background image
четверг
k
72, 26 июня 2014 г.
К 100 ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Темы для подобных мероприятий выбираются
Правлением Союза журналистов Подмосковья не
случайно, они связаны либо со значительными
историческими датами, либо посвящены актуаль
ным вопросам жизни муниципальных образова
ний Московской области.
Первый автопробег 2009 года, состоявшийся в
год 80 летия Московской области, проводился
под названием
По древним городам Подмоско
вья, Дуга воинской славы 2010 года пролегла
по оборонительным рубежам битвы за Москву в
честь 65 летия Победы в Великой Отечественной
войне. Третий автопробег
Вектор развития, со
стоявшийся в 2011 году, был посвящн наукогра
дам Подмосковья Пущину, Протвину, Корол
ву, Дубне.
Маршрут и тема следующего путешествия 2012
года
Дорогами славы напрашивались сами со
бой в год 200 летия победы над Наполеоном
журналисты посетили не только города Москов
ской области, но и Калужской и Смоленской, ав
топробег стал межрегиональным. Проблемам раз
вития
а вернее сказать выживания! на
родных промыслов Московской области был по
свящн V автопробег 2013 года
Ремесленное
Подмосковье.
Перед окончанием V автопробега по сложив
шейся традиции председатель Союза журналис
тов Подмосковья Наталья Чернышова провела
рейтинг голосование предложений по теме сле
дующего познавательного путешествия. В числе
других был озвучен и проект о разработке марш
рута автопробега, посвящнного столетию начала
Первой мировой войны. Тема была признана до
стойной реализации, но возникали сомнения: воз
можно ли найти в Подмосковье соответствующие
памятные места?
В процессе исследования истории Первой ми
ровой войны и разработки маршрута, в которых
принимал участие и автор этих строк, выясни
лось, что в Подмосковье есть многочисленные
материальные свидетельства тех событий. На
пример, в Хамовниках на чугунолитейном заводе
Галкина в 1915 году изготавливались детали для
первого отечественного танка конструкции капи
тана Лебеденко. Испытания машины, в народе
получившей прозвища
Нетопырь, Царь танк и
Летучая мышь, проходили под Дмитровом, на
полигоне у деревни Очево Савловского направ
ления Московской железной дороги. Модель тан
ка экспонируется в Дмитровском музее заповед
нике.
На Мытищинском машиностроительном заво
де до Первой мировой войны работал слесарем
Василий Константинович Блюхер, впоследствии
унтер офицер русской императорской армии,
ставший легендарным полководцем гражданской
войны, маршалом Советского Союза и врагом
народа, расстрелянным в 1938 году.
Всемирно известный ЗАО ЗЭМ в Королве
частично располагается на территории, где до
1918 года находилась производственная база ка
знного завода Бекос Британского инженерно
го общества Сибири, который должен был зани
маться изготовлением военных самоходов. До
сборки боевых машин дело так и не дошло, и в
1918 году сюда перевели Петроградский орудий
ный завод.
Перечень городов и поселений для включения
в маршрут автопробега 2014 года
Первая миро
вая народная память оказался даже большим,
Забытая война не забыта в Подмосковье
чем требовалось. В результате было решено про
ложить маршрут по городам Щлково, Монино,
Ногинск, Электросталь, Бронницы и Коломна.
2 июня в 9.00 участники автопробега собрались
на АЗС 39 генерального партнра мероприятия
Группы компаний Трасса. После короткого зав
трака и напутственных слов председателя Союза
журналистов Подмосковья Натальи Чернышовой
и заместителя генерального директора ГК Трас
са по эксплуатации Алексея Уткина колонна из
пятнадцати автомобилей начала движение по мар
шруту.
Первая остановка город Щлково. В годы
Первой мировой войны он входил в состав Бого
родского уезда. Здесь формировались воинские
части, на промышленных предприятиях изготов
лялись боеприпасы, в городе располагались гос
питали для раненых воинов. В одном из таких
зданий теперь находится Щлковский историко
краеведческий музей, где в этот день состоялось
открытие выставки
Великая забытая война.
При участии Главы Щлковского муниципаль
ного района Александра Ганяева и председателя
Союза журналистов Подмосковья Натальи Чер
нышовой на стене музея была открыта памятная
доска со словами:
В этом доме в годы Первой
мировой войны находился лазарет для раненых и
больных воинов.
Действие сопровождалось кос
тюмированным представлением, подготовленным
артистами Щлковского драматического театра.
Далее журналисты посетили Щлковскую кар
тинную галерею, где состоялось открытие выс
тавки исторических картин Александра Воронко
ва Россия православная. Об их создании рас
сказал руководитель Союза художников Подмос
ковья Александр Беглов. После осмотра выставки
наша делегация направилась в Троицкий собор,
который был построен во время войны в честь
наследника русского престола царевича Алексея
и освящн в 1916 году.
Примечательно, что храм был закрыт в 1929
году, к тому времени он прослужил в качестве
культового учреждения 13 лет ровно столько,
сколько было царевичу Алексею на момент казни
в Екатеринбурге в 1918 году. До 1990 года собор
использовали для различных хозяйственных нужд,
во время Великой Отечественной войны в нм
отливали корпуса для ручных гранат. Вновь от
крыт в качестве храма в 2010 году. В нм располо
жен редкой красоты фаянсовый пятиярусный ико
ностас размером 25 на 11 метров, изготовленный
в Екатеринбурге.
Затем наш маршрут пролегал в Музей формы
одежды русской, советской и иностранных ар
мий, расположенный у платформы Бахчиванджи.
Это уникальный, единственный в свом роде му
зей, где собраны образцы формы одежды рус
ской армии со времн Ивана Грозного, когда для
стрелецких полков впервые была введена единая
форма. Здесь можно увидеть не только новоде
лы современные реплики старинной воин
ской одежды, но и оригиналы мундиров.
Например, в музее находятся детали одежды
Петра I, мундиры русских императоров Павла,
Николая I, кадетское форменное обмундирова
ние пушкинских времн, черкески личной охраны
Николая I. Журналисты узнали много интересных
фактов из истории формы одежды и русской
армии. Например, ботфорты и ботинки шились на
одну ногу, чтобы не путать их, обуваясь по трево
ге, а название гренадры происходит от того
В начале лета, со 2 по 6 июня, в Московской области состоялся
очередной VI автопробег Союза журналистов Подмосковья. Такие
вояжи сотрудники областных, районных, городских и поселковых
СМИ проводят ежегодно, начиная с 2009 года. В ходе автопробега
журналисты глубже узнают историю родного края, традиции, успе
хи и проблемы жителей региона и освещают их в своих изданиях.
действия, которое производили на поле боя сол
даты метатели гренат.
Всеобщее внимание вызвало чучело коня мар
шала Ворошилова по кличке Маузер из породы
Большая кирасирская. Интересна история бу
дновки. Оказывается, этот шлем под названием
богатырка был разработан в период Первой
мировой войны для русской императорской ар
мии по эскизам художника Васнецова. В музее
также собраны большие коллекции знамн, штан
дартов и орденов различных стран.
Следующий пункт маршрута город Монино,
который мы посетили 3 июня. Здесь находится
знаменитый Центральный музей Военно воздуш
ных сил, расположенный на территории, по выра
жению Главы города Монина, генерал лейтенан
та запаса Ивана Найднова, уничтоженной быв
шим министром обороны Сердюковым Военно
воздушной Краснознамнной ордена Кутузова
академии имени Ю.А. Гагарина.
Музей выставка авиационной техники при
академии ВВС был открыт 22 февраля 1960
года. В нм собраны подлинники и копии са
молтов, вертолтов, авиамоторов, вооруже
ния отечественной авиации с 1909 года до
наших дней. Здесь стоят аэропланы времн
Первой мировой войны: истребители би
план Ньюпорт, триплан Сопвич, первый в
мире четырхмоторный бомбовоз Игоря Си
корского Илья Муромец.
В ангарах и на старом лтном поле собрана
уникальная коллекция летательных аппаратов
от серийно выпускавшихся до произведнных
в единичных экземплярах. Здесь и легендарная
летающая парта, биплан конструктора Поли
карпова У 2, во время Великой Отечественной
войны ставший грозным ночным бомбардиров
щиком По 2; бомбардировщик Пе 2; первый ре
активный советский самолт Би 1; штурмовик
Ил 2; истребители Ла 5, МиГ 3, Як 9; самый гру
зоподъмный в мире вертолт Ми 12; сверхзву
ковой бомбардировщик Мясищева М 50 и мно
гое, многое другое
Нам даже довелось выпить прохладительные
напитки в салоне пассажирского самолта
Ту 114, на котором Никита Хрущв 15 сентября
1959 года летал в США. Этот сверхдальний пасса
жирский самолт был сделан на основе до сих пор
стоящего на вооружении ВВС России дальнего
стратегического бомбардировщика Ту 95. Когда
Хрущв прилетел на нм в Штаты, на аэродроме
не нашлось пассажирского трапа требуемой вы
соты, чтобы он доставал до выходного люка лай
нера!
Как ни печально было расставаться с автопро
бегом, но королвская делегация была вынужде
на это сделать после посещения Монина мы
вернулись в редакцию. Остальным участникам
предстояло посетить памятник солдатам 209 го
Богородского полка в Ногинске, памятник Умер
шим от ран 1916 года в Бронницах, музей боевой
славы и знаменитый Кремль в Коломне, где 6
июня завершился автопробег
Первая мировая
народная память.
Этот значимый вояж журналистов Московской
области состоялся благодаря поддержке ГК Трас
са, издательства Подмосковье, Союза журна
листов России, клуба военно спортивных игр Гар
низон А, ГК Айтакс, компании Трансмашхол
динг, оператора сотовой связи МегаФон, оте
ля Анива, строительной компании Кас
кад С, ОАО Коломенский завод.
Восстановить историческую память об
этой войне, вернуть из забытья имена, судь
бы, события, рассказать о них нашим чита
телям, зрителям, слушателям наш долг
как ответственных граждан страны и про
фессиональных журналистов.
Так охарак
теризовала цель состоявшегося автопробе
га председатель Союза журналистов Под
московья Наталья Чернышова.
В результате Первой мировой войны с
карты мира исчезли три империи Россий
ская, Германская и Австро Венгерская; в
Европе появилось много новых государств.
В военных действиях впервые были приме
нены танки, авиация, пистолеты пулемты,
автоматы. Под влиянием огромных потерь
от огня пулемтов и применения на море
подводных лодок коренным образом поме
нялись стратегии боевых действий на суше и
на море.
Те жертвы, которые понесли Россия и
другие страны в Первой мировой войне, зас
луживают того, чтобы о них помнили. Это
почти 80 миллионов человеческих жизней
солдат и гражданского населения.
Владимир ЛОМАКИН
Фото автора
Глава Щлковского района Александр Ганяев
на открытии памятной доски.
Троицкий собор в Щлкове.
Монино, Центральный музей ВВС. Председа
тель Союза журналистов Подмосковья На
талья Чернышова у самого большого само
лта времн Первой мировой войны Илья
Муромец.
Бахчиванджи. В Музее военной формы.