background image
четверг
k
24, 27 февраля 2014 г.
165
РАССЛЕДОВАНИЕ КРАЕВЕДОВ
Да, да, вы не ошиблись, прочитав
это заглавие! В нашем Болшеве долж
ны были построить Оптический завод!
Впервые об этом я услышал от извест
ного краеведа Сергея Мержанова, да и
то как то мимолтом, когда говорили
об архитектуре Фдора Шехтеля. Я тог
да подумал, что Сергей оговорился
такой известный архитектор и вдруг
какой то Болшевский оптический за
вод! Года два назад, когда был жив
Геннадий Артамонов, который любил
рассказывать о своей торфянке, он
как то упомянул о том, что отец ему
говорил у них на торфопредприятии
в 20 х годах прошлого века предпола
гали строить какой то завод, вроде бы,
оптический. С тех пор при любой воз
можности я пытался связать эти два
события в одно. В Интернете, где упо
минается фамилия Шехтеля и его ра
боты, везде в числе нереализованных
проектов упоминаются Болшевский
оптический завод и жилой послок при
нм. Работа была выполнена по заказу
Главстекла. О том, что за завод, где он
должен быть построен, что должен был
производить ни слова!
Поэтому пришлось вытаскивать
всю информацию об этом заводе по
частям. Мне приходилось участвовать
в комиссиях по примке в эксплуата
цию несколько заводов, в том числе и
оптических. Они проектировались
обычно в наших институтах (например,
Союзмашпроекте). А чтобы этим зани
мался какой либо известный архитек
тор не слышал! Но вернмся ко
времени, когда задумывалось строи
тельство завода. Это 1920 год, период
военного коммунизма. В то время для
управления промышленностью строи
тельных материалов в составе ВСНХ
(Высший совет народного хозяйства)
была создана секция строительных
материалов с главками Главшифер,
Центроцемент и в том числе Главстек
ло, которым подчинялись отдельные
предприятия соответствующего про
филя. Кроме этого, стали образовы
ваться тресты, как например Гусев
ский, Мосстеклофарфор, Владстекло.
* * *
Стекольная промышленность, остав
шаяся после Октябрьской революции,
была слабо развита и технически от
сталая сказывалась Первая мировая
война и революция 1917 года. Основа
оптической промышленности была за
ложена ещ в 1905 году, когда на Обу
ховском сталелитейном заводе откры
лась первая государственная оптичес
кая мастерская. Это уже потом прави
тельство стало заключать договора с
немецкими фирмами Цейс и Герц
на строительство в Риге двух оптико
механических заводов. После начала
Первой мировой войны они были пере
Через призму времени
Через призму времени
ведены в Петроград, на Император
ский фарфоровый завод. В 1918 году
был организован Государственный оп
тический институт (ныне ГОИ
им. С.И. Вавилова).
После революции вся стекольная
промышленность была национализи
рована (Декрет Совета народных ко
миссаров РСФСР от 28 июня 1917 года
21 о национализации крупных пред
приятий и, в том числе, о стекольной и
керамической промышленности). Сте
кольные заводы перешли в собствен
ность государства. Но положение на
них было очень тяжлым. Не было обо
ротных средств для выплаты заработ
ной платы, поэтому рабочие в качестве
оплаты труда получали посуду. В раз
ные регионы страны направлялись де
легации с товарами для обмена на про
довольствие. Даже иностранным ква
лифицированным рабочим, изъявив
шим желание трудиться в новой Рос
сии, в большинстве случаев отказыва
ли. Вот интересная переписка между
сотрудницей Коминтерна Е.Д. Стасо
вой и председателем ВСНХ Ф.Э. Дзер
жинским. Стасова обращается к нему с
просьбой разрешить приехать квали
фицированным рабочим с германских
оптических заводов из Йены (где рас
положены основные предприятия фир
мы Цейс). Ответ Дзержинского: До
рогой товарищ, у нас имеется один
оптический завод, да и тот малюсень
кий в Ленинграде. Опыт доказывает
полностью, что приезд к нам эмигран
тов кончается очень печально и для
них, и для нас, если это не персональ
ный приезд по персональному вызо
ву.
* * *
Оптические заводы можно разде
лить на две основные группы: оптичес
кие (большинство которых затем ста
ли называться оптико механическими)
и стекольные.
Стекло уникальный
по прозрачности и однородности ма
териал, который получается путм тща
тельного перемешивания расплава (при
температуре до 1200
о
С) более десятка
различных химических веществ и даль
нейшего медленного охлаждения.
До революции в России своего опти
ческого стекла не было, мы целиком
были зависимы от его поставок из дру
гих стран (в основном из Германии).
Поэтому номенклатура оптических при
боров ограничивалась очковой опти
кой, микроскопами, биноклями.
Стекольные заводы работали на рос
сийском сырье, с применением неко
торых импортных веществ. Номенкла
тура продукции была очень простая
оконное стекло, посуда, бутылки.
