background image
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
вторник
k
57, 20 мая 2014 г.
В 1990 е годы, после развала СССР, прежняя
система ценностей сначала была поставлена под
сомнение, а затем и вовсе отвергнута. У молод
жи периода лихих девяностых, которую социо
логи неслучайно назвали потерянным поколе
нием, престижными стали профессии банкира,
менеджера, маркетолога и экономиста, но никак
не рабочего или техника. На производственных
предприятиях нарушился прежний порядок есте
ственной ротации кадрового состава и преем
ственности рабочих династий. В итоге дефицит
квалифицированных специалистов рабочих в ряде
отраслей отечественного промышленного произ
водства достиг 5075%.
В последние годы ситуация стала меняться в
лучшую сторону, причм одновременно в несколь
ких аспектах. Во первых, рабочие специальности
вновь стали чрезвычайно востребованными на
рынке труда. Во вторых, они начали постепенно
возвращать себе престиж, утраченный четверть
века назад. В третьих, государство и бизнес нако
нец то осознали необходимость инвестиций не
только в нефтегазовые месторождения, но и в
промышленное производство и человеческий
капитал. Тем не менее проблема нехватки квали
фицированных рабочих кадров продолжает оста
ваться первостепенной по значимости, в том чис
ле и для наших градообразующих предприятий.
О том, как сейчас, в реалиях информационно
го XXI века, решается эта важнейшая задача, нам
рассказала директор Профессионального техни
кума им. С.П. Королва Ираида Ласкина. Помимо
этого, в разговоре с Ираидой Анатольевной мы
обсудили объединение Королва и Юбилейного, а
также ряд других, не менее актуальных, вопросов.
Ираида Анатольевна, возглавляемый вами
техникум был, как известно, создан путм слия
ния нескольких учебных заведений. Какие плюсы
вы видите от этого укрупнения и с какими пробле
мами сталкиваетесь?
Сегодня в нашей стране, в том числе и в
сфере промышленного производства, происхо
дят процессы реорганизации, реструктуризации и
внедрения различных инноваций. Образование
всегда было одной из важнейших сфер жизни
общества, поэтому все упомянутые выше процес
сы, естественно, не могли обойти его стороной.
Определнные изменения произошли и в структу
ре самой системы образования.
Согласно действующему законодательству, су
ществует единая система профессионального об
разования, которая состоит из среднего и высшего
образования. В среднем профессиональном обра
зовании произошло деление на два направления:
подготовка высококвалифицированных рабочих и
подготовка специалистов среднего звена.
С чем это связано?
В первую очередь, с желанием и необходи
мостью поднять престиж рабочих кадров. В на
стоящее время, когда в различных отраслях про
мышленности внедряются качественно новые тех
нологии, подготовка рабочих в прежнем понима
нии уже не соответствует современным требова
ниям.
Например, оператору станка с ЧПУ необхо
дим такой большой объм знаний, что в рамках
прежней системы его вполне можно сопоста
вить с первой ступенью высшего образования.
Он включает такие дисциплины, как, например,
программирование, технологии обработки ме
таллов и т. д.
То же самое можно сказать и о сварочном
производстве. Сейчас так много видов сварки, что
невозможно все из них освоить при подготовке
обычного рабочего. Поэтому потребность в более
высокой ступени об
разования для квали
фицированных рабо
чих нам диктует сама
жизнь.
В связи с этим в нашем регионе осуществляет
ся реорганизация образовательных учреждений.
Считается, что в идеале одно муниципальное об
разование должно иметь тоже одно, но большое
и хорошее учреждение среднего профессиональ
ного образования. Отмечу, что в Королве реорга
низация системы среднего профессионального
образования имеет совершенно естественный и
логичный характер. Процесс объединения двух
профессиональных училищ, одного лицея и Ко
ролвского машиностроительного техникума про
Быть патриотом значит, любить людей
изошл относительно
безболезненно (по край
ней мере, по сравнению
с другими регионами,
где проходили анало
гичные реорганизации).
Самый большой
плюс, который мы по
лучили в итоге, это
объединение матери
альной базы; она у нас
не только большая, но и
достаточно современ
ная, охватывающая все
направления образова
тельного процесса. На
пример, в настоящее
время у нас более двух
сот компьютеров, и мы
готовим специалистов
по обработке цифровой
информации и инфор
мационным технологи
ям.
Также большим плю
сом является значитель
ное количество пред
приятий, с которыми мы
работаем. Многие жалу
ются на сложности с по
тенциальными работо
дателями. У нас, к счас
тью, нет подобных про
блем. Мы готовим выпускников по профессиям,
большинство которых являются чрезвычайно во
стребованными. Более того, наших станочников и
сварщиков даже не хватает для того, чтобы запол
нить все вакантные места.
Если же говорить о сложностях, то их, по боль
шому счту, две. Это затрудннная территориаль
ная доступность зданий, в которых располагается
наше образовательное учреждение. Для того что
бы доехать с улицы Молоджной до улицы Дзер
жинского (с учтом реалий дорожного движения
в нашем городе), нужно потратить, как минимум,
сорок минут. Также есть некоторая проблема с
формированием единого коллектива. В общей
сложности у нас 927 учеников и более ста сотруд
ников. Чтобы собраться, нам приходится арендо
вать зал во Дворце культуры. А я люблю, когда мы
все вместе, одной большой семьй!
Расскажите о том, как вы сотрудничаете с
нашими градообразующими предприятиями.
Наша главная задача это обеспечение
градообразующих предприятий рабочими кадра
ми. Для е решения мы задействуем все доступ
ные ресурсы. Так, например, в настоящее время
мы участвуем в трх федеральных программах.
Одна из них подготовка рабочих для предпри
ятий оборонно промышленного комплекса. В этой
программе ведущим работодателем для профес
сионального образования Московской области
выступила наша корпорация ТРВ. Участие в
этой программе позволяет привлечь дополни
тельное финансирование из следующих источни
ков: средства федерального и регионального
бюджета, деньги предприятий, а также внебюд
жетное финансирование.
Вторая, новая президентская программа под
готовка рабочих для высокотехнологичных про
изводств по системе дуального обучения. Это
такая форма обучения, которая предусматривает
одновременное получение теоретических знаний
в учебном заведении и практических навыков на
производственном пред
приятии. Мы входим в чис
ло десяти образовательных
учреждений Московской
области, которые на кон
курсной основе добились права участвовать в
этой программе.
Данная программа ориентирована на подготов
ку специалистов для РКК Энергия. Мы модерни
зируем всю базу подготовки радиомонтажников на
самом современном уровне. Там будут учиться не
только наши ребята. Рабочие с РКК Энергия
смогут повышать свою квалификацию, а школьни
ки будут приходить туда на уроки труда.
И третья программа, по которой мы начинаем
работать, это программа Доступная среда. Она
предусматривает возможность полноценного обу
чения для людей с ограниченными возможностя
ми здоровья. Например, для тех, кто прикован к
инвалидным коляскам, кто в принципе имеет труд
ности с доступом к информации (в частности, из
за проблем со зрением и слухом). Наша задача
организовать для них общедоступную образова
тельную среду.
Наш техникум является ресурсным центром
Московской области по подготовке специалистов
в сфере ЖКХ. На сегодняшний день материаль
ная база по этому направлению у нас лучше, чем
у любой городской управляющей компании. По
этому мы обучаем наших студентов с использова
нием самых новых, современных технологий.
Также планируется, что наше новое образова
тельное учреждение в этом году станет много
функциональным центром прикладных квалифи
каций. Это значит, что все желающие смогут по
лучить ту или иную профессию, повысить квали
фикацию, да и просто позаниматься любимым
хобби.
Те результаты, которые уже есть к настоящему
времени, вселяют уверенность и внушают опти
мизм. Наши учащиеся одерживают победы в фе
деральных конкурсах, в областных чемпионатах
по профессиям и конкурсах по творческим на
правлениям. 28 наших учащихся получают сти
пендию Президента Российской Федерации, 41
человек стипендии банка, есть стипендиаты
строительной компании и 6 лауреатов премии
Губернатора Московской области.
Я очень надеюсь, что в результате всех реорга
низаций мы получим самое современное, передо
вое и востребованное учебное
заведение. Главное сделать
это как можно быстрее!
Ираида Анатольевна, вы
всю свою жизнь посвятили
педагогической деятельности.
Скажите, а какая она, по ва
шему, современная моло
джь? И ещ: кто, с вашей точки зрения, должен
играть главную роль не только в образователь
ных, но и в воспитательных процессах?
Конечно, я не могу сказать, что образова
тельное учреждение должно целиком и полно
стью отвечать за формирование системы ценно
стей подрастающего поколения; хотя мы, безус
ловно, стараемся вносить в этот процесс свою
лепту. На самом деле основные приоритеты и
взгляды молодых людей складываются в соот
ветствии с жизненными реалиями.
Наши сегодняшние ученики родились в 1990 е
годы, и их родителям пришлось пережить очень
сложный период в истории российского государ
ства. Но дети, по большому счту, всегда остают
ся детьми. С этой точки зрения они мало чем
отличаются от своих родителей или дедушек и
бабушек, когда те находились в таком же юном
возрасте.
Принято считать, что главным источником ин
формации для современного поколения является
Интернет. Однако я часто вижу, что дети читают
электронные книги, и это не может не радовать.
Мы во всех наших библиотеках внедряем про
грамму, через которую можно зайти в Интернет и
скачать оттуда интересующую литературу.
Если же в принципе говорить о формировании
системы ценностей, следует особо выделить та
кую нравственную категорию, как патриотизм.
Отрадно отметить, что время не слишком уважи
тельного отношения к своей стране наконец то
прошло. Приведу вам небольшой, но весьма по
казательный пример. В нашем образовательном
учреждении на выпускном вечере самой люби
мой песней была Прощание славянки.
Да и сама жизнь меняет отношение к нашей
Родине. Я плакала, когда видела, как выступление
Президента России Владимира Путина в Севасто
поле люди неоднократно прерывали словом: Спа
сибо! Это такой подъм патриотизма, которого
не было уже давно и которого нам не хватало все
эти годы.
Нельзя не учитывать и ещ одно немаловажное
обстоятельство. Мы с вами живм в Королве,
который, несмотря на некоторые неурядицы, не
утратил своего статуса наукограда и центра кос
мического машиностроения. Поэтому, когда дети
приходят на градообразующие предприятия, по
сещают музеи, знакомятся с историей развития
советской и российской космонавтики, они на
чинают гордиться нашими победами и достиже
ниями.
Прошедшие 9 Мая торжества также показали,
что молоджь помнит, чтит и уважает нашу исто
рию. Наши ребята, без каких бы то ни было угово
ров, с радостью принимали участие во всех праз
дничных мероприятиях, проходивших в городе. У
нас вообще очень хорошие отношения с ветера
нами: мы помогаем им на дому, приглашаем к
себе в гости, накрываем для них столы и прово
дим праздничные концерты. Любой ветеран зна
ет, что можно позвонить нам, и ребята придут
починят забор, помогут сделать ремонт в кварти
ре и т. д.
Патриотизм это не абстрактное понятие, это
модель поведения в повседневной жизни. Если
любишь окружающих, значит, и страна твой
родной дом.
Единственное, что огорчает посмотреть все
красоты нашей страны зачастую гораздо дороже,
чем Турции или Греции. К сожалению, большин
ство наших детей никогда не были, например, на
Байкале, и в ближайшее время вряд ли туда попа
дут. Очень хочется, чтобы дети по льготной цене
смогли съездить и на Байкал, и на Кавказ Наде
юсь, что в недалком будущем ситуация и здесь
изменится в лучшую сторону.
Нельзя не затронуть тему, которая в настоя
щее время касается буквально каждого жителя
нашего города. Я имею в виду объединение Коро
лва и Юбилейного. Каково ваше личное мнение
по этому поводу?
На недавней встрече Губернатора Московс
кой области с представителями городов Королв
и Юбилейный я сказала буквально следующее: Я
думала, что после подписания последнего доку
мента об объединении все трудности закончатся.
На самом деле, тут то они и начнутся.
Необходимо будет в достаточно сжатые сроки
сформировать единую систему управления вновь
созданным муниципальным образованием. В ре
зультате сократится административный аппарат,
что вряд ли порадует отдельных чиновников. Про
блем впереди действительно много, но все они
вполне разрешимы при
наличии желания и доб
рой воли.
По большому счту, в
сво время для образова
ния анклава внутри Коро
лва не было никаких
объективных причин, кро
ме желания некоторых политиков получить до
полнительные властные полномочия. Ну а сейчас,
я думаю, пришла пора объединиться. С точки
зрения инфраструктуры и системы жизнеобеспе
чения мне представляется, что какого то сильно
го разделения между нашими городами и не было.
Например, дом, в котором я живу, находится в
Королве, а получает тепло от котельной города
Юбилейного. У нас одно УВД, одно УФМС, одни
образовательные учреждения. Города Королв и
Юбилейный связаны и многими другими, зачас
тую не очень известными, обстоятельствами.
Например, в НИИ 4 (он расположен на террито
рии Юбилейного) зародилась идея космического
спутника, которая затем была воплощена в жизнь
С.П. Королвым. В том же НИИ 4 до третьего
полта в космос находился центр управления по
лтами; а затем эти функции взял на себя ЦУП в
городе Королве.
На самом деле у нас общая история, и не надо
е делить. Лично я с самого начала была сторон
ником объединения и никогда этого не скрывала.
Подготовил Алексей ФЕДОСЕЕВ
Каких нибудь двадцать пять лет назад по историче
ским меркам совсем недавно рабочие профессии в
нашей стране были не только высокооплачиваемыми,
но и весьма престижными. Такое положение дел было в
то время абсолютно оправданным. Ведь именно рабо
чий класс являлся фундаментом, на котором зиждилось
могущество великого советского государства.
В общей сложности у нас 927 уче
ников и более ста сотрудников.
Чтобы собраться, нам приходится
арендовать зал во Дворце культу
ры. А я люблю, когда мы все вмес
те, одной большой семьй!
Процесс объединения двух про
фессиональных училищ, одного
лицея и Королвского машино
строительного техникума произо
шл относительно безболезненно.
Наших станочников и сварщиков
даже не хватает для того, чтобы
заполнить все вакантные места.
Планируется, что наше но
вое образовательное учреж
дение в этом году станет мно
гофункциональным центром
прикладных квалификаций.
Отрадно отметить, что время
не слишком уважительного отно
шения к своей стране наконец то
прошло.
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА