background image
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
среда
k
51, 30 апреля 2014 г.
C
M
Y
K
Выпуск 96
В 1952 году после окончания МХТИ
им. Менделеева я был направлен в от
дел 13 НИИ 88. Начало моей работы
в должности инженера пришлось на
тот период, когда перед послевоенным
СССР остро встал вопрос о создании
ядерного щита БРДД с ядерной бо
евой головной частью. В ходе работ
над созданием ракет основной пробле
мой, с которой столкнулись конструк
торы, являлась проблема воздействия
высоких температур на головную часть
(ГЧ) ракеты: увеличение дальности по
лта ракеты до 1200 км, а скорости
до 3000 м/с приводило к перегреву и
разрушению ГЧ, не достигшей цели.
Решение проблемы потребовало со
здания тепловой защиты для ГЧ, что
явилось принципиально новой зада
чей для материаловедов.
Первой была разработана и вне
дрена теплозащитная обмазка на ос
нове минерального связующего и не
органических наполнителей, которая
обеспечила защиту ГЧ от тех темпе
ратур, воздействию которых ГЧ под
вергалась в этих условиях. Е разра
ботчиками являлись В.Л. Никулина и
А.А. Северов. Далее перед создателя
ми ракетного вооружения встала за
дача создания тепловой защиты для
МБР Р 7 с дальностью полта 812
тыс. км, скоростью порядка 8000 м/с
и расчтной температурой набегаю
щего потока на головную часть по
рядка 3000 С. Главный конструктор
специального конструкторского бюро
НИИ 88 С.П. Королв поставил перед
материаловедами отдела 13 зада
чу, для успешного решения которой
было необходимо создание принци
пиально новых материалов и техно
логии. Над заданием одновременно
работали несколько групп специали
стов, разработавших различные ва
рианты теплозащиты. По результа
там многочисленных тестов и огне
вых испытаний был выбран разрабо
танный мною материал, состоящий
из карбида кремния и фенолофор
мальдегидного связующего, получив
ший название ТО 2, как наиболее ог
нестойкий и отвечающий заданным
условиям полта.
Совместный американо российский
полт стал первым по программе
МирШаттл в соответствии с Со
глашением между Российским косми
ческим агентством и НАСА, подписан
ным в Москве 5 октября 1992 года.
Программа МирШаттл на 1994
1995 годы состояла из трх взаимосвя
РАКЕТНО КОСМИЧЕСКИЕ БУДНИ
Первые промышленные образцы
ТО 2 были изготовлены с моим учас
тием на Свердловском заводе пласт
масс. Несколько месяцев понадоби
лось для отработки технологии нане
сения ТЗП ТО 2 на ГЧ. Работы по нане
сению ТО 2 на ГЧ изделия М 5РД, пред
назначенного для отработки систем
изделия Р 7 (с дальностью полета 8000
км), были проведены в цехе 8 ЗЭМа.
Специального участка для работ с ТЗП
на заводе не было. В течение двух лет
(19541956) при мом непосредствен
ном участии была создана технологи
ческая линия для изготовления и нане
сения ТО 2 на ГЧ. В 1956 году был
построен цех 1 ЗЭМа, и я перешл
туда работать начальником техбюро
заместителем начальника цеха, чтобы
непосредственно заниматься форми
рованием производственной базы и
отладкой технологических процессов
изготовления ТЗП ГЧ изделия Р 7.
Первый успешный запуск Р 7 с го
ловной частью, защищнной ТО 2, был
произведн 21 августа 1957 года. Было
опубликовано сообщение ТАСС об ус
пешном испытании в СССР межконти
нентальной баллистической ракеты.
Анализ состояния покрытий упавших
частей ГЧ позволил специалистам от
дела 8 прийти к выводу о необходи
мости изменения формы наконечника
с острого на тупоконечный и получить
данные о поведении теплозащитного
покрытия на боковой поверхности (она
практически не разрушалась).
Это позволило в дальнейшем при
создании головных частей использо
вать более технологичное и менее теп
лопроводное, разработанное нами по
крытие (на основе асботекстолита) на
боковых поверхностях ГЧ изделия Р 7.
После этого в сжатые сроки конструк
торам удалось внести все необходи
мые изменения в конструкторскую до
кументацию, было произведено восемь
успешных пусков ракет, изготовлен
ных на заводе Прогресс, и восемь
изготовленных на ЗЭМе. Именно в этот
период мною была разработана и обо
снована технология вакуумно авто
клавного формования композиционно
полимерных теплозащитных материа
лов. Однако оборудования соответству
ющих параметров и технических ха
рактеристик на ЗЭМе не было.
Вместе со специалистами Уралмаш
завода в кратчайшие сроки было раз
работано техническое задание на со
здание автоклава. С.П. Королв лично
уделял много внимания организации
производства, вникал в детали, возни
кающие вопросы решал быстро и на
самом высоком уровне. Уже в 1957
году соответствующий заданным па
раметрам автоклав был изготовлен на
Уралмашзаводе по указанию Н.С. Хру
щва. Этот автоклав прослужил на пред
приятии более 50 лет, он был задей
ствован в производство теплозащит
ных покрытий всех возвращаемых на
Землю космических аппаратов, создан
ных на предприятии.
В апреле 1957 года на полигоне про
исходило заседание Государственной
комиссии по проведению лтных ис
пытаний Р 7, на котором я, как замна
чальника цеха 1 ЗЭМ НИИ 88, и зам
начальника отдела 8 ОКБ 1 В.Ф. Ро
щин, доложили о результатах работ по
созданию ТЗП головной части. Букваль
но на следующий день С.П. Королв
провл рабочее совещание, где под
робно расспросил меня обо всех тех
нических и организационных деталях
работ по созданию ТЗП и предложил
перейти на работу в ОКБ 1 руководите
лем вновь создаваемой лаборатории
материаловедения. Так 16 октября 1957
года началась моя работа в ОКБ 1.
С.П. Королв уделял много внима
ния проблемам создания и внедрения
новейших материалов, так как созда
ние новых летательных аппаратов не
могло обойтись без их применения.
Уже в 1966 году в ОКБ 1 был создан
материаловедческий комплекс 8 под
руководством А.А. Северова. Наша ла
боратория превратилась в отдел теп
лозащитных покрытий, куда пришло
много молодых специалистов вы
пускников ведущих вузов страны. Этот
коллектив обладал высоким научным
и творческим потенциалом, что под
тверждается успешным созданием,
отработкой технологии и внедрением
теплозащитных покрытий на основе
органических и неорганических ком
позиционных материалов на изделия
серий Восток, Союз, Марс, Ве
нера, Восход, РТ 1, РТ 2, комплек
са Н1 Л3, теплоизоляции водородного
бака ракеты Энергия, теплозащиты
разгонных блоков изделия Энергия.
Эта масштабная работа проводилась
на основе тесного взаимодействия с
научно исследовательскими институ
тами АН СССР и различных мини
стерств, вузами и предприятиями, гео
графия которых охватывала всю стра
ну. Я работал в коллективе едино
мышленников, которые с институтс
кой скамьи отдавали свой труд и спо
собности на решение сложных науч
ных и производственных задач. Под
моим научным и практическим руко
водством из 26 сотрудников лабора
тории 7 защитили кандидатские дис
сертации: К.М. Алышевская, К.П. Бек
кер, Т.В. Воробьва, А.Н. Доморац
кий, Э.Х Назмутдинова, В.И. Телеги
на, В.Н. Колоскова. В 1962 году я за
щитил кандидатскую диссертацию, а в
1980 году докторскую, где предста
вил и обосновал принципы создания
теплозащиты для ракет носителей и
космических аппаратов.
Большой вклад в создание новых
материалов для изделий предприятия
внесли С.Г. Желтакова, Д.И. Лютак,
Г.М. Калинина, А.А. Серебрянникова,
Е.И. Горбунов, Тарасов, З.Ф. Крылова,
Р.М. Корнилова, Г.Е. Потапова. Мно
гочисленные авторские свидетельства
подтверждают новизну и оригиналь
ность разработанных нашим коллек
тивом рецептур и технологий.
Владилен БУРЛУЦКИЙ,
доктор технических наук
Владилен Фдорович Бурлуцкий доктор технических наук, заслуженный
специалист РКК Энергия, заслуженный ветеран труда РКК Энергия, кава
лер ордена Знак Почта, ветеран труда СССР, награждн серебряной меда
лью ВДНХ СССР, юбилейной медалью С.П. Королва Федерации космонавтики
СССР. Трудился на РКК Энергия с 1952 по 1994 год. Женат, двое детей, трое
внуков. Жена, Бурлуцкая Светлана Борисовна переводчик, проработала на
НПО Энергия 37 лет. Женаты 62 года.
Первый полт российского космонавта
на корабле Спейс Шаттл
Лучшие
вузы
стран СНГ
занных проектов: полта российских
космонавтов на борту американского
многоразового орбитального корабля
Спейс Шаттл, полта американских
астронавтов на борту станции Мир и
совместного полта, включающего
сближение и стыковку американского
корабля Спейс Шаттл с российской
станцией Мир.
