background image
среда
k
51, 30 апреля 2014 г.
Выпуск 96
(Продолжение. Начало на с. 7)
Много ли у центра проблем?
Проблем достаточно, и одна из
них кадровая. Возраст специалис
тов растт быстро, а смена подраста
ет слишком медленно. Это совершен
но разные процессы И пополняют
наши ряды очень неохотно. По той
простой причине, что необходимые
навыки вырабатываются очень мед
ленно, а вопросы с оплатой труда и
жильм сами знаете, в каком со
стоянии. Стал низким престиж работ
ника ракетно технической промыш
ленности, особенно в Столичном ре
гионе. На периферийных предприя
тиях отрасли эта проблема стоит не
16 апреля в Центральном доме ли
тераторов прошл вечер, посвящн
ный 100 летию со дня рождения Мар
ка Галлая (19141996) выдающего
ся лтчика испытателя, Героя Советс
кого Союза, инструктора методиста
первой шестрки космонавтов, писате
ля, книги которого определили профес
сиональный выбор многих нынешних
авиаторов и космонавтов.
Марк Галлай, имя которого связано
с испытаниями многочисленных типов
самых разных летательных аппаратов,
хорошо известен людям старшего по
коления. Так получилось, что Галлай
стоял у истоков формирования двух
новых профессий XX века лтчика
инженера и лтчика космонавта.
Марк Лазаревич Галлай родился
16 апреля 1914 года в Санкт Петер
бурге. Окончил Ленинградский по
литехнический институт и Школу
пилотов ленинградского аэроклуба. С
1937 года работал инженером в ЦАГИ и
в том же году стал лтчиком испытате
лем. С юных лет его связывала дружба
с Борисом Раушенбахом, будущим ака
демиком, соратником С.П. Королва.
Ещ в тридцатые годы Галлай про
вл ряд сложных и рискованных лт
ных испытаний, связанных с малоис
следованными явлениями. Он первым
в стране провл испытания на флат
тер. В июле сентябре 1941года Марк
Галлай, лтчик 2 й отдельной истреби
тельной авиаэскадрильи ПВО Москвы,
совершил 9 боевых вылетов на само
лте МиГ 3 для отражения вражеских
налтов. В самом первом воздушном
бою над Москвой (это было в ночь на
22 июля 1941 года) сбил самолт про
Как известно, первым актом Олим
пийских игр в Сочи стал широко осве
щавшийся в СМИ марафон олимпийс
кого огня по городам и весям России.
Олимпийские факелы поднимались и в
небесную высь, то есть на борт МКС (с
выносом в открытый космос), и опус
кались в глубины морские (славное
море священный Байкал), и куда
только не доставляли их олимпийские
факелоносцы. Но доставкой на борт
МКС не ограничивается космическая
история олимпийских факелов. Непос
редственное отношение к их созданию
и функционированию имеют предпри
ятия Роскосмоса. Дело, прежде всего,
в том, что разработчиком и изготови
телем этого символа зимней Олимпиа
ды 2014 был Красноярский машино
В мире высоких скоростей, температур и давлений
так остро. Там меньше соблазнов,
искушений
Несмотря на кадровый голод, мы
обеспечиваем вс, что от нас требует
ся. Конечно, трудно, потому что режи
мы установок высокие: температуры в
несколько тысяч градусов и давление в
сотни и тысячи атмосфер. Рутинной
работы стало мало. Заказы даются на
перспективные работы, тонкие иссле
дования.
И здесь возникает другая проблема
модернизации установок и совер
шенствование средств диагностики...
Агрегаты время от времени выходят из
строя, приходится восстанавливать.
Производство старается, как может.
Есть перспективный план развития, и
мы собираемся вложить значительные
средства в кардинальное переоснаще
ние базы. Надо сделать новые энерге
тические и измерительные системы,
усовершенствовать систему управле
ния. Прошло более 30 лет после сдачи
сооружений центра, и пора привести в
порядок наши корпуса. Некоторые ре
зультаты ремонта наших помещений
вы могли видеть. Продолжаем ремон
тировать помещения, устанавливаем
кондиционеры в залах и бытовых ком
натах.
Что то делается для пополнения
молодыми кадрами?
У нас есть кафедры в московских
вузах, например в МФТИ кафедра аэро
динамики и прочности, которой заве
дует Н.Г. Паничкин и где преподают
наши специалисты по аэродинамике,
теплообмену и прочности. Есть также
кафедры в МГТУ им. Н.Э. Баумана, в
МАТИ им. К.Э. Циолковского, в РУДН
Несколько лет назад прошла ин
формация, что в вашем центре про
водились испытания аппарата ЭКИП
знаменитой летающей тарелки
Л.Н. Щукина
Мне этот проект хорошо знаком
ведь я в сво время был в нм глав
ным по аэродинамике. Знал Льва Ни
колаевича Щукина, Семна Михайло
вича Зельвинского. У этого аппарата
есть определнные перспективы. Его
достоинства в том, что он безаэрод
ромный. Может садиться на любую
более менее ровную поверхность. У
него воздушная подушка и боковые
скеги. А грузоподъмность и дальность
много выше, чем у любого вертолта.
Качество более 10. Это посадочное
качество любого нашего самолта. Не
достатки большая относительная
высота, слишком много круговых эле
ментов и очень сложное управление на
старте. На старте управлять нечем, кро
ме поворота сопла. Идея интересная,
она периодически возникает, но необ
ходимо серьзное финансирование.
Беседовал Николай ДОРОЖКИН
ИЗ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ
Он служил авиации и космонавтике,
науке и литературе
тивника. Этот эпизод, в числе других,
живо описан им в книге воспоминаний
Первый бой мы выиграли.
М. Галлай освоил 125 типов лета
тельных аппаратов. Поднял в небо пер
вый отечественный реактивный истре
битель МиГ 9 и дальний бомбардиров
щик Ту 4, провл испытания стратеги
ческого бомбардировщика ЗМ. Сам
Марк Лазаревич так говорил о выбран
ной профессии: Настоящий лтчик
испытатель должен свободно летать
на всм, что только может летать, и с
некоторым трудом на том, что летать
не может. Звание Героя Советского
Союза было присвоено М.Л. Галлаю
Указом Президиума Верховного Сове
та СССР от 1 мая 1957 года за мужество
и героизм, проявленные при испыта
нии новой авиационной техники.
Долгое время он проработал в
Лтно исследовательском институ
те (г. Жуковский). Принимал боль
шое участие в подготовке первых
вылетов, проработке программ и мето
дическом руководстве испытаниями
новейших летательных аппаратов (Ту
144, Ту 154, Ил 62, Ил 76, Ан 22 и мно
гих других). Занимался научными ис
следованиями в области динамики по
лта, опубликовал около 30 научных
работ. Получил учную степень докто
ра технических наук и звание профес
сора. Преподавал в МАИ и в Лтно
исследовательском институте инжене
ров Гражданского транспорта. Акаде
мик Академии транспорта РФ.
Кстати, М.Л. Галлай был чуть ли не
единственным доктором наук среди
лтчиков испытателей. Интересный
момент: именно работа лтчика испы
тателя выявила у Галлая феноменаль
ную способность изменять ход вре
мени. Он очень ярко описал это явле
ние в эпизоде пожара при испытатель
ном полте: Как всегда в острых ситу
ациях, дрогнул, сдвинулся с места и
пошл по какому то странному, двой
ному счту масштаб времени. Каждая
секунда обрела способность неограни
ченно сколько потребуется рас
ширяться: так много успевает сделать
человек в подобных положениях. Ка
жется, ход времени почти остановил
ся! (Испытано в небе).
В начале 1960 года М.Л. Галлай по
рекомендации академика Б.В. Раушен
баха встретился с С.П. Королвым. Ну
жен был наставник для будущих кос
монавтов. И Королв лично вписал в
штатное расписание новую должность:
инструктор методист по пилотирова
нию космического корабля. Первым
инструктором первой шестрки космо
навтов стал Марк Галлай.
Тренировки первых космонавтов
проходили ежедневно. Утром один из
будущих космонавтов садился в крес
ло тренажра, имитирующего кабину
космического корабля, последователь
но перечислял показания приборов и
положение всех ручек и тумблеров. К
полту готовы? звучал голос инст
руктора методиста. Готов! Ну,
тогда, давай, поехали! командовал
Галлай. Кто же знал, что слово Поеха
ли!, видимо, ещ из первых дней
авиации, от тех планров, которые надо
было вывозить на полосу, вскоре ста
нет словом символом, с которым пер
вый землянин полетит в космос! После
возвращения на Землю первый космо
навт Юрий Гагарин дал высшую оценку
первому инструктору: Вс было в точ
ности так, как вы мне расписали. Будто
бы вы там уже побывали до меня.
Литературное творчество Марка Гал
лая было связано исключительно с
авиацией. Он сумел в своих книгах не
только талантливо изложить докумен
тальные факты, ценнейшие для исто
рии советской авиации и космонавти
ки, но и создать при этом яркие, запо
минающиеся художественные образы.
Поколение тех наших соотечествен
ников, кому сегодня 5060 лет, кого
манили бесконечные пространства не
бес и океанов, росло вместе с его кни
гами. Во многом благодаря писателю
Галлаю, весь Союз открыл для себя
мир, где соседствовали романтика муж
ской работы и строгая проза научных
расчтов. Вот эти книги: Первый бой
мы выиграли, Через невидимые ба
рьеры, Испытано в небе (Записки
лтчика испытателя), С человеком на
борту, Жизнь Арцеулова, Третье
измерение, Полоса точного призем
ления, Небо, которое объединяет,
Я думал: это давно забыто. Многие
современники именно после этих про
изведений мысленно примеряли на
себя кожанку штурмовика Великой Оте
чественной, гермошлем лтчика испы
тателя, а потом и скафандры Гагарина
или Титова.
Герой Советского Союза, заслужен
ный лтчик испытатель, Марк Галлай
был награждн тремя орденами Лени
на, четырьмя орденами Красного Зна
мени, двумя орденами Отечественной
войны 1 й степени, орденом Красной
Звезды, орденом Знак Почта, ме
далями. Международный астрономи
ческий союз 11 апреля 1997 года на
звал малую планету 6719 Солнечной
системы астероид Галлай.
В 2006 году в Москве, на доме 9 по
улице Спиридоновке, где Марк Галлай
жил и работал с 1978 по 1998 год, была
открыта мемориальная доска.
КОСМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ФАКЕЛОВ
Гори гори ясно, чтобы не погасло!
строительный завод Красмаш. Ак
тивно участвовал в обеспечении этой
акции общечеловеческого значения и
ЦНИИмаш.
Читатели, вероятно, помнят множе
ство сообщений в СМИ, смакующих
неприятные инциденты, связанные с
нештатными ситуациями, как факе
лы гасли во время эстафеты олимпий
ского огня на земном участке марафона.
Первый сигнал тревоги был подан 6 ок
тября 2013 года. Погода стояла непло
хая. Солнце часто подмигивало из за
облаков, дул слабый ветерок, всего
лишь 1 м/с. И вс же факел погас.
Прямо под стенами Кремля, на 20 й
секунде забега в руках у 17 кратного
чемпиона мира по подводному плава
нию Шаварша Карапетяна. Этот случай
получил особый резонанс ещ и пото
му, что прикурил погасший факел
оказавшийся поблизости сотрудник
ФСО и не олимпийским огнм из
специальной лампадки, а обычной за
жигалкой. (Кстати, это был не первый
такой случай в истории: в 1976 году в
Монреале мощный порыв ветра с дож
дм потушил даже не факел, а олим
пийский огонь в чаше стадиона, а ока
завшийся поблизости техник, недолго
думая, поджг его обычной зажигал
кой. Позднее, конечно, для соблюде
ния традиции огонь был потушен и
вновь зажжн от оригинала, как и в
Москве). И это было только начало: за
следующие два дня прикуривать
перо Жар птицы от специальной лам
падки с олимпийским огнм пришлось
четыре раза.
Чтобы срочно решить эту проблему,
Роскосмос обратился к головным от
раслевым институтам ЦНИИмашу и
Центру имени М.В. Келдыша с просьбой
помочь коллективу Красмаша раз
работчику и создателю факела.
Для анализа возникшей проблемы
на предприятиях собрались наиболее
опытные специалисты. В ЦНИИмаше
группу экспертов образовали: первый
заместитель генерального директора
Н.Г. Паничкин, начальники центров
Ю.М. Липницкий и И.А. Крохин, замес
титель начальника центра В.А. Фадеев.
Учные, как принято в подобных ситу
ациях, провели мозговые штурмы, и на
основе известных на тот момент фак
тов удалось сформулировать наибо
лее вероятную причину сбоев. Тут же
были предложены пути доработки кон
струкции факелов, которые сотрудни
ки Красмаша весьма оперативно реа
лизовали.
Наверное, небезынтересно будет уз
нать, в чм же была причина сбоев. Как
часто бывает в таких случаях, она ока
залась простой. Инструкция по эксплу
атации гласила: в дополнение к про
веркам каждого факела на заводе из
готовителе непосредственно перед пе
редачей факелоносцу осуществляется
проверка подачи сжиженной газовой
смеси к горелке факела. В соответ
ствии с инструкцией проверяющий дол
жен специальным ключом открыть кран
подачи и по характерному шипению
убедиться в том, что подача топлива
осуществляется, а затем закрыть кран,
удостоверившись по отсутствию ши
пения, что он действительно закрыт.
Естественно, эта технология нео
днократно была опробована на заводе
изготовителе и казалась достаточно
эффективной. Однако выяснилось, что
при разработке не был учтн один важ
ный психологический фактор. Дело в
том, что после перекрытия краном по
дачи жидкой пропан бутановой смеси
жидкость, оставшаяся в трубках выше
крана, продолжает кипеть, а образую
щийся при этом газ продолжает выхо
дить с характерным шипением. Это
происходит некоторое время после
перекрытия крана. Для испытателей на
заводе этот факт был само собой разу
меющимся, и они его учитывали при
приложении усилия на ключ крана. Но
операторы, проверяющие факел перед
передачей его факелоносцу, воспри
нимали продолжающееся шипение
после закрытия крана как сигнал, что
усилия по закрытию крана недостаточ
но, и начинали прикладывать к ключу
крана силушку богатырскую. В ре
зультате приложения чрезмерного уси
лия в деталях крана возникали оста
точные деформации. Эти деформации
нарушали регулировку расходных ха
рактеристик устройства и при повтор
ном открытии клапана в руках факело
носцев делали горение неустойчивым.
Когда авторитетные эксперты поня
ли механизм отказов, ими была пред
ложена простая и достаточно легко
реализуемая доработка конструкции.
После внедрения Красмашем рекомен
дованных мероприятий случаи отказов
прекратились.
Пресс служба ЦНИИмаша
Олимпийский факел в наджных руках
(слева направо: И.А. Крохин, Н.Г. Паничкин,
Ю.М. Липницкий, В.А. Фадеев).
В газете Известия к 90 летию со
дня рождения М. Галлая (12.04.2004)
было написано: Лтчик испытатель
Марк Галлай давал путвку в жизнь
самолтам, представлявшим строгую
государственную тайну... Он участво
вал в таких событиях, что, как ни скром
ничай, в тени не останешься. Он был
человеком, вспоминать которого дру
зьям больно потому что его нет, но
и сладко потому что они знали его.
А друзья эти люди пишущие, снима
ющие, умеющие рассказывать... Через
разные этапы советской истории было
суждено пройти Галлаю, но у него до
стало ума и мужества ни в чем не зама
раться. Красивая судьба сильного, до
стойного и талантливого человека.
Марк Лазаревич Галлай неоднократ
но бывал в нашем городе, не только по
работе он выступал на страницах
устных журналов. У всех, кто с ним
общался, этот замечательный человек
оставил самые светлые воспоминания.
В статье использованы материалы
сайтов Авиа Панорама
и Электронная библиотека
Modern.Ru