background image
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
вторник
k
66, 10 июня 2014 г.
СОБЫТИЯ


ФАКТЫ
КОММЕНТАРИИ
Глава Газпрома Алексей Миллер, выступая
перед журналистами, заявил о том, что такого
контракта ещ не было ни с одной компанией,
подчеркнув при этом, что цена, по которой будут
осуществляться поставки, является коммерче
ской тайной. Руководитель Газпром экспорта
Александр Медведев, отвечая на вопрос, будет
ли цена 1 тысячи кубометров газа превышать
350 $ (пороговую, по оценкам некоторых экс
пертов, величину с точки зрения рентабельно
сти всего проекта), ответил: Ещ как! Но при
этом он опять же не назвал точную сумму.
Дополнительные вопросы к перспективам это
го контракта добавляет и следующее соображе
ние: договорные цены на газ по существующей
мировой практике обычно бывают привязаны к
ценам на нефть, которые меняются почти еже
дневно. Никто не даст гарантий того, что через
несколько лет они не снизятся, например, на 20
30% (а подобные прогнозы существуют).
Есть и ещ одно немаловажное обстоятель
ство. Оно связано с необходимостью значитель
ных вложений в инфраструктуру, в том числе в
разработку газовых месторождений и строи
тельство дополнительных ниток газопрово
дов. После церемонии подписания контракта с
CNPC в Шанхае Владимир Путин сказал о том,
что объм совокупных инвестиций по данно
му соглашению составит 70 млрд $; причм
55 млрд $ придтся вложить России. Однако
не исключено, что общая сумма затрат по кон
тракту может превысить названную выше и до
стичь, ориентировочно, 8790 млрд $.
Основная ресурсная база для газового кон
тракта с Китаем огромное Чаяндинское мес
торождение, открытое в 1989 году. Оно распо
ложено в Ленском районе Якутии. Запасы мес
торождения по категории С1+С2 составляют 1,24
триллиона кубометров газа, а также 68,4 милли
она тонн нефти и конденсата. Следует пояснить,
что категория С1 это запасы, изученные с
помощью разведочных скважин, по которым
уже получен промышленный приток нефти или
газа. В то время как категория С2 это нераз
веданные запасы; в силу чего их оценочные
характеристики являются предварительными.
Чаяндинское месторождение, как и другие
месторождения Восточной Сибири, имеет слож
ное геологическое строение и особые термоба
рические пластовые условия. Газ этого место
рождения имеет сложный компонентный со
став и отличается, в том числе, высоким содер
жанием гелия. Проект придтся реализовывать
в суровых природно климатических условиях
(зимой температура в Якутии иногда опускается
ниже минус 50 градусов).
Кроме того, прокладка трассы газопровода
по намеченному маршруту потребует прохож
дения заболоченных, горных и сейсмоактивных
участков. По экспертным оценкам, сумма инве
стиций в добычу с Чаянды может составить,
ориентировочно, 1517 млрд $.
На втором этапе проекта добыча и поставка
газа должна начаться с Ковыктинского газокон
денсатного месторождения (оно было открыто
в 1987 году). Это месторождение считается очень
перспективным запасы природного газа на
нм оцениваются в 1,9 триллиона кубометров.
Однако расположено оно в необжитой и трудно
доступной местности в Иркутской области. Тер
Алексей ФЕДОСЕЕВ,
обозреватель
Alf.gazeta@mail.ru
ритория месторождения представляет собой по
крытое тайгой высокогорное плато, с вечной мерз
лотой на отдельных участках; его рельеф ослож
нн многочисленными каньонами.
Стоимость освоения Ковыктинского месторож
дения оценивается в 1416 млрд $, а строитель
ства газоперерабатывающего завода в Белогор
ске ещ в 17 млрд $.
Однако самая затратная часть контракта это
газопровод Сила Сибири, который планируется
сделать главной газовой артерией Восточноси
бирского региона. Предполагается, что он будет
построен в два этапа.
Сначала труба протяжнностью 2,2 тысячи км
соединит Чаяндинское (и некоторые другие якут
ские месторождения) с Белогорским заводом.
Затем будет построен ещ один участок от
Ковыкты до Чаянды длиной около 800 км.
Общие затраты на строительство Силы Сибири
составят, ориентировочно, 3940 млрд $.
Из всего вышеизложенного можно сделать
следующие выводы: планируемый разворот на
восток весьма дорогостоящее мероприятие, а
его рентабельность пока остатся под вопросом.
Однако это вовсе не означает, что Газпром не
должен был заключать сделку с китайцами.
Во первых, в долгосрочной перспективе этот
контракт значительно укрепит позиции России на
растущем и денежно мком азиатско тихоокеан
ском рынке. Увеличится возможность поставок
газа из России не только в Китай, но и в Японию,
а также в Южную Корею и в другие страны Юго
Восточной Азии.
Во вторых. Инвестиции в дорогую восточноси
бирскую газовую инфраструктуру стимулируют
спрос на целый спектр товаров российского про
изводства (трубы, компрессоры, строительную
технику, стройматериалы и т. д.), что, в свою
очередь, означает создание дополнительных ра
бочих мест и неплохую прибавку к российскому
ВВП.
Показательно, что Bank of America (крупней
ший банк в США) уже повысил прогноз роста ВВП
России в 2015 году с 1,5% до 2,1% после подпи
сания газового контракта с Китаем. Одновремен
но почти в 11 раз с 0,4% до 4,3% повышен
прогноз роста инвестиций в экономику РФ. Пос
ле долгой череды понижения своих прогнозов по
темпам роста ВВП РФ мы, наконец, повышаем
ожидаемый рост российской экономики. Кон
тракт столь крупный, что, скорее всего, будет
иметь значительный макроэкономический эф
фект, отмечается в аналитическом обзоре
банка.
Кроме того, в документе сказано, что, с учтом
перспективы притока иностранной валюты в нашу
страну (ожидается авансовый платж от Китая в
размере 25 млрд $), курс рубля по отношению к
доллару может оказаться достаточно комфорт
ным. Эксперты банка прогнозируют, что на конец
2014 года курс составит 35,5 рубля за 1 $. Вслед
ствие этого годовая инфляция также может быть
удержана на приемлемом уровне (ориентировоч
но, 55,5%).
В третьих. Ещ один, главный плюс (который,
с моей точки зрения, оправдывает все возмож
ные затраты и риски) Россия наконец таки
сможет реально диверсифицировать экспорт
своих углеводородов и существенно минимизи
ровать зависимость от западноевропейских по
требителей.
Совершенно очевидно, что нам ни сейчас, ни в
обозримом будущем не придтся беспокоиться о
возможных санкциях со стороны Китая. Поэтому
все угрозы западноевропейских и американских
санкций перейдут в разряд виртуальных. Тогда
самой Западной Европе придтся принимать те
или иные решения с оглядкой на Россию, во
избежание возможных санкций уже с нашей сто
роны.
РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ
21 мая, во время официального визита Президента РФ Владимира Путина в
КНР, между российским Газпромом и китайской CNPC был подписан
долгожданный контракт, который некоторые СМИ уже успели окрестить
контрактом века. Это соглашение сроком на 30 лет, которое предусматри
вает поставку российского газа Китаю в объме 38 миллиардов кубометров в
год на общую сумму, ориентировочно, 400 млрд $. Кроме того, Россия и
Китай подписали меморандум о транзите природного газа по так называемо
му Восточному маршруту.
Газовый контракт века
Это видно всюду. В частности, значительная
часть тротуаров уже очищена от пешеходов и
на постоянной основе занята парковками, воз
можно, никем не санкционированными. Нередко,
уже выходя из подъезда дома, попадаешь сразу
на парковку, вынужденно пробираясь между ав
томобилями. То же происходит и с газонами,
участками с зелными насаждениями. Часть из
них уже превращена в разбитые выгоны для
автомашин (между тем жителям города, в отли
чие от автомобилистов, не приходит в голову идея
о размещении собственного имущества на проез
жей части дорог). А там, где пешеходы ещ смеют
передвигаться по тротуарам, совершают смелые
(поскольку безнаказанные) рейды различные
виды наземного транспорта. Лидируют в деле
изгнания пешеходов велосипедисты и мотоцик
листы, так называемые на американский, видимо,
кому то более привычный, манер байкеры.
Передвижение на велосипедах по тротуарам, не
зависимо от того, ходят по ним пешеходы или нет,
стало в городе общим правилом, причм дети,
видимо в силу детской скромности, наименее
опасны за рулм велосипедов. Куда опасней взрос
лые, хорошо понимающие, чем заняты, и лишь
ловкость и выносливость пешеходов, достигну
тые, скорее всего, соответствующими отбором и
тренировками, не дают прогулкам по тротуарам
закончиться травмами и жертвами. Пока. Отдель
ная тема среднеазиатские велосипедисты,
которые, кажется, не знакомы не только с прави
лами дорожного движения в России, но часто
даже не владеют языком страны пребывания.
Они, видимо, вообще не понимают, что в Россий
ской Федерации для транспорта предназначены
иные, кроме тротуаров, пути.
Но, конечно, наиболее весомый вклад в дело
зачисток от пешеходов городского ландшафта
вносят мотоциклисты. Куда там жалким велоси
педистам, да и автомобилисты, что называется,
отдыхают.
