background image
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
72, 26 июня 2014 г.
C
M
Y
K
Выпуск 145
Всегда с нетерпением жду май
месяц романтических путешествий и
новых приключений. Какое раздолье
для настоящего туриста! Достаточно
взять несколько трудовых дней между
майскими праздниками и целую дека
ду можно передвигаться по планете
любым доступным для вас способом
пешком, верхом, на воздушном
шаре, на машине, на велосипеде, на
лодке
Кстати, о лодке. В последнее время
именно водный туризм привлк мо
внимание. Хотя в молодые годы я отда
вал предпочтение велосипеду с дру
зьями, а то и в одиночку, колесил с
рюкзаком на багажнике по просторам
необъятного Советского Союза. Но ве
лосипед, как и любая механическая
система, имеет свойство стареть и тре
бовать много времени для ремонта и
замены износившихся деталей. К тому
же автотранспорта на дорогах стано
вится вс больше, и ездить на двухко
лсном друге, даже строго по обочи
нам, стало небезопасно. Тем не менее
двадцать пять лет я отдал велотуризму
в итоге родилась об этом книга,
правда, ещ не изданная.
Однажды приятель, назовм его Ни
колаич, выдвинул плодотворную идею
построить всельную лодку и пока
таться на ней по спокойной речке. По
казал разработанные им чертежи бу
дущего корабля, идея нам понрави
лась. Николаич организовал у себя на
даче маленькую судоверфь, и мы втро
м несколько дней там активно плот
ничали. В итоге смастерили деревян
ную лодку грузоподъмностью (по мор
скому водоизмещением) в четыре
мужика или в шесть семь женщин, кому
как нравится.
Первый многодневный поход по
Клязьме оказался успешным, и мы на
этой лодке совершили ещ несколько
майских путешествий, из них три по
рекам, текущим в Северный Ледови
тый океан. Экипаж обычно состоял из
трх четырх человек. Кстати, обо всех
этих путешествиях Калининградская
правда сообщала своим читателям.
В этом году решили пройтись по ве
ликой русской реке Оке от Калуги до
Рязани, расстояние примерно 420 ки
лометров. В этот поход вызвались идти
только двое: мой друг Максимыч и я.
Втром вчетвером идти, конечно, ве
селее, но, что поделаешь, не у всех
оказалась возможность войти в наш
экипаж.
Подготовку к походу пришлось вес
ти в спешке, потому что в это время
вдруг выпало много отвлекающих нас
дел. Но небольшой ремонт лодки мы
вс таки успели провести, а какого он
качества это уже Ока покажет.
Перевести нас вместе с лодкой и
походным оснащением от Королва до
Калуги взялся наш знакомый, предста
витель горного Кавказа назовм его,
как южного человека, Фахраддиныч.
На крышу его ГАЗели батона мы
прикрепили самодельный багажник, а
на него лодку кверху килем. И рано
утром 1 мая отправились в путь. Пого
да стояла солнечная, безветреная. Хо
рошее начало! Фахраддиныч на удив
ление быстро проскочил МКАД и вые
хал на Калужское шоссе. Но здесь нас
ожидала многокилометровая пробка.
Как вереница черепах, мы несколько
часов ползли до границы Московской
области.
По Оке
По Оке
И вот она Калужская земля! И вот
оно первое ДТП. На встречной поло
се лежал обгоревший труп мотоцикли
ста. Рядом останки мотоцикла, вок
руг по всему дорожному полотну
металлические и пластиковые фраг
менты этой машины. В ста метрах на
дороге валялся отскочивший от мото
цикла обтекаемый багажный отсек. На
обочине около мотоцикла стояла ино
марка с изуродованной передней мо
торной частью. По всему было видно,
что произрошло лобовое столкнове
ние двух транспортных средств. Зная, с
какой скоростью движутся могучие
иномарки и летят современные мото
циклы, можно предположить, что шан
сов выжить в этой катастрофе у мото
циклиста не было.
Здесь сделаю маленькое отступле
ние. То, что водители современных
мотоциклов редко соблюдают скорост
ной режим, знают все. Сколько раз
замечал: в плотном потоке машин ли
хой мотонаездник (нередко с пассажи
ром!) юрко лавирует среди машин (ко
нечно, не включая поворот
ники некогда!) и, вырвав
шись на свободу, дат газу и
через несколько секунд исче
зает за горизонтом. Эти со
рвиголовы играют с огнм:
малейшая ошибка в оценке
режима движения и вс.
