background image
четверг
k
75, 3 июля 2014 г.
ИСТОРИЯ
Мы встретились в конструкторс
ком отделе бортовых приборов
ОКБ 1 С.П. Королва, куда Виктор в 1958
году перешл из Центральной аэроло
гической обсерватории Гидрометеос
лужбы СССР, расположенной в городе
Долгопрудном, что в Подмосковье. Пос
ле окончания Пензенского индустриаль
ного института (ныне государствен
ный университет) в 1955 году Пацаев
был направлен в отдел исследований
верхних слов атмосферы этой обсер
ватории. Здесь он занимался разработ
кой аэрологических приборов, одно
временно учился в аэроклубе. Конст
рукторское бюро С.П. Королва уже
запустило первый и второй спутники,
а 15 мая 1958 года вывело на орбиту
первый автоматический космический
аппарат, настоящую научную лабора
торию третий спутник. В содруже
стве с аэрологической обсерваторией
ОКБ 1 выполнило большой ряд пус
ков геофизических ракет по исследо
ванию верхних слов атмосферы. В
научной аппаратуре этих ракет исполь
зовались и приборы молодого инже
нера Виктора Пацаева. Виктор восхи
щался успехами и масштабом работ
ОКБ 1 и хотел здесь заниматься ис
следованием космоса. Он был женат,
имел уже двоих детей. Вся семья жила
в Долгопрудном, в комнате в комму
нальной квартире. Случалось, мы шли
с работы вместе, иногда ехали на элек
тричке до Лосиноостровской, откуда
в то время ходили поезда до Долго
прудного, и обсуждали самые разные
вопросы. Виктор был широко образо
ван, глубоко понимал конструирова
ние, считал его творческим, созида
тельным процессом, требующим об
ширных знаний. Однако больше его
интересовала аэрология, космос как
среда, которую он мечтал детально
исследовать. В нашем отделе ему по
ручили разработку конструкции аппа
ратуры системы заправки ракеты но
сителя. Но желание стать космонав
том исследователем становилось вс
тврже. Через некоторое время подал
заявление в аспирантуру предприятия
и успешно сдал экзамены. В 1964 году
Пацаев перешл работать в лтно ис
пытательный отдел, только что создан
ный в ОКБ 1 по инициативе С.П. Коро
лва. Начальником отдела был назна
чен Герой Советского Союза, первый
заслуженный лтчик испытатель СССР
Сергей Николаевич Анохин, который
за время своей лтной деятельности
освоил более 200 самолтов и план
ров. В марте 1964 года Анохин вышел
в отставку, и Сергей Павлович в тот же
момент пригласил его на работу в ОКБ
1 для специальной подготовки моло
дых инженеров, подавших заявление
в космонавты. Сергей Николаевич был
не только легендарным лтчиком, но
и удивительно талантливым и скром
ным методистом воспитателем. Это
подтвердилось, когда он привз на
своей старенькой машине меня, кон
структора приборов ручного управле
ния, в Томилино, к своему бывшему
коллеге по Лтно исследовательско
му институту имени М.М. Громова, а
теперь главному конструктору кресел
и скафандров космических кораблей
Гай Ильичу Северину для примерки
ручек управления движением и ори
ентацией пилотируемого корабля
Союз. Работая на тренажре в усло
виях, близких к реальным, Анохин как
то особенно убедительно, но ни в коем
случае не унижая конструктора, оце
нивал функциональные характеристи
ки ручек, обязательно отмечая при
этом их удачные стороны. Здесь же он
вспоминал случаи из своей практики
управления самолтами и планрами.
Думаю, в те минуты все присутство
вавшие про себя отметили, что Коро
лв, как никто другой, умеет подби
рать себе кадры руководителей еди
номышленников.
Пацаев упорно изучал вс, что свя
зано с практической космонавтикой.
В разговорах стал более задумчив и
немногословен, часто ссылался на за
нятость.
В 1968 м, в соответствии с подан
ным заявлением, Виктор был зачис
лен в отряд космонавтов.
Начало новому этапу в развитии кос
монавтики положило создание и по
лт первой в мире долговременной
орбитальной научной станции Са
лют, стартовавшей в космос 19 апре
ля 1971 года. Это была первая в мире
многоцелевая научная лаборатория в
космосе. Виктор Пацаев был зачислен
в резервную группу исследователей
на этой станции.
С началом полтов в космос появи
лась необходимость в плавучих изме
рительных комплексах (ПИК). Они обес
печивали управление полтами косми
ческих аппаратов (КА), связь с экипа
жами и спутниками, траекторные и те
леметрические измерения космичес
ких объектов, помогали Советскому
Союзу раздвинуть зону радиовидимо
сти далеко за пределы своей террито
рии.
Такая флотилия в СССР была со
здана, называлась она
Служба кос
мических исследований отдела мор
ских экспедиционных работ Акаде
мии наук СССР (СКИ ОМЭР АН СССР),
и е суда успешно выполняла свои
функции вплоть до середины 1990 х
годов. Затем появились спутники
связи, было принято решение о рас
формировании флотилии, содержа
ние которой обходилось очень до
рого, и уникальные суда были про
даны на металлолом. Впоследствии
из за недостаточного финансирова
ния группировка спутников связи
также прекратила сво существова
ние.
На данный момент из одиннадцати
судов флотилии СКИ ОМЭР АН СССР
сохранилось единственное НИС Кос
монавт Виктор Пацаев.
С 2001 года
оно ошвартовано на набережной Исто
рического флота Музея мирового оке
ана в Калининграде и выполняет фун
кции наземного измерительного пунк
та (НИП) в самой западной точке Рос
сии. 23 апреля того же года на его
борту была открыта выставочная экс
позиция Космическая одиссея. Это
единственное в мире судно, которое
совмещает реальную работу в интере
сах Федерального космического агент
ства
(Роскосмос) с функциями музей
ного экспоната, оно пользуется боль
шой популярностью у посетителей му
зея. Принадлежит НИС Космонавт
Виктор Пацаев ОАО НПО измеритель
ной техники.
Казалось бы, вс складывается как
нельзя лучше, как говорится, и волки
сыты, и овцы целы. Если бы не одно
но. В настоящее время в Калинин
градской области строится Балтийс
кий командно измерительный пункт
(БКИП), с введением которого в эксп
луатацию отпадает необходимость в
услугах НИС Космонавт Виктор Паца
ев. Кроме того, классификационное
свидетельство с отметкой Судно в
отстое имеет срок действия до 23 ав
густа 2015 года, после чего необходи
мо провести комплекс мероприятий по
освидетельствованию судна для его
дальнейшей эксплуатации.
Было бы логично закрепить соответ
ствующим постановлением статус суд
на как музейного экспоната, благо что
и перегонять старика (в 2013 году
ему исполнилось 45 лет со дня спуска
на воду весьма солидный возраст
для морского судна, бороздившего
океанские просторы вплоть до 1994
года!) никуда не надо, он и так находит
ся на музейной территории! Но тут всту
пают в силу законы собственности и
ведомственных разграничений.
НИС Космонавт Виктор Пацаев
является, по существу, частной соб
ственностью, так как принадлежит ак
ционерному обществу ОАО НПО
измерительной техники, работает в
интересах Роскосмоса и частично фи
нансируется из государственного бюд
жета (субсидия на содержание объекта
космической инфраструктуры).
После
введения в строй БКИП и прекращения
работы по обеспечению сеансов уп
равления РС МКС у Роскосмоса осно
ваний для финансирования НИС Кос
монавт Виктор Пацаев не будет, в свя
зи с отсутствием соответствующих ста
тей расходов.
А Министерству культу
ры судно не принадлежит и, следова
тельно, им оно также финансировать
ся не может.
В то же время с каждым днм при
ближается тот самый день 23 авгус
та 2015 года, и возникает вопрос: что
же будет происходить далее с раритет
ным судном, какое будет принято ре
шение о его дальнейшем использова
нии? С этим вопросом мы обратились к
Владимиру Артемьеву, генеральному
директору главному конструктору ОАО
НПО измерительной техники.
Владимир Юрьевич, какая судьба
ожидает ветерана морского космичес
кого флота, приняты уже какие либо
решения о том, в каком качестве будет
осуществляться его дальнейшее при
менение?
Во время полта на орбитальной
научной станции Салют предстояло
решить две основные задачи: иссле
дование возможности длительного
пребывания человека в космосе и про
ведение широкой программы научных
экспериментов, включая определение
пространственной плотности метеор
ного вещества и выполнение высоко
информативной съмки нескольких
районов Советского Союза в различ
ных масштабах.
Для проведения научных экспери
ментов, визуального наблюдения,
фото и киносъмки в отсеках станции
предусмотрено 27 иллюминаторов.
Представляется целесообразным
здесь же напомнить читателю, что ко
рабли Союз всех модификаций со
стоят из трх отсеков: первый ор
битальный, или бытовой, отсек (БО),
который служит космонавтам и ком
натой отдыха, и столовой, и лаборато
рией, и шлюзовой камерой при сты
ковке с орбитальной станцией; второй
спускаемый аппарат (СА), в кото
ром космонавты находятся при взлте
и посадке, в нм размещены основная
и запасная парашютные системы,
пульт космонавтов, ручки управления,
тормозные пороховые двигатели мяг
кой посадки и др.; третий прибор
но агрегатный отсек (ПАО), где раз
мещаются основная аппаратура, обо
рудование и системы, обеспечиваю
щие полт. Внутри ПАО находится
сближающе корректирующая двига
тельная установка, состоящая из ос
новного и дублирующего реактивных
двигателей, выполняющая также тор
мозную функцию при спуске. Все три
отсека жстко и прочно соединены
между собой с помощью пироболтов,
позволяющих подачей электрической
команды проводить разделение отсе
ков при спуске. Стыковочный агрегат
закрепляется на переднем торце бы
тового отсека корабля.
После стыковки экипаж может ра
ботать и отдыхать как в отсеках стан
ции, так и в помещении транспортного
корабля, осуществляя переход через
отведнный стыковочный узел, без
выхода в открытый космос.
2325 апреля 1971 года к станции
летал на корабле Союз 10 экипаж в
составе: В.А Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н.
Рукавишников. Жсткой стыковки не
получилось из за колебаний корабля
после сцепки. Поэтому Союз 10 вер
нулся на Землю без посещения и ос
мотра станции космонавтами.
По завершении анализа и принятия
мер по устранению колебаний косми
ческого корабля после сцепки с орби
тальным блоком было принято реше
ние о полте нового корабля Союз
11. В основной экипаж входили уже
побывавшие в космосе Алексей Лео
нов, Валерий Кубасов и новичок Птр
Колодин. Во время предстартовой под
готовки на космодроме Байконур, в
окружающих степях зацвл мак и его
пыльца оказалась аллергеном для Ку
басова вызвала тяжлую реакцию.
Готовиться и лететь было невозмож
но. Руководство решило: Валерия не
заменять, чтобы сохранить сработав
шийся экипаж для следующего пол
та на станцию. На Союзе 11 полетел
резервный экипаж в составе: коман
дир подполковник ВВС Георгий Ти
мофеевич Добровольский, бортинже
нер лтчик космонавт Владислав
Николаевич Волков, инженер иссле
дователь Виктор Иванович Пацаев.
Для Добровольского и Пацаева это
был первый полт в космос, и свой
день рождения 19 июня Виктору пред
стояло отмечать во время пребывания
на станции.
В спускаемом аппарате корабля
трм космонавтам в скафандрах было
тесно, и главный проектант лтчик
космонавт Константин Петрович Фе
октистов предложил лететь без ска
фандров. Экипаж в корабле был одет
в элегантные спортивные костюмы.
6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут
по московскому времени стартовала
ракета носитель с космическим кораб
лм Союз 11.
В 8 часов 04 минуты корабль Союз
11 с экипажем вышел на расчтную
орбиту спутника Земли.
6 июня 1971 года. Из дневника Г.Т. Добро
вольского: 8 ч. 24 мин. 57 с. Участок
выведения прошли нормально. Движе
ние устойчивое. Отлично ощущаются все
колебания и вибрации. Колебания не
большие. Перед отделением последней
ступени нарастают перегрузки. Затем
хлопок и сразу тишина, светло в
кабине (спускаемом аппарате.
Р.Т.).
Сразу после отделения много пыли
В 11 ч. 43 мин. 35 с. приняли сообще
ние ТАСС о выведении. На борту вс в
Трагедия
В июне исполнилось 43 года полта космической станции
Салют. При посадке корабля Союз 11 погибли три
космонавта Георгий Добровольский, Владислав Волков,
Виктор Пацаев. Хочется рассказать о талантливом инжене
ре Викторе Ивановиче Пацаеве, поставившем себе цель
участвовать в исследовании космоса.
Да, НИС Космонавт Виктор Па
цаев это наша любовь, и в то же
время наша головная боль. Терять его
очень не хочется, нельзя допустить,
чтобы судно повторило судьбу своих
собратьев по флотилии СКИ ОМЭР АН
СССР и было разрезано на металло
лом. Во всм мире такие раритетные
суда принято сохранять как памятники
истории. Для этого необходимы госу
дарственные программа и поддержка.
В конце прошлого года под предсе
дательством вице премьера Прави
тельства России Дмитрия Рогозина
состоялось заседание Морской колле
гии при Правительстве Российской
Федерации, на котором было принято
решение провести работу по
приданию
статуса объекта культурного наследия
НИС Космонавт Виктор Пацаев,
дано
поручение Роскосмосу осуществить
необходимые меры по его сохранению
в качестве музