background image
четверг
k
12, 30 января 2014 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРОЛВА
C
M
Y
K
В итоге сначала в Российской империи, а
затем в Советском Союзе образовалось еди
ное социокультурное пространство, где рос
сийские и армянские культурные традиции
дополняли и обогащали друг друга. Действи
тельно, очень сложно определить, какой стра
не Армении или России принадлежат
такие выдающиеся личности, как, например,
художник И. Айвазовский, композитор А. Ха
чатурян, маршал И. Баграмян или авиаконст
руктор С. Микоян.
Распад Советского Союза привл к некото
рому ослаблению существовавших до этого
культурных, научных да и просто межличнос
тных связей. Однако по прошествии некоторо
го времени у обеих сторон проявилось жела
ние не только выйти на прежний уровень со
трудничества, но и, по возможности, в каких
то аспектах превзойти его.
В настоящее время Россия и Армения явля
ются стратегическими партнрами, имеющи
ми общие позиции по ключевым международ
ным вопросам. Регулярно осуществляются
межправительственные контакты, развивает
ся торгово экономическое и инвестиционное
взаимодействие. Справедливости ради следу
ет отметить, что проблем, связанных с необхо
димостью преодоления послед
ствий краха СССР, по прежнему
остатся немало, и некоторые из
них являются весьма болезнен
ными.
На эти и некоторые другие темы
мы побеседовали с Кареном
НИКОГОСЯНОМ, председателем
Совета местной армянской нацио
нально культурной автономии
г. Королва.
Карен Виленович, как вы оце
ниваете нынешнее состояние и пер
спективы развития взаимоотноше
ний России и Армении, в том числе
намерение Армении вступить в Та
моженный союз (ТС)?
Действительно, тема вхожде
ния Армении в Таможенный союз
является весьма актуальной, она
широко обсуждается в последние
месяцы. Премьер министр Респуб
лики Армения Тигран Саркисян не
давно отметил, что армяно рос
сийские отношения сегодня это
союзническое взаимодействие, тврдо основан
ное на исторической близости между народами.
С одной стороны, Россия заинтересована в силь
ном союзнике на Кавказе, каким и является Арме
ния. А с другой стороны, Россия для Армении
это крупнейший инвестор в экономику республи
ки и гарант региональной безопасности.
По итогам 2012 года товарооборот между на
шими странами вырос на 23% и составил
1,2 млрд $, а объм российских инвестиций до
стиг 3 млрд $. Поэтому можно говорить о нали
чии благоприятных условий для нового формата
нашего сотрудничества в рамках ТС. Но есть ряд
других обстоятельств, которые также следует
принять во внимание.
Страны, входящие в настоящее время в ТС,
имеют значительные запасы энергетических ре
сурсов и полезных ископаемых. Они проводят
политику защиты отечественных производителей
путм установления достаточно высоких тамо
женных пошлин. По этим параметрам структуры
их экономик существенно отличаются от эконо
мики Армении. Уровень пошлин в ТС примерно
вдвое выше тех, которые применяются в Арме
нии. Следует отметить, что Республика Армения
одна из первых стран СНГ, вступивших в ВТО,
и она имеет достаточно тесные экономические
связи с ЕС и США. Нельзя не учитывать также и
отсутствие общих границ между нашими государ
ствами.
В целом вс это придат определнную специ
фику экономическим отношениям Армении с
Россией и другими странами ТС и требует поиска
специальной формулы эффективного взаимодей
ствия. По мнению ряда аналитиков, вхождение
Республики Армения в ТС это в большей степе
ни политическое решение. Оно, безусловно, отве
чает коренным интересам армянского народа и
подчркивает поддержку проводимого Россией
курса на углубление интеграции с бывшими союз
ными республиками.
Стратегическое партнрство
и духовная общность
Местная армянская национально культурная автономия
Расскажите об армянских национально куль
турных традициях и том, какую роль они играют в
жизни автономии.
Переоценить важность этих традиций про
сто невозможно. Представители армянского эт
носа, проживающие в других странах, стараются
делать вс для их сохранения, чтобы не отры
ваться от своих корней и не терять связей с
исторической родиной. Эти традиции идут из
глубины веков и передаются из поколения в
поколение.
Одна из самых важных традиций армянского
народа уважительное и, в определнном смыс
ле, трепетное отношение к институту семьи. Это
отношение к представителям старшего поколе
ния, к родителям и, конечно, к детям.
Например, в Ереване можно увидеть очень мно
го отцов, которые гуляют со своими детьми. Дети
являются главной семейной ценностью, поэтому
и мамы, и папы любят их одинаково сильно. По
отношению к детям в армянских семьях нет како
го то выраженного разделения обязанностей.
Любой из родителей может их накормить, поиг
рать с ними или отвести в детский сад. Представи
тели нашей диаспоры, которые живут в России, в
том числе и в Королве, сохраняют ценности тра
диционной армянской семьи.
Особое отношение к празднованию тех или
иных событий, например, дней рождений или сва
деб также неотъемлемая часть армянских тра
диций. Обычно эти праздники организуются и
проводятся очень широко, с приглашением ог
ромного количества гостей. Нельзя не упомянуть
о знаменитой и популярной во всм мире армян
ской кухне.
Отмечу, что армяне всегда готовы разделить
друг с другом не только общую радость, но и горе.
Если какой то человек уходит из жизни, то посе
тить его родственников и выразить им сво собо
лезнование считают своим долгом не только все
друзья и знакомые, но и, порою, даже совершен
но незнакомые люди. В случае необходимости
они помогут семье умершего всем, чем только
смогут.
Одной из важнейших составляющих культуры
и менталитета армянского народа являются хри
стианские духовные ценности. Очень многие ар
мяне отмечают церковные праздники и посещают
храмы, где проводятся торжественные богослу
жения. У армян, как и у россиян, есть несколько
праздников, корнями уходящих в языческие вре
мена. Это, например, Масленица, которая счита
ется одним из самых радостных праздников, ког
да принято готовить вкусную пищу, угощать гос
тей и веселиться, а также разводить костры и
прыгать через них для того, чтобы исполнились
загаданные желания.
Но есть и другие, скорбные, даты, которые все
армяне отмечают в обязательном порядке. Это, в
первую очередь, 24 апреля День памяти жертв
геноцида армян в Османской империи. Именно в
этот день в 1915 году в Стамбуле были арестова
ны и впоследствии казнены 800 представителей
армянской интеллигенции, являвшихся интеллек
туальной элитой армянского народа. Геноцид ар
мян, проводившийся в Турции ещ с конца XIX
века, унс жизни около 1,5 миллиона человек. В
какой бы стране ни проживали сейчас представи
тели армянской диаспоры в России, в Америке
или, например, в Австралии, 24 апреля для всех
является днм великой скорби люди чтят па
мять погибших, приходят к памятникам жертвам
геноцида и возлагают к ним цветы.
Хочу отметить ещ один момент армянская
молоджь без всяких уговоров со стороны стар
ших охотно и с большим удовольствием приоб
щается к таким элементам национальной культу
ры, как народные песни и танцы. Без них не
обходится ни один армянский праздник. Они иг
рают немаловажную роль в сохранении наших
национально культурных ценностей.
Когда была создана местная армянская на
ционально культурная автономия г. Королва?
Каковы е основные цели и задачи?
Наша общественная организация создана в
2009 году. Первое собрание мы провели в торже
ственной обстановке в ДиКЦ Костино 7 апреля,
приурочив его к армянскому государственному
празднику Дню материнства, любви и красоты.
За время своего существования армянская на
ционально культурная автономия провела мно
жество различных культурных, спортивных и иных
мероприятий, в том числе общегородского харак
тера. В этом году мы планируем совместно с
другими автономиями организовать большое дву
хэтапное спортивное мероприятие,
рассчитанное на летний и зимний
периоды и виды спорта. Вс это
играет важную роль в укреплении
связей между представителями
различных этносов, проживающих
в России.
А главной причиной, побудив
шей создать автономию, было
желание наших соотечественников
больше общаться друг с другом.
Многие люди подходили ко мне и
задавали вопрос: Почему у нас
нет организации, где мы могли бы
лучше познакомиться и подру
житься друг с другом, познако
мить наших детей и семьи?
Помимо этого, есть ещ одна
проблема большая часть моло
дых этнических армян, которые
живут в Королве, плохо знает
родной язык. Замечу, что его утра
та своего языка равносильна по
тере национальной самоиденти
фикации. То есть это, пожалуй,
самая плохая вещь, которая может произойти с
любым народом, и мы прикладываем максимум
усилий для недопущения подобной ситуации.
Проблеме сохранения родного языка армян
ская диаспора придат большое значение не толь
ко в России, но и в любой другой стране. Напри
мер, в Судане я познакомился с семьй, глава
которой был грек, а его жена армянка. С неко
торым удивлением я убедился в том, что их дети
прекрасно говорят и по гречески, и по армянски,
не говоря уже об арабском языке, являющемся
официальным языком этого государства.
Конечно, неправильно, что в такой близкой
нам по духу стране, как Россия, наша моло
джь не так хорошо знакома с родным язы
ком. Поэтому было принято решение о созда
нии так называемой воскресной школы, кото
рая небезуспешно функционировала с 2010
по 2012 годы, но затем е деятельность была
приостановлена по причинам организацион
ного характера. Я надеюсь,что школа возоб
новит свою работу уже в этом году. В ней
будут преподавать несколько предметов
это и непосредственно армянский язык, и его
история, и история взаимоотношений Арме
нии и России. К сожалению, на сегодняшний
день дети получают очень мало информации
о том, как на самом деле формировались
братские отношения армянского и российс
кого народов.
Тем не менее отрадно отметить, что молоджь
принимает самое непосредственное участие в
жизни нашей организации. Ребята активно обща
ются между собой и сами организуют различные
молоджные мероприятия.
Ваше отношение к проблеме нелегальной
миграции и проявлениям бытовой ксенофобии?
Насколько часто с ними приходится сталкиваться
и что можно сделать для их минимизации?
Эти вопросы являются чрезвычайно слож
ными и весьма болезненными. Однако они на
столько важны и актуальны, что их ни в коем
случае нельзя обойти молчанием. Проблема миг
рации (как легальной, так и нелегальной) возник
ла не на пустом месте. Ещ немногим более 20 лет
назад мы жили в одной стране, по единым зако
нам и правилам.
На мой взгляд, в советское время националь
ному вопросу уделялось недостаточно внимания.
Нельзя было подходить с общими мерками к эт
носам, например, Прибалтики, Кавказа и Средней
Азии, существенно отличающимся друг от друга
по своим ментальным ценностям. Развал Советс
кого Союза, великой страны, которой мы все гор
дились, произошл, во многом, из за этого не
правильного и упрощнного отношения к нацио
нальным вопросам. Необходимо было вырабо
тать и реализовать на практике более гибкую и
учитывающую все многочисленные нюансы на
циональную политику. К сожалению, этого не
произошло.
Приходится констатировать, что в настоящее
время Россия также пока не смогла выработать
системный подход к решению проблем, связан
ных с сосуществованием многих этносов в рамках
многонационального и многоконфессионально
го государства. Таким образом, проблема неле
гальной миграции из сопредельных государств
является лишь вершиной айсберга куда более
серьзных вопросов, требующих, соответствен
но, не менее серьзной проработки и адекватных
решений.
Печально, что в настоящее время эти важней
шие проблемы решаются не системно, а, скорее,
ситуационно. Если происходит какое то чрезвы
чайное происшествие, вызвавшее большой об
щественный резонанс, то все уполномоченные
службы тут же начинают проявлять повышенную
активность. Но как только ситуация немного успо
каивается, вс продолжает идти, как ни в чм не
бывало.
Бесспорно, принимаются определнные зако
нодательные акты, призванные ограничить неле
гальную миграцию, но и они имеют тактический,
а отнюдь не стратегический характер. Если про
анализировать ситуацию объективно, можно кон
статировать, что борьба идт не с причинами, а со
следствиями. Возможно, именно поэтому мы пока
не видим каких то весомых положительных ре
зультатов.
Конечно, разрубить этот гордиев узел проблем
одним ударом не получится. Например, можно
было бы ввести визовый режим, например, с
рядом государств среднеазиатского региона, ко
торые являются наиболее проблемными в плане
неконтролируемых миграционных потоков. Такая
мера, безусловно, поставила бы определнный
заслон на пути нелегальной миграции, но в то же
время сделала бы вполне реальной угрозу выхода
этих стран из СНГ.
При этом возникает следующий, не менее серь
зный, вопрос: что будут делать граждане этих
государств, которые в данный момент живут и
работают на территории РФ? Понятно, что сред
неазиатские государства в таком случае автома
тически попадают под экономическое и полити
ческое влияние богатых мусульманских стран,
таких, как Арабские Эмираты или Саудовская Ара
вия.
Кто то поедет туда работать. Но не исключено,
что некоторые люди поедут воевать в Сирию и
другие горячие точки на стороне радикальных
исламистов. Когда они вернутся домой, на юго
восточных границах России возникнет крайне
опасная и непредсказуемая ситуация.
Поэтому, прежде чем принимать те или иные
законы в области миграционной политики, необ
ходимо разработать долгосрочную стратегию (не
только в сфере экономики, но и геополитики,
идеологии и т. д.) Следует вс очень тщательно
продумать и учесть все возможные последствия,
подключить экспертное сообщество и обязатель
но принять во внимание опыт других стран.
Если это удастся сделать, то выиграют все,
Россия будет процветать, а мы будем гордиться
нашим многонациональным государством так, как
когда то гордились Советским Союзом.
Подготовил Алексей ФЕДОСЕЕВ
Политические, экономические и культурные связи России и Армении имеют глубокие истори
ческие корни, и формировались они на протяжении многих веков. За это время складывалась
дружба двух братских народов, исповедующих единую христианскую веру и разделяющих
общие духовные ценности, шли процессы взаимного обогащения наших культур.
Одно из мероприятий армянской автономии.
Карен Никогосян.