Экипаж Дискавери из шести чело
век возглавлял командир корабля
Чарлз Боулден полковник, 47 лет,
выполнил три космических полта на
кораблях Спейс Шаттл суммарной
длительностью более 20 суток; пилот
Кеннет Райтлер 42 года, один пяти
суточный полт; специалисты по про
грамме полта: Джен Дэвис 40 лет,
один полт длительностью 8 суток;
Рональд Сега 41 год, первый полт;
Франклин Чанг Диас, 43 года, три по
лта суммарной длительностью 19 су
ток; Сергей Крикалев лтчик космо
навт, 35 лет, два полта общей продол
жительностью 1 год 3 месяца. И перед
этим полтом на Дискавери Сергей
Константинович Крикалв находился в
космосе дольше, чем экипажи всех 59
многоразовых кораблей Спейс
Шаттл (в них участвовало 335 астро
навтов), начиная с Колумбии (12 ап
реля 1981 года), Дискавери, Атлан
тис.
Максимальная продолжительность
пилотируемого полта на американс
ких космических аппаратах достигнута
в 1974 году. Три американских астро
навта Джеральд Карра, Эдуард Гиб
сон, Уильям Поуг, доставленных кос
мическим кораблем Аполлон на ор
битальную станцию Скайлэб, нахо
дились в полте 84 суток.
Отметим также, что в соответствии с
российско американской программой
МирШаттл Норман Тагард был
первым американским астронавтом. В
1995 году он участвовал в полте про
должительностью 115 суток на косми
ческом корабле Союз ТМ 21 ор
битальной станции Мир корабле
Атлантис СТС 71 вместе с российс
кими космонавтами Владимиром Де
журовым и Геннадием Стрекаловым.
Этот полт Н. Тагарда стал также на тот
момент национальным рекордом аме
риканской пилотируемой космонавти
ки по продолжительности.
В течение восьми суток экипаж ко
рабля Дискавери выполнил различ
ные научные эксперименты, в области
материаловедения и биологии, наблю
дения поверхности Земли. Были выве
дены на орбиту шесть калибровочных
спутников ODERACS и спутник
BREMSAT для исследования теплопро
водности, микроускорений, получения
материалов (выращивания сверхчис
тых полупроводниковых плнок, крис
таллов различных белков) и других
экспериментов. Сергей Крикалв вы
полнил значительную часть работ с
дистанционным манипулятором.
Запуском многоразового корабля
Дискавери СТС 60 положено начало
реализации длительного сотрудниче
ства России и США, продолжающегося
в настоящее время. Сергей Крикалв
ещ дважды был в составе экипажей
Спейс Шаттл: Индевор СТС 88 в
1998 году и Дискавери СТС 102 в
2001 году. И сегодня ему принадлежит
рекорд по суммарной продолжитель
ности пребывания на орбите 803
суток (2 года 2 месяца 12 суток) в ходе
шести космических полтов.
В дальнейшем девятнадцать россий
ских космонавтов отправлялись в кос
мос и возвращались на Землю на ко
раблях Спейс Шаттл.
Международное сотрудничество в
области пилотируемой космонавтики
продолжается. В день восьмидесяти
летия Ю.А. Гагарина на МКС работал
экипаж из шести человек: Олег Котов,
Михаил Тюрин и Сергей Рязанский
(Россия), Майкл Хопкинс и Ричард
Мастраккио (США), Конти Ваката (Япо
ния).
Aнатолий КИРЮШКИН
Это произошло около 20 лет назад, когда 311 февраля 1994
года российский космонавт Сергей Крикалв совершил полт
на борту американского многоразового орбитального кораб
ля Спейс Шаттл Дискавери СТС 60.
ВНИМАНИЮ АБИТУРИЕНТОВ!
Рейтинговое агентство Эксперт
подготовило рейтинг лучших вузов
стран СНГ.
Топ 10 выглядит так:
1) МГУ им. М.В. Ломоносова;
2) Белорусский государственный
университет (Минск);
3) Киевский национальный универ
ситет им. Т.Г. Шевченко;
4) МГТУ им. Н.Э. Баумана;
5) Московский государственный
институт международных отношений
(Университет МИД России);
6) Московский физико техниче
ский институт;
7) Московский энергетический ин
ститут (НИУ);
8) Национальный исследователь
ский Томский государственный уни
верситет;
9) Национальный исследователь
ский Томский политехнический уни
верситет;
10) НИУ Высшая школа экономи
ки.
В общей сложности в список во
шли 153 вуза, представляющих Рос
сию, Украину, Казахстан, Белоруссию,
Молдавию, Узбекистан, Азербайджан
и Киргизию. Более 80% лучших вузов
СНГ находятся в России и на Украине.
Независимая газета
от 8 апреля 2014 года
опубликовала, со
ссылкой на пресс
службу НИУ МЭИ,
интересную информа
цию под заголовком
Топ 10 вузов стран
СНГ. Приводим сооб
щение полностью.
Теплозащита защита от тепла
Теплозащита защита от тепла