблему
указывают предприниматели, занимающиеся ремонтом, пошивом обуви, ремонтом автомобилей, оказанием ритуальных
услуг, фотоделом);
недостаточность кадров необходимой квалификации (данная проблема актуальна для сферы торговли и бытовых услуг);
неподготовленность предпринимателей в вопросах организации бухгалтерского учета;
сложности с приобретением сырья и материалов.
Что касается возможностей начала собственного дела с нуля либо в новой сфере, то предприниматели указывают такие
препятствующие этому проблемы, как:
отсутствие достаточных финансовых ресурсов для начала предпринимательской деятельности в новой сфере;
недостаточность кадров необходимой квалификации;
необходимость оформления большого количества документов;
опасение сложностей со сбытом продукции, работ, услуг;
недостаточное понимание особенностей организации работ в новой сфере, набора и объемов необходимых затрат,
отсутствие бизнес плана (высокий уровень потребности в разъяснении сути работы в новой сфере может свидетельствовать
о сравнительно невысоком уровне самостоятельности предпринимателей района, отсутствии информации для анализа
потенциальных механизмов работы и рисков; низкой готовности принимать решения и брать на себя ответственность за их
последствия).
Настоящая Программа направлена на решение актуальных проблем и задач в сфере развития малого бизнеса. Комплек
сный подход к их решению в рамках муниципальной программы Предпринимательство города Королва заключается в
совершенствовании системы управления в городе по приоритетным направлениям:
финансово кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание благоприятной среды для предпринимательства;
создание городского бизнес инкубатора, как базового элемента инновационной инфраструктуры.
Программный сценарий развития малого бизнеса в городе отличается от инерционного сценария устойчивостью решений,
принятых на определенный период и обеспечением необходимыми ресурсами из возможных источников финансирования
на реализацию необходимых мероприятий.
1.3. Инерционный прогноз развития
сферы предпринимательства
На необходимость решения выявленных проблем в формате муниципальной программы указывают результаты инерци
онного прогноза развития сферы предпринимательства.
Развитие сферы предпринимательства по инерционному сценарию указывает на риск, что не будут достигнуты целевые
значения показателей и не решены в установленные сроки задачи в данной сфере.
При инерционном сценарии развития сферы предпринимательства к 2017 году прогнозируются следующие значения
целевых показателей:
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Королва Московской
области на 2% к 2017 году с 2460 единиц в 2013 году года до 2480 единиц в 2017 году;
увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте предприятий города Королва Московской
области с 31,18% в 2014 году до 32,41% к 2017 году;
увеличение площади помещений, передаваемых в аренду резидентам бизнес инкубатора, с 0 кв.м в 2013 году до 678кв.м
к 2017 году;
увеличение количества резидентов бизнес инкубатора с 0 единиц в 2013 году до 27 единиц к 2017 году.
2. Прогноз развития сферы предпринимательства с учтом реализации муниципальной программы, возможные
варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при выборе вариантов решения проблем
2.1. Прогноз развития сферы предпринимательства с учтом реализации муниципальной программы,
возможные варианты решения проблем
Концепция решения проблем в сфере предпринимательства основывается на программно целевом методе и состоит в
реализации в период с 2014 по 2017 год муниципальной программы Предпринимательство города Королва, которая на
начало 2014 года включает в себя две подпрограммы.
Программный сценарий развития сферы предпринимательства отличается от инерционного сценария устойчивостью
решений, принятых на четырехлетний период, по совершенствованию системы предпринимательства и обеспечения сбалан
сированности ресурсов из возможных источников финансирования на реализацию необходимых мероприятий.
При программно целевом сценарии развития сферы предпринимательства к 2017 году в городе Королве будут получены
следующие значения целевых показателей:
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Королва Московской
области на 4% к 2017 году, с 2460 единиц в 2013 году до 2552 единиц в 2017 году;
увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте предприятий города Королва Московской
области с 31,18% в 2013 году до 34,21% в 2017 году;
увеличение площади помещений, передаваемых в аренду резидентам бизнес инкубатора, с 0 кв. м в 2013 году до 915
кв. м к 2017 году;
увеличение количества резидентов бизнес инкубатора с 0 единиц в 2013 году до 35 единиц к 2017 году.
2.2. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при выборе вариантов решения проблем
Сопоставление основных показателей, характеризующих развитие проблем в сфере предпринимательства к 2017 году по
двум сценариям инерционному и программно целевому является основанием для выбора в качестве основного сценария
для решения задач на перспективу до 2017 года программно целевого сценария. Решение задач в сфере предприниматель
ства города Королва позволит достичь планируемые целевые значения показателей за счет комплексного подхода в их
решении и оптимального планирования ресурсов на реализацию необходимых мероприятий по заданным параметрам целей
и задач подпрограмм.
Вместе с тем использование программно целевого сценария не гарантирует отсутствие определенных рисков в ходе
реализации муниципальной программы под воздействием соответствующих внешних и внутренних факторов.
Основные риски, которые могут возникнуть при реализации муниципальной программы:
не достижение целевых значений показателей результативности муниципальной программы к 2017 году;
невыполнение мероприятий в установленные сроки по причине несогласованности действий муниципальных заказчиков
подпрограмм и исполнителей мероприятий подпрограмм;
снижение объемов финансирования мероприятий муниципальной программы вследствие изменения прогнозируемых
объемов доходов городского бюджета или не полное предоставление средств из запланированных источников;
методологические риски, связанные с отсутствием методических рекомендаций по применению нормативных правовых
актов в сфере управления;
организационные риски при необеспечении необходимого взаимодействия участников решения программных задач.
