background image
C
M
Y
K
четверг
k
48, 24 апреля 2014 г.
КУЛЬТУРА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Рассказы и очерки, вошедшие в этот сборник,
читаются на одном дыхании. Сочный, самобыт
ный, глубокий язык повествования; зорко подме
ченные детали быта среднестатистического рос
сиянина; живое описание героев, вызывающих
целую палитру разнообразных чувств. Вс это
удерживает интерес читателя на протяжении всей
книги. Перед глазами разворачивается настоя
щая трагикомедия человеческих недугов и выз
доровлений. Причм это касается не только и не
столько телесных, сколько душевных болезней
героев. Вот ветеран войны пытается отравить сво
его сына пьяницу, вот неверный муж заражает
жену венерическим заболеванием, вот деверь
тянет время до свахиной пенсии, продлевая бед
ной старушке мучения из за нескольких тысяч
рублей Автор не осуждает и не оправдывает
своих персонажей. Он просто и чтко излагает
факты, как в медицинской карте, давая читателю
Под наблюдением врача
право самому решать выздоровел пациент или
нет.
Сюжеты рассказов члена Союза писателей Рос
сии Виктора Рыбалко развиваются стремительно,
держат в напряжении, при этом позволяя оценить
литературное дарование автора. В своих произве
дениях он умело расставляет ловушки, цепляя
короткими, но изящными отступлениями за жи
вое, передавая настроение главного героя вра
ча через описание окружающей среды. Что то
сломалось в мире, из него исчезли краски жизни,
и она стала как чрно белое кино. Небрежные
придорожные заросли закрыли пейзажные выс
тавочные картины, набежавшие облака поглоти
ли солнце, просторность полей заменило кочко
ватое болото, а после него дорога пошла по на
сыпному накату, исчезла природная неиспорчен
ность ландшафта. Уже ничто в мире не могло
вернуть тот праздничный настрой, с которым Сер
гей Петрович выехал из города (рассказ Крас
ный угол).
Виктор Иванович повествует о жизни простых
людей, не чурающихся никакой работы, прямоли
нейных в поведении и разговоре. Однако смот
рятся персонажи очень колоритно. Быть может,
дело в том, что они списаны с натуры. Но, мне
кажется, секрет в другом герои богаты на
эмоции, их реакция на создавшуюся ситуацию
заранее не прогнозируема. Они нестандартны, и
этим так притягательны. Мишку я узнал, как
только приехал в районный городок. Небольшого
росточка, с густо медным отливом кожи, которая
изо дня в день снаружи дубится ветром, солнцем
Медицина и литература, на первый
взгляд, не имеют ничего общего.
Однако тот факт, что нам известно
довольно много врачей, ставших
великими писателями (А.П. Чехов,
М.А. Булгаков, В.П. Акснов, Артур
Конан Дойл, И.Ф. Шиллер и др.),
доказывает эти специальности
схожи в главном. У людей, владею
щих ими, на первом плане находит
ся человек. Хорошие доктора и ли
тераторы обязательно имеют на
выки психолога, поэтому им и от
крываются сокровенные страницы
чужой жизни. Виктор Рыбалко, ра
ботающий сейчас участковым те
рапевтом в городской больнице 3,
за свою многолетнюю врачебную
практику собрал неисчерпаемый
кладезь таких историй. Часть из них,
произошедших в 19701980 е годы,
легла в основу его новой книги Вра
чебинки (Москва, 2013 г.).
и потом, а изнутри вином, он отворил дверь во
врачебный кабинет, чуть постоял, привыкая. За
тем, улыбаясь искренне, безмятежно, как улыба
ются дети, когда встречают знакомых, быстро
направился ко мне, в радостном порыве протяги
вая обе руки, обтянутые мышечными канатами.
Под влиянием его порыва я тоже улыбнулся, си
лясь вспомнить, когда и где мы познакомились,
подал ему руку и чуть не ойкнул от медвежьей
хватки (бытописание Байки Мишки Синицы
на).
Виктор Рыбалко откровенно пишет не только о
больных, но и о докторах, абсолютно не приукра
шивая жизненных условий, суждений и поступ
ков тех, кого люди считают под час своей панаце
ей. Птр Алексеевич давно приучил себя не за
держивать взгляд на собственности и продуктах
пациентов. Но тут он поразился. На какие такие
шиши куплены эти продукты, явно с избытком?
Целая тарелка именно той еды, на которую у него
не хватало денег (рассказ Чайки). Такое до
стоверное, беспристрастное отражение событий
вызывает симпатию, позволяет познакомиться с
прозаической стороной медицины, с конкретны
ми трудностями врачей, а не с каким то идеализи
рованным собирательным образом людей в бе
лых халатах. Читая Врачебинки, понимаешь,
что доктор тоже имеет право на сиюминутные
слабости и многолетние привычки. Но вс же
ключевое значение для него имеет гуманизм. И
как бы ни был труден в прямом и переносном
смысле пациент, врач протянет ему руку помощи.
Светлана НОСЕНКОВА
Игорь Александрович, подводить
итоги сезона, конечно, рановато. Но
как вы в целом оцениваете работу
ФЭСТа с прошлой осени по нынеш
нюю весну?
Сезон 2013 2014, безусловно, не
простой, очень насыщенный. Однако
то, что нам удалось подготовить семь
абсолютно разных и по тематике, и по
жанру, и по атмосфере спектаклей, рас
считанных на различные категории зри
телей, это повод для приятного са
моощущения. Особенно радует, что
такая результативность совпала с при
ходом в ФЭСТ новых сил. Не
сколько лет подряд мы напря
жнно проводили просмотры мо
лодых артистов, окончивших те
атральные вузы. И за последние
три года наша труппа пополни
лась семью талантливыми ребя
тами, которые уже сдружились
по настоящему по фэстов
ски. Они жадно учатся, не дают
прохода старикам, а те, надо
отдать должное, не чураются но
вичков, не ревнуют к ним, а с
удовольствием им помогают. В
26 м сезоне мы лихо вкрутили
молоджь в большую работу. И
сегодня я могу с уверенностью
сказать, что у нашего театра есть
будущее, есть достойная смена.
В каких премьерных спек
таклях можно увидеть новых
артистов ФЭСТа?
Часть молоджи занята в
комедии Оскар, часть в дра
ме Это, девушки, война. Прак
тически все новички участвуют в
детских спектаклях, премьера
которых по традиции состоялась
в новогодние каникулы. Особен
но хочется отметить Не совсем
простую сказку в постановке
молодого режиссра Дмитрия
Скотникова. Пьеса Михаила Бартенева
и Андрея Усачва очень заковыристая,
и Дима молодец, что не отказался от
не. Он бойко, оригинально развернул
сюжет, да к тому же задействовал в
этом спектакле практически всю моло
джь. Это очень трудно, но ребята спра
вились. В итоге получилась веслая
исследовательская история для школь
ников и их родителей.
Надо сказать, мы поняли такую вещь:
новогодние представления нельзя про
водить чохом для всех. То, что вызыва
ет восторг у четырхлетнего малыша,
на подростка наводит скуку, а то, что
интересно школьникам, совсем непо
нятно самым маленьким зрителям.
Поэтому уже два года мы готовим к
зимним каникулам два новых детских
спектакля. На камерной сцене для
малышей, поскольку им важно быть в
непосредственном контакте с актра
ми, а на основной для ребят от 7 до
12 лет. Естественно, в последующем
они остаются в репертуаре.
Дмитрий Скотников также являет
ся режиссром постановщиком интел
лектуальной комедии Арт. Вы поощ
ряете такого рода инициативы, как,
например, этот независимый творчес
кий проект актров Антона Кузьменко,
Игоря Калагина, Фарита Халяпова или
моноспектакль Павла Конивца Маль
чик примерный?
Конечно. Подобные инициативы
очень полезны для артиста. Вот, пред
положим, этого нет или оно жстко
подавляется руководством, как бывает
в театрах, где худрук ревниво относит
ся к чужим идеям. Тогда актр сидит и
ждт, когда же, наконец, на него обра
тят внимание, займут в спектакле. Он
начинает бездельничать, терять квали
фикацию или искать работу на сторо
не. И то и другое очень плохо. Артист
обязательно должен находиться в ре
петиционном процессе, чтобы
не закиснуть. Поэтому я рад,
что наши актры помимо ре
пертуарной работы могут най
ти себе применение в родных
стенах. Прекрасно, когда они
пребывают в творческом по
иске. Кстати, у нас существует
ещ одна форма активизации
актрской деятельности ка
пустники. Они тоже помогают
поддерживать труппу в хоро
шем состоянии. Мы готовим
шуточные представления на
все свои внутренние праздни
ки, но самые яркие, пожалуй,
получаются на 23 февраля,
8 Марта и в дни юбилеев.
Кстати, о юбилеях. К 80
летию музыкального руково
дителя ФЭСТа Валерии Воз
ной был поставлен спектакль
Звзды светят ярко по е
пьесе.
Да, у Валерии Фдоров
ны была такая мечта, и мы ре
шили е осуществить. Хотя Ва
лерия Возная стала нашим му
зыкальным руководителем
лишь в 2005 году, судьба све
ла с ней фэстовцев гораздо
раньше. Она вела занятия в Институте
современного искусства у второго по
коления наших актров. Именно Вале
рия Фдоровна сделала ФЭСТ по
ющим театром, несмотря на то что вы
дающихся голосов у нас не так много.
Она гениальный педагог и удивитель
ный человек. Меня в ней поражает под
линное служение теат
ру. Валерия Возная не
чурается никакой рабо
ты. Нет занятий по во
калу? Помогает в поши
ве костюмов. Нет необ
ходимости шить? Будет
заниматься архивами,
наводить порядок в по
мещениях и т. д. Вале
рия Фдоровна посто
янно на посту. И моло
джи надо у не поучиться этому ис
тинному служению театру.
Игорь Александрович, сегодня
вечером на основной сцене ФЭСТа
состоится премьера комедии положе
ний Оскар в вашей постановке. Чем
обусловлен выбор этой пьесы Клода
Манье?
Сейчас в театрах, кино, по телеви
зору на зрителей обрушивается много
смеха, даже с избытком. Но тонкого
юмора, на мой взгляд, не достат. В
театре давно шли разговоры о том, что
нужен лгкий, веслый спектакль, без
трагедийных нот, моралите и всяких
пошлостей. И эта известная француз
ская пьеса как раз подходит под дан
ные требования. По ней, кстати, сдела
на одноимнная кинокомедия с Луи де
Фюнесом в главной роли. Но даже те,
кто смотрел этот фильм 1967 года,
думаю, будут приятно удивлены нашей
постановкой, поскольку она сделана
под другим углом. Если у Луи де Фюне
са это чистая клоунада, то у нас вс же
более реальное проживание предлага
емых обстоятельств. В принципе, опи
сываемое Манье могло случиться и в
жизни, хотя шансы невелики. А наблю
дать за тем, как нормальные люди
не комиссар Жюв будут решать эти
проблемы, может быть, не менее за
бавно.
К Дню Победы в театре ФЭСТ
выходит драма Это, девушки, война
по пьесе Тараса Дрозда. Насколько
для вас значимы спектакли такой те
матики?
Мы мечтали о том, чтобы у нас в
репертуаре появился спектакль на во
енную тему. Но в этом году это стало
особенно актуально. Глядя на то, что
Такие разные премьеры
Мытищинский театр драмы и комедии ФЭСТ продолжает радовать зрителей свежими поста
новками. 2427 апреля здесь состоится показ новой комедии Оскар, а 8 и 9 мая презентация
драмы Это, девушки, война. Всего же за 26 й театральный сезон ФЭСТ подготовил семь
премьер, что в два раза больше обычного. О причинах такой выдающейся работоспособности
труппы, актрской инициативе и весенних новинках репертуара мы поговорили с художествен
ным руководителем театра заслуженным артистом России Игорем ШАПОВАЛОВЫМ (
на фото).
происходит на Украине, понимаешь, как
близок к нам фашизм. Именно поэто
му нужно рассказывать о Великой Оте
чественной войне. Это не только дань
погибшим воинам, наша благодарность
тем, кто преодолел весь тот ужас ради
будущих поколений, но и напоминание
живым.
Почему при постановке военной
драмы решили обратиться к современ
ной драматургии?
Выбор пьесы всегда трудно
объяснимый процесс. Возможно,
именно потому, что это не классика. В
сво время у нас была небольшая по
продолжительности, но мощная, прон
зительная военная программа Всем
вам, кого оставил на земле, состоя
щая из песен Владимира Высоцкого и
фрагментов поэмы Александра Твар
довского Василий Тркин. Поэтому
хотелось чего то другого. Нужен был
материал, созвучный мыслям, бродя
щим в театре, и хорошо раскладываю
щийся на нынешний актрский состав.
У нас как раз сейчас есть такие юные
девушки, про которых пишет Тарас
Дрозд. А зори здесь тихие тоже про
них, но у Бориса Васильева они в еди
ном порыве идут на фашистов. А здесь
девчонок раздирают противоречия, но
при этом каждая из героинь патри
отка, просто любовь к Родине они по
нимают по разному. Не берусь ска
зать, писал ли Тарас Дрозд о реаль
ных событиях, однако подобная исто
рия вполне могла произойти в любом
штабе. И потом, по моему, через жен
ские истории война воспринимается
как то особенно остро.
Беседовала Светлана НОСЕНКОВА
Фото автора