background image
четверг
k
48, 24 апреля 2014 г.
ГОРОД И ГОРОЖАНЕ
Я не могу иначе. Кто же,
если не я?!
И пусть не всегда удача,
но это судьба моя.
И пусть тяжело в дороге
и жизнь порой нелегка,
Александр Владимирович Перегудов родился
16 апреля 1894 года в селе Белоомут Зарайского
уезда Рязанской губернии, по другим данным
в местечке Дулво Владимирской губернии (ныне
город Ликино Дулво Московской области), где
прожил большую часть жизни. Родители его были
выходцами из крестьян. Отец работал конторщи
ком на Дулвском фарфоровом заводе Товари
щества М.С. Кузнецова.
В 1917 году Александр окончил Московское
промышленное училище, получив диплом техни
ка механика. Проработав по специальности чуть
больше года сначала на пороховом заводе в горо
де Шостке Черниговской губернии, а потом на
Дулвском фарфоровом заводе, он в 1919 году
был призван в Красную армию, служил в желез
нодорожных войсках. После увольнения со служ
бы вернулся на родной завод, где вместе с комсо
мольцами организовал школу фабрично завод
ского обучения (ФЗО) и стал первым е директо
ром. В это же время Александр Перегудов органи
зовал драмкружок и стал его режиссром.
Первые стихи и рассказы Перегудова были опуб
ликованы в 1911году, а первая книжка Лесные
рассказы вышла в издательстве Круг в 1923 м.
В 1925 году Александр Перегудов, мечтавший
быть писателем с юношеских лет, оставил работу
и занялся исключительно литературным творче
ством.
Свой сборник рассказов Баян (1927 г.) Пере
гудов послал Максиму Горькому с дарственной
надписью: Алексею Максимовичу Пешкову. С
огромнейшим уважением и любовью. А. Перегу
дов. 18 ноября 1927. Дулво. Горький, положи
тельно оценив творчество молодого писателя,
посоветовал ему больше работать над языком
произведений, обогащать себя знанием русского
языка. Эти советы сыграли большую роль в даль
нейшей творческой работе Перегудова. В личной
библиотеке А.М. Горького в Москве находятся
ещ две его книги сборник рассказов Полово
дье (1929 г.) и повесть Фарфоровый город
(1930 г.) с дарственной надписью: Алексею Мак
симовичу Пешкову с любовью и огромным уваже
нием. А. Перегудов. 15. II 30 г. Дулво Москов
ской области.
Время действия в романе Фарфоровый го
род первые годы после Октябрьской револю
ции. Роман был переведн на немецкий язык и
издавался в Германии трижды в фашистской и
дважды в демократической.
В 1932 году Александр Перегудов написал ро
ман Солнечный клад первое в отечественной
и зарубежной художественной литературе произ
ведение о торфоразработках. Писатель долго со
бирал материалы для этой книги, посещал торфо
разработки, изучал производство.
Одним из лучших произведений Перегудова
является роман о Гжели и Гуслицах В те далкие
годы (1951 г.), работать над которым писатель
начал ещ в 1930 году. Ему удалось создать боль
шое историческое полотно, отразить важнейшие
явления общественной жизни 18701880 х го
дов.
Кроме романов и рассказов Александр Перегу
дов написал сценарий Золотое озеро, по кото
рому в 1935 году был снят первый звуковой со
ветский приключенческий фильм (напомним, что
самым первым игровым и снимавшимся со зву
ком в 1931 году фильмом стала картина режисс
ра Николая Экка Путвка в жизнь, в основу
которой была положена история Болшевской тру
довой коммуны).
В своих произведениях писатель затрагивал
самые разные темы, но неизменно в них присут
ствовали природа, мир животных. Особое место в
его творчестве занимала тема охоты, большим
любителем которой был Александр Владимиро
вич. Но и эта, казалось бы, безобидная тематика
не спасла его от нападок ортодоксальных крити
ков.
Основной темой рассказов П., отмечал ли
тературовед А. Прозоров в статье о Перегудове в
Литературной энциклопедии (1931 г.), явля
лась любовь, трактуемая чрезвычайно упрощн
но. Постоянен для ранних рассказов П. мотив
бегства от общества и культуры в природу или
примитивную среду с упрощнными отношения
ми людей друг к другу.
Романом Фарфоровый город (1929) П. впер
вые переключился на актуальную тематику
перешл к изображению сложного социального
коллектива, отобразив жизнь большого фарфо
рового завода. Однако П. не удалось поднять
социально производственную тему на должную
идейную высоту, а в обрисовке людей стройки
избежать схематизма, банальности и даже фаль
ши. Характерная для П. натурализация вносила
элементы упрощения в изображение действитель
ности. Гораздо более удачен и современен роман
Перегудова Солнечный клад (1932 г.), в к ром
П. коренным образом изменяет основную направ
ленность своего творчества. Коллектив строите
лей побеждает лесную глухомань, возводя на
торфяных болотах электростанцию, человеческая
деятельность организует природу в целях лучше
го использования е же даров (в частности, торфа
солнечного клада). Герои трактуются уже не
в плане упрощнного биологизма, но в их клас
совой функции. Вс же мировоззрение строите
лей социализма дано П. отвлечнно, декларатив
но, причм их убеждения вступают, как показыва
ет писатель, в конфликт с личной жизнью,
любовными переживаниями его героев. Если в
образе Дерюгина П. поднимается до разоблаче
ния одного из ранее оправдываемых им индиви
дуалистов анархистов, то на образе лесника Те
рентия ещ сказывается имевшая у П. место иде
ализация близкой к природе первобытной пси
хологии. Но в центре внимания П. теперь уже не
анархическая примитивно эгоистическая индиви
ПЕДАГОГИКА
Я не могу иначе!
Я не могу иначе ведь это
моя судьба!
Я инвалид с детства (2 я группа,
рабочая). В 2006 году закончила Мос
ковский государственный областной
университет по специальности учи
тель логопед, имею ребнка (4 года),
проходила практику в детском саде 28
Людмила комбинированного вида в
г. Королве Московской области и ра
ботала там. Хочется выразить огром
ную благодарность логопедам Ирине
Ипполитовне Ширяевой и Татьяне Бо
рисовне Петровой, которые поверили
в меня и были наставниками в начале
моего трудового пути. Последние два
года я вела в этом детском саду лого
педический кружок Говорунчик.
Вот уже 8 лет работаю с детьми,
обучаю их красивой, грамотной и вы
разительной речи. Мои воспитанни
ки, абсолютно все любознатель
ные, интересные дети. Я их прекрас
но понимаю и люблю, каждый день
радуюсь встрече с ними. На меня
смотрят мои девчонки и мальчишки,
и их глазки, как лучики, дарят тепло
души и сердца. Хороший логопед
это грамотная, чистая и выразитель
ная речь детей, это доброжелатель
ные, благодарные слова родителей,
это тесное сотрудничество и сопере
живание в преодолении имеющихся
трудностей. Моя работа позволяет
ощущать себя волшебником да
рить детям и взрослым надежду, сво
его рода выздоровление. Моя за
дача помочь детям преодолеть
имеющиеся речевые нарушения, ведь
ребнок творчески способная лич
ность, в которой заложен огромный
потенциал жизненной внутренней
энергии. Чем внятнее и выразитель
нее речь ребнка, тем легче ему вы
разить свои мысли, тем глубже он
может познать действительность. Чем
совершеннее речь малыша, тем пра
вильнее будет формироваться его вза
имоотношение с детьми и взрослыми,
то есть его поведение, а следователь
но, и его личность в целом. Недостатки
речи могут привести к неуспеваемости,
породить неуверенность ребнка в сво
их силах с дальнейшими негативными
последствиями.
Каждый ребнок хочет реализовать
себя и имеет право быть счастливым
человеком. Если педагог умело пере
дат свою энергию, то и ребнок ста
рается подражать ему, подобно тому,
как учителя Российской школы спо
собствовали становлению меня как
личности, моей социализации в про
тиворечивом и быстро меняющемся
мире; учили меня всегда помнить об
уникальности каждого человека, ува
жать себя и других, стремиться впе
рд, творить и не останавливаться на
достигнутом, ведь ещ Эрих Фромм
известный философ и психолог
прошлого века говорил, что воспита
ние это оказание помощи ребнку в
осознании его возможностей. Дети
побуждают меня к поиску нового, ин
тересного, наиболее важного. Каждый
ребнок требует к себе особого вни
мания и подхода, каждому надо про
тянуть руку помощи и принять его та
ким, какой он есть. Юное существо
может справиться с трудностями, если
будет знать, что ему доверяют, в него
верят. Оптимизм и терпение вот
Фото из архива автора
две важнейшие характеристики лого
педа. И я верю в каждого своего вос
питанника. Самое ценное, что мы мо
жем передать детям, опыт своего
личного счастья. Необходимо зажечь
в себе солнышко, осветить и согреть
детские сердца.
Мне нравится моя работа, каждый
день я иду в детский сад и знаю, что
Никита С. и Саша К. встретят меня с
улыбкой и обязательно спросят: Ког
да вы возьмте меня на занятие?
Маша С. и Анфиса Ц. попросят поиг
рать с ними. И очень нравится мне
встречаться с Тимофеем К. и Семном
П., они первый год в логопедическом
кружке Говорунчик, новенькие, и мне
приятно наблюдать за ними и видеть,
как они радуются своим достижениям,
а вместе с ними радуюсь и я.
Но с января 2014 года мою долж
ность сократили и логопедический кру
жок закрыли, хотя я считаю, что нельзя
бросать своих воспитанников на пол
пути, ведь я могу и готова и дальше
помогать им (в прошлом году я выпус
тила десять детей из тринадцати с ре
чью в норме). Я постараюсь... Я не могу
иначе. Если не я, то кто?! Это мой шанс,
удача и это призванье мо!
А всем хотела бы пожелать каждый
свой день начинать с нашего главного
артикуляционного упражнения Улыб
ка: улыбнись себе, улыбнись миру, и
мир улыбнтся тебе.
Ирина АРИСТОВА,
учитель логопед детского сада
28 Людмила
Писатель, друг,
К 120 летию со дня рождения Александра ПЕРЕГУДОВА
В организованном в 1936 году в
подмосковных Подлипках литератур
ном объединении имени А.С. Новико
ва Прибоя, которое возглавлял поэт
Михаил Скуратов, руководителем по
прозе по рекомендации самого
Алексея Силыча стал писатель
Александр ПЕРЕГУДОВ.
дуальность, противостоящая коллективу, а лич
ность строителя социалистического общества.
Да простит читатель столь пространную цитату,
приведнную для того, чтобы подчеркнуть, что
критики, по крайней мере в 30 е годы прошлого
века, А.В. Перегудова не жаловали. Отзвуки их
нападок докатились и до наших дней. Даже в
статье в Википедии отмечается, что творчеству
писателя присуще преклонение перед стихий
ными силами природы, поэтизация звериного
начала в человеке.
Крепкая дружба связывала Александра Пере
гудова с А.С. Новиковым Прибоем. Они встрети
лись летом 1927 года в Алуште, где в доме отдыха
Союза химиков, куда в то время входила фарфо
ровая промышленность, отдыхал Александр Вла
димирович. Приехавшие туда на отдых писатели
А.С. Новиков Прибой, П.Г. Низовой, Л.Н. Заво
довский, П.А. Ширяев обратили внимание на ве
слого молодого человека небольшого роста,
покорившего отдыхавших и обслуживающий пер
сонал своим обаянием и хорошим настроением. К
тому же, по наведнным справкам, он был поэтом
и прозаиком. Познакомились, и с тех пор нача
лось их содружество с Александром Перегудо
вым. Содружество это, писал много лет спус
тя прозаик Владимир Лидин, было особенным,
хотя могло показаться, что просто дружат охотни
ки, любители природы, любители странствий. Я
не знаю, однако, примера столь верного писа
тельского содружества, каким было дружество
Перегудова с Новиковым Прибоем Привелось
и мне бывать в их кругу, и много раз я не только
дивился, но и завидовал этой писательской друж
бе, этой удивительно нравственной их взаимопо
мощи.
Друзья были собратьями не только по перу, но
и по охотничьей страсти. Писатели А.С. Новиков
Прибой, Н.П. Смирнов и А.В. Перегудов построи
ли домик на озере Имарка, где занимались охотой
и писательством.
Весной и осенью Новиков Прибой и Перегудов
ездили на охоту, летом совершали литературные
поездки по Крыму, Донбассу, средней полосе
России Их совместные выступления состоя
лись более чем в 30 городах страны. Они часто
встречались, читали друг другу свои произведе
ния. Алексей Силыч многократно бывал и работал
в дулвском доме Перегудова.
Семнадцать лет, до самой кончины Новикова
Прибоя, длилась их дружба. На всех прижизнен
ных изданиях Цусимы Алексей Силыч делал
дарственные надписи Перегудову. На первом из
них: Лучшему моему другу Александру Влади
мировичу Перегудову с любовью дарю эту книгу,
половина которой написана у него на квартире.
А.В. Перегудов (третий слева) и А.С. Новиков Прибой (в центре) среди членов литобъединения в Подлип
ках. 1937 год.