background image
вторник
k
29, 11 марта 2014 г.
ВРЕМЯ И ЛЮДИ
(Продолжение. Начало на с. 1)
Отвечая на вопрос о том, что
отличает новые РНГП от преды
дущих, участники пресс конфе
ренции говорили, что, в частно
сти, в них указаны минималь
ные, а не максимальные, как до
2012 года, показатели обеспе
ченности комфортности прожи
вания. С учтом накладок при
менения действующих нормати
вов разработчики приняли все
меры, которые не только исклю
чают их неоднозначную трактов
ку, но и создают легитимные ус
ловия применения. Так, напри
мер, предполагается увеличить
минимальный норматив в детс
ких садах с 40 до 65 мест на одну
тысячу жителей, а показатели
обеспеченности жилой площа
дью рассчитать исходя из более
реальных условий проживания
и приобретения жилья в ново
стройках.
Ключевыми показателями но
вых норм выбраны показатели
интенсивности использования
территории плотность заст
ройки и количество проживаю
щих на территории. За счт нор
мирования этих двух показате
лей одновременно отсутствует
возможность, которой ранее ча
сто пользовались застройщики,
по занижению обеспеченности
населения объектами социальной инфраструкту
ры, рекреационными территориями и другими
элементами, создающими благоприятную среду.
Новые РНГП дифференцированы по размеру
населнного пункта, что в большей степени отра
жает особенности городов, послков, деревень, а
также стимулирует органы местного самоуправ
ления к развитию и не позволяет необоснованно
менять тип застройки поселения.
В отношении таких понятий, как высотность
и этажность, предполагается, что они должны
регулироваться Правилами землепользования и
застройки, которые утверждаются в каждом от
дельном населнном пункте и проходят широкое
общественное обсуждение. В каких то населн
ных пунктах может быть установлено ограниче
ние и на уровне трхэтажной или пятиэтажной
застройки, а где то будет разрешено строить
17 этажные жилые здания. Больше 17 этажей не
будет нигде, вернее, не будет нигде в нормальном
режиме, пообещала министр строительного
комплекса, пояснив, что условия повышения этаж
ности вс таки предполагаются, но в очень ред
ких случаях, самый основной из которых рас
селение за счт застройщиков ветхого жилья. По
словам М.Е. Оглоблиной, на этом же основании
могут рассматриваться проекты строительства
зданий выше 17 этажей и в Королве, где всего 60
гектаров незастроенной территории и есть реаль
ная проблема с ветхим жильм.
Говоря об основных угрозах в сфере градост
роения и причинах их возникновения в Подмоско
вье, М.Е. Оглоблина отметила, что Московская
область это динамично развивающийся реги
он, в котором растут объмы жилищного строи
тельства и при этом наблюдается недостаточное
обеспечение жителей социальными объектами,
есть серьзные проблемы с транспортной инфра
структурой. Кроме того, имеются и проблемы ком
фортности внешней среды, вызванные большой
плотностью застройки. Так, во многих городах
недостаточно мест, где люди могли бы погулять и
отдохнуть. По мнению министра, эти проблемы
копились много лет, и градостроительные регла
менты, вступившие в силу в мае 2012 года, не
обеспечили их решение. Например, рассчитывая
численность населения в районах новостройках,
застройщики сейчас исходят из того, что жиль
будет приобретаться в среднем по 35 квадратных
метров на человека. И хотя эта цифра очевидно
завышена, именно на е основе рассчитывается
количество социальных объектов (детских садов,
школ, поликлиник). В некоторых муниципальных
образованиях застройщики умудряются заклады
вать в расчты обеспеченности населения соци
альной инфраструктурой цифру 50 квадратных
метров жилья на человека, что уже и вовсе из
области фантастики. В новых РНГП плотность
населения будет рассчитываться на основе пока
зателя 28 квадратных метров жилья на человека.
Не соответствуют реальности и средние нормы
транспортной обеспеченности населения, кото
рые уже пора принимать из расчта одна машина
на одну семью. Помимо всего этого, острые воп
росы накапливались в связи с тем, что многие
застройщики не выполняли свои обязательства в
рамках инвестиционных контрактов: строя и про
давая коммерческое жиль, они не заботились о
расширении социальной инфраструктуры. Все
эти проблемы навели нас на мысль о том, что
необходимы новые нормы проектирования и гра
достроительства. Их утверждение это задача
нынешнего года. Сейчас соответствующие доку
менты уже разработаны и выносятся на суд обще
ственности, резюмировала М.Е. Оглоблина.
А.Р. Воронцов добавил, что новая редакция
региональных норм градостроительного проек
тирования подготовлена по заданию правитель
ства и Губернатора А.Ю. Воробьва, который
уделяет большое внимание задаче повышения
комфортности жизни в регионе. Кстати, об уг
розах в области градостроительства, отметил
Воронцов. Наша главная задача чтобы
наши города не превратились в пригороды сто
личного мегаполиса, не стали большими спаль
нями для работающих в Москве, потому что
пригород, как тип населнного пункта, развива
ется совсем по другим законам, нежели само
стоятельный город. Сейчас численность населе
ния Московской области составляет 7 млн чело
век, причм 6 млн живут и работают в городах.
Это говорит о том, что в регионе произошла и
продолжает происходить гиперурбанизация. Вто
рая подстерегающая Подмосковье опасность
города теряют своеобразие. Звенигород похож
на Балашиху, а новостройки Коломны на но
вые кварталы Сергиева Посада.
По словам А.Р. Воронцова, в последние годы
при реализации градостроительной политики
недостаточно внимания уделялось не только
развитию социальной и транспортной инфра
структуры. Никто не вспоминал и о том, что
параллельно со строительством жилья необхо
димо создавать новые рабочие места, поэтому
сегодня на это делается особый акцент, вся
новая застройка рассматривается через призму
создания рабочих мест. Чудовищный дисба
ланс между численностью населения и количе
ством рабочих мест приводит к огромной маят
никовой миграции, констатировал чиновник.
Недооценн интеллектуальный потенциал
области, которая по территории соответствует
Голландии. У нас восемь наукоградов, уникаль
ные православные, культурные центры. Они
пережили трудные времена, а чтобы сохрани
лись их своеобразие и уникальность, требуют
ся новые подходы к их застройке. Что касается
внешнего облика городов, мы возвращаемся к
истокам строительства формированию квар
тальной застройки. Популярные в советском
градостроительстве теории свободной плани
ровки не оправдали себя, их последствия мы
чувствуем до сих пор. Новые нормы дают чт
кие характеристики, что такое район, квартал,
плотность населения. С помощью этого можно
регулировать и этажность, и обеспеченность
инфраструктурой, и многое другое. Конечно,
это тонкий инструмент, который должен рабо
тать в умелых руках.
Со своей профессиональной, но отнюдь не
противоположной точки зрения взглянул на пер
спективу принятия новых нормативов С.Л. Слад
ков. Он подчеркнул, что участниками строи
тельного рынка являются все, кто заинтересо
ван в развитии строительного комплекса Мос
ковской области. Это и региональные, и муни
ципальные власти, и представители строитель
ного бизнеса, и население. То, что собрались в
СРЕДА ОБИТАНИЯ
О новых градостроительных нормах
таком составе, очень важный показатель
развития сотрудничества, подчеркнул пред
седатель Ассоциации девелоперов Московской
области. Можно подумать, что чем жстче
градостроительные нормы, тем больше про
блем возникает для застройщиков. Я считаю
усовершенствование градостроительного зако
нодательства реальным путм упорядочения
взаимодействия между бизнесом и властью,
поскольку чткая нормативная база залог
успеха любой деятельности. Сейчас мы, к сожа
лению, сталкиваемся со многими преградами: с
непрофессионализмом, непониманием, разде
лением полномочий. Участники строительного
рынка сталкиваются с тем, что в каждом районе
свои правила, написанные на основании не
понятно чего. Отсутствие единой точки приня
тия решений на местах позволяет строить на
отдельных территориях государства в государ
стве. Поэтому застройщики приветствуют ме
ханизмы, приводящие к оптимизации этих про
цессов на уровне региона. Чем больше полно
мочий будет у региона, тем более упорядочен
ной будет эта деятельность. Для меня крайне
важно, что мы смогли найти пути сотрудниче
ства, вступить в диалог и в ходе него ищем
консенсус между всеми участниками рынка.
И.Е. Горячев тоже говорил о консенсусе, кото
рый необходим между интересами коммерческих
застройщиков и жителей региона: Застройщики
хотят получить с каждого пятачка земли макси
мум выгоды. А наша задача поставить их в
минимально необходимые рамки. К сожалению,
некий правовой нигилизм идт с федерального
уровня. Раньше в Градостроительном кодексе
была статья, связанная с проверкой документов
градостроительного планирования, однако потом
она была упразднена. Сегодня, как говорится, чем
можем, тем и боремся. Надеюсь, выработаем оп
тимальное решение.
В связи с этим М.Е. Оглоблина уточнила: Мы
ни в коем случае не ставим своей целью, чтобы
бизнес ушл из области, поэтому стремимся най
ти баланс между потребностями муниципалите
тов и возможностями застройщиков. Помимо ча
стных инвестиций, в развитие социальной инфра
структуры вкладывается немало бюджетных
средств. За счт областной инвестиционной про
граммы уже возведены и ещ будут строиться
физкультурно оздоровительные комплексы, до
роги, детские сады, перинатальные центры. В то
же время мы приветствуем инвесторов, особенно
тех, кто занят созданием мест приложения труда,
дам им преференции.
Возвращаясь к проекту новых региональных
норм градостроительного проектирования, учас
тники пресс конференции подчеркнули важность
нынешнего этапа. Как сказал С.А. Пахомов: До
кумент разработан, он будет публично обсуж
даться на протяжении двух месяцев. Поэтому ждм
предложений и от органов местного самоуправ
ления, и от застройщиков, и от жителей.
Замминистра строительного комплекса также
добавил, что новые РНГП лишь одна сторона
усовершенствования нормативной базы градос
троительства. Для полноты картины не хватает
ещ одного: наличия в каждом муниципальном
образовании генерального плана развития. Пра
ва и обязанности разработать генплан лежат на
муниципальных властях. До 31 декабря 2014
года действует отсрочка, позволяющая проекти
ровать и строить объекты на территориях, не
имеющих утвержднного генплана, однако с ян
варя следующего года такой возможности не
будет. Больше полутора сотен генпланов сей
час проходят согласования в Правительстве
Московской области, пояснил Алексей Во
ронцов. Качество документации весьма нео
днородно, но так или иначе, работа приобретает
финишный темп.
Специально для читателей Калининградки
на пресс конференции был задан вопрос о целе
сообразности подготовки генплана Королва в
условиях предстоящего объединения нашего го
рода с соседним Юбилейным. На это М.Е. Оглоб
лина ответила, что генплан разрабатывать в лю
бом случае надо. Вопрос только в правильности
составления технического задания, в котором
необходимо учесть все особенности, связанные с
предстоящей территориально административной
реформой.
Нина ИВАНОВА
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
В городе должно быть комфортно и детям, и взрослым.