background image
суббота
k
13, 1 февраля 2014 г.
К 70 ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
C
M
Y
K
К концу июля 1942 года ударные силы вер
махта прорвались в большую излучину Дона и
его нижнее течение. Развернулась великая Ста
линградская битва (17 июля 1942 года
2 февраля 1943 года), в которой с обеих сторон
участвовало свыше двух миллионов человек.
Она охватила территорию в 100 тысяч квадрат
ных километров и продолжалась 200 дней и
ночей. Противник вл наступление силами 6 го
и 4 го танковых войск и вскоре достиг окраин
Сталинграда. 13 сентября немцы ворвались на
улицы города. До 26 сентября главные усилия
врага были направлены на овладение цент
ральной и южной частями города. Особенно
упорная борьба велась в районе Мамаева кур
гана, на берегу реки Царицы, в районе элевато
ра, вокруг вокзалов, на западной окраине Ста
линграда. В осажднном городе советские сол
даты дрались за каждый дом. Символом геро
изма его защитников стал знаменитый дом
Павлова, который 50 дней удерживал гарнизон
численностью чуть более 20 человек, возглав
ляемых сержантом Павловым. В боях за него
гитлеровцы потеряли больше солдат, чем при
взятии Парижа.
19 ноября войска под командованием
К.К. Рокоссовского (три танковых и два кава
лерийских корпуса, за которыми стояла в бое
вой готовности двадцать одна стрелковая ди
визия) внезапно начали наступление с плац
дарма в районе Кременской и сразу же прорва
ли оборону румынских войск на фронте протя
жнностью 30 километров.
Взаимодействуя с наступающими через Дон
советскими войсками, два танковых корпуса и
девять стрелковых дивизий под командовани
ем генерала А.И. Ерменко тоже перешли в
наступление и прорвали оборону 4 й румын
ской армии южнее Сталинграда.
22 ноября клещи сомкнулись, и 6 я армия
полностью оказалась в окружении.
16 декабря началось наступление советских
войск на Дону и у реки Чир. Они обрушились на
8 ю итальянскую армию, которая сразу же была
разгромлена. Через два дня весь е фронт был
прорван, и началось безостановочное отступ
ление противника.
Тем временем положение окружнных войск
вследствие тяжких лишений и холодов стано
вилось вс ужаснее. В конце декабря 1942 года
один из немецких солдат писал из Сталинграда
своей семье в Берлин: Сейчас канун Нового
года, а когда я думаю о доме, у меня сердце
разрывается. Здесь вс плохо и безнаджно.
Уже четыре дня я не ел хлеба и живу только на
супе в обед, а утром и вечером глоток кофе.
Всюду голод, холод, вши и грязь. Днм и ночью
нас бомбят советские лтчики, почти не пре
кращается артиллерийский огонь. Если в бли
жайшее время не произойдт чудо, я погибну,
мне очень плохо
Чуда не произошло. В последние дни января
остатки армии Паулюса, которые ещ вели упор
ные бои и в отдельных местах даже переходили
в контратаки, были оттеснены в небольшой рай
он разрушенного города и наконец расчленены
на отдельные группы. 30 января Паулюс, кото
рый за несколько часов до этого был произведн
в фельдмаршалы, подписал акт о капитуляции. В
этот день группировка немецко фашистских
войск насчитывала в общей сложности более
300 тысяч человек. Из них 90 тысяч попали в
плен, 34 тысячи раненых было вывезено на само
лтах, лишь немногие покинули котл по служеб
ным причинам. Свыше 100 тысяч солдат погибли
в бою или пали жертвой невыносимых лишений.
Многие в отчаянии покончили с собой.
Сталинградская битва явилась серьзней
шим ударом не только по военной мощи верх
махта, но и по боевому духу германских войск.
Она внесли решающий вклад в достижение
коренного перелома как в ходе Великой Отече
ственной войны, так и всей Второй мировой
войны.
В результате Сталинградской битвы совет
ские Вооружнные силы вырвали у противника
стратегическую инициативу и удерживали е
до конца войны. Поражение фашистского бло
ка под Сталинградом потрясло Германию, по
дорвало доверие к ней со стороны сателлитов,
способствовало активизации Движения сопро
тивления в оккупированных странах. Япония
была вынуждена временно отказаться от ак
тивных действий против СССР. В Турции уси
лилось стремление сохранить нейтралитет.
Выдающееся значение Сталинградской бит
вы и триумф в ней советского военного искус
ства получили широкое признание во всм
мире. Президиум Верховного Совета СССР уч
редил в 1942 году медаль За оборону Ста
линграда. В 1965 году город герой был на
граждн орденом Ленина и медалью Золо
тая Звезда.
Анатолий ШМЕЛВ
ВОИНСКАЯ СЛАВА РОССИИ
Сталинградская
битва
позабыть нельзя
позабыть нельзя
позабыть нельзя
позабыть нельзя
Резкий скачок натяжения тралящей части
в трале мина. Резкое ослабление минреп
перерезан, и мина под влиянием положитель
ной плавучести всплывает на поверхность. Ос
татся только е уничтожить, расстреляв из
пушки или взорвав подрывным патроном, по
дойдя к ней на шлюпке. Непросто и небезопас
но и то и другое.
Итак, мина в трале. Давление не снижается,
минреп не подрезается.
Полный вперд! командует командир в
машинное отделение, чтобы рывком подрезать
минреп, но...
Давление растт! поступает доклад с
кормового поста.
Остатся одно: выбрать трал до резака, в кото
рый попала мина, установить причину и принять
решение.
Отдал распоряжение. Заработала лебдка, на
матывая стальной трос на барабан брашпиля. До
отводителя оставалось всего несколько метров,
когда из воды показалась заросшая водорослями
мина, огромная, круглая.
Мина японская, отметил я, но почему
же не подрезан минреп?
Приказал приостановить выборку трала и стал
пристально присматриваться к рыму, от которого
к якорю мины тянется минреп.
Ах, вот в чм дело, наконец, догадался,
там же не трос, а цепь, е то резак и не берт.
Доложив командиру корабля обстановку, пред
ложил, стравив тралящую часть, малым ходом
осторожно оттянуть мину на отмель, когда же она
всплывт, уничтожить.
Тральщик дал малый ход и направился к берегу.
Вдруг корабль сильно тряхнуло, и в пятидесяти
метрах за кормой взметнулся огненно чрный
столб воды.
Первый динамометр ноль, услышал я
доклад и понял: мина взорвалась от соприкос
новения с какой то преградой. Трал вышел из
строя.
Не меньше трудов и опасности было позднее и
с вытраленной миной, когда она прыгала на вол
не. Е нужно было во что бы то ни стало уничто
жить либо расстрелять, либо, подойдя на шлюп
ке, прикрепить подрывной патрон к мине, под
жечь бикфордов шнур и успеть отойти подальше
в мртвую зону взрывной волны.
Вечерело, когда всплыла вытраленная мина.
Усиливался вечерний бриз. Мина прыгала на вол
не. Шлюпку подбрасывало, и нужно было искусно
подойти к ней кормой. Закурил, чтобы от папиро
сы поджечь бикфордов шнур, и стал ловить мо
мент аккуратного соприкосновения с миной. Вот
уже совсем близко, руки почти касаются мины, но
она не датся, вырывается и как бы насмехается
над моряками.
В какой то момент ощутил соприкосновение с
обросшим скользкими водорослями металлом.
Но безуспешно, рым выскочил из рук словно
мыло. Вторая и третья попытки тоже оказались
безрезультатными.
Отходи! скомандовал старшина второй
статьи Архипову.
Немного передохнув, повторили попытки обуз
дать злосчастную мину.
Только со второго раза мне удалось зацепиться
за рым. Дрожащими от напряжения пальцами
левой руки удерживал мину, правой начал быстро
привязывать подрывной патрон к свинцовому
колпаку. Затем схватил конец огнепроводящего
шнура и приложил огонк папиросы к его срезу.
Провод зашипел, выбрасывая огненную струю.
Архипов налг на всла, и шлюп
ка, разрезая волну, устремилась в
сторону корабля, дрейфовавшего
поодаль.
До тральщика оставалось мет
ров пятьдесят, когда раздался
страшный взрыв, и огромный фон
тан воды взметнулся за кормой
соседнего корабля, находившего
ся по другую сторону трального
курса. Видимо, в его трале взорва
лась мина.
Шлюпку резко подбросило, в
днище появилась течь. Шлюпка
стала наполняться водой.
До корабля оставалось не более
30 метров, когда с ходового мости
ка раздался громкий голос коман
дира: Заглохли машины! Види
мо, от близкого взрыва была нару
шена центровка гребного вала.
Через минуту две должен про
греметь взрыв.
Лишнный движения тральщик
ветром сносило в сторону мины.
Это неминуемая гибель. Резко
переложив руль на правый борт,
скомандовал:
Архипов, быстрее к мине!
Надо успеть, пока не догорел бик
фордов шнур.
Сердце гулко колотилось в гру
ди: а вдруг не успеем, тогда...
Архипов грб изо всех сил, я
помогал ему. Пот градом струился по лицам.
Шлюпка быстро приближалась к мине. Успеть
бы... преследовала беспокойная мысль, а в
висках гулко отдавались удары сердца.
Ещ минуты две, успокаивал я Архипова,
но голос прозвучал глухо, выдав крайнее напря
жение и тревогу.
Мина вс ближе и ближе. А вдруг рвант?
сомнение не покидало ни на секунду. Вот уже
развернулись и кормой вперд стали подходить к
злосчастной мине. Выбросив руки вперд, я кон
вульсивно шарил в воде, напряжнно всматри
вался в не, искал, где дымком пузырится пена.
Летят стремительно секунды, может быть, после
дние секунды молодых жизней... Вот вот должен
сработать запал и... взрыв!
Вдруг пальцы ощутили что то тврдое... Про
вод. Я резко рванул его на себя, блеснул над
головой запал, упал за борт, в следующее мгнове
ние по шлюпке ударило будто камнем. Это срабо
тал запал.
Холодная испарина выступила на лбу у обоих.
Отойдя от мины метров на пятнадцать, скомандовал:
Суши всла!
И в этот момент послышался мерный гул кора
бельных двигателей.
Отливай воду из шлюпки, приказал Архи
пову, закуривая папиросу, и стал готовить второй
запал. Зловещую процедуру предстояло повто
рить заново.
Корабль полным ходом удалялся от мины.
Взрыв прогремел, когда он был уже на безопас
ном расстоянии, а мы с Архиповым лежали на дне
шлюпки, вновь наполнившейся водой, и смотре
ли, как опадает огромный водяной столб, подня
тый смертоносным чудовищем. Затем была вы
садка десанта на южные острова Курильской гря
ды: Сикотан, Итуруп, Кунашир, тральные работы
на минных полях, насыщенных японскими и аме
риканскими минами.
К родным берегам Приморья вернулись через
месяц, и началось боевое траление мин, постав
ленных в разное время не только японскими и
американскими кораблями и самолтами, но и
советскими в предвоенный период.
Работа была сложной и опасной, не обходи
лась без жертв. Окончательно она была заверше
на только через два года. Военная служба продол
жалась и складывалась благоприятно. В 1947 году
на призовых артиллеристских стрельбах мой ко
рабль ТЩ 593 занял первое место на Тихоокеан
ском флоте, и я получил повышение по службе
стал дивизионным артиллеристом 12 го ОДТЩ,
через два года флагманским артиллеристом
охраны водного района Владимиро Ольгинской
ВМБ, ещ через два года флагманским артил
леристом 30 й дивизии ОВР Главной базы ТОФ.
Окончив с отличием Высшие специальные офи
церские классы ВМФ, получил назначение на пре
подавательскую должность в Тихоокеанское выс
шее военно морское училище имени С.О. Макаро
ва (ТОВВМУ), где готовил офицеров для ВМФ. В
течение ряда лет также обучал китайских и северо
корейских офицеров, прибывающих в училище
для повышения квалификации. Через десять лет,
когда в стране создавался новый вид Вооружн
ных сил Ракетные войска стратегического на
значения (РВСН), был переведн на научную
работу в один из подмосковных институтов Мини
стерства обороны ЦНИИ 4. В процессе работы
успешно защитил кандидатскую диссертацию.
