background image
четверг
k
28, 6 марта 2014 г.
ПОДМОСКОВЬЕ
Андрей Михайлович, в
свом Послании Федераль
ному собранию Президент
Владимир Путин говорил о
необходимости обществен
ного контроля над властью на
всех уровнях. В Госдуме об
суждают закон Об обще
ственном контроле, где го
ворится об особенной роли
общественных палат в этом
процессе.
Но палаты не должны быть,
что называется, формальным
придатком органов власти,
декоративной структурой. Им
отводится роль экспертов и
даже конструктивных оппо
нентов. Московская область
становится лидером в реали
зации этих установок. Какие
инновации здесь заложены?
В Подмосковье история му
ниципальных общественных па
лат (ОП) насчитывает всего пол
тора два года. Ещ недавно как
общественный институт они не
существовали в 2012 году
палаты были менее чем в чет
верти муниципальных образо
ваний области. По инициативе
Губернатора Андрея Воробь
ва они стали создаваться в каж
дом муниципальном образова
нии. Но создать мало. Важно,
чтобы они реально заработа
ли, а не существовали на бу
маге. Осенью прошлого года
ВЦИОМ провл большое иссле
дование с участием 43 тысяч
жителей Подмосковья. Выясни
Главное держать основной вектор
Заместитель председателя Правительства Московской области Андрей ИЛЬНИЦКИЙ
Областные общественные палаты станут влия
тельным и уважаемым институтом гражданского
общества. В этом в первую очередь заинтересо
ваны сами власти. В идеологию лидерства пове
рили и жители Московской области идт ак
тивная подача заявлений в члены общественных
палат. О переформатировании общественных
палат корреспондент газеты Ежедневные ново
сти. Подмосковье побеседовал с заместителем
председателя Правительства Московской обла
сти Андреем ИЛЬНИЦКИМ.
лось, что 80% граждан вообще
не замечают деятельности му
ниципальных общественных
палат! А ведь к моменту опроса
они существовали уже как ми
нимум год!
Встала задача их переза
грузки: как по составу, так и
по содержанию деятельности.
Устойчивая власть это
власть, опирающаяся на мне
ние общества и обеспеченная
обратными связями. Здоровое
общество то, где власть и граж
дане доверяют друг другу. Про
блемы со здоровьем всегда луч
ше выявлять на стадии профи
лактики, не дожидаясь перера
стания в болезнь. Обществен
ный контроль а это основная
функция палат и есть инст
румент профилактики обще
ственных проблем! Выявление
напряжений в обществе на ран
ней стадии не даст развиться
экстремальным протестным яв
лениям. Поэтому в свом обра
щении Идеология лидерства
Губернатор Воробьв поставил
задачу реформы общественных
палат.
Реформа направлена на по
вышение общественного стату
са, независимости и эффектив
ности палат. В ней три блока
инноваций: изменение меха
низма формирования, персо
нального состава и содержа
ния работы палат. Реализуется
тоже в три этапа: этап выдви
жения, этап обсуждения и этап
отбора. Все этапы должны быть
пройдены до июня. И процесс
реформирования уже пошл!
В чм смысл этих изме
нений?
Укрепление диалога и со
трудничества власти и обще
ства. Также важно, чтобы му
ниципальная власть не выби
рала и не назначала себе об
щественных контролров.
Раньше треть палаты назнача
лась главой, треть избиралась
Советом депутатов, а оставши
еся выбирались этими двумя
третями. При таком механизме
изначально нарушен основопо
лагающий принцип права
никто не может быть судьй в
собственном деле. Отныне ме
ханизмы будут иными. В подав
ляющем большинстве муници
пальных образований уже при
няты новые положения об об
щественных палатах. Мы при
знательны и Советам депута
тов, и главам за понимание важ
ности и поддержку этого про
цесса.
Но готова ли система к
приходу новых идей, новых
людей? Готовы ли муници
пальные власти к критике, к
активному диалогу с обще
ственностью?
Изменения это всегда
разрушение сложившихся ус
тоев и привычек. Важно было
провести широкую разъясни
тельную работу. Что такое ре
форма общественных палат,
для чего нужна их перезагруз
ка? Но есть и те, кто сомнева
ется: Неужели кто угодно мо
жет войти в Общественную па
лату? На все эти вопросы дол
жны быть даны и, что важно,
даются ответы.
Скептикам ещ раз напом
ню: о необходимости реформы
общественных палат и приня
тия закона об общественном
контроле впервые было сказа
но на съезде Общероссийского
народного фронта, в работе ко
торого принял участие Прези
дент Владимир Путин. Об этом
шла речь в его Послании Феде
ральному собранию. Инноваци
онное Положение об обще
ственных палатах полностью
в русле установок Президента.
Мы в постоянном диалоге с
лидерами общественного мне
ния, из оппозиции в том числе.
Дискуссии продолжаются, и это
отличает новаторов от тех, кто
идт в фарватере и не претен
дует на лидерство. А мы ко
манда Воробьва на лидер
ство претендуем.
Какие дискуссии вы бы
назвали самыми жаркими?
На Гражданском форуме
долго обсуждали вопрос: могут
ли партии выдвигать своих чле
нов в состав общественных па
лат? Подавляющее большин
ство было против. Обществен
ные палаты не политический
орган, они не должны подме
нять собой парламенты. Но
партийная система развивает
ся: 10 лет назад было три
четыре заметные политичес
кие партии, теперь только в
Московской области их около
50! И если не принимать в ОП
членов партий, это сильно их
ослабит. Принято решение, что
работать в палате партиец мо
жет, но на время работы дол
жен приостанавливать член
ство в партии.
