background image
четверг
k
15, 6 февраля 2014 г.
НАШ ДЕПУТАТ
Татьяна Адимирикановна, расскажите об
итогах прошедшего года и о результатах рабо
ты областной Думы за этот период.
2013 год для Московской областной Думы
был юбилейным, ей исполнилось 20 лет.
Отмечу, что законотворческая деятельность,
как таковая, является не только интересной, но
и очень сложной. На первый взгляд может по
казаться, что написать и при
нять какой либо закон не так уж
и трудно. На самом деле это,
конечно, не так. Непосредствен
ному принятию закона предше
ствует весьма кропотливая и
большая по объму работа.
Зато, когда закон вышел и начал реализовы
ваться на практике, наглядно убеждаешься в
том, что он оказывает значительное влияние на
жизнь людей.
Показательно, что за 20 лет работы Москов
ской областной Думой было принято более ты
сячи законов. Большая часть из них затрагива
ет такие важные для людей сферы, как право
вая, экономическая, социальной защиты, обра
зования, культуры и здравоохранения. Объек
тивно говоря, эти законодательные акты по
могли определнным образом поддержать лю
дей и по некоторым параметрам улучшить их
жизнь. Конечно, в наибольшей степени их по
зитивное воздействие ощутили на себе наиме
нее социально защищнные группы населения.
Наша область отличается тем, что в ней было
принято большее количество таких социально
ориентированных законов, чем в других рос
сийских регионах.
Конечно, сегодня есть проблемы, которые
требуют законодательного разрешения, и у нас
тоже были определнные упущения и недора
ботки. Это, во первых, земельный вопрос и, во
вторых, охрана и защита наших природных ре
сурсов, главными из которых в Подмосковье
являются леса. К сожалению, приходится кон
статировать, что в нашей области имело место
много случаев нецелевого использования (а
если сказать прямо, то просто разбазаривания)
земли, в том числе сельхозугодий.
Земля, как и леса, одно их основных бо
гатств региона. И там, где к е использованию
подходят рачительно, то и результат бывает
очень достойным. Например, молочная и иная
продукция сельскохозяйственных предприятий
Дмитровского района известна и востребована
не только в нашей, но и в соседних областях.
Есть и другие положительные примеры, но в
целом по региону вопрос использования земли
стоит очень серьзно.
С областными лесами положение сложилось
не менее серьзное. С одной стороны, на их
состояние очень плохо влияют насекомые вре
дители. В прошлом году, если вы помните, было
настоящее нашествие на Подмосковье жука
типографа, который уничтожает кору и древе
сину. С другой стороны, в сво время была
фактически разрушена вся система лесного
хозяйства. Некому было следить за состоянием
деревьев и вовремя принимать необходимые
меры. Именно поэтому мы и могли наблюдать
такую плачевную картину с подмосковными
лесами.
Сейчас региональная политика в этой облас
ти кардинально изменилась в лучшую сторону.
Было создано специальное ведомство, на рабо
ту в которое были приглашены опытные специ
алисты. Тем не менее процесс восстановления
и увеличения лесного фонда области является
очень непростым, затратным и трудомким.
Недаром во время недавней встречи Губернато
ра А.Ю. Воробьва с Президентом В.В. Путиным
речь шла, в том числе, и о необходимости под
держки со стороны федерального центра в ре
шении данного вопроса. Эта задача и ещ ряд
других являются первоочередными в повестке
областной Думы нынешнего созыва.
Среди депутатов много серьзных специали
стов с большим опытом не только законотвор
ческой, но и практической работы. Когда мы
решаем те или иные вопросы, касающиеся жиз
ни региона, то оставляем в стороне такие фак
торы, как партийная и фракционная принад
лежность, и работаем одной командой коми
тет с комитетом, фракция с фракцией. На
первый план в нашей работе выходят профес
сионализм и знание своего дела. Несмотря на
различные подходы и взгляды, цель у всех нас
по большому счту одна разработать и при
нять такие законы, которые способствовали бы
успешному развитию области и
служили на благо е жителям.
Более того, стоит отметить,
что данным подходом руковод
ствовались все депутаты, кото
рые избирались от нашего го
рода в областные Думы преды
дущих созывов. Все они сдела
ли для Калининграда, а затем Королва очень
много полезного.
