background image
вторник
k
35, 25 марта 2014 г.
К 90 ЛЕТИЮ БОЛШЕВСКОЙ
Это бывший воспитанник Болшев
ской трудовой коммуны
Владимир
Васильевич Державин (19081975),
начинавший творческий путь как ху
дожник, впоследствии ставший из
вестным поэтом и переводчиком,
одним из основоположников совет
ской школы художественного пере
вода.
Владимир Державин родился 14
ноября 1908 года в городе Нерехте
(ныне Ярославской области) в семье
земского врача. Детство Володи про
шло в Кологриве Костромской гу
бернии. Его первым учителем рисо
вания был Ефим Честняков. Окон
чив среднюю школу и изостудию,
Державин в 1925 году приехал в
Москву и поступил на факультет
живописи ВХУТЕМАСа, где учился у
Роберта Фалька (кстати, неоднократ
но бывавшего в болшевском доме
Сергея Николаевича Дурылина). В
эти годы он пробует себя и в поэзии.
Большую роль в судьбе талантли
вого юноши сыграла встреча в 1928
году с А.М. Горьким, который одоб
рительно отнсся к стихам Владими
ра и высоко оценил его картину Дант
и Вергилий в аду. Эта работа, пода
ренная автором писателю, ныне яв
ляется экспонатом музея А.М. Горь
кого.
К началу 1930 х годов относится
важная и неоднозначная страница в
биографии Державина пребыва
ние в Болшевской трудовой комму
не ОГПУ им. Г.Г. Ягоды. В одних
источниках говорится, что Горький
устроил его в коммуну, спасая от
возможных преследований; в дру
гих для обеспечения талантливо
му молодому поэту и художнику, не
имевшему где преклонить главу
в Москве, места для жизни и рабо
ты. Объяснить и прокомментиро
вать эти противоречия, отмечает
исследователь жизни и творчества
Державина филолог из Новосибир
ска Игорь Лощилов, пока пред
ставляется невозможным из за не
достатка достоверных, докумен
тально подтверждаемых сведений.
Нарушил ли Державин закон, а если
нарушил, то какой именно нам
пока неизвестно.
Политрук коммуны Василий Наза
ров в воспоминаниях
В Болшевской
коммуне, опубликованных в газете
Литературная Россия (32 от 9
августа 1996 г.), так передат на
ставление заместителя управляюще
го Сергея Богословского: Постарай
тесь устроить получше Державина.
Он не будет помехой в вашей работе.
Он не нуждается в воспитании, как
другие воспитанники коммуны. Но
помогать вам в воспитательной ра
Сразу оговорюсь, что речь пойдт не об одном человеке
в трх ипостасях. Конечно, не исключено, что спортсмен,
ставший тренером, мог писать стихи. Но мы расскажем о
трх разных людях спортсмене, тренере и поэте, волей
судьбы оказавшихся связанными по жизни. Впрочем, и
спортсмена, и тренера можно считать поэтами в свом
деле так вдохновенно они им занимались, а поэта
мастером в свом творчестве. Судьбы их оказались
разными: и по роду занятий, и по степени известности.
Пожалуй, самым популярным в сво время был
спортсмен, а его тренер оказался забытым. Незаслужен
но меньше, в отличие от спортсмена, известности
досталось поэту. С него и начнм.
Спортсмен, тренер
боте будет. Действительно, Влади
мир Державин стал одной из самых
ярких фигур среди коммунаров. Он
работал на затяжной машине в обув
ном цехе, а в свободное время посе
щал литературный кружок и изосту
дию. Первым руководили прозаик
Валерия Герасимова и поэт Сергей
Городецкий, позже прозаик Сер
гей Юрин. В изостудии в течение двух
лет занятия вл художник В.Н. Ново
жилов. Когда они были прерваны,
Державин, как и другие студийцы,
продолжал работать самостоятель
но, а в дальнейшем под руковод
ством новых наставников художни
ков.
В архиве Натальи Васильевны Мас
ловой, дочери художника коммуна
ра Василия Маслова, хранится лю
бопытный документ (он опублико
ван в альманахе Болшево (3 за
1994 г.): заключение комиссии по
произведнному в январе 1933 года
осмотру работ художников в труд
коммуне ОГПУ в Болшеве. В нм, в
частности, отмечалось: Тов. Дер
жавин. Работает над карикатурами
на местную жизнь коммуны и, судя
по ним, умело владеет рисунком.
Карикатуры острые и, очевидно, име
ют большое сходство. Тов. Держа
вин, судя по одному живописному
портрету, может работать и краска
ми, но ввиду недостаточности этого
рода работ, трудно определить его
возможности как живописца. В тов.
Державине нужно развивать его спо
собности к карикатуре и попробо
вать его испытать в качестве живо
писца.
Известно, что Державин писал
портреты писателя Алексея Толсто
го, художника Василия Маслова,
коммунаров и руководителей ком
муны Погребинского, Богословско
го, Николаева, Погодина и других. К
сожалению, до сих пор неизвестно
местонахождение многих его работ.
В нашем альманахе в качестве ил
люстраций мы представляем не
сколько рисунков, шаржей худож
ника, писал краевед и коллекци
онер Александр Балакин. Но их в
альманахе почему то не оказалось
По мнению искусствоведа М.И. Ки
селевой, автора статьи Возвраще
ние, опубликованной в том же но
мере альманаха Болшево, В годы
пребывания в коммуне раскрылся
талант Державина карикатуриста,
блестящего рисовальщика.
Казалось бы, путь художника пре
допределн. Но он избрал литера
турное поприще. В книге Светланы
Гладыш Дети большой беды (М.:
Издательский дом Звонница МГ,
2004) приведено письмо Александ
ра Фадеева от 11 июня 1934 года к
бывшему начальнику коммуны Мат
вею Погребинскому, в то время за
нимавшему ключевой пост в НКВД
Горьковского края. В письме, в час
тности, говорится: Хочется пора
довать тебя тем, что твои труды по
воспитанию Державина и Иванов
ского не пропали даром. Совсем не
давно Державин закончил поэму
Первоначальное накопление и
стих. Родина. Общее мнение и
мо, и Луговского, что эти вещи
стоят на очень высоком художе
ственном и идейном уровне. Можно
сказать прямо, что они не хуже про
изведений наших поэтов первого
ранга. Мы эти вещи обязательно на
печатаем либо в Кр. Нови, либо в
Знамени. () Я это пишу тебе ещ
и к тому, чтобы в той или иной мере
дать об этом знать руководству
Коммуны. Думаю, что если к ребя
там отнесутся внимательно и в даль
нейшем будут их беречь, то мы бу
дем иметь двух незаурядных писате
лей, тем более, что оба проявляют
исключительное упорство в работе
над своими произведениями, кото
рому могут позавидовать многие
наши литераторы.
Владимир Державин входил в ли
тературную группу коммуны, изда
вавшую альманах Вчера и сегодня
под редакцией А.М. Горького. В 1934
году начал печататься в журналах.
Одна из его публикаций вызвала рез
кую критику Семна Кирсанова в вы
ступлении на Первом Всесоюзном
съезде советских писателей: В
Красной Нови я прочл стихотво
рение, написанное уже не пятистоп
ным, а тяжлостопным ямбом ()
Фамилия этого поэта Державин.
Но это не тот Державин. Этот и сей
час живт. Сходство фамилий вовсе
не обязывает писать, как Державин
XVIII столетия.
Тем не менее при поддержке А.М.
Горького в 1936 году вышел первый
сборник Владимира Державина под
скромным названием Стихотворе
ния, оказавшийся единственным при
жизненным изданием поэта. В фили
але Королвского исторического му
зея (Усадьба Крафта) экспонируется
экземпляр книги с автографом: Ар
сюше Двейрину, услаждавшему меня в
сво время очень хорошей игрой. В друж
бу и память. В. Державин. 19 17/VII 36 г.