Такое кино назад уже не от
мотаешь, ещ одна молодая
жизнь досрочно заверши
лась, не из за любви к Роди
не, к женщине или к труду, а
из за азарта, подавляющего
чувство элементарного само
сохранения. Я как то спросил
одного знакомого сотрудни
ка ГИБДД: почему не ведтся
борьба с таким лихачеством?
Почему парни, заведя оглушающий ок
ругу движок, безнаказанно летят раке
той по улицам и дорогам? Инспектор
ответил: А попробуй его остановить!
Если попытаешься догнать, он ещ при
бавит мощи и, удирая от погони, может
немало народу перекалечить. Вот та
кая безрадостная картина на выпу
щенный на волю мотоциклетный джин,
выходит, управы не найти. А на наших
улицах появляются новые, ещ более
мощные мотоциклы
До приезда в Калугу нас дважды ос
танавливала дорожная полиция. Нам
задавали вполне законный вопрос: есть
у нас документы на лодку? И тут начи
нался КВН или передача Что? Где?
Когда?. Мы озабоченно шарили (для
вида!) по своим сумкам и карманам. За
минуту нам надлежало придумать дос
тойный ответ, удовлетворяющий пыт
ливых полицейских. Конечно, никаких
документов на лодку у нас не было.
Ведь мы е нигде не покупали, мы е
САМИ СДЕЛАЛИ! А чтобы лодку заре
гистрировать в специальном органе
(это ГИМС государственная инспек
ция по маломерным судам, водный
аналог ГИБДД), потребовалось бы не
мало времени и, разумеется, средств.
А так как лодка используется всего
один раз в году, мы решили не обреме
нять себя различными регистрациями.
По своему автолюбительскому опыту
знали: стоит хотя бы один раз о транс
портном или плавучем средстве где то
официально заявить, как тебя тут же
вовлекут в бесконечную бумажную су
ету, обложат налогами да ещ и еже
годно страховать его заставят. Будешь
постоянно в каких то отчтах числить
ся, попадать в какую нибудь статисти
ку, начнут приходить всякие бумаги с
напоминаниями. Зачем это нам? Мы ж
не для того лодку делали, чтобы она
причиняла нам постоянную головную
боль.
А для разговора с сотрудниками
ГИБДД Калужской области мы избрали
такую тактику: мол, документов на лод
ку не было и нет, она наша, самодель
ная, и используется только нами, при
чм без получения какой либо коммер
ческой выгоды. Перевозом людей, жи
вотных и грузов с одного берега на
другой мы не занимаемся. Почему не
зарегистрирована? Если я сам себе та
буретку сделал, не буду же е регист
рировать. Логично? А в качестве под
тверждения своих слов, что лодка наша,
я показывал личный походный днев
ник, который веду в каждом путеше
ствии на этой лодке. Полицейские лис
тали его, пытались прочесть мои кара
кули, убеждались, что дневник под
линный, а не поддельный. При этом мы
рассказывали пару забавных случаев
из нашей мореходной (вернее, речной)
практики. После того, как взаимопони
мание с сотрудниками ГИБДД достига
лось, те отпускали нас с миром. Может,
ещ и потому, что мы не пацаны, а
солидные люди, нам на троих с водите
лем уже исполнилось 175 лет.
К 16 часам мы въехали в Калугу. Для
нас с Максимычем это знаменатель
ный город. Ровно двадцать лет назад
мы отсюда начали наши велопутеше
ствия по областям, расположенным
вокруг Московской области (опять же
только во время майских праздников).
И через восемь лет именно здесь мы
завершили свою велоэпопею, пройдя
кольцевой маршрут длиной около 2400
километров. Об этих походах в Кали
нинградской правде в 2001 году была
опубликована моя статья Мо Золо
тое кольцо.
Конечно, в Калуге мы не могли не
зайти в парк имени Циолковского, на
вестить могилу великого русского уч
ного теоретика космонавтики. В
Музей космонавтики не попали вре
мя поджимало. Но зато сфотографи
ровались на фоне знаменитой коро
лвской ракеты Р7, которая открыла
землянам дорогу в космос и до сих пор
в модифицированном варианте
продолжает служить людям.
Подъезжаем к Оке, спускаемся к воде
около Гагаринского моста. Разгружа
ем лодку, ставим е на воду, прощаем
ся с Фахраддинычем. Ему сегодня же
возвращаться в Королв. А нам
плыть по Оке навстречу приключени
ям. Недалеко на берегу стоит столб, на
нм табличка с числом 1105 именно
столько километров по Оке от Калуги
до впадения реки в Волгу.