Отмечу, что у нас в Московской областной
Думе есть опыт, который перенимают парла
ментарии из других регионов. В частности, это
проведение мониторинга того, как работают
принятые законы на практике. Создаются спе
циальные комиссии, которые выезжают на ме
ста, проводят проверки и собирают фактичес
кий материал. Итоги монито
ринга анализируются на засе
даниях Комитета, а затем выно
сятся на заседания Думы. И
если нужны поправки к действу
ющим законам (или новые за
коны), то они соответственно
принимаются. Таким образом, налаживается
очень важная обратная связь между законами,
правоприменительной практикой и реальным
положением дел.
Приведу один пример помощь людям с
ограниченными физическими возможностями.
В этой сфере сегодня, в принципе, принимается
масса всевозможных мер выделяются день
ги, строятся пандусы и т. д. Но при этом зачас
тую упускаются из виду другие, не менее важ
ные аспекты этой проблемы. Ведь ребнок с
ограниченными возможностями в принципе не
может учиться в общем классе. Ему должны
быть созданы особые условия и обеспечен ин
дивидуальный подход. А это, как вы понимаете,
дополнительные деньги, значительно превы
шающие стандартную сумму, которая выделя
ется на каждого ребнка. Так вот, в Московской
области эти средства сегодня выделены, и они
превышают обычный норматив почти в семь
раз. Подобных примеров можно было бы при
вести достаточно много.
Мой избирательный округ достаточно боль
шой, в него входят не только Королв и Юби
лейный, но и ряд других муниципальных обра
зований. У каждого из них есть свои проблемы,
поэтому приходится работать не
только по тем вопросам, кото
рыми непосредственно занима
ется Комитет по культуре, но и
по самому широкому спектру
задач.
Например, в Щлкове на пер
вый план выходит сохранение
уникального природного комп
лекса Медвежьи озра, в Мони
не передача земельных территорий из веде
ния Министерства обороны в муниципальную
собственность, а в Красноармейске жители про
сят обеспечить ценовую доступность находя
щихся в частной собственности спортивных со
оружений. В проведение Олимпийских игр в
Сочи инвестируются огромные средства, и на
этом фоне было бы грех не поддержать дворо
вые спортивные команды. К сожалению, сейчас
не существует законодательной базы для пря
мой финансовой поддержки самодеятельных
спортивных команд и коллективов. Так что и в
этой области нам предстоит поработать, для
того чтобы снять бюрократические барьеры и
сделать спорт по настоящему массовым.
В сентябре прошлого года, как известно,
состоялись выборы Губернатора Московской
области, по итогам которых победу одержал
А.Ю. Воробьв. Как складываются взаимоотно
шения между Губернатором, Правительством и
областной Думой?
Кратко их можно охарактеризовать так:
они основаны на стремлении к уважению, доб
рожелательным отношениям и конструктивно
му взаимодействию.
Так получилось, что за прошлые два года в
Подмосковье дважды поменялось руководство
региона, и работали соответственно три соста
ва областного Правительства. Не скрою, нала
живать взаимодействие с исполнительной вла
стью в таких условиях Думе было достаточно
сложно. Но в настоящее время ситуация стаби
лизировалась выборы состоялись, Прави
тельство сформировано и утверждено. Коман
да в нм собралась достаточно молодая, актив
ная и энергичная.
Но и здесь далеко не вс идеально, так как, с
моей точки зрения, возник определнный пере
кос в сторону кадров, до настоящего момента
не имевших ни малейшего отношения к нашей
области. Я нисколько не сомневаюсь в их ком
петентности и профессионализме, но пробле
мы региона знакомы им недостаточно хорошо,
они, если можно так выразиться, не являются
для них родными и настолько близкими, как
для коренных жителей Подмос
ковья.
То, что Губернатор привлк к
работе свою команду, это абсо
лютно нормально. Более того, я
считаю, что молодым эффек
тивным менеджерам, в принци
пе, можно доверить широкий
круг вопросов, кроме, наверное, тех, которые
непосредственно касаются обеспечения жизни
людей. Социальными вопросами, в первую оче
редь, должны заниматься люди, которые не
просто хорошо знают область, но и представля
ют себе все этапы е развития. То есть они
должны не только знать о проблеме, но и пони
мать, как и когда она возникла. Только тогда
можно найти оптимальный способ е решения.