В целях обеспечения управления рисками муниципальный заказчик муниципальной программы организует мониторинг
реализации подпрограмм и на основе его результатов вносит необходимые предложения координатору муниципальной
программы для принятия соответствующих решений, в том числе по корректировке параметров муниципальной программы.
Минимизация риска несогласованности действий участников муниципальной программы осуществляется в рамках
оперативного взаимодействия муниципального заказчика муниципальной программы, координатора муниципальной про
граммы и муниципальных заказчиков подпрограмм.
Минимизация рисков недофинансирования из бюджетных и других запланированных источников осуществляется путем
ежегодного пересмотра прогнозных показателей доходов бюджета города, учтенных при формировании финансовых
параметров муниципальной программы, анализа и оценки результатов реализации мероприятий подпрограммы в ходе ее
исполнения. На минимизацию наступления финансового риска направлены также меры в составе подпрограммы, определя
ющие изменение значений целевых показателей в зависимости от реализации отдельных мероприятий при снижении/
увеличении объемов финансирования в пределах 5% относительно общего объема запланированных в соответствующей
подпрограмме финансовых средств на ее реализацию.
3. Перечень и краткое описание подпрограмм муниципальной программы
Достижение целевых значений показателей в рамках программно целевого сценария осуществляется посредством
реализации 2 (двух) подпрограмм.
3.1. Перечень подпрограмм муниципальной программы
1. Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Королве Московской области (Подпрограмма 1).
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (Подпрограмма 2)
3.2. Краткое описание подпрограмм муниципальной программы
Подпрограмма 1 направлена на повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в приоритет
ных отраслях экономики на территории города Королва Московской области за счет создания благоприятных условий для
развития предпринимательской деятельности.
Подпрограмма 2 направлена на создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
в целях создания условий в городе Королве для развития инновационной деятельности субъектами малого и среднего
предпринимательства.
4. Цели и задачи муниципальной программы
Цель муниципальной программы Предпринимательство города Королва создание благоприятных условий для
развития предпринимательской деятельности на территории города Королва Московской области.
Для достижения этой цели планируется решение следующих задач:
1. Создание благоприятного инвестиционного климата, в первую очередь, сокращение административных барьеров для
организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов;
2. Создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции;
3. Повышение качества трудовых ресурсов, структуры трудовой занятости, ориентированной на развитие приоритетных
отраслей экономики;
4. Стимулирование развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики;
5. Развитие современных форматов торговли, общественного питания и бытовых услуг.
Решение задач муниципальной программы обеспечивается посредством реализации комплекса мер и мероприятий,
входящих в состав подпрограмм. Перечень мероприятий приведены в подпрограммах данной программы.
В подпрограммах мероприятия сбалансированы по задачам, объемам финансовых средств, необходимых для решения
задач, по годам реализации подпрограммы и источникам финансирования.
5. Планируемые результаты реализации муниципальной программы
Основные планируемые результаты (показатели эффективности) реализации муниципальной программы и их динамики
по годам реализации муниципальной программы приведены в Приложении 1 к муниципальной программе.
Методика расчета значений показателей эффективности реализации муниципальной программы приведена в Приложе
нии 2 к муниципальной программе.
6. Финансирование муниципальной программы
Финансирование реализации муниципальной программы осуществляется за счет различных источников, в том числе
бюджета города, бюджет Московской области и федерального бюджета.
Обоснование и распределение объемов финансовых средств на реализацию подпрограмм по годам и источникам
финансирования представлено в Приложении 3к муниципальной программе.
7. Порядок взаимодействия ответственных за выполнение мероприятий подпрограмм
с муниципальным заказчиком муниципальной программы
Управление по развитию потребительского рынка, предпринимательства и рекламы Администрации города Королва
Московской области является муниципальным заказчиком муниципальной программы, организует управление реализацией
муниципальной программы и осуществляет взаимодействие с муниципальными заказчиками подпрограмм в составе
муниципальной программы, а также с ответственными за выполнение мероприятий подпрограмм, обеспечивая:
планирование реализации муниципальной программы в рамках поставленных задач и целевых ориентиров муниципаль
ной программы на соответствующий финансовый год;
формирование прогноза объемов средств, необходимых на реализацию мероприятий муниципальной программы, в том
числе на централизованную закупку компьютеров, оргтехники, программного обеспечения, включая комплектующие и
расходные материалы на их эксплуатацию;
мониторинг целевых значений показателей муниципальной программы и показателей мероприятий муниципальной
программы;
осуществление анализа и оценки, фактически достигаемых значений показателей муниципальной программы в ходе ее
реализации и по итогам отчетного периода;
осуществление ежегодной оценки результативности и эффективности мероприятий муниципальной программы и под
программы в ее составе, формирует аналитические справки и итоговые доклады о ходе реализации муниципальной
программы в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ города Королва
Московской области, их формировании, реализации и оценки эффективности, утвержденным постановлением Админист
рации города Королва Московской области от 03.09.2013 1690 (далее Порядок);
контроль реализации мероприятий муниципальной программы в ходе ее реализации и подпрограммы в ее составе;
внесение в установленном Порядке предложений о корректировке параметров муниципальной программы;
(Продолжение на с. 5)