После Октябрьской революции ВСНХ
принял ряд решений по развитию оп
тических заводов. В 1921 году одним
из первых был восстановлен Изюм
ский (Украина) оптический завод, а оп
тический отдел бывшего Императорс
кого фарфорового завода был пере
дан в ГОИ им С.И. Вавилова, начал
функционировать Ленинградский за
вод оптического стекла. Они отлича
лись от других заводов тем, что в их
составе обязательно были цеха, обору
дованные печами и тиглями для варки
стекломассы. Это производство было
энерго и трудомким, что требовало
больших помещений и значительных
источников энергии (уголь, газ или
мазут).
* * *
Теперь, наверное, нужно хотя бы
кратко рассказать, кто такой был Ф
дор Осипович Шехтель великий зод
чий конца ХIX первой четверти ХХ
столетия. Он родился в Петербурге в
1859 году. В 1875 м поступил на архи
тектурное отделение МУЖВЗ (Москов
ское училище живописи, ваяния и зод
чества). Однако не окончил его из за
отчисления в 1878 году за непосеще
ние учебных занятий. Но ещ до по
ступления в МУЖВЗ Шехтель начал
работать помощником у А.С. Камин
ского, широко известного архитектора
того времени. По его проектам было
построено большое количество особ
няков и дач. В качестве архитектора
Московского купеческого
общества им было спроек
тировано много деловых
зданий и благотворитель
ных учреждений, а также
несколько крупных храмов
в Москве и Подмосковье.
Первая самостоятельная
работа Шехтеля, как начи
нающего архитектора под
руководством А.С. Камин
ского, проект фасада
здания Исторического му
зея. На протяжении 1880 х
и начала 1890 х годов у Ф
дора Осиповича появился
круг постоянных заказчи
ков, что и определило его
художественные интересы.
С 1882 года он начинает вести самосто
ятельные работы. Сначала это были
частные дома и усадьбы в Рязанской,
Московской и Ярославской губерниях,
затем конный завод им. Г.Е. Ушакова в
Форосе и усадьба для князя Л.С. Голи
цина в Судаке (Крым).
Вот выдержки
из основного списка архитектурных
работ Шехтеля
(а их насчитывается
более чем 210):
18751881 гг. фасад Истори
ческого музея;
1886 г. здание Московской
городской думы;
1902 г. вокзал на станции Сер
гиев Посад Московско Ярославской
железной дороги;
19021904 гг. Ярославский
вокзал Московско Ярославской желез
ной дороги;
19121913 гг. электротеатр
(ныне кинотеатр Художественный);
1920 г. Болшевский оптичес
кий завод (производственный корпус,
литейная, дома для рабочих), с. Бол
шево, Московская область.
Для краткости другие не менее важ
ные работы не упомянуты.
Я долго искал какие либо материа
лы о Болшевском заводе. И вот, нако
нец, передо мной лежат две фотогра
фии чертежей его общих видов, вы
полненных превосходно чткая гра
фика, прекрасные рисунки, каллигра
фические надписи!
Но как мало ин
формации только о производствен
ном корпусе и литейной для металла да
несколько строк текста: С декабря
1920 г. Шехтель начал по заказу Глав
стекла работу по созданию проекта
Болшевского оптического завода. В
спешке, без планов местности, но с
учтом важности и срочности проекта,
воодушевлнный значительностью по
ставленной перед ним задачи, он отдал
этому делу все силы и творческие воз
можности. К сожалению, незаурядный
замысел проекта из за политических и
межведомственных перетасовок ока
зался невостребованным.
Вот ведь
с учтом важности и срочности!
* * *
А теперь вернмся к рисункам. Про
изводственный корпус можно предста
вить как помещение, где должны быть
размещены станки. В те времена их
располагали по видовому признаку, то
есть в одном месте ставили токарные
станки, в другом сверлильные, в
третьем шлифовальные. Агрегат
ный принцип размещения оборудова
ния стал внедряться значительно поз
же, перед войной. Поэтому было необ
ходимо перемещать большое количе
ство заготовок и деталей с одного ме
ста (от одной группы станков) в другое
(к другой группе). Для этого под потол
ком корпуса была предусмотрена кран
балка. Вот это и есть простой промыш
ленный корпус, единственное его от
личие стеклянная крыша.
А вот литейный корпус выглядит
иначе! Мало того, что здание имеет
многоскатную крышу, как у замка, но
совершенно не соответствует внутрен
нему содержанию (горячий металл,
дым, пыль). Наоборот, оно имеет, ско
рее всего, сказочный вид. Зато внут
реннее помещение разделено по фун
кциям: формовочная, литейная, воз
духодувка, склады песка и моделей,
столярная мастерская и другие поме
щения. Совершенно очевидно, что про
цесс литья Шехтель знал! Поэтому уже
на эскизе корпуса сделал планировку
всех участков, необходимых для от
ливки заготовок из металла. Жаль, что
нет рисунка жилого послка! Было бы
очень интересно узнать, как архитек
тор выписал его на местности.
Но теперь самое главное. На одном
листе стоит надпись: ВСНХ, Главстек
ло. Оптический завод М.И. Таубера,
Машиностроительный завод, а на дру
гом ВСНХ, Главстекло, Оптический
завод М.И. Таубера, Литейная для ме
Болшевский оптический завод
Вот это и есть простой промышленный корпус, единственное его отличие стеклянная крыша.
Литейный корпус имеет, скорее всего, сказочный вид.
Фдор Шехтель.