Фракция КПРФ выходила с предложением
принять такой порядок формирования Прави
тельства, при котором министры на социально
значимые направления деятельности утверж
дались бы Думой. Но, к сожалению, это предло
жение не было поддержано ни Правительством,
ни большинством Думы. Однако этот вопрос
настолько важен, что мы не собираемся сни
мать его с повестки дня. И уж первые подвижки
пошли. 4 февраля объявлено о назначении ми
нистром образования Правительства Московс
кой области Марины Захаровой, депутата обла
стной Думы, заместителя председателя Коми
тета по образованию и культуре, опытного пе
дагога, очень уважаемого профессионала. Ду
маю, можно считать, что у Думы и Правитель
ства начала вырабатываться
единая позиция.
Пока Дума утверждает толь
ко кандидатуры вице губерна
торов и заместителей руково
дителя Правительства. Перед
этим каждый из кандидатов проходит горни
ло думских фракций, где ему приходится от
вечать на самые разные, зачастую весьма слож
ные вопросы. То есть утверждение в Думе на
тот или иной пост это далеко не формальная
процедура. Пожалуй, ни по одному из кандида
тов не было единогласного одобрения, обяза
тельно кто то голосовал против. Понятно, что
каждому из утверждаемых Думой чиновников
хочется набрать по возможности наименьшее
число таких чрных шаров, поэтому и гото
вятся они к этой процедуре
очень серьзно. Правительство
периодически отчитывается пе
ред Думой, в марте нам пред
стоит выслушать и проанали
зировать отчт Губернатора.
Отмечу, что в Думе, по срав
нению с Правительством, рабо
тают люди более зрелого воз
раста, при этом опыта у них со
ответственно тоже больше. Если удастся со
единить практический опыт одних и креатив
ную энергию других, то можно будет достиг
нуть очень хороших результатов в нашей со
вместной работе.
Ваше мнение об административной рефор
ме, фактически уже начавшейся в нашей обла
сти? Как вы смотрите на перспективы объеди
нения Юбилейного и Королва?
Административная реформа это очень
непростой, но объективно необходимый про
цесс. В ходе этой реформы меняется схема,
которая сложилась в Подмосковье за после
дние 20 лет. В советское время в Московской
области было 44 района, что позволяло осуще
ствлять вполне эффективное управление реги
оном. Сейчас принято решение не пренебре
гать этим опытом и вернуться к системе более
крупных муниципальных образований. Для та
кого решения есть достаточно оснований.
Во первых. В ряде территорий сложилась си
туация, когда параллельно существуют два хо
зяина глава района и мэр районного центра.
Получается, что один ведает землй, а другой
коммуникациями, и нередко возникает кон
фликт интересов, который, естественно, не идт
на пользу жителям.
Во вторых, в области расплодилось огром
ное число чиновников. В некоторых районах на
их содержание уходит львиная доля бюджета,
что является совершенно неоправданным, осо
бенно, если данный район является дотацион
ным.
В третьих, сегодня в Подмосковье более 360
муниципальных образований. Наладить эффек
тивное управление таким количеством терри
торий очень непросто.
Но с другой стороны, у этой системы были и
свои плюсы. Ведь во многие районы, которые до
этого времени были фактически заброшены,
финансирование начало поступать напрямую, и
они за 23 года радикально изменились. Напри
мер, те же Медвежьи Озра из забытой Богом
деревни преобразились в современный послок с
развитой инфраструктурой, не уступающий луч
шим западноевропейским образцам.
В сво время Юбилейный стал самостоятель
ным городом, находясь при этом внутри другого
города Королва. С тех пор у наших городов
существует во многом общая инфраструктура, но
при этом каждый из них развивался своим путм.
В том же Юбилейном существует шаговая доступ
ность к власти, так как город этот небольшой,
компактный по территории, и все там друг друга
знают. При этом у него фактически отсутствуют
перспективы развития, что связано, в том числе,
с дефицитом земли и недостаточной для форми
рования полноценного бюджета налогооблагае
мой базой.
Для жителей Королва от грядущего объедине
ния никаких минусов, скорее всего, не будет.
Наоборот, научная мысль получит новый импульс,
а ставший единым научно производственный ком
плекс почувствует приток свежей крови.
