background image
Космическая ракета семрка в сборочном цехе.
суббота
k
43, 12 апреля 2014 г.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ КОСМОСА
(Продолжение. Начало на с. 1)
В сборочном цехе завода меня ознакомили с
только что принятой на вооружение стратегичес
кой ракетой Р7 семркой, как е называли. В
институте нам рассказывали о немецкой Фау 2,
некоторых американских ракетах, о нашей двой
ке (8Ж38). Семрка навсегда поразила мо
воображение. Е конструкция и размеры были
необычными для нашего времени. Это у меня
ассоциировалось с личностью и талантом Глав
ного конструктора Королва. Одновременно с но
выми разработками я вл в производстве датчики
разделения ступеней Р7. Тогда же шла передача
документации семрки на Куйбышевский авиа
ционный завод 1 там организовывали фили
ал нашего КБ под руководством ведущего конст
руктора Дмитрия Ильича Козлова, впоследствии
генерального конструктора, дважды Героя Соци
алистического Труда, члена корреспондента Рос
сийской академии наук. Вскоре в Куйбышеве на
чалось серийное производство семрки и е
космических модификаций.
Королв однажды раскрыл журналистам свою
главную мечту: Я пришл в ракетную технику с
надеждой на полт в космос, на запуск спутника.
Теперь, имея такую ракету, Сергей Павлович при
ступил к достижению своей мечты. Первые спут
ники Земли запущены, можно заняться и Луной,
послать человека в космос.
Во время разработки проектов полта автома
тических аппаратов на Луну семрка была ос
нащена третьей ракетной ступенью блоком
Е, которая была необходима для разгона лун
ного аппарата до второй космической скорости
11,2 км/с. После достижения этой скорости полт
аппарата подчиняется законам небесной механи
ки. Требовались очень сложные расчты для вы
ключения двигателя третьей ступени, чтобы аппа
рат достиг Луны. Они были выполнены баллисти
ками ОКБ 1 совместно с сотрудниками Математи
ческого института имени В.А. Стеклова на появив
шихся тогда первых ЭВМ. В это время произошло
сближение и взаимопонимание Сергея Павлови
ча с Мстиславом Всеволодовичем Келдышем,
который взял на себя контроль за всей расчтно
теоретической частью лунных проектов. Позднее,
уже будучи Президентом АН СССР, Келдыш напи
шет: Королв с самого начала понимал, что ра
кетная техника имеет значение не только для
обороны страны, но и для развития всей челове
ческой культуры.
Космическая станция Луна 1, запущенная
2 января 1959 года, пролетела мимо Луны и
стала первой искусственной планетой Солнца.
14 сентября 1959 года Луна 2 достигла по
верхности Луны. Преодолев расстояние около
380 000 км, этот аппарат, испытывая в полте
космический вакуум, изменяющиеся температу
ру и нагрузки, высокую радиацию, доставил на
Луну вымпелы с изображением герба Советского
Союза. Следует заметить, что перед этим выдаю
щимся событием в космонавтике было несколько
неудачных попыток запусков станций к Луне.
Теперь Королв поставил задачу сфотогра
фировать невидимую сторону Луны. Аппарат дол
жен быть выведен на орбиту, огибающую е на
расстоянии около 7000 км от поверхности. На
автоматической станции Луна 3 были установ
лены фототелевизионное устройство (ФТУ), сис
тема стабилизации и ориентации, устройство ав
томатической обработки и подготовки плнки к
передаче изображения. Передача изображения с
борта станции на Землю осуществлялась по ли
нии радиосвязи. В создании станции участвовали
ряд научных и производственных организаций,
но проектирование, разработка конструкции
Луны 3, изготовление, испытания и запуск были
проведены под руководством и при непосред
ственном участии Королва.
4 октября 1959 года был осуществлн успеш
ный пуск лунной станции для фотографирования
обратной стороны Луны. Утром 7 октября начало
работать ФТУ. Чуть позднее станция передала на
Землю чрно белые снимки невидимой стороны
Луны. Решение этой первой, сверхсложной для
того времени лунной программы подтвердило ге
ниальность Главного конструктора ОКБ 1. Полу
ченные результаты позволили США через десять
лет послать на Луну своих астронавтов.
Одновременно с исследованием Луны на пред
приятии велись работы по разработке и изготовле
нию первых пилотируемых космических кораблей
Восток. Проводились эксперименты по выбору
наиболее рациональной формы космического ко
рабля, метода приземления, разработке системы
обеспечения жизнедеятельности пилота, органи
зовывалась подготовка будущих космонавтов. Та
кие работы проводились впервые в мире.
К лету 1959 года эскизный проект первого кос
мического корабля был готов. Он стал заданием
конструкторским подразделениям для разработ
ки рабочих чертежей. Спускаемый аппарат (СА)
Королв предложил выполнить сферическим. В
этом случае суммарные тепловые потоки при спус
ке оказываются меньшими по сравнению с други
ми формами, известен наиболее точный расчт
аэродинамических характеристик. Полт сфери
ческого аппарата устойчив, при заданных габари
тах сфера дат максимальный внутренний объм
и минимальную массу. После анализа и продувки
сфера была утверждена.
По инициативе Королва выпущено несколько
постановлений правительства по разработке кос
мического корабля, организации подготовки кос
монавтов и осуществлению полтов человека в
космическое пространство.
В ОКБ 1 был разработан целый ряд экспери
ментальных кораблей и проведены их испытания
в беспилотном варианте, включая запуски с со
бачками. Испытания не всегда были удачными.
Каждый отказ всесторонне анализировался, оп
ределялись причины, проводились доработки и
испытания.
Штатному кораблю Восток присвоили ин
декс 3КА.
Сергей Павлович понимал, что успешный полт
человека в космос возможен только при очень
высокой наджности всех систем и устройств пи
лотируемого корабля и ракеты носителя. По его
инициативе в начале 1960 года выпущено Поло
жение по 3КА, впервые определяющее порядок
изготовления и заводских испытаний всех систем
для пилотируемых полтов. Все агрегаты, прибо
ры, системы для комплектации корабля Восток
должны маркироваться и иметь запись в форму
ляре Годен для 3КА. За качество изделий с
маркировкой Годен для 3КА несли личную от
ветственность главные конструкторы и руководи
тели предприятий. Отклонения от утвержднной
технической документации при изготовлении не
допускались.
25 марта 1961 года запущен корабль 3КА, пол
ностью идентичный штатному. Место космонавта
занимали манекен Иван Иванович и собачка
Звездочка. Экипаж целым и невредимым воз
вратился на Землю. Следующим должен лететь
штатный корабль с военным лтчиком из первого
отряда космонавтов, прошедших обучение в со
зданном в Подмосковье Центре подготовки. Раз
решение на запуск человека в космос должно
было быть получено от ЦК КПСС. Для этого состо
ялось заседание военно промышленной комис
сии (ВПК), заслушавшей предложение Королва
о запуске человека на борту космического кораб
ля Восток. На заседании были получены заве
рение от главных конструкторов о готовности
каждой системы и поддержка председателей со
ответствующих Госкомитетов. ВПК вынес вердикт:
Принять предложение главных конструкторов
3 апреля Президиум ЦК принял решение, раз
решающее запуск человека в космос.
На неформальной встрече с будущими космо
навтами из первого отряда кандидатов во главе с
генерал лейтенантом авиации Н.П. Каманиным на
берегу Сырдарьи Королв сказал: Здесь присут
ствуют шесть космонавтов, каждый из них готов
совершить полт. Решено, что первым полетит
Гагарин, за ним полетят и другие Успеха вам,
Юрий Алексеевич!
12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут с
историческим возгласом Гагарина Поехали!
ракета Восток оторвалась от стартового стола и
полетела по заданной траектории в космос. После
выхода на орбиту корабль Восток отделился от
третьей ступени ракеты и совершил одновитко
вый полт. В 10 часов 55 минут включилась тор
мозная двигательная установка, через 10 минут
спускаемый аппарат отделился от приборного
отсека и начался спуск.
В 10 часов 55 минут металлический шар с обго
ревшей оболочкой, висящий на большом грузо
вом парашюте, стукнулся о вспаханную почву
Приволжской земли, юго западнее города Эн
гельса. Недалеко от СА, на свом парашюте, в
космическом скафандре приземлился Юрий Га
гарин первый космонавт планеты Земля.
6 августа 1961 года начал свой полт на кораб
ле Восток 2 Герман Титов. Он совершил сем
надцать витков вокруг Земли и 7 августа успешно
приземлился.
Сергей Павлович не был бы Королвым, если
бы не думал о следующих кораблях, о совершен
ствовании их систем. Хочу привести раздумья
Королва о методе приземления космических
кораблей, на которых тогда и сейчас использует
ся резервированная парашютная система, управ
ляемая автоматическими приборами. Сергею Пав
ловичу пришла мысль использовать для сниже
ния космического корабля, его торможения в ат
Вячеслав ДВОРНИКОВ
Мы в космосе
За тех, кто в космосе, мы поднимаем
тост,
Ещ за тех, кто проложил дороги,
И кажется, вот вот, и мы в итоге
Уже рукой дотянемся до звзд.
Как много было тех, кто не взлетел
И в памяти остался у немногих.
У неба был отбор, жестокий, строгий,
Пусть даже каждый был умн и смел.
И вс таки однажды день настал,
И, притяженья победив законы,
Так далеко от Родины и дома
Гагарин нашу Землю облетал.
В иллюминаторе светился голубой
Огромный шар, наполненный
любовью,
И первый космонавт свою, сыновью,
Принс планете с возвращением
домой.
За всех сегодня поднимаем тост,
Тех, кто летал, кто держит это знамя,
Мы в космосе, и снова рядом с нами
Дыхание пока далких звезд.
О великом конструкторе и человеке
Сергей Павлович и Юрий Гагарин, 1961 г.
мосфере и посадке на Землю авторотирующий
несущий винт, подобный вертолтному. Он обра
тился к ряду отечественных учных вертолтчи
ков, в том числе к талантливому молодому учно
му и конструктору в области вертолтостроения
Игорю Александровичу Эрлиху с просьбой об ис
следовании этого метода посадки. Работая в ОКБ
Александра Сергеевича Яковлева, Эрлих создал
новый тип вертолта с продольной схемой разме
щения роторов (винтов) под индексом Як 24. Его
ещ называли вертолт вагон. Вертолт ва
гон имел уникальные возможности по точности
зависания в воздухе и места посадки. К сожале
нию, по непонятным причинам после освоения
серийного производства и изготовления боль
шой партии таких вертолтов работы по Як 24
были прекращены.
Осенью 1959 года по инициативе Королва со
стоялся телефонный разговор между ним и Эрли
хом, в котором Игорю Александровичу было пред
ложено заняться этим вопросом. Эрлиха проблема
заинтересовала, и в ноябре 1961 года он получил
авторское свидетельство на изобретение способа
установки лопастей шарнирного снижающего вин
та. В июне 1963 года произошла их первая встреча,
где Эрлих был приглашн на работу в ОКБ 1 на
должность заместителя Главного конструктора.
Сергей Павлович меня искренне просил, страстно
и самозабвенно упрашивал сделать ему роторный
спуск, роторную посадку космического корабля,
напишет Эрлих позднее. Но просьба Королва о
переводе Эрлиха не была удовлетворена мини
стром авиационной промышленности.
У Сергея Павловича были разногласия с конст
руктором ракетных двигателей Валентином Пет
ровичем Глушко по вопросам экологически чис
того топлива для космических ракет. Королв не
допускал и мысли, что запуски больших косми
ческих ракет будут вредными для всего живого на
Земле. Увлекшись более эффективными двига
телями на гептиле, Глушко отказался разраба
тывать двигатели на жидком кислороде и кероси
не или водороде для мощной космической ракеты
Н1. Это осложнило разработку Н1, сроки созда
ния резко удлинились по причине недостаточной
наджности первых двигателей, разработанных в
авиационной промышленности. Мне кажется, это
явилось основной причиной снижения темпа и
результатов нашей страны в освоении космиче
ского пространства. А Сергей Павлович прежде
временно ушл из жизни.
Но Королв не только первым в мире создал
космическую технику. Сергей Павлович всегда за
ботился о людях, добросовестно работавших в
ОКБ 1 и городе, в котором они живут. Он добился
досрочной ликвидации многочисленных бараков и
постройки современных для того времени жилых
домов, детских садов и школ. Достаточно вспом
нить наши Черемушки, построенные на так на
зываемом трудно проходимом козьем поле!
Королв не строил себе дворцов, а вкладывал свои
личные деньги в быстрейшую постройку дома для
специалистов на улице Карла Маркса! Сергей Пав
лович добился постройки нашего прекрасного
Дворца культуры им. М.И. Калинина.
Жители нашего города не забыли добрые дела
и творения гениального конструктора, назвав свой
город гордым именем КОРОЛВ.
Рудольф ТЮКАВИН,
ветеран РКК Энергия им. С.П. Королва
Фото из архива автора
Авиаконструктор И.А. Эрлих.
Вертолт вагон Як 24 в полте.