background image
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
24, 27 февраля 2014 г.
О ВЕЧНОМ
C
M
Y
K
А если вы не живте, то вам и не
умирать, потся в известной пе
сенке, которая могла бы стать гимном
субъективного идеализма. Нет ничего
объективного, есть лишь наши пред
ставления о реальности, провозг
ласил родоначальник этого направле
ния философской мысли Джордж Бер
кли, а его многочисленные последова
тели, среди которых Юм, Кант, Ниц
ше, Шредингер и такие видные экзис
тенциалисты как Сартр и Хайдеггер
подхватили: нет ничего, что существо
вало бы независимо от наших созна
ния и воли. Материя первична, спори
ли с ними материалисты и, как извест
но, в этом споре одержали убедитель
ную победу, во всяком случае, в нашей
стране, правда, методами отнюдь не
научными, а политическими.
Но прошло время (которое, как ут
верждают сторонники Ланца, тоже плод
нашего воображения), и спор возобно
вился. На подмогу философам при
шла квантовая физика, рождением ко
торой мы обязаны не менее известным
именам таким как Альберт Эйнш
тейн, Поль Дирак и Макс Планк. На
основе их идей Ланца выдвинул тео
рию биоцентризма, согласно которой
Вселенная существует только благода
ря работе нашего сознания, а не наобо
рот.
Таким образом, все попытки про
лить свет на природу Большого взры
ва, выяснить, какой была Вселенная в
начале своего существования и что с
ней будет потом, лишены объективно
сти. Вс это мы можем узнать только
через наше восприятие всех этих явле
ний. Как пример он приводит особен
ности нашего цветового восприятия:
если изменить что то в структуре ней
ронов мозга, то красное станет зел
ным, и наоборот.
Для подтверждения своей гипотезы
профессор Ланца использует извест
ный в физике опыт Юнга, ещ 200
лет назад ставший экспериментальным
доказательством волновой теории све
та. В опыте пучок когерентного света
направляется на непрозрачный экран
ширму с двумя параллельными проре
зями, позади которого устанавливает
ся проекционный экран. Особенность
прорезей в том, что их ширина прибли
зительно равна длине волны излучае
мого света. Если наблюдать за движе
нием пучка, то окажется, что он ведт
себя как пуля, проходящая через одну
щель. В противном случае пучок про
ходит через прорези подобно волне.
Таким образом, делает вывод Ланца,
поведение фотонов меняется с по
мощью человеческого восприятия.
Свойство фотона быть одновремен
но частицей и волной одно из самых
парадоксальных в современной физи
ке, однако именно оно, похоже, опре
деляет жизнь Вселенной, где свет ве
дт себя как две разные сущности сра
зу. Но почему же только две? Таких
сущностей, возможно, мириады, пред
полагает Роберт Ланца.
Из этих гипотетических умозаклю
чений Ланцу кажется логичным вы
вод о том, что и наше рождение
один из многочисленных инвариан
тов в многомерной Вселенной, а тот
момент, когда мы умираем, по его
мнению, становится неувядающим
цветком, который возвращается к
вечному цветению. Многозначитель
ная, но малопонятная фраза так по
нравилась блогерам и журналистам,
что е тут же растащили на цитаты и
объявили окончательным аргументом
в пользу загробной жизни. Хотя с
таким же успехом можно было бы
заявить, что на самом деле нет жиз
ни, а есть только смерть, вечная, как
череда параллельных вселенных. Но,
видимо, мысль о вечной жизни куда
привлекательнее.
Развивая свою гипотезу, Ланца ут
верждает, что теория о пространстве
и времени не более чем менталь
ная конструкция, и поэтому смерть,
как и бессмертие, существуют в мире
без пространственных или линейных
границ. Мы считаем, что жизнь зак
лючается в активности углерода и со
ответствующих молекул, рассуж
дает учный. Пока они активны,
мы живм, а затем гним в земле. На
самом деле смерть это только то,
что мы привыкли понимать под этим
термином. Вс, что мы видим, не мо
жет существовать вне нашего созна
ния. Иначе говоря, если не думать о
смерти как о конце жизни, то е не
будет.
Теория биоцентризма, предложен
ная Ланца в 2007 году, имеет несколь
ко основных принципов. Действитель
ность это процесс, который вовле
кает в себя наше сознание. Иначе го
воря, если нет нас, нет и Вселенной.
Без участия сознания все возможно
сти живут в неопределнном про
странстве вероятности. Структура
Вселенной объяснима только через
биоцентризм, где феномен сознания
конкретного индивида централь
ное звено, а пространство и время не
являются объектом или вещью. Это
лишь удобная форма нашего пони
мания мира, которую мы несм на
себе, как черепаха свой панцирь. Та
ким образом, нет никакой абсолют
ной и существующей независимо от
нас матрицы, в которой физические
явления происходят на самом деле.
Главный герой книги Карлоса Кас
танеды попадает в племя индейцев,
которые в своих психопрактиках ис
пользуют галлюциногенные растения.
Испробовав этот метод на себе, ге
рой чувствует себя вороной, которая
свободно летает над миром людей.
Придя в себя, он допрашивает старо
го индейца, было ли это на самом
деле. Разговор не клеится. По мне
нию индейца, сознание первично: Ты
чувствовал себя вороной? Значит, ты
был ею. Но европейца такая трак
товка событий явно не устраивает, и
он допытывается, где в это время
было его тело. Индеец, которому дан
ный вопрос совершенно неинтересен,
отвечает: Тело? Если тебе это так
важно, оно валялось в кустах.
Мы привыкли воспринимать подоб
ные описания как безусловное под
тверждение того, что вс это нашему
герою привиделось. Это как сон, ког
да, совершая путешествие в иные
реальности, мы только фантазиру
ем, придумываем их, в то время как
существует один единственный мир
нашей реальности. Однако вс чаще
находятся учные, готовые с этим по
спорить.
Лауреат Нобелевской премии по
физике Фрэнк Вильчек писал: Нас
преследует сознание того, что беско
нечное количество чуть чуть отлича
ющихся от нас копий нас самих живт
своими параллельными жизнями, а
также того, что в каждый момент ещ
больше двойников начинают свое су
ществование, занимая место в одном
из наших возможных вариантов бу
дущего. И действительно, как гла
сит теория Хью Эверетта, каждое
мгновение Вселенная расщепляет
ся на невообразимо большое коли
чество параллельных реальностей.
Число, которым можно было бы опи
сать количество таких реальностней,
составило бы цифру, близкую к бес
конечности. Если Эверетт прав, то где
то должна осуществиться буквально
каждая возможность. А это значит,
что могут существовать и такие все
ленные, в которых уже решена про
блема вечной жизни. Каждый чело
век, который когда либо жил, дол
жен продолжать свое существование
в версиях других вселенных.
Вслед за Эвереттом российские фи
зики Анатолий Акимов и Владимир
Бинги приходят к выводу о том, что
индивидуальное сознание способно
как бессознательно, так и усилием
мысли производить изменение струк
туры пространства времени. Учные
полагают, что многомерный мир
предшествует физической Вселен
ной, порождая е. По их мнению, су
ществует бесконечное число вселен
ных с различными вариациями лю
дей и ситуаций, и вс, что может слу
читься, обязательно происходит в тех
или иных версиях. Приверженцы этих
предположений смело делают вывод:
если есть вселенные, где воплоща
ются все без исключения возможно
сти, значит, могут быть и такие, где
мы живы, в то время как здесь уже
умерли. И наоборот. Таким образом,
жизнь это вечный процесс, кото
рый, заканчиваясь в одном месте,
продолжается в другом.
Правда, при этом могут быть и та
кие версии, где мы вообще не роди
лись. А есть и такие, где нет места
человечеству. Трудно назвать их па
раллельными. Об этих весьма про
тиворечивых возможностях сторон
ники данных гипотез скромно умал
чивают. Не поднимают они и такой
тмный вопрос, как возможность где
то разместиться всем этим бесконеч
ным мирам. Как никак, для этого тре
буется ну очень много места, и даже
столь бездонная субстанция как тм
ная материя (если е существование
будет окончательно доказано) вряд
ли сможет вместить всех возможных
двойников. А квартирный вопрос
может испортить жизнь в любой Все
ленной.
И тем не менее существуют фено
мены, от которых отмахнуться никак
не получается. Академик Наталья Бех
терева, которая много лет возглавля
ла Институт мозга РАН, в автобиогра
фической книге Зазеркалье опи
сывает эпизоды своего общения с
Мы выходим из подъезда и думаем повернуть налево или
направо. Слева трамвай, справа троллейбус. Поворачи
ваем направо. А в это время наш двойник поворачивает
налево и идт на трамвай. А другой двойник отправляется
пешком и попадает под машину. Третий вообще остатся
дома. Таких двойников не счесть: согласно квантовой
физике и весьма популярной гипотезе Multivers, мир состоит
из бесконечного числа параллельных вселенных, а значит,
наша физическая реальность, которая кажется нам един
ственной и неповторимой, только одна из возможных
реальностей. Исходя из этого предположения, Роберт
Ланца, научный руководитель Advanced Cell Technology,
профессор Института регенеративной медицины в Универси
тете Уэйк Форест, утверждает, что смерти не существует.
Есть только перезагрузка времн.
Смерти.net
Профессор Роберт Ланца заявляет, что
доказал существование жизни вечной
призраком умершего мужа, кото
рый давал ей важные советы и предо
стерегал от возможных ошибок. По
старавшись разобраться в этом фе
номене как учный, Бехтерева при
шла к выводу абсолютной реальнос
ти данных событий, однако реально
сти другой, нами пока не понятой,
пережитой ею в изменнном состо
янии сознания. Парадоксально, что
человек, посвятивший всю жизнь изу
чению мозга, в конце пути пришл к
выводу, что он тайна за семью
печатями.