Болшево
. В сборник вошли поэмы Пер
воначальное накопление, Северная
поэма, Снеговая корчага. Евгений
Евтушенко отмечал: Лучшее произве
дение Державина его поэма Перво
начальное накопление в тридцатые
годы произвела ошеломляющее впе
чатление своим самостоятельным ви
дением истории, тугой, перенасы
щенной плотью классицистического
стиха. Последняя из известных на се
годняшний день журнальных публика
ций Владимира Васильевича (всего их
набертся едва ли более десятка) отно
сится к 1940 году. В последующие годы,
вплоть до конца жизни (поэт умер от
рака 5 октября 1975 года), он печатал
ся только как переводчик.
Державин особенно хорошо вла
дел восточными формами стиха (га
зель, рубаи, касыда, мухаммас и др.),
его переводы отличаются точностью
и выразительностью. Сам поэт гово
рил: Художественный перевод
не калька, не фотография, а много
красочный портрет, написанный жи
вой кистью художника. От художни
ка требуется не только разительное
сходство с оригиналом, но и рас
крытие его духовного мира. То же
требуется и от переводчика. Среди
основных работ Державина пере
воды бессмертных произведений
Низами, Фирдоуси, Саади, Навои,
стихотворений Шевченко и Франко
Он переводил с армянского, авар
ского, фарси, якутского, татарско
го, узбекского, грузинского, бело
русского языков. Читатель, не знаю
щий этих языков, по мнению крити
ка Елены Степанян, раскроет книгу
переводов Державина так же, как
раскрывает он всякую книжку рус
ских поэтов, как бы не замечая пере
водческого мастерства. Во многом
находясь сама в положении такого
читателя, Степанян отмечала общее
высокое литературное качество этой
поэзии, в каждом отдельном случае
сохранение национального коло
рита и, наконец, обилие культурных
аналогий и ассоциаций.
Литературное переводческое до
норство, писал Евгений Евтушен
ко, которому Державин посвятил
почти всю творческую жизнь, отня
ло у него слишком много сил, и
ранние стихи так и остались лучши
ми.
Оригинальные произведения Вла
димира Васильевича высоко цени
ли Анна Ахматова, Павел Антоколь
ский, Владимир Луговской Заме
чательными, сильными, своеобраз
ными называл его стихи Арсений
Тарковский.
К сожалению, судьба оказалась
нещедрой и на посмертные публика
ции стихотворений Владимира Дер
жавина. В 1979 году в библиотечке
Огонька вышла крохотная книжи
ца поэта Снеговая корчага. Не
большая подборка стихотворений с
предисловием Олега Хлебникова
была напечатана в журнале Ого
нк (33, 1990). Евгений Евтушен
ко включил в свою поэтическую ан
тологию Строфы века лишь вось
мистрочный фрагмент стихотворе
ния Державина Чернильница. Не
густо С грустью можно повторить
вслед за Олегом Хлебниковым, что
Державин незаслуженно забытый
поэт.
По мнению литературоведа Игоря
Лощилова, поэзия Державина зас
луживает архивных и библиографи
ческих разысканий, основательно
подготовленного издания и самого
пристального внимания исследова
телей истории и теории литературы.
Сам он в настоящее время готовит
для издательства книгу Владимира
Державина, в которую войдут стихи
поэта и собранные составителем ил
люстрации, включая шаржи из фон
Шарж Владимира Державина на художника Василия Маслова. (Из фондов Королвского исторического музея.)
Владимир Державин во время учбы в
ВХУТЕМАСе. (Фото из фондов РГАЛИ,
предоставлено И. Лощиловым.)
Автограф Владимира Державина А. Двейрину. (Из фондов Королвского историчес
кого музея.)