background image
четверг
k
12, 30 января 2014 г.
163
К 90 ЛЕТИЮ БОЛШЕВСКОЙ ТРУДОВОЙ
В Калининградской правде от 22
октября 2013 года были опубликованы
отрывки из книги Болшевцы о при
бытии в Болшево первых воспитанни
ков из детской коммуны им. Розы Люк
сембург. В этом номере рассказ о пер
вых шагах в новую жизнь молодых во
ров из Бутырского изолятора.
По тюрьме ползли слухи. Известия
об организации коммуны, пока ещ
сбивчивые и неясные, возбуждали
страстные разговоры. Паханы и воры с
меньшим стажем держались едино
душного мнения: Поиграть захотела
ЧК и обожжтся.
Видали мы приюты!//Болшевцы.
С. 58.
Сергей Петрович Богословский
направился на Лубянку. Он шл и ду
мал, что хорошо и правильно посту
пил, решив приняться за живое благо
дарное дело. Как врачу, ему случалось
не раз сталкиваться с беспризорника
ми в провинции, молодые воры это,
должно быть, почти то же самое.
Погребинский разбирал у себя в ка
бинете груду чинных ботинок.
В углу, на кожаном кресле, высился
ворох ношеной одежды. Пахло дезин
фекцией.
Вот готовлю женихам приданое,
сказал Погребинский.
Богословский сел в свободное кресло.
Придут разутые, раздетые. Куда
таких поведшь?
Да, неказисты, подтвердил
Сергей Петрович.
Ты их разве уже видал?
Да мало ли их Вот и сегодня
видел на бульваре.
Не знаю, кого ты там видел, но
наперд тебе говорю: не обольщайся
народ трудный, колючий.
Вошл Мелихов. Он напоминал Бо
гословскому украинского батьку,
каких немало повидал Сергей Петро
вич за свои скитания по фронтам.
Прибыли, сказал Мелихов и
широким жестом указал на кого то в
коридоре.
В комнату вошли толпой шесть че
ловек. Это была первая партия, направ
ляемая в коммуну. За ней должны были
последовать другие. Среди вошедших
находились
Косой и Накатников.
Ничего жившь, по хозяйски
определил небольшой шустрый парень
с бегающими глазами.
Другие его звали
Малышом. Сергей
Петрович, как ни старался, ни разу не
мог поймать его взгляд за вс время
разговора. Накатников отошл к за
темннному углу и важно стоял, поку
сывая губы.
Это что за фраер? спросил
Малыш
Погребинского, указывая на
Сергея Петровича.
Жить с вами будет. Доктор. В
случае заболеете будет человек,
который поможет. Вы с ним подружи
тесь, сказал Погребинский. Ну,
снаряжаться так снаряжаться. Вот
примерьте ботинки, кому нужны.
Все шестеро ринулись к куче башма
ков. Они долго рылись, примеряли,
откидывали и опять хватали.
Сергей Петрович с беспокойством
наблюдал за своими будущими паци
ентами. Поистине таких ему приходи
лось встречать впервые.
Обувшись, парни садились с разма
ху кто в кресло, кто на кожаный
диван. Накатников вс стоял, не при
мыкая к общей компании.
Веснушчатый (Осминкин.
С. Ю.)
дольше всех возился с башмаками.
Ботинки пришлись ему по ноге, но заш
нуровать их было нечем.
Ну и хреновые башмаки. В футбол
не поиграешь! Что ж, у тебя вервочки
даже нет? Как без шнурка ходить?..
обрушился он на Погребинского и про
шлся по комнате, нарочно громко шл
пая башмаками.
Малыш предусмотрительно отобрал
себе три пары запасные висели че
рез плечо.
Болшевцы.
(Продолжение. Начало в номерах от 22 октября
и 17 декабря 2013 года)
* * *
Ну, до скорого свидания, про
щался Погребинский. В субботу, а мо
жет быть, и раньше выберусь к вам. По
смотрю, как у вас пойдут дела. Ну, айда!
Мелихов пожал руку Погребинскому
и первый вышел в коридор. Сергей
Петрович догнал его.
Как вы думаете, пойдут они с нами
или кто куда? тихонько спросил он.
Пойдут, сказал Мелихов,
насиделись досыта.
Сергей Петрович позавидовал уве
ренности Мелихова.
Ребята высыпали из кабинета. Поза
ди всех независимо шагал Накатников.
Они вышли на площадь и свернули
на скудно освещнную Мясницкую.
Шествие возглавлял Мелихов, от него
не отставал Сергей Петрович, сзади
шагали вразбивку шестеро. Сергей Пет
рович несколько раз хотел оглянуться,
но, видя, что Мелихов не оборачивает
ся, смотрел с притворным равнодуши
ем в сткла витрин. Там, в стклах,
парни то исчезали, то появлялись опять.
Богословский прислушивался к их
непонятному разговору.
На углу какого то переулка ему вдруг
показалось, что ребята свернули в сто
рону. Он поискал глазами их отраже
ние в витрине и споткнулся о выбоину.