Недавно на собственном опыте убедился в
бескомпромиссности мотоциклистов по отно
шению к пешеходам. Было это во вторник, 27
мая, с 17.00 до 18.30 в час пик на тротуаре
между НПО ИТ (улица Пионерская, дом 2) и
ЦНИИмашем. Идя в сторону ЦНИИмаша, я вов
ремя среагировал на рв мотоциклетного мото
ра, хотя слева, на проезжей части, было полно
едущих автомобилей. Обернувшись, я увидел
несущийся по тротуару прямо на меня мотоцикл
и успел отскочить (благо было малое простран
ство для манвра) в сторону. Но это был не
единственный борец с пешеходами на тротуа
ре. Пока я дошл до ЦНИИмаша, мне удалось
Дорожные войны
За истекшее постсоветское время автомобилизация населения достигла
необычайных и повсеместных успехов, в том числе и в Королве. А успехи
эти в городе таковы, что пешеходы, как явление явно сугубо отсталое,
устаревшее и в количестве лошадиных сил на единицу учта по сравнению
с автомототранспортом слабое, активно и повсеместно вытесняются с
конкурентной площадки, то есть с городской территории.
(иначе газетная заметка была бы заменена не
крологом) так же удачно увернуться от четырх
(!) мотоциклов. Их номера я не запомнил, не до
того было. А проехавших тем же путм велосипе
дистов я даже не считал, настолько много их
было. Никто из них даже не просигналил, буду
чи, видимо, уверенными в собственном приори
тете на передвижение по тротуару. Назвать по
добное поведение скотским будет неверно,
поскольку миролюбивые сельскохозяйственные
животные способны на агрессию разве что в
состоянии вынужденной самообороны.
Рядом со мной шли такие же сильные духом
пешеходы, были даже женщины (!), которым, так
же, как и мне, приходилось ловко уворачиваться
от транспорта на тротуаре. На сей раз, кажется,
обошлось без жертв. Но больше по этому троту
ару я не пойду, поскольку уверен, что жизнь
прекрасна, и не стоит ею рисковать без нужды.
Но и это далеко не все прелести автомобили
зации по королвски. Есть фактор, который ощу
щают буквально все жители города (намеренно
опускаю фактор загрязнения окружающей среды
ввиду его очевидности). Этот фактор Шум.
Шум с большой буквы, поскольку,
по данным
австрийских исследователей, шумовое загряз
нение, характерное для больших городов, сокра
щает продолжительность жизни их жителей на
1012 лет.
Отечественные специалисты прекрасно осве
домлены о значимости этого фактора. Разрабо
таны, внедрены в практику и поддерживаются
технические и административные нормативы по
снижению ущерба от шума, в том числе и в Мос
ковской области, но не в Королве. Для того
чтобы убедиться в этом, достаточно провести
вечер и ночь, а тем более день, в центре города, уж
не говоря об окраинах.
Особенно выделяются по степени шумности
транспортных средств мотоциклы. Рв их двига
телей стоит в одном шумовом ряду с бронетанко
вой техникой и серьзно конкурирует с реактив
ной авиацией.
Так вот, налицо ущербное и вс ухудшающееся
положение пешеходов на улицах Королва. По
этому рано или поздно нам придтся руковод
ствоваться принципом: спасение утопающих
дело рук самих утопающих. Возможно, этим де
лом будет создание на добровольной основе об
щества по защите здоровья пешеходов города
Королва с названием, например, Пешеходы
тоже люди. Возможны и другие легальные мето
ды борьбы за выживание пешеходов, но главное
ясно надо что то делать.
Александр КИСЕЛВ
Уважаемая редакция газеты Калининградская правда!
Я ваш постоянный подписчик и читатель. Хочу через вашу газету обратиться к служ
бам, ответственным за безопасность на дорогах, а именно на участке дороги,
ведущей с ул. Мичурина на канал. Шоссе здесь неширокое, могут проехать только две встречные машины.
Да и Шиномонтаж стоит вплотную к шоссе. Участок этой дороги оживлнный, ходят автобусы 7, 6,
маршрутки, много велосипедистов едут на Торфянку отдыхать на природе. И на таком участке дороги давно
припаркованы большегрузные фуры, занимая часть шоссе, что создат большие неудобства.
Надежда Ивановна МАКАРОВА
Начальник отдела
ГИБДД МУ МВД России Королвское
Сергей Адамов:
Данная проблема нам знакома, она, к сожалению, имеет не локальный, а системный
характер. Дело в том, что в нашем городе не определено место для специализированной стоянки
большегрузного автотранспорта. Поэтому водителям, которые привозят в наш город те или иные
грузы, просто негде ставить машины так, чтобы они никому не мешали. Тем не менее в случаях,
когда припаркованные у обочин транспортные средства создают потенциально опасные и ава
рийные ситуации, мы принимаем необходимые меры для их перемещения в другие, более
подходящие места. Что же касается конкретного обращения жителей ул. Мичурина, могу сказать,
что оно будет рассмотрено на ближайшем заседании комиссии по безопасности дорожного
движения.
ВОПРОС ОТВЕТ
Грузовик на обочине
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА