background image
четверг
k
48, 24 апреля 2014 г.
ПОДМОСКОВЬЕ
В настоящий момент в Государствен
ной Думе обсуждаются изменения в за
кон об общих принципах организации
местного самоуправления, а в Москов
ской области идт работа по совершен
ствованию системы местного самоуправ
ления. Накануне праздника мы обсудили
эти темы с начальником Главного управ
ления территориальной политики Москов
ской области Эльмирой Хаймурзиной.
В Государственной Думе в пер
вом чтении приняты поправки в 131
й Федеральный закон основной
документ, определяющий принци
пы формирования и работы орга
нов местного самоуправления в Рос
сии. В связи с чем возникла необхо
димость корректировки закона?
Когда мы говорим о местном самоуп
равлении, о непосредственном участии
жителей в решении проблем своего горо
да или послка и выработке путей их
развития, мы должны признать, что это, с
одной стороны, новый для нас институт,
а с другой традиция, имеющая боль
шую историю. В этом году мы отмечаем
150 летие Земской реформы. Земства
фактически стали прообразом современ
ной системы муниципального управле
ния. Однако после Октябрьской револю
ции они были упразднены, а сама тради
ция местного самоуправления утрачена.
В 2003 году при разработке и приня
тии первой версии закона Об общих
принципах организации местного само
управления депутаты Государственной
Думы могли опираться только на теоре
тические выкладки и опыт других стран.
За прошедшие 10 лет была наработана
значительная практика в этой сфере.
Сегодня и у федеральных законодате
лей, и у регионов, и у представителей
местной власти есть понимание, какие
нормы закона действительно поспособ
ствовали развитию муниципального са
моуправления, а какие положения, на
против, нуждаются в корректировке.
Необходимость внесения поправок в
упомянутый выше 131 й закон озвучи
валась самими представителями мест
ного самоуправления. Напомню, эта
тема подробно обсуждалась на встрече
Всероссийского совета местного само
управления (ВСМС) с Президентом Вла
димиром Владимировичем Путиным в
ноябре прошлого года.
О каких именно потребностях
идт речь? Какие цели ставят перед
собой законотворцы и какими прин
ципами они руководствуются, рефор
мируя систему?
Принцип простой и понятный. Его
неоднократно озвучивал глава государ
ства: Самое главное, муниципалитеты
должны стать в полном смысле состоя
тельными, и прежде всего в финансовом
плане. Владимир Путин назвал разви
тие сильной, независимой, финансово
состоятельной власти на местах одной
из важнейших государственных задач.
Основная цель изменений 131 го за
кона: найти баланс между объмами
полномочий, финансирования и возмож
ностью обеспечивать обратную связь
между населением и властью. То есть
местная власть должна быть сильной и
способной исполнять взятые на себя
Эльмира Хаймурзина:
Местная власть должна быть
сильной, ответственной и понятной
для жителей
21 апреля в России День местного самоуправления. Этот
праздник был учреждн в 2012 году Указом Президента
России Владимира Путина для повышения роли и значения
института местного самоуправления. Сегодня в ведении
местной власти десятки крайне важных вопросов: от осве
щения улиц до утверждения градостроительной политики,
от охраны объектов культурного наследия до уборки мусо
ра. Местное самоуправление это администрации райо
нов и послков, советы депутатов городских округов и
сельских поселений, территориальные организации са
моуправления и сходы граждан.
обязательства, при этом она должна
быть близкой и понятной для жителей.
Мы не должны допускать ситуации, ког
да люди не знают, чем занимается их
глава, или не могут попасть на прим к
муниципальному депутату.
В том проекте закона, который
принят в первом чтении, предусмот
рено, что администрацией муници
пального образования будет руково
дить сити менеджер, нанятый по кон
курсу, а глава города будет избирать
ся из состава депутатов. При этом
принимать решение об отмене пря
мых выборов будет, в том числе, и
регион. Какова позиция Московской
области по этому вопросу?
Сохранять прямые выборы глав или
отказаться от них один из ключевых
дискуссионных вопросов. Этот вопрос
обсуждался на круглом столе с участием
глав муниципальных образований, депу
татов и Правительства области на пло
щадке Московской областной Думы. Наша
позиция такова: прямые выборы должны
быть сохранены. Но регион должен иметь
возможность участвовать в выборе моде
ли формирования органов местного са
моуправления для муниципалитета. Это
необходимо для того, чтобы местные со
веты не вносили изменения в Устав в
угоду минутным интересам. Эту позицию
разделяет и ряд других регионов.
Московская область озвучивала свою
позицию во время обсуждений законо
проекта в Комитете Госдумы по феде
ративному устройству и вопросам мест
ного самоуправления и на площадке
ВСМС. Мы выступили с инициативой о
том, чтобы субъект федерации имел
право влиять на то, избирается глава на
прямых выборах или из состава совета
с учтом специфики муниципальных об
разований.
Практика Московской области пока
зала, что и у прямых выборов, и у выбо
ров из состава совета депутатов есть
свои преимущества и недостатки. Так,
глава, которому жители делегировали
право управления на прямых всенарод
ных выборах, в большей степени чув
ствует ответственность непосредствен
но перед избирателями. При этом гла
ва, избранный из состава совета, в свою
очередь, больше заинтересован в том,
чтобы учитывать интересы всех полити
ческих и общественных сил, действую
щих на территории. Именно поэтому мы
полагаем, что у муниципальных образо
ваний и у региона должен быть выбор:
какую модель применять на той или иной
территории исходя из ее потребностей.
Отмечу, что законопроект пока про
шл только первое чтение и в него ещ
вносятся поправки, которые будут об
суждаться во втором и третьем чтениях.
Федеральные эксперты отмеча
ют, что районы чрезмерно расшири
ли свои полномочия в ущерб поселе
ниям. Почему это происходит?
На практике зачастую именно посе
ления становятся инициаторами пере
дачи полномочий. Например, в Москов
ской области 45% поселений передали
на районный уровень утверждение Ге
неральных планов и Правил землеполь
зования и застройки.
Губернатор Московской области
Андрей Юрьевич Воробьв настаивает
на следующем принципе: Полномо
чия должны быть там, где есть воз
можность их реализовать. Не зараба
тываешь сам передавай полномо
чия в район. Если говорить на быто
вом уровне, то можно обязать наши
поселения организовывать космичес
кие полты, но если там элементарно
нет средств и человеческих ресурсов,
ракета запущена не будет, кто бы что
бы ни говорил про разделение властей.
Поэтому когда у поселения нет средств,
когда задачу проще, эффективнее или
экономичнее решить централизованно,
полномочия передаются в район.
Перераспределение полномочий
между поселениями и районом это
мера, которую вы ранее упоминали в
контексте работы по совершенство
ванию системы местного самоуправ
ления. Кроме передачи полномочий
от поселений районам, каких ещ уда
лось достичь результатов?
Конечно, в первую очередь я бы хоте
ла упомянуть Королв и Юбилейный. Эти
города фактически образовали единую
агломерацию с общей инфраструктурой,
транспортом, социально бытовой средой,
историей. Этой территории было необхо
димо единое правовое и административ
ное поле для решения давно назревших
проблем: строительства дорог, ремонта
инженерных коммуникаций, ведения
продуманной градостроительной поли
тики, развития производства.
Вы знаете, что Королв и Юбилейный
это центр отечественного ракетостроения
и космонавтики. В этих городах решаются
важнейшие для страны задачи по укреп
лению нашей обороноспособности, раз
витию науки и внедрению инноваций.
Мы не могли допустить, чтобы эти тер
ритории были проблемными в социаль
но экономическом плане. При этом и в
области, и в муниципалитетах было по
нимание: дальше развивать города по
рознь просто невозможно.
На протяжении последних четырх
месяцев мы провели большую и кропот
ливую работу. Местные депутаты актив
но включились в работу, были проведе
ны широкие общественные консульта
ции. Губернатор Андрей Воробьв встре
чался с представителями градообразу
ющих предприятий Королва и Юбилей
ного, местными депутатами и сотрудни
ками администраций. В итоге был выра
ботан комплекс первоочередных мер по
ускорению социально экономического
развития данной территории, который
стал основой для Перечня поручений
Губернатора Московской области в ад
рес профильных ведомств и местных
органов власти. Работа по исполнению
поручений уже начата. Советы депута
тов Королва и Юбилейного уже приня
ли решение по объединению. Сейчас
идт работа по подготовке проекта об
ластного закона о формировании ново
го муниципального образования са
мого большого наукограда страны.
Ещ один результат работы по совер
шенствованию системы местного само
управления повышение активности
наших жителей. К настоящему моменту
в Московской области создано более
150 ТОСов (территориальных обще
ственных самоуправлений), которые ох
ватывают свыше полумиллиона граж
дан. Это свидетельство того, что жители
Подмосковья готовы активно участво
вать в жизни своего города, поселка.
При этом мы должны понимать, сегодня
и Московская область, и регионы по всей
стране держат некоторую паузу. 131 й
Федеральный закон фактически Кон
ституция для местного самоуправления.
Поэтому, прежде чем продолжить рабо
ту по совершенствованию системы мес
тного самоуправления на региональном
уровне. мы должны дождаться, пока на
федеральном уровне будут определены
основные принципы организации рабо
ты и формирования местной власти.
В Конституции, да и в упомяну
том выше 131 м Федеральном законе
прописано, что муниципальная власть
независима от государственной вла
сти. Означает ли это, что фактически
работа ведтся параллельно? Каким
образом строится взаимодействие?
Если мы говорим о региональном
лидерстве, мы должны понимать, что ни
областные власти, ни муниципальные в
одиночку не справятся с этой задачей.
Для того чтобы Московская область
стала самым комфортным регионом
страны, мы должны действовать со
обща. И это взаимодействие органи
зовано. В области действует множе
ство региональных программ, в рам
ках которых муниципалитеты и реги
он совместно решают приоритетные
задачи от строительства МФЦ до
модернизации жилищно коммуналь
ной инфраструктуры, от строительства
социальных объектов до ремонта дорог.
Правительство Московской области и
главы муниципальных образований су
ществуют в едином информационном
пространстве. Каждое заседание Пра
вительства проходит в режиме видео
конференции с руководителями му
ниципалитетов. Регулярно проводят
ся Высшие советы под руководством
Губернатора Московской области, в ко
торых участвуют руководители всех про
фильных ведомств Правительства об
ласти и главы муниципальных образо
ваний и на которых обсуждаются самые
актуальные вопросы развития области,
требующие взаимодействия.
Главное управление территориальной
политики Московской области активно
взаимодействует с муниципальными
образованиями на площадках рабочих
групп, в том числе при Московской об
ластной Думе. Создана рабочая группа
при Главном управлении территориаль
ной политики Московской области, в
рамках которой взаимодействуют му
ниципальные образования, вовлечн
ные в работу по совершенствованию
системы местного самоуправления.
Ну, и последний вопрос. Предла
гаю вам сделать подарок главам му
ниципальных образований Московс
кой области: каков секрет успешного
взаимодействия с Правительством
Московской области?
Этот секрет уже раскрыл Губер
натор Андрей Юрьевич Воробьв в сво
м послании Наше Подмосковье. Иде
ология лидерства: Чтобы стать час
тью команды Подмосковья, нужно соот
ветствовать трм обязательным усло
виям. Это профессионализм, открытость
и партнрство. Другими словами ра
бота, основанная на доверии и выпол
нении договорнностей. Словом, нам
по пути со всеми, кто готов много и
результативно работать на благо жите
лей Московской области.
Главное управление
территориальной политики
Московской области