Грузим с Максимычем вещи, берм
всла в руки и вперд. Погода отлич
ная, гребтся легко. На берегах много
отдыхающих. Сегодня Первое мая, на
род гуляет, как может: кто то шашлы
ки жарит, кто то с удочкой стоит. Лод
ка дала маленькую течь, но мы уже
привыкли к подобным поворотам судь
бы. Не раз приходилось чинить наше
суднышко в полевых условиях.
На ночь встали на высоком берегу.
Забегая вперд, скажу, что на Оке мест,
приспособленных под стоянки, очень
мало. Палатка расположилась под уг
лом почти в 30 градусов, спать будем
ногами вниз, разумеется. Мы же не
летучие мыши! Максимыч взял себе
роль повара, готовил ужин на костре.
Выяснилось, что я промочил свой
спальник. В мой рюкзак попала вода,
скопившаяся на днище лодки. Ничего
не поделаешь, пришлось на
ночь забираться в мокрый
спальник. Лодку на ночь
вытащили на берег, пере
вернули для просушки.
А природа здесь заме
чательная! Кругом цве
тущая чермуха, аромат
необыкновенный, ночью
заливались соловьи. И пер
вые тяготы похода отошли
на задний план.
За день прошли 20 ки
лометров.
Как всегда в походе, утро
второго дня посвящается
ремонту, устранению вы
явленных недостатков и
прочих причин для беспо
койства. Первая задача
ликвидировать течь. Мак
симыч придумал хитроум
ный план достал гвозди,
молоток и дополнительно
пришил фанеру днища к внутренним
деревянным рбрам жсткости. Потом
мы жидким гудроном промазали на
ружные швы днища. Попутно помыли
змейки палатки, а то они с прошлого
года забились грязью, поэтому вход
ные дверцы плохо открывались зак
рывались. Затем смазали змейки
сливочным маслом. В это время мой
спальник и промокшее бель сохли на
кустах. В итоге на воду встали доста
точно поздно, около 12 часов дня.
Жарило солнце, можно немного по
загорать. Но нельзя переусердствовать,
ведь на воде загар пристат намного
быстрее, чем на суше. Идм со средней
скоростью пять километров в час, что
вполне нас устраивает. Прошли под
забавным мостом это продуктопро
вод, по которому с грохотом с
одного берега на другой что то
перевозилось на вагонетках. На
реке появились баржи, которые
тащили неутомимые корабли
ки толкачи. Баржи перевозили
различный грунт, в основном,
песок. На берегах много рыба
ков, у каждого по несколько
удилищ. Пару раз мы случайно
наезжали на лески, заброшен
ные в воду (ловля на донки), но
благополучно отцеплялись от
них, принося рыбакам свои из
винения. Иногда вспугивали
диких уток те с шумом под
нимались из прибрежных зарос
лей и улетали подальше от нас.
Встали на ночлег на песчаном
бережку, и снова на крутом. Как
только пала темень и на небе
стали видны первые звздочки,
на реке появились красные и
белые огоньки. Это загорелись
предупредительные фонари на
бакенах. Ведь обеспечивать бе
зопасность движения барж по реке надо
круглосуточно! Всю ночь до нас доно
сился шум двигателей толкачей, прово
дящих мимо нас баржи. Иногда нашу
палатку освещали прожекторы с ходо
вых мостиков толкачей. В палатке ста
новилось светло, как днм.
За день прошли 40 километров.
Встали рано, около шести часов утра.
Прохладно. Быстро позавтракали, загру
зились в лодку и вскоре подошли к горо
ду Алексину. Это уже Тульская область.
Алексин стоит, в основном, на крутом
левом берегу Оки. Каждый город на реке
это возможность пополнить прови
зию. Я пошл в город. Он не впечатлил,
запомнился хаотичностью расположе
ния улиц. В большом продуктовом мага
зине не оказалось обыкновенного реп
чатого лука! Пришлось брать какой то
заморский, красного цвета.
На реке поднялся ветер, идти стало
труднее. Для отдыха перекусили на
берегу. Гребм дальше, рассматрива
ем коттеджные послки, раскинутые
по обоим берегам реки. Здесь, как и
везде в России, местные олигархи со
ревнуются друг с другом в оригиналь
ности своих дворцов.
Опять стоянка пришлась на склон.
За день прошли всего около 35 кило
метров. Это грустно, мы уже существен
но отстам от намеченного графика,
согласно которому надо приближаться
к цели со скоростью не менее 50 кило
метров в день.
(Продолжение следует)
Валерий СОКОЛОВ
Фото автора
Часть первая
День первый
День второй
День третий
Мы с Максимычем у лодки.
Вид на Оку в районе города Алексина.
Вот так лодка добиралась до Оки.
Калуга. Могила Константина Циолковского.