Очень важно, чтобы, опере
жая, мы не забегали слишком
вперд. Лидерство, когда ты де
лаешь что то впервые, подра
зумевает право на возможность
поправить что то на ходу. Каж
дый шаг должен быть проду
ман, но не вс можно преду
смотреть. Главное, держать ос
новной вектор чтобы в ОП
имели возможность пройти ре
ально независимые люди, что
бы ОП стали в Подмосковье
влиятельным и уважаемым ин
ститутом гражданского обще
ства! А задача Правительства
Московской области обеспе
чить это.
Что бы вы назвали глав
ным качеством в работе об
щественных палат?
Палаты должны быть от
крыты для всех жителей Под
московья! Никаких фильтров
при выдвижении! Важно и то,
что Губернатор будет влиять на
состав муниципальных ОП. Это
повысит их статус, независи
мость и результативность.
Каковы критерии эффек
тивности работы ОП? Коли
чество обращений?
Индикатор доверия выяв
ляется легко. Но как это дове
рие обеспечить вопрос. Есть
несколько механизмов. Один
количество обращений. Если
граждане приходят в палату ре
шать вопросы, значит, они это
му институту доверяют. Второй,
не менее важный, динамика
этих обращений. Люди могут,
разочаровавшись, больше не
появиться и рекомендовать ни
кому туда не обращаться. Но
если вопрос был рассмотрен,
проблема начала решаться,
проявлено реальное внимание,
то они и сами повторно придут,
и другим порекомендуют.
Важно и то, сколько меро
приятий проходит с участием
ОП, какие законодательные
инициативы они выносят, как
регулярно собираются, сколь
ко публикаций в СМИ посвя
щено их работе. Знаковых мо
ментов немало, но палаты
должны быть не только откры
тыми, но и эффективными, и
статусными.
Сам механизм прямых выбо
ров в палату придат им до
полнительный статус и возмож
ности. Не менее важно и то,
что глава муниципального об
разования должен будет не
реже раза в полугодие отчиты
ваться на заседании ОП. А мы
будем помогать палатам обес
печивать их эффективность.
Возможно ли прорабо
тать механизмы для более
широкого творчества в ОП в
области законодательства,
не меняя положения Консти
туции?
Мы идм на опережение!
Мы уже говорили о том, что в
Государственной Думе прак
тически на выходе феде
ральный закон об обществен
ном контроле. Закон ещ не
вышел, а в Подмосковье уже
заложили эти нормы в нашу
реформу. Да, могли бы и по
дождать, да, это увеличивает
риски где то ошибиться. Глав
ное сохранить ориентир на
укрепление реального само
управления в регионе. А об
щественные палаты самоуп
равление усиливают!
Задумайтесь о значении это
го хорошего русского слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ. Как чи
новник, я соблюдаю 131 й ФЗ
О местном самоуправлении.
Но как гражданин, я оставляю
за собой право критиковать
некоторые его положения. К
примеру, мы получили крат
ное увеличение чиновников,
размывание ответственности
и дублирование функций. Ре
форма, разворачивающаяся
по инициативе Губернатора,
направлена на решение этих
проблем. В Московской обла
сти пять основных форм уст
ройства местного самоуправ
ления. Где то это делалось под
конкретных людей, под опре
делнные группы влияния.
Почему? Нам отвечают так
сложилось. Но лучше вс
складывать так, как людям
удобнее. Это главный показа
тель. Это определяет доверие
граждан.
Для повышения эффектив
ности самоуправления нужен
комплекс мер: муниципальная
реформа, перезагрузка обще
ственных палат плюс уже ра
ботающий механизм Высшего
Совета при Губернаторе, Гра
достроительный совет и др.
Можно подумать и о создании
единой платформы для корпуса
муниципальных депутатов при
Губернаторе или парламентской
палаты для диалога с руковод
ством региона. Вс, что укреп
ляет коммуникацию между вла
стью и обществом, в центре
нашего внимания.
Андрей Михайлович, вы
с председателем областной
ОП Шотой Горгадзе побыва
ли в Одинцове и лично про
верили, как работает пункт
прима заявлений от канди
датов в члены палат.
Да, и мы продолжим эту
практику! Общественной па
латой Московской области
было принято решение: прим
заявок ведут общественные
организации на своих площад
ках. Адреса этих пунктов, рас
писание работы в открытом
доступе. Работает телефон го
рячей линии: 8 800 550 50 30,
есть информация на сайтах
Правительства Московской
области, общественных палат,
общественных организаций.
Активно ли идт подача
заявлений?
По состоянию на 19 фев
раля пришло более 400 заяв
лений по Интернету, через при
мные пункты порядка 1700.
Много ли это? Эксперты и чле
ны ОП говорят, что это очень
активный процесс. Чем более
широким и конкурентным бу
дет отбор, тем качественнее
будет состав палат. Поэтому я
призываю всех, во первых, по
интересоваться этим процес
сом, во вторых, если они зна
ют потенциального кандида
та, способного служить (а это
служение, за это деньги полу
чать не будут), то рекомендуй
те этих людей!
Задача власти, задача ко
манды Воробьва, которая
сформулирована в его обра
щении Идеология лидер
ства, обеспечить возмож
ность людям влиять на реше
ния власти и менять ситуацию
в области к лучшему! Это не
лозунги, а практические уста
новки Губернатора, которыми
мы, члены его команды, каж
дый день руководствуемся.
По материалам газеты
Ежедневные новости.
Подмосковье
НА ЗАМЕТКУ
Заявки на участие в обще
ственных палатах можно подать
в 134 пунктах в 72 муниципаль
ных образованиях или напря
мую через сайт Общественной
палаты Московской области
www.opmo.mosreg.ru.
Работает телефон горячей
линии: 8 (800) 550 50 30.