background image
вторник
k
68, 17 июня 2014 г.
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
C
M
Y
K
находится решение очень многих
менять погоду. Но, с другой сторо
ны, это чрезвычайно опасно, так как
подобные установки могут стать но
вым видом оружия.
Можно сказать, что на сегодняшний
день главным средством сдерживания
является ядерная кнопка и ракеты,
которые стоят на боевом дежурстве.
Ракетно ядерный щит нашей Родины
сохранн, более того, мы его модерни
зируем, сохраняя принцип достаточно
сти, но такая ситуация не может длить
ся вечно.
Найдутся новые системы, будут раз
работаны принципиально новые виды
вооружений; поэтому мы постоянно
должны быть начеку и заниматься ук
реплением обороноспособности нашей
страны. Отрадно отметить, что наш
Президент и Правительство уделяют
этому вопросу должное внимание.
В то же время нельзя не сказать и о
негативных моментах. Долгое время
мы не могли найти структурно органи
зационную форму, которая смогла бы
обеспечить максимально эффектив
ную работу нашей оборонно космичес
кой отрасли, а также необходимую на
джность и качество.
В сво время главные и генеральные
конструкторы, работавшие на разных
предприятиях, придумали самодея
тельную структуру Совет конструк
торов, которая оказалась настолько
эффективной, что е решения сдела
лись обязательными для всех ве
домств. Совет конструкторов сумел в
короткие сроки создать схему, которая
стала фундаментом для дальнейшего
развития.
Уже потом было создано Министер
ство общего машиностроения и ряд
других министерств и ведомств. Сей
час организована Ракетно космичес
кая корпорация, которая возьмт на
себя часть прежних управленческих
функций Роскосмоса. Но я с сожале
нием отмечаю, что там нет людей с
большим опытом практической рабо
ты в области космического ракето
строения, прошедших от А до Я
школу создания ракетно космической
техники.
Конечно, нашей отрасли необходим
приток свежей крови, но при этом нуж
но учитывать, так сказать, группу этой
крови, для того чтобы она помогла, а не
помешала.
Вахтанг Дмитриевич, в нашем раз
говоре нельзя, к сожалению, обойти
молчанием ряд негативных моментов,
которые проявляются в нашей ракет
но космической сфере, например не
удачи, которые просто преследуют
Протон. Что вы можете сказать по
этому поводу?
Это, конечно, очень неприятно и
досадно. Особенно обидно за ракету
носитель Протон, на которую мно
гие возлагали большие надежды.
У Протона, помимо высокотоксич
ного топлива гептила, против ис
пользования которого постоянно воз
ражают представители Казахстана, есть
и ещ одно слабое место. Это техноло
гическая дисциплина.
Что нужно делать для улучшения
сложившейся ситуации, какие задачи
надо решать в первую очередь?
Во первых, ещ не полностью
восстановлен необходимый уровень
нашей обороноспособности в космо
се, который у нас был до известных
событий 1991 года. Нужно полностью
восстановить и качественно улучшить
такие направления, как разведка, связь,
навигация, и некоторые другие. Необ
ходимо уделять внимание новым тех
нологическим решениям и новым раз
работкам.
Также следует наладить параллель
ные связи, существовавшие между про
фильными предприятиями в советс
кое время. Тогда каждый главный или
генеральный конструктор доскональ
но представлял себе, как обстоят дела
не только у его коллег, но и у наших
потенциальных противников.
Помню, что С.П. Королв, начиная
одно из совещаний, докладывал о том,
что США собираются запустить первый
спутник в середине 1957 года, и просил
у Н.С. Хрущва разрешения запустить
два наших спутника как можно скорее,
как только они пройдут необходимые
испытания. А министр постоянно гово
рил нам: Нас никто не дублирует.
Можете себе представить, насколько
высокой была ответственность, кото
рая ложилась на наши плечи.
После развала Советского Союза из
отрасли ушло значительное количество
квалифицированных кадров, особен
но среднего звена. Хотя и сейчас ещ
на предприятиях работают опытные
люди, которые делают вс, что в их
силах.
Действительно, сегодня самым ак
туальным является вопрос: что следу
ет предпринять в связи с участивши
мися авариями?
Могу ответить на него, опираясь на
собственный опыт. Меня только толь
ко назначили главным инженером
ЗЭМа, когда в апреле 1967 года погиб
космонавт Владимир Комаров. Мы пос
ле этой трагедии провели огромное
количество мероприятий, направлен
ных на максимальное повышение на
джности наших изделий. По сути, был
полностью перестроен весь производ
ственный процесс, вплоть до измене
ния его ритма и повышения производ
ственной и технологической дисцип
лины.
Каждый человек, который работа
ет в космической отрасли, должен
наизусть знать слова С.П. Королва:
Если ты сделал быстро, но плохо,
все забудут, что ты сделал быстро, но
всегда будут помнить, что ты сделал
плохо.
Другой его тезис: Если ты в чм то
сомневаешься или у тебя что то случи
лось, немедленно доложи руководству.
За это ты получишь вознаграждение, а
не наказание. И сегодня трудовая дис
циплина играет самую важную роль.
Мы тогда приняли решение, которое
действует до сих пор: На главную сбор
ку не может попасть человек, не имею
щий достаточного опыта работы по
сборке, приобретнного в других це
хах.
Также необходимо сохранить школу
С.П. Королва по организации произ
водственных процессов. Основное пра
вило таково: никакие новые узлы и
системы не ставятся на новую модель
ракеты до тех пор, пока они не пройдут
все необходимые испытания на преды
дущих ракетах.
Такой принцип применялся даже на
самых первых ракетах Р 1 и Р 2, не
говоря уже о последующих, более
сложных и совершенных изделиях.
Например, все новинки, которые были
установлены на ракете Р 5, проходили
испытание на предыдущих ракетах.
Ракета Р 7 была колоссальным ша
гом вперд по сравнению с тем, что
делалось до этого. Мы сразу перешли
с дальности 1200 км (на ракете Р 5) на
8 тысяч км (на Р 7) и тут же, на Р 7А,
перешли на дальность 12 тысяч км. Это
был настоящий качественный скачок,
дальность полта в итоге возросла в 10
раз.
Именно принцип С.П. Королва, в
соответствии с которым на предыду
щих ракетах должно быть проверено
вс, что возможно, а только потом эти
узлы и детали можно ставить на новую
ракету, дал нам возможность сделать
семрку.
Очень показательный пример си
стема Энергия Буран. Вначале
она называлась просто Буран, а сло
во Энергия было добавлено в назва
ние позже. И сделано это было далеко
не случайно. Дело в том, что нам уда
лось сделать так, чтобы и носитель, и
самолт стали самодостаточными и
универсальными аппаратами.
У американцев на Шаттлах такого
не было. Ракета носитель Энергия
могла за счт снятия Бурана и увели
чения количества боковых блоков уве
личить полезную нагрузку до 200 тонн!
Сейчас никто в мире не может даже
близко сделать что то похожее.
Предприятие Энергомаш, которое
входило в состав НПО Энергия, су
мело сделать уникальный двигатель,
который превосходил все мировые
стандарты. Эти двигатели и сегодня
востребованы на мировом рынке вы
сокотехнологичной продукции.
Если говорить в общем, можно кон
статировать, что мы до сих пор имеем
монополию на жидкостные двигатели.
Также востребованы наши системы
сближения и стыковки в космосе. На
пример, европейские автоматические
грузовые корабли ATV летают с наши
ми стыковочными узлами и системой
стыковки.
Кроме того. Мы в сво время работа
ли в таком темпе, в котором в настоя
щее время, к сожалению, никто не ра
ботает. Каждое конструкторское реше
ние С.П. Королва было принципиаль
но новым, не имеющим аналогов и про
тотипов. Сейчас такого нет, и это тоже
один из минусов, который необходимо
устранять.
Вс это в комплексе позволило нам в
сво время успешно с первого раза
запустить Энергию. Этому предше
ствовал огромный путь наземной экс
периментальной отработки; для этой
цели было создано более 320 устано
вок. Этот багаж и эту школу нужно
использовать всем предприятиям для
того, чтобы успешно двигаться вперд.
Вахтанг Дмитриевич, расскажите,
чем вы занимаетесь в настоящее вре
мя?
Ответ на этот вопрос непосред
ственно вытекает из ответа на преды
дущий. Я считаю, что учба и подготов
ка кадров сейчас находятся на первом
месте.
В 2006 году меня назначили предсе
дателем оргкомитета по созданию
Центра развития технологий и подго
товки кадров. И мы на РКК Энергия
всего за четыре года сделали этот
Центр, в декабре 2009 года, на 90 ле
тие завода состоялось его торжествен
ное открытие. В Центре проводится
обучение, читаются лекции.
Я сейчас занимаюсь созданием ав
томатизированной системы обучения
кадров. Эта задача является чрезвы
чайно важной и нужной. Корифеи кос
монавтики, к сожалению, не вечны.
Поэтому мы хотим, чтобы они остави
ли курсы лекций, поделились с моло
джью своими знаниями и бесценным
опытом.
К нам приезжают студенты ведущих
технических вузов МАИ, МАТИ, МГТУ
и т. д. Также мы подписали контракт с
образовательными организациями го
рода, сформировали учебный план, и к
нам, в соответствии с этим планом,
ходят учащиеся 910 х классов и сту
денты колледжа космического маши
ностроения, который сейчас входит в
структуру ФТА. Мы рассказываем им о
том, что они не могут узнать в рамках
стандартных образовательных про
грамм.
Например, у нас есть новый курс
лекций Ядерные энергетические ус
тановки и ракетные двигатели. На них
в будущем будут летать все космичес
кие корабли. К Марсу на химии не
полетишь, здесь нужны ядерные энер
гоустановки.
Недавно к нам приезжали студенты
5 го курса одного из вузов (без пяти
минут дипломники) и были очень удив
лены тем, что у нас увидели. Оказыва
ется, в свом учебном заведении этого
они просто не проходили. Приходится
констатировать, что уровень подготов
ки отстал от современных (а тем более
перспективных) требований.
В советское время у нас была, я счи
таю, блестящая система технической
подготовки. Мы все, кто учился в то
время, прекрасно знали большое ко
личество дисциплин: и сопромат, и
электротехнику, и физику, и математи
ку, и многое другое. Этот фундамент
нельзя убирать ни в коем случае, так
как прогрессировать в любой научной
области можно, лишь только обладая
знаниями и в других научных направ
лениях.
Особенно справедлив этот тезис для
ракетно космической техники. Тут гра
ниц между научными направлениями,
как таковых, не существует. Возьмм, к
примеру, жидкостный ракетный двига
тель (ЖРД). Там сплетаются в единое
целое и химия, и физика, и металлур
гия, и многое другое.
Что сейчас нужно преподавать
будущим работникам ракетно косми
ческой отрасли?
Самое главное это принципы
отработки изделий, о которых я рас
сказывал выше. Они чрезвычайно важ
ны для того, чтобы можно было летать,
не ожидая никаких неприятных сюрп
ризов. Всех своих учащихся мы прово
дим через музей ракетно космической
техники, где собрана по преимуществу
натура то есть реально летавшие
аппараты. (За исключением разве что
Энергии, Бурана и Мира). В этом
году мы введм в действие систему,
которая без всякого гида, по запросу
посетителя музея, будет ему рассказы
вать про тот или иной экспонат.
Вахтанг Дмитриевич, 20 июня у
вас 85 летний юбилей. С каким настро
ением, с какими мыслями вы будете
встречать эту дату?
Главный вопрос, который сейчас
меня беспокоит: что будет дальше с
нашим предприятием, с нашей отрас
лью, да и со всей российской космо
навтикой в целом? Поднимать е нуж
но, как мне представляется, не путм
реорганизаций управленческого аппа
рата, а снизу, то есть с самих пред
приятий. Следует доверить руковод
ство этими предприятиями опытным
кадрам. Именно они смогут решить
имеющиеся проблемы и поднять наше
ракетостроение на новый, современ
ный уровень. В пилотируемой космо
навтике вообще не должно быть ника
ких ошибок, так как их последствия
могут оказаться фатальными.
Подготовил
Алексей ФЕДОСЕЕВ
НОВОСТИ АСТРОНОМИИ
В созвездии Центавра французские астроно
мы обнаружили удивительную звезду, которая
относится к классу одних из самых редких светил
галактики к категории жлтых гипергигантов.
Е яркость примерно в миллион раз выше, чем у
нашего Солнца.
Наблюдения показали, что у этого светила
есть сосед, вращающийся вокруг него по тесной
орбите, что крайне удивило нас. Эти звзды рас
положены так близко, что они касаются друг дру
га, и вся эта система напоминает гигантский ара
хисовый орех, заявил Оливье Чесно из обсер
ватории Лазурного берега (Франция).
По расчтам учных, эта звезда входит в топ 10
самых больших светил галактики и является са
мым большим жлтым гипергигантом. Е диа
метр превышает поперечник Солнца в 1300 раз.
Данная звезда находится на относительно боль
шом расстоянии от Земли 12 тысяч световых
лет, однако е сверхвысокая яркость позволяет
увидеть е на ночном небе даже невооружнным
глазом.
Учные из Германии и России впервые засняли
в атмосфере другой планеты глорию атмос
ферное явление, похожее на радугу.
До сих пор
это явление учные наблюдали лишь на Земле.
Глория оптическое явление, при котором на
облаке вокруг тени наблюдателя возникает ра
дужное сияние. Оно может появляться, напри
мер, вокруг тени летящего самолта или челове
ка, стоящего на горе. Глорию можно увидеть,
лишь находясь точно между е центром и источ
ником света.
Как и обычная радуга, глория появляется из за
преломления лучей света в каплях воды, состав
ляющих облака.
По расчтам учных, размер капель в облаках
1,2 микрометра в диаметре. Вариации в ярко
сти колец глории говорят о том, что облака состо
ят не только из капель серной кислоты, смешан
ной с водой. Возможно, определив, какие ещ
вещества присутствуют в облаках на Венере, уч
ные смогут разгадать другую е загадку: извест
но, что в е атмосфере некое вещество поглощает
ультрафиолет, однако что это за соединение, уч
ным до сих пор неизвестно.
Ярче Солнца
в миллион раз
Радуга на Венере
Фото из архива В.Д. Вачнадзе
Во время проведения
экскурсии в Центре
развития технологий и
подготовки кадров.