Прошло ещ 10 лет. Окончилась военная служ
ба. Продолжил свою трудовую деятельность на
педагогическом поприще в Калининградском ме
ханико технологическом техникуме в течение 20
лет, около 20 лет работал в редакции газеты Ка
лининградская правда и сотрудничал с другими
органами средств массовой информации.
С 1960 года член Союза журналистов СССР,
с 1999 года член Союза писателей России. В
активе военно научной трудовой деятельности
более 30 научных трудов по закрытой тематике.
Кроме того, изданы шесть книг серии Люди дол
га и чести, Встреча в конце пути, Плещут
холодные волны, в соавторстве: Мой город, к
звздам устремлнный, Дорогами Победы,
Дорогами войны и мира, От солдата до генера
ла и другие.
За военные и трудовые заслуги награждн ор
денами Красного Знамени, Отечественной войны
I степени, двумя орденами Красной Звезды, меда
лями За боевые заслуги, За оборону Кавказа,
За воинскую доблесть, За победу над Герма
нией в Великой Отечественной войне 1941
1945 гг., За победу над Японией и др. всего
имею 50 медалей вместе с юбилейными.
С чистой совестью могу сказать: жизнь прожи
та не напрасно. В молодости защищал Родину от
врагов с оружием в руках, в зрелом возрасте
работал на благо укрепления оборонного могу
щества страны, отдавал и отдаю все силы и зна
ния воспитанию молоджи в духе истинного пат
риотизма на примере достойных людей старшего
поколения. Свои записки хотелось бы закончить
фразой: Главное, что у человека есть: долг, тру
долюбие и честь!
Анатолий ШМЕЛВ
жив ли лейтенант Мишин, отец и муж. Не знали
до последнего дня войны, когда в их землянку
зашл живой и здоровый, ставший уже капита
ном Фдор Ефимович.
После войны капитана Мишина перевели для
продолжения службы в город Калининград,
нынешний Королв. Окончив Педагогический
институт в Москве, Августина Фдоровна оста
лась работать в Калининграде по специальности
и занималась этим в течение 38 лет. Альберт
Мишин окончил Институт железнодорожного
транспорта, затем был направлен на работу на
некоторое время в город Печору, а переехав
снова в Калининград, 45 лет трудился в РКК
Энергия.
С раннего возраста вынужденные бороться за
свою жизнь, работать и стойко переносить все
тяготы, Мишины делятся впечатлениями о вой
не и горькими переживаниями и в настоящее
время, занимаясь патриотическим воспитанием
молоджи в образовательных учреждениях го
рода Королва гимназии 18 им. И.Я. Илю
шина и школе 20. Они посещают семинары в
Совете ветеранов, которые проводит председа
тель комиссии по патриотическому воспитанию
молоджи полковник Юрий Демьянович Лес
няк. На подобных мероприятиях, как правило,
присутствует и председатель Совета Василий
Васильевич Курбатов.
Альберт Фдорович и Августина Фдоровна
Мишины это люди, стойкостью, благород
ным трудом и выдержкой которых можно восхи
щаться. Благодаря их воспоминаниям в нас, не
равнодушных к судьбе ветеранов гражданах,
продолжает жить понятие о чести, патриотизме
и гуманизме. Верится, что подрастающее поко
ление любознательных, дружелюбных и откры
тых всему новому людей обязательно прислу
шается к зову истории, будет почитать героев
Великой Отечественной войны и откроет много
нового для себя в рассказах ветеранов. Горожа
не ветераны нуждаются в поддержке со сторо
ны молодых и здоровых, а регулярные встречи с
ними в образовательных учреждениях должны
стать неотъемлемой частью обучения.
Полина АВТОНОМОВА,
ученица 11 А класса гимназии 18
им. И.Я. Илюшина