background image
среда
k
8, 22 января 2014 г.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОРОЛВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОРОЛВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 декабря 2013 года 2601
Об утверждении муниципальной программы города Королва Московской области на 20142018 годы Образование
города Королва
В целях обеспечения доступного качественного образования и успешной социализации детей и молоджи, в соответствии
с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ города Королва Московской области, их формиро
вании, реализации и оценки эффективности, утвержднным постановлением Администрации города Королва Московской
области от 3 сентября 2013 года 1690, Перечнем муниципальных программ города Королва Московской области,
реализация которых планируется с 2014 года, утвержднным постановлением Администрации города Королва Московской
области от 10 сентября 2013 года 1726, руководствуясь Федеральными законами Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации, Об образовании в Российской Федерации, Уставом города Королва
Московской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить муниципальную программу города Королва Московской области на 20142018 годы Образование города
Королва (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление и приложения к нему в газете Калининградская правда и разместить на
официальном сайте Администрации города Королва Московской области Наукоград Королв (www.korolev.ru).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Администрации города
Н.П. Гринько.
Руководитель Администрации города А.А. КАНАЕВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
города Королва Московской области на 2014 2018 годы Образование города Королва
ПАСПОРТ
муниципальной программы города Королва Московской области на 2014 2018 годы Образование города Королва
*Объем финансирования подлежит уточнению в очередном финансовом году.
1. Общая характеристика сферы образования города Королва Московской области, основные проблемы, инерционный
прогноз ее развития
1.1. Общая характеристика сферы образования
Образование на всех уровнях рассматривается как ключевой фактор развития общества и государства. Любая сфера
жизни общества, тем более, такая как образование, должна постоянно меняться. Лишь благодаря этому она может остаться
конкурентоспособной, отвечающей существующим социальным и экономическим запросам личности, общества и государ
ства.
На протяжении последних десяти лет образование является одной из наиболее реформируемых отраслей. В последние
годы в системе образования идет внедрение новых организационно экономических механизмов, новых стандартов качества
образования, привлечение общественности к управлению образованием, проводится информатизация учебного процесса,
оптимизация сети образовательных учреждений.
Сеть муниципальных образовательных организаций города Королва Московской области, включает в себя:
42 дошкольные образовательные организации с охватом 6927 детей;
23 общеобразовательных организаций с контингентом 15921 обучающихся.
Сеть образовательных организаций в городе Королве Московской области, деятельность которых направлена на
решение задач дополнительного образования детей, воспитания и социализации, представлена 9 организациями дополни
тельного образования.
В городе Королве Московской области обеспечены высокие показатели охвата образовательными услугами:
услугами дошкольного образования охвачено 88% детей в возрасте от 3 до 7 лет;
услугами общего образования охвачено 100% детей и подростков;
услугами дополнительного образования детей в организациях дополнительного образования охвачено 67% детей в
возрасте от 5 до 18 лет включительно.
Анализ текущего состояния системы образования города Королва Московской области позволяет обозначить ряд
проблем, решение которых представляется необходимым в рамках Муниципальной программы города Королва Московской
области на 2014 2018 годы Образование города Королва (далее муниципальная программа).
1) Доступность дошкольного образования.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 599 О мерах по реализации государственной политики
в области образования и науки (далее Указ Президента Российской Федерации 599) определена задача ликвидации к
2016 году очередей в дошкольные образовательные организации и обеспечения 100% доступности дошкольного образова
ния для детей от 3 до 7 лет.
К 2018 году в городе Королве Московской области прогнозируется рост численности детей в возрасте от 1 до 7 лет с 10742
человек до 13180 человек, что усилит потребность семей в услугах дошкольного образования. Существующие масштабы
строительства и реконструкции зданий дошкольных образовательных организаций, динамика роста негосударственного
сектора услуг не позволят удовлетворить эту потребность и обеспечить всех нуждающихся детей в возрасте от 3 до 7 лет
возможностью получения услуг дошкольного образования к 2016 году.
2) Современное качество дошкольного и общего образования.
В настоящее время все виды благоустройства имеют 100% зданий дошкольных образовательных организаций. Внедрение
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребует в ближайшей перспекти
ве укрепления материально технической базы и обеспечения всех необходимых по стандарту условий в дошкольных
образовательных организациях в городе Королве Московской области.
В системе общего образования города Королва Московской области в целом обеспечивается высокое качество образо
вательных результатов. В 20122013 годах наблюдается рост среднего тестового балла единого государственного экзамена
(далее ЕГЭ) по большинству общеобразовательных предметов. Средний балл по итогам сдачи ЕГЭ по всем общеобразова
тельным предметам выше средних показателей по Московской области. Ежегодно увеличивается количество учащихся,
получивших стобальный результат.
По количеству победителей всероссийских и международных олимпиад город Королв Московской области входит в
число лидеров Подмосковного образования. Вместе с тем без дополнительных мер по поддержке одаренных детей,
образовательных организаций и педагогических кадров с высоким уровнем достижений невозможно будет обеспечить
устойчивость лидирующих позиций города Королва Московской области в этом направлении и увеличить число призеров
всероссийских и международных олимпиад.
3) Педагогический корпус.
В городе Королве Московской области созданы благоприятные условия для педагогических работников. В настоящее
время средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций выше уровня средней
заработной платы по экономике региона. В перспективе до 2018 года обеспечить сохранение данного показателя не ниже
достигнутого уровня.
В тоже время актуальными остаются проблемы старения педагогических кадров, недостаточной привлекательности
профессии педагога для молодых талантливых выпускников образовательных организаций высшего профессионального
образования, низкой динамики обновления компетенций в условиях введения федеральных государственных образователь
ных стандартов общего и дошкольного образования.
4) Воспитание и социализация детей и подростков, защита их прав и интересов.
Несмотря на реализуемые в городе Королве Московской области меры, в подростковой и молодежной среде есть
элементы распространения алкоголизма, наркомании, насилия, ксенофобии. Значительным ресурсом в преодолении и
профилактике указанных проблем обладает система дополнительного образования. Уровень охвата детей дополнительными
образовательными программами в городе Королве достаточно высок, однако ниже параметров, определенных в Указе
Президента Российской Федерации 599.
1.2. Основные проблемы в сфере образования
Результаты анализа состояния муниципальной системы образования свидетельствуют о том, что данная система,
демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Серьезным фактором, влияющим на развитие образования, является демографическая ситуация, а именно тенденция
роста рождаемости, отмечаемая в Российской Федерации с 2000 года. За последние 3 года наблюдается увеличение
численности детей, принятых в первые классы муниципальных общеобразовательных учреждений. Увеличение числа
учащихся влечт за собой увеличение количества классов, превышающих предусмотренные в образовательных учреждениях
показатели проектной мощности. Как следствие из 22 общеобразовательных учреждений 10 общеобразовательных учреж
дений занимаются в 2 смены: 54 класса с охватом обучающихся 1409 человек занимаются во вторую смену.
Требует решения сохраняющаяся в муниципальной системе образовании проблема неудовлетворенной потребности
образовательных учреждений в учебных площадях.
В связи с введением с 01.09.2011 г. ФГОС НОО наблюдается острая нехватка помещений для организации внеурочной
деятельности (10 ч. в неделю), обязательной в настоящее время для 1 2 х классов, с 2013/14 уч.г. для 1 3 х классов, с 2014/
15 уч.г. для 1 4 х классов. Организация внеурочной деятельности в учреждениях дополнительного образования требует
передвижения учащихся младших классов по улицам с интенсивным движением автотранспорта, что влечт за собой риск
для жизни и здоровья учащихся.
В результате введения в 1 11 х классах 3 го часа занятий физкультурой также наблюдается нехватка помещений для
организации учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН. Из 21 учреждения 2 спортивных зала имеется только
в 3 х школах. В большинстве общеобразовательных учреждений занятия проводятся в зале по 2 класса одновременно,
задействованы актовые залы, спортивные площадки на пришкольной территории
Кроме того, одной из проблем в сфере образования является увеличение количества детей из семей мигрантов, для
которых русский язык является иностранным.
Выявленные проблемы требуют создание механизмов, обеспечивающих равный доступ к качественному общему образо
ванию, в том числе, через поддержку общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных контекстах;
развитие дистанционных образовательных технологий; внедрение инклюзивного образования, поддержка обучению русско
му языку с учетом задач речевой и социокультурной адаптации детей из семей мигрантов.
В целях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования требуется создание
условий, в том числе, проведение капитального и текущего ремонта зданий общеобразовательных организаций, закупку
оборудования, нормативное правовое и методическое сопровождение внедрения федеральных государственных образова
тельных стандартов, поддержка образовательных организаций, реализующих проекты обновления содержания и технологий
образования.
В последние годы происходит снижение численности контингента учителей. В ближайшие годы это будет особенно
заметно в общем образовании в связи с увеличением числа детей, приходящих в первый класс. Кроме того, сохраняется
большое количество учителей пенсионного возраста, при этом лишь 30% выпускников педагогических вузов, проживающих
на территории города, приходят работать в общеобразовательные учреждения, а после первых трех лет педагогической
деятельности только одна шестая часть молодых педагогов остается работать в муниципальной системе образования.
Таким образом, в современных условиях развития муниципальной системы образования требуется обновление состава
и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и
непрерывному профессиональному развитию, стимулирование лидеров и повышение социального статуса педагогических
работников, в том числе посредствам поощрения лучших учителей, выплаты именных премий и единовременных пособий
молодым специалистам. Кроме того, в рамках программных мероприятий предусмотрено введение эффективного контракта
в общем образовании, в том числе разработка и апробация региональных моделей эффективного контракта в общем
образовании, планирование дополнительных расходов бюджета Московской области на повышение оплаты труда педагоги
ческих работников общеобразовательных организаций.
Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информаци
онно коммуникационных
технологий
в сфере образования. Вместе с тем использование информационно коммуникационных технологий и электронных образова
тельных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический
характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования в настоящее время
проходит стадию становления. Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и
технологических условий, которые позволят учителям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной
информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и
пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного. Также требует развития инновационная инфраструктура общего
образования, в том числе, оснащение общеобразовательных учреждений города Королва Московской области, являющихся
победителями областных конкурсов на присвоение региональных инновационных площадок, региональных апробационных
площадок.
Несмотря на предпринимаемые меры по расширению сети дошкольного образования города, к сожалению, удовлетво
рить всех желающих местами в дошкольные учреждения не представляется возможным и проблема дефицита мест в детских
садах остается.
Целенаправленная работа Администрации города Королва Московской области, Городского комитета образования
Администрации города Королва Московской области, всех заинтересованных организаций, учреждений и ведомств по
расширению сети дошкольных учреждений, созданию альтернативных и вариативных форм дошкольного образования
позволит снизить очередность в дошкольные учреждения, а значит, обеспечить доступность дошкольного образования в
городе.
Анализ рынка платного дошкольного образования показывает, что малое предпринимательство практически не ориенти
ровано на предоставление комплекса образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу. В лучшем случае предоставляются
услуги по присмотру и уходу, но в незначительном объеме.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 273 ФЗ Об образовании в Российской Федерации с
01.01.2014 в дошкольных образовательных учреждениях планируется поэтапное введение Федеральных государственных
образовательных стандартов.
Предметом регулирования Стандартов дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их
участниками, возникающими при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организа
цией, которая осуществляет образовательную деятельность. Требования ФГОС распространяются не только на государствен
ные и негосударственные образовательные учреждения, но и на индивидуальных предпринимателей, которые реализуют
основную образовательную программу дошкольного образования.
Для успешного функционирования детских садов и внедрения Федеральных государственных образовательных стандар
тов дошкольного образования необходимы кадры, имеющие среднее специальное или высшее профессиональное образо
вание в соответствии с тарифно квалификационными требованиями. К сожалению, педагогических кадров не хватает в
существующих детских садах, не говоря уже о вновь открываемых детских садах. Для реализации ФГОС в дошкольных
учреждениях педагогические работники должны пройти курсы повышения квалификация, что требует дополнительных
финансовых вложений.
1.3. Инерционный прогноз развития сферы образования
На необходимость решения выявленных проблем в формате муниципальной программы указывают результаты инерци
онного прогноза развития сферы образования.
Инерционный вариант предполагает сохранение существующего портфеля ресурсов в качестве базы социально экономи
ческого роста на расчетную перспективу, консервацию методов и форм эксплуатации данных ресурсов, сложившейся в
сфере образования.
Инерционный прогноз осуществлен по указанным приоритетным направлениям. В качестве базовых параметров для
формирования инерционного прогноза были использованы целевые показатели социально экономического развития
города Королва Московской области, направленные на достижение целевых показателей, предусмотренных государствен
ной программой Московской области Образование Подмосковья утвержденной постановлением Правительства Москов
ской области от 23.08.2013 657/36.
Развитие сферы образования по инерционному сценарию указывает на риск, что не будут достигнуты целевые значения
показателей, определенных постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 657/36, и не решены в
установленные сроки задачи в данной сфере.
При инерционном сценарии развития сферы образования прогнозируются следующие значения целевых показателей:
уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет 92% к 2016 год;
доля обновленных основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов
дошкольного образования в общем числе основных образовательных программ дошкольного образования 10% к 2018
году;
доля обучающихся в общеобразовательных организациях, имеющих возможность обучаться в соответствии с основны
ми современными требованиями к условиям образования 55% к 2018 году;
доля обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования 40% к 2018
году;
отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ
(в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ 1,8 единиц к 2018 году;
доля общеобразовательных организаций, включенных в региональную инфраструктуру инновационной деятельности
20% к 2018 году;
охват обучающихся образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, облас
тными программными мероприятиями воспитательной направленности (от общего числа обучающихся образовательных
организаций, реализующих основные общеобразовательные программы) 65% к 2018 году;
доля детей, охваченных дополнительными образовательными программами (в общей численности детей и молодежи в
возрасте от 5 до 18 лет) 69% к 2018 году;
доля детей, получивших психолого педагогическую, медицинскую и социальную помощь на базе центров психолого
педагогической помощи (от общей численности обучающихся, нуждающихся в психолого педагогической помощи) 70% к
2018 году;
доля продуктов программного обеспечения современного уровня, позволяющих обеспечить функционирование компь
ютерной и оргтехники на высоком профессиональном уровне 55% к 2018 году;
доля сотрудников образовательных учреждений города победителей и призеров профессиональных конкурсов
различного уровня 12% к 2018 году.
доля мероприятий, проведенных с использованием современных программных средств, в общем числе мероприятий
муниципального уровня 42% к 2018 году.
2. Прогноз развития сферы образования города Королва Московской области с учетом реализации муниципальной
программы, включая возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при выборе
различных вариантов решения проблем
(Продолжение на с. 4)