Как бы ни развивались пути наших
будущих концепций, исследование
внешнего мира приводит к выводу,
что содержание сознания является ко
нечной реальностью, вторит ей
Юджин Вигнер, лауреат Нобелевской
премии по физике. И Ланца, как мо
жет, пытается исследовать эту реаль
ность. По его мнению, то, что мы на
зываем смертью, это перезагруз
ка времени, когда то, что мы называ
ем временем, не связано с нашим со
знанием. По мнению Ланца, тайны
жизни и смерти нельзя постичь, при
стально всматриваясь в микроскоп или
телескоп. Они покоятся глубже, по
скольку включают в себя нас самих.
Вот почему для учных тайны созна
ния оказались куда сложнее, чем са
мые непостижимые загадки звздно
го неба. Мы пробуждаемся и обнару
живаем себя в настоящем моменте,
как будто существует лестница, по
которой мы уже поднялись; и есть
лестница вверх, в необозримое буду
щее, рассуждает Ланца в книге
Вселенная в нашей голове. Но
разум стоит у двери, через которую
мы только что вошли, и снабжает нас
воспоминаниями, которые будут со
провождать нас весь день.
Однако если из пространства уб
рать вс, то что останется? Ничего,
полагает Ланца. С ним не согласны
другие учные, которые считают, что
убрать вс невозможно, так как само
пространство уже структурировано и
составляет часть мироздания. Поэто
му с их точки зрения такие рассужде
ния не более чем метафизика, лишн
ная практического смысла.
Но это не останавливает Ланца. Если
верить теории биоцентризма, про
странство и время не являются объек
тами, они только инструменты для
нашего ума. Чтобы поддержать свою
аргументацию, он привлекает тяж
лую артиллерию. Незадолго до сво
ей смерти Эйнштейн сказал: Сейчас
Бессо немного опередил меня, поки
нув этот мир раньше. Это не значит
ничего. Ведь различие между про
шлым, настоящим и будущим толь
ко настойчивая иллюзия, цитиру
ет Ланца. И на самом деле, теория
относительности Эйнштейна показа
ла, что пространство и время относи
тельны наблюдателя. Квантовая тео
рия положила конец классическим
представлениям о том, что частицы
существуют, даже если мы их и не
наблюдаем. Но если мир творение
наблюдающего, нас не должно удив
лять и то, что он разрушится вместе с
уходом каждого из нас. Как и то, что
вместе со всеми Ньютоновскими кон
цепциями порядка и прогнозирования
исчезнут пространство и время. За
метим в скобках: как можно удивить
ся тому, чего мы уже не сможем на
блюдать?
Итак, по Ланца, после смерти со
знание уйдт, прервтся связь вре
мн. Где же мы найдм самих себя?
Ответ, как обычно, весьма расплыв
чат: На лестнице, которая может быть
где угодно. Это лестница в вечность.
Мы только думаем, что прошлое
прошлое, а будущее будущее. Но
Эйнштейн осознал, что это не соот
ветствует действительности. Мы бу
дем где угодно. Довольно призрач
ная перспектива. Однако для многих
куда более заманчивая, чем гипотети
ческое ничто, которое гарантирует нам
пресловутый диалектический матери
ализм. Пусть учные ещ не разобра
лись, что будет после смерти, однако
они не исключают возможности, что
будет нечто новое, не менее насыщен
ное и интересное. Если не вдаваться в
подробности, это как то успокаивает.
Безвременье
Зазеркалье
Мнения
Станислав Мусанов, доктор фи
зико математических наук, профес
сор Международного инженерного
университета:
Теория биоцентризма глубоко
противоречива. Она вовсе не выте
кает из квантовой физики, а лишь
спекулирует на ней. Ничего принци
пиально нового Роберт Ланца в на
уке не сделал. Повторение опыта
Юнга двухсотлетней давности
единственный эксперимент, на ко
торый он ссылается. Остальное
его домыслы и фантазии. Я вижу
здесь большое желание получить
известность за счт эксплуатации
никогда не теряющей популярности
темы жизни и смерти. Этой попу
лярности он добился, но к науке она
имеет лишь косвенное отношение.
Николай Мушкамбаров, доктор
биологических наук, профессор Пер
вого Московского медицинского
университета им. Сеченова:
Вс плод нашего сознания?
Интересно, может ли Роберт Ланца
питаться только плодами своего со
знания? Уверен уже через месяц
ему покажется, что он умирает. Ко
нечно, это только покажется. Но за
тем уж точно ничего казаться не
будет. Настолько же несостоятель
но его рассуждение об условности
цветового восприятия. Да, при даль
тонизме человек может не ощущать
разницу между тем и другим цве
том. Да, воздействуя на определн
ные зоны головного мозга, можно
вообще вс получить красным или
серо буро малиновым. И тем не
менее существует несколько спосо
бов объективно различить цвета:
например, по длине электромагнит
ной волны или по тепловому эф
фекту, который у красного излуче
ния выше, чем у зелного. Вопросов
такого рода огромное количество, а
вот с ответами, похоже, напряжн
ка.
Наталия ЛЕСКОВА
Фото movvenna.ru