Кто то насмешливо заметил:
Окривеешь, доктор, если на мага
зины будешь коситься
Идут, обрадовался Сергей Пет
рович и, стараясь скрыть сво волне
ние, сказал вслух самому себе:
И когда только починят? Сколько
ям на улице
У Мясницких Ворот парни заметно
стали отставать и задержались перед
витриной кафе Чашка чая, застав
ленной тортами, пирожными и соблаз
нительными стаканами кофе с пушис
тыми сливками.
Опоздаем на поезд, встрево
женно сказал Мелихов и в первый раз
обернулся. В коммуне нас ужин ждт.
Там вс приготовлено.
Ужин? недоверчиво переспро
сил рябой.
Мелихов убедительно подтвердил:
И какой!
Пошли, ускоряя шаг.
Мелихов хотел было повернуть к
Красным Воротам, но ватага дружно
крикнула:
Орликовым ближе, мы уж знаем!
Сергей Петрович понял, что парней
потянуло пройти мимо Ермаковки,
мимо этого разгромленного, но вс ещ
существующего шалмана. Огромный
серый дом высился по левой стороне
улицы. В открытых освещнных окнах,
в пролтах лестницы виднелись люди.
Мелихов торопился:
Быстрей, быстрей, к поезду опоз
даем!
А ведь и он нервничает, про
мелькнуло у Сергея Петровича.
Сзади слышался шпот. Пересекли
грязную привокзальную площадь. На
козлах дремали извозчики. Перемина
ясь с ноги на ногу, владельцы двухко
лсных тележек ждали пассажиров,
багаж. Поезда приходили ещ с боль
шими опозданиями.
Подымаясь по ступенькам вокзала,
Сергей Петрович оглянулся. Парней
осталось пятеро. Среди них не было
шустрого Малыша.
Отправка. //Болшевцы. С. 64.
В комнате (бывшего дома А. Краф
та.
С. Ю.) низко и тревожно гудел
рояль; плохо пригнанные оконные стк
ла вторили ему ноющим звоном. Туск
ло горела керосиновая лампа, сдвига
ла темноту в угол, и, казалось, угла
этого вовсе нет, а комната выходила
прямо в ночь, в мокрые осенние поля.
Окно отливало чрным глянцем.
Лха
Гуляев не видел в нм знакомых квад
ратов рештки. Может быть, сетка с
электрическим током, подумал он.
Ему говорили, что в американских тюрь
мах ставят такие сетки
Отправка
Первый день
А какие литературные предшествен
ники были у Вишнвого сада? Ещ
до революции В. Боцяновский в статье
Лес и Вишнвый сад утверждал:
Вишнвый сад это тот же Лес
Островского, но доживший до новых
времн. Действительно, если рассуж
дать чисто формально, можно сказать:
там Лес комедия в пяти дей
ствиях, (поставленная 1 ноября 1871
года), здесь Вишнвый сад
лирическая комедия в четырх дей
ствиях, там лес, здесь сад, там
помещица продат лес купцу, здесь
сад переходит также в руки купца. Тог
да выходит, что Раиса Павловна Гур
мыжская превращается в Любовь Анд
реевну Раневскую, Иван Петрович Вос
мибранцев это Ермолай Алексеевич
Лопахин, а Карп (слуга из Леса)
трогательный старик Фирс из Виш
нвого сада. В Лесу огромные по
местья Гурмыжской, вдовы, лет 50 с
небольшим, тают, их скупает вчераш
ний мужик купец Восмибранцев. Все в
округе осознают, что под топором Вос
мибранцева, не жалея их красоты, гиб
нут леса, символизирующие незыбле
мость феодальных отношений. Очень
похоже на финал Вишнвого сада.
Но на этом пока и все совпадения!
Интересно, но последняя пьеса
А.П. Чехова могла бы называться со
всем по другому, очень близко к на
званию Лес. Дело в том,
что Савва Морозов, пайщик
МХТ и его главный креди
тор, пригласил Антона Пав
ловича погостить у него в
имении под Пермью. И он
согласился, надеясь там на
чать писать новую пьесу. В
имении Морозова никто не
знал, кто такой Чехов. И ус
лышав от Морозова, что это
писатель, все решили, что
это помощник по письмен
ной части. Вскоре Чехов
написал Немировичу:
Жизнь здесь, около Пер
ми, серая, неинтересная, и
если изобразить е в пьесе,
то слишком тяжлая (ин
тересно, как бы она называ
лась?
). Это явно не подхо
дило для задуманной пье
сы! Что было в имении Мо
розова бесспорно хорошо
это молочные туманы
речки Демы и, конечно же, рыбалка.
(Рыбалку отмечал Чехов, и живя в
Любимовке
). И тем не менее, Чехов,
почувствовав недомогание, срочно
уезжает назад в Москву. Оставалось
ещ время до начала театрального
сезона. Станиславский настойчиво
приглашает чету Чеховых к себе в
Любимовку. Антону Павловичу не
мешает пожить в Любимовке. У нас
много типов, постоянно говорил
он Ольге Леонардовне. Так Чеховы
оказались уже на берегах Клязьмы, и
сюжетные линии пьесы стали выри
совываться!
ИССЛЕДОВАНИЕ КРАЕВЕДОВ
Откуда рос Вишнвый сад
Сколько можно писать о Вишнвом саде А.П. Чехова в XXI веке?
Но наступил 2014 год год 110 летия премьеры этой пьесы
(17 января 1904 года), и именно она удивительным образом связана
с нашим краем! Дело в том, что в нм (в усадьбе Станиславского
Любимовке) Антон Павлович начал обдумывать сюжет своей
последней пьесы Вишнвый сад, то есть 2014 год год Вишн
вого сада.
Где то я прочитал, что Вишнвый
сад многое взял от Тургенева. И самое
главное, это 22 августа 1883 года
день смерти писателя И. Тургенева,
потрясший А.П. Чехова (ровно за 20
лет до продажи дворянского гнезда
Гаевых). Такое совпадение явно не слу
чайно, день смерти певца дворян
ских гнзд совпал с днм рождения
новой жизни для героев Вишнвого
сада! Можно провести некую парал
лель и между чеховским Петей Трофи
мовым и тургеневским персонажем
Нови пропагандистом народником
Кисляковым. Внешне у этих героев есть
немало общего. В 17 й главе романа
Тургенева Нежданов читает письма от
Кислякова: Он говорил о себе, о
своей звезде, уверял, что он сам
удивляется тому, как это он, двадцати
двухлетний (опять цифра 22) юноша,
уже решил все вопросы жизни и науки
и что он перевернт Россию, даже
встряхнт е! .... А в одном из писем
есть слова, обращнные к одной де
вушке: Люби не меня, но идею! Мы
выше любви, вперд к звздам
это слова Пети Трофимова, явно пере
кликающиеся с приведнными слова
ми тургеневского персонажа. Но этого
маловато для полного совпадения ге
роев!
Есть тема сада и в произведениях
Тургенева, но она пока не воспринима
ется трагически, например: Пока мне
закладывали таратайку, я пошл по
бродить по небольшому, некогда фрук
товому, теперь одичавшему саду, со
всех сторон обступившему флигелк
своей пахучей, сочной глушью. Ах, как
было хорошо на вольном воздухе, под
ясным небом, где трепетали жаворон
ки, откуда сыпался серебряный бисер
их звонких голосов! (И.С. Тургенев
Живые мощи). Или: Никольское
там у ней был великолепный, отлично
убранный дом, прекрасный сад с оран
жереями К дому с обеих сторон при
легали тмные деревья старинного
сада, аллея стриженых лок вела к
подъезду (И.С. Тургенев Отцы и
дети). А вот: был велик и кра
сив, этот сад, и содержался в отлич
ном порядке: нанятые работники
скребли лопатами дорожки; в яркой
зелени кустов мелькали красные плат
ки на головах крестьянских девушек,
вооружнных граблями (И.С. Турге
нев Новь). Возможно, это описа
ние нашего вишнвого сада до за
пустения
А вот такие совпадения случайны
ми не бывают! На рубеже веков уса
дебная культура умирает, наступает
е осень (как в четвртом акте Виш
нвого сада), и Бунин в стихотворе
нии Запустение пишет:
Домой я шл кругом всем лес
пестрел,
Но вот на перевале, за лощиной,
Фруктовый сад листвою закраснел,
И глянул флигель серою руиной.
Глеб (а мог быть и Фирс) отворил
мне двери на балкон,
Поговорил со мною в позе чинной,
Полился нежный и печальный стон.
(Опять таинственный звук!)
Я в кресло сел, к окну, и отдыхая,
Следил, как замолкал он, потухая.
А я глядел на клны у балкона,
На вишенник, красневший
под бугром
А у стены темнели клавесины.
Я тронул их и горестно в тиши
Раздался звук.
Дрожащий. Романтичный.
Он жалок был, но я душой
привычной
В нм уловил напев родной души
Томит меня немая тишина.
Томит гнезда родного запустенье,
Я вырос здесь.
Но смотрит из окна
Заглохший сад.
Над домом реет тленье.
Я жду веслых звуков топора,
Жду разрушенья дерзостной
работы,
Могучих рук и смелых голосов!
Я жду, чтоб жизнь, пусть даже
в грубой силе,
Вновь расцвела из праха
на могиле.
Удивительно, что Бунин написал это
стихотворение в конце 1903 года, а
опубликовал в начале 1904 го, в дни
премьеры Вишнвого сада в МХТ!
Знал ли он о пьесе Чехова? Но извес
тно, что когда Антон Павлович в де
кабре 1903 года приехал в Москву,
чтобы присутствовать на репетициях в
Художественном театре, они несколь
ко раз виделись и подолгу беседова
ли. Возможно, говорили и о пьесе
Войдя в русскую литературу XIX
века после всех, Чехов стал пря
мым и законным наследником всего
лучшего, что было в ней создано!
Владимир ПАРАМОНОВ,
член Союза краеведов России
Вишнвый сад на сцене МХТ (взгляните внимательно
точное повторение пейзажа Любимовки). Фото из архива.