background image
четверг
k
21, 20 февраля 2014 г.
ПРОШУ СЛОВА
В течение 2013 года ряд политических и научных
деятелей выступили с предложением изменить пре
амбулу Конституции Российской Федерации, запи
сав в ней, что православие играет основную роль в
жизни россиян и является основой национальной и
культурной самобытности России.
Если внимательно вчитаться в текст преамбу
лы, то можно заметить, что в сжатой форме в ней
отражена вся жизнь страны, вс е многообразие:
многонациональность, права и свободы всех граж
дан и отдельных институтов государства, вера в
добро и справедливость, ответственность граж
дан за свою Родину.
Казалось бы, излишне вписывать в текст ещ
какие либо фразы, делая акцент на особой роли
отдельных слов общества. Однако, чтобы запус
тить процедуру вышеупомянутой корректировки,
были задействованы большие силы: открытое
письмо Президенту страны В.В. Путину, подпи
санное рядом известных представителей бизне
са, науки, культуры Как следует из печати, идею
поддержали Никита Михалков, Илья Глазунов. А
на сайте Православная инициатива.рф за не
проголосовало уже более 600 тысяч человек.
Помня призыв В.В. Путина очень бережно отно
ситься к Конституции, я попытался понять, на
сколько обоснованны доводы авторов предлага
емых поправок.
* * *
На мой взгляд, неубедительно звучит утверж
дение, что причина катастрофы 1917 года лежит
в духовном измерении, то есть в недостаточной
религиозности населения.
На самом деле это не
так. В дореволюционной России православие яв
лялось государственной религией. Верой во Все
вышнего было охвачено практически вс населе
ние страны. Человек уже с детства воспитывался
в религиозном духе. В школах обязательное
преподавание Закона Божьего. Учебный день на
чинался с молитвы. В учебных классах иконы,
кресты В армии и на флоте функционировал
институт духовенства, который был упразднн
только после революции, в январе 1918 года. Так
что вся жизнь в стране находилась под контролем
Церкви. И не здесь надо искать причину событий
1917 года.
* * *
Не могу также согласиться с утверждением,
что православие это национальная идея Рос
сии, е особый цивилизованный код.
Нацио
нальная идея это широкое понятие. Если ко
ротко, по сути, то это мечта живущего поколения
преобразовать жизнь таким образом, чтобы каж
дое последующее поколение жило лучше преды
дущего. И приписывать эту идею только право
славию по меньшей мере не корректно, тем
более в современной России, где живут около
30% неверующих, а около 40% не соблюдают
никаких религиозных обрядов.
В посвящении к своей книге Ос
новы техники ракетного полта
В.И. Феодосьев писал: ....Они твори
ли ракетную технику сороковых, пяти
десятых и шестидесятых годов, оста
ваясь добровольными пленниками сво
его долга, своих обязанностей, своей
неизменной страсти. И только несколь
ко самых ярких имн теперь известны
каждому. Но их было много.... Лучше,
наверное, и не скажешь. Им ушед
шим от нас, далким и близким, друзь
ям и вовсе не знакомым, посвятил свою
книгу автор.
Приведнные выше слова вспомни
лись после прочтения книги В.П. Миши
на Записки ракетчика. (Дневники,
воспоминания, архив. Королв, 2013 г.)
Книга вышла тиражом 500 экземпля
ров. Для примера, вышедшая в изда
тельстве Знание брошюра В.П. Ми
шина Почему мы не слетали на Луну
имела тираж более 50 000 экземпля
ров. Редактором книги А.С. Лоскуто
вым была проделана большая работа
по обработке и представлению архи
вных материалов, которые иллюстри
рованы богатым фотоархивом. Пред
ставлены документы, которые до этого
были известны узкому кругу специали
стов. В издании содержится достаточ
но подробная конкретная информация
о событиях, связанных с развитием
ракетной техники и космонавтики в
Советском Союзе. В книге собраны вос
поминания В.П. Мишина, его коллег и
соратников: В.Д. Вачнадзе, В.К. Без
вербого, Л.А. Филиной, В.П. Никитско
го, Д.А. Долгополова, Ю.В. Бирюкова,
В.Е. Бугрова, О.С. Сыромятникова и
ИЗ ПОЧТЫ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Не надо покушаться на святое
* * *
Также сомнительно приписывание правосла
вию цивилизованного кода.
Ещ раз вернмся к годам революции и Граж
данской войны. Люди одной веры оказывались по
разные стороны сначала баррикад, а потом око
пов. С Богом на устах убивали друг друга. Брат
шл на брата, сын на отца. Православные истреб
ляли друг друга тысячами. За время революции и
Гражданской войны погибло около двух милли
онов граждан. Можно ли назвать цивилизован
ной идею, которая заставляла православных про
ливать кровь своих соотечественников? Ответ
очевиден. Вс было намного проще. Одним (крас
ным) надоело влачить жалкое существование, и
они, поверив призывам вождей, бросились во все
тяжкие, чтобы любой ценой завладеть богатства
ми и таким образом сделать свою жизнь обеспе
ченной сразу и навсегда. Другим (белым), понят
ное дело, надо было любой ценой защитить сво
добро.
Такие методы достижения цели, когда проли
вается кровь ближнего, человека одной веры,
никак нельзя назвать цивилизованными.
Кстати, вера в Бога никогда не являлась доми
нирующей при выборе людьми методов достиже
ния меркантильных целей. Так было столетия на
зад, так происходит и в настоящее время, и не
только в России. К примеру, во время пугачвско
го восстания люди воспитывались также в хрис
тианской вере. Однако это не помешало войску
самозванца (Емельян Пугачв выдавал себя за
российского императора Петра III, в действитель
ности погибшего в результате покушения с ведо
ма своей жены, будущей Екатерины II) совершать
массовую резню. Истребляли не только помещи
ков, но и целые деревни крестьян.
* * *
Авторы поправок почему то не придают значе
ния тому факту, что Россия многоконфессио
нальная страна.
И конституционное закрепление
приоритета той или иной религии может быть
чревато большими неприятностями. История на
родов знает немало жестоких религиозных войн
(во Франции, в Швейцарии, в Германии в XVI веке;
в Швеции, Голландии, Польше в XVII веке), в том
числе межгосударственных конфликтов.
Казалось бы, современный мир стал цивилизо
ваннее прошлых веков. Однако конфликты, в том
числе и на почве религиозных предпочтений, слу
чаются и сейчас.
Есть в Юго Восточной Азии государство Мьян
ма, более известное как Бирма. Население
около 60 миллионов человек. Многоконфессио
нальная страна: буддисты 89%, мусульмане
4%, христиане 4% В июне 2012 года разго
релся конфликт между буддистами и мусульма
нами. Ситуация настолько усложнилась, что пре
зидент был вынужден ввести в стране чрезвычай
ное положение. Было сожжено 4665 домов. Му
сульманам пришлось бежать в соседний Таиланд.
Очаги конфликта наблюдались и в 2013 году.
По мнению политологов, трхлетняя война в
Сирии, которая продолжается и сейчас, приобре
тает вс больший религиозный оттенок. Вс более
значительную роль в противостоянии светскому
правительству Башара Ассада играют исламисты.
В нашей стране 63% опрошенных россиян от
носят себя к православным, 6% к мусульма
нам. Небольшой процент составляют буддисты,
католики, протестанты и др. В таких республиках,
как Татарстан, Чечня, других северокавказских
республиках большинство населения исповедует
ислам. Во всех субъектах Российской Федерации
приняты законы, проповедующие свободу совес
ти и вероисповедания, в соответствии с которыми
в республиках соблюдается баланс интересов
ислама, православия и других религий.
И надо ли в этих условиях религиозной стабиль
ности поднимать вопрос о какой то необыкновен
ной роли православия? И могут ли инициаторы
такой идеи дать 100% ную гарантию, что, консти
туционно закрепляя особую значимость правосла
вия, не будет задето самолюбие верующих других
религий? И к чему это может привести?
Из Администрации Главы и Правительства Че
ченской Республики уже прозвучала такая реак
ция: Роль православия в истории России
ещ не повод для того, чтобы в Основном Законе
страны обойти молчанием роль и значение исла
ма, который также является неотъемлемой час
тью исторического наследия народов России и
вторым по распространнности в обществе веро
исповеданием.
Одним из поводов конституционного закрепле
ния особой роли православия называется факт
его торжества в обществе за последние 20 лет,
невиданный рост числа церквей, храмов и монас
тырей, массовое поклонение Поясу Пресвятой
Богородицы, рост национального самосознания
россиян.
Если действующая Конституция не препятству
ет таким процессам в обществе, а, может быть,
даже способствует им, то зачем же е менять? Не
нужно этого делать.
Вот что сказал по этому поводу министр
культуры Владимир Мединский: Предлагают
ввести православие в Конституцию. Зачем?
Что, в Бога поверуют резко? Это ненужная
инициатива.
И последнее. Инициаторы узаконивания осо
бой роли православия наверняка знают о суще
ствовании Федерального закона 125 ФЗ, при
нятого Федеральным собранием 26 сентября 1997
года, в котором отмечена не только особая роль
православия в истории России, в становлении и
развитии е духовности и культуры, но и выска
зано уважение другим религиям (исламу, буддиз
му, иудаизму и др.), составляющим неотъемле
мую часть исторического наследия народов Рос
сии.
Так стоило ли поднимать такой шум? Я бы
сказал так: не надо покушаться на святое. Нет для
этого достаточных оснований, тем более если
руководствоваться важным принципом не на
вреди.
Владимир ЕМЕЛЬЯНЕНКО,
ветеран Вооружнных сил
других известных специалистов. Более
подробно о содержании книги в од
ном из июльских номеров газеты Ка
лининградская правда. Книга будет
интересна и полезна читателям, осо
бенно молоджи, ищущей достойный
жизненный путь для приложения сво
их сил и знаний, на благо процветания
родной страны.
Но как уже догадался пытливый чи
татель, цель заметки несколько в ином.
Двадцатый век ознаменовался тремя
важными достижениями человечества
созданием ядерного оружия, про
рывом в космос и развитием электро
ники. Эти три тесно взаимосвязанные
друг с другом эпохальные достижения
существенным образом повлияли на
повседневную жизнь каждого челове
ка. Сегодня трудно представить нашу
жизнь без телевидения, Интернета,
сотовой связи и космических систем
навигации, которые охватили весь зем
ной шар благодаря использованию са
мых передовых научно технических
достижений.
В девяностые годы в области кос
монавтики наблюдалось определнное
затишье, так как нам было не до кос
моса, однако в последние годы работы
в этом направлении несколько активи
зировались.
Перед нашей страной, а
также всем мировым сообществом
встала проблема выбора дальнейшего
пути развития космонавтики, который
требует создания наджных средств
выведения в космос, управления дви
жением космических аппаратов и т. д.
Для решения текущих задач и проблем
дальнейшего освоения космоса необ
ходимо привлечение новых сил в лице
талантливой молоджи, которая тру
дилась бы так же вдохновенно и само
отверженно, как их отцы и деды, обес
печившие в 195070 е годы нашей стра
не передовые позиции во многих от
раслях науки и техники, в том числе и
космической.
Достижения учных и конструкто
ров расположенных в городе предпри
ятий и научных учреждений обеспечи
ли ему мировую известность. Здесь
трудились специалисты с мировыми
именами: С.П. Королв, В.Г. Грабин,
В.П. Глушко, А.М. Исаев, М.К. Янгель,
В.П. Мишин, Ю.А. Мозжорин, В.Ф. Ут
кин, В.Б. Раушенбах, Б.Е. Черток, В.С.
Авдуевский и другие известные специ
алисты. Их научные изыскания и соот
ветствующее промышленное произ
водство являются лицом нашего горо
да. В местных средствах массовой ин
формации неоднократно поднимался
вопрос по оказанию конкретной помо
щи в развитии городской системы об
разования. Давно назрела необходи
мость организации в городе музея кос
монавтики, причм в нм должны быть
различные секции и кружки для заня
тий с одарнными детьми, чтобы они
уже здесь получали первую путвку в
жизнь, умели работать с различными
приборами и инструментами, и как
следствие у них возникал бы инте
рес к техническому творчеству.
Весьма важную роль в выборе моло
джью своего жизненного пути играет
своевременное получение необходи
мой информации о будущей профес
сии. Именно благодаря многочислен
ным рассказам и книгам многие моло
дые люди в 5060 е годы увлеклись
космонавтикой и сделали это делом
всей своей жизни. К глубокому сожа
лению, увлечение космонавтикой по
степенно пошло на спад и к началу века
нынешнего почти полностью угасло.
Многие школьники не знают, кто пер
вым полетел в космос, кто такой Циол
ковский, Цандер и др. Если раньше при
поступлении в технические вузы был
серьзный конкурс, позволявший от
бирать перспективных абитуриентов,
то в настоящее время желающих стать
инженером или научным сотрудником
существенно меньше. Для устранения
этой тенденции необходимо принимать
меры, которые способствовали бы ув
лечению молоджи наукой и техникой,
побуждали их получать соответствую
щее образование. Здесь заметную роль
должны играть и массовые тиражи на
С надеждой на будущее
НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ
учно популярных и исторических из
даний, предназначенных для юных чи
тателей.
В 6080 е годы книги такого плана
предлагались издательством Знание,
где печатались А.М. Исаев, В.П. Ми
шин, Б.В. Раушенбах и другие извест
ные специалисты, внсшие существен
ный вклад в развитие космонавтики.
В середине восьмидесятых годов
прошлого века каждая пятая книга,
издаваемая в Советском Союзе, прохо
дила как научно популярная. В изда
нии указанной мемуарной литературы
активное участие принимала Админис
трация нашего города. Так, были изда
ны такие авторы, как Черток, Мозжо
рин, Сыромятников и др. Эти книги рас
пространялись через киоски Роспеча
ти города и были доступны любому
желающему. Может быть, следует сно
ва вернуться к аналогичному виду дея
тельности и помочь донести до пытли
вого читателя замечательную литерату
ру путм финансирования их издания.
Отмеченную книгу В.П. Мишина За
писки ракетчика, по моему мнению,
необходимо издать тиражом не менее
3000 экземпляров. Это будет являться
одной из составляющих дальнейшего
освоения космического пространства и
данью памяти этого выдающегося уч
ного, руководителя, человека.
Н.А. МАШКОВ
Фото Валерия ТРОСЬКО