Для Юбилейного этот процесс оказывается бо
лезненным. Ведь и сам город, и населяющие его
люди уже привыкли жить самостоятельно. Одна
ко, с моей точки зрения, объединение возможно.
Могут быть различные варианты взаимодействия.
Юбилейный может получить статус автономии в
вопросе взаимодействия с населением на данной
территории.
Возможна и другая схема. Население нового
города после объединения будет составлять око
ло 220 тысяч человек. Вполне разумно взять при
мер с Москвы и создать на территории Большого
Королва пять мини префектур с органами мес
тного самоуправления, которым центральная го
родская власть могла бы делеги
ровать часть своих полномочий.
Таким образом, вопрос Сто
ит ли нам объединяться? пере
ходит в другую плоскость, а имен
но: Как мы будем это делать и
что мы получим в итоге?. Конечно, объединение
не должно быть самоцелью. Большой Королв
станет самым крупным в России наукоградом.
При этом работа его научно производственных
предприятий, медицинских, образовательных и
иных учреждений, а также развитие инфраструк
туры должны выйти на качественно новый уро
вень. Вот такое объединение будет полностью
оправданным и обоснованным.
Одним словом, люди должны увидеть для себя
конкретную пользу и сами захотеть объединить
ся. А для этого необходимо учесть каждое из
существующих мнений. Сейчас все мы должны
прямо и открыто высказаться о том, что мы хотим
получить в результате этого объединения, и от
споров перейти к конструктивному диалогу. На
пример, люди хотят, чтобы были прямые выборы
Главы города, а Совет депутатов избирался по
пропорциональной системе и депутатов в нм
стало больше.
Моя общественная примная и мой сайт всегда
открыты для конкретных предложений, касаю
щихся проведения административной реформы.
Я не сомневаюсь в том, что процесс объединения
может стать той созидательной идеей, которая
консолидирует вокруг себя гражданское обще
ство Королва и Юбилейного и позволит нам сде
лать значительный шаг вперд.
Ваше впечатление об обращении Губернато
ра?
Обращение Губернатора, прозвучавшее 29
января, грамотный и перспективный документ.
Особенность его в том, что он отличается конк
ретным анализом прошлого и определяет перс
пективы на будущее. Приоритеты социально эко
номических задач, взятых на вооружение, в це
лом отвечают проблемам региона, причм пути
решения взяты нестандартные, с идеологией ли
дерства. Это вызывает оптимизм. В то же время,
на мой взгляд, недостат конкретной молодж
ной политики и не определены условия участия
молоджи в конкретном социально экономичес
ком секторе.
Ленинские слова: Не пытайтесь решать новые
задачи прежними методами, порой сегодня на
ходят подтверждение. Мне сейчас приходит мно
го информации с территории округа о подобных
фактах. Пример как только появляется земля в
том или ином поселении, тут же отовсюду налета
ют коршуны, не имеющие никакого отношения
к этой территории, и стремятся решать свои эко
номические задачи, в первую очередь создание
новой строительной базы в своих интересах.
Поэтому у Московской областной Думы и Пра
вительства ещ много работы по поводу выработ
ки новых технологий в плане реализации новых
задач в обращении.
Идеология лидерства, на мой взгляд, должна
стать идеологией профессионализма и совести.
Записал Алексей ФЕДОСЕЕВ
Идеология лидерства должна стать
идеологией профессионализма и партнрства
Интервью, которые дат
Калининградской правде
депутат Московской облас
тной Думы Татьяна Ордынс
кая
, всегда отличаются акту
альностью выбранных тем и
объективностью оценок. Вот и
в этот раз разговор зашл о
вопросах, важных как для
всего Подмосковного регио
на, так и для нашего города.
Наша область отличается тем,
что в ней было принято большее
количество таких социально ори
ентированных законов, чем в дру
гих российских регионах.
Для жителей Королва от гря
дущего объединения никаких ми
нусов, скорее всего, не будет.
Наоборот, научная мысль полу
чит новый импульс, а ставший еди
ным научно производственный
комплекс почувствует приток
свежей крови.
Если удастся соединить прак
тический опыт одних и креатив
ную энергию других, то можно
будет достигнуть очень хороших
результатов в нашей совместной
работе.
Юбилейный может получить
статус автономии в вопросе взаи
модействия с населением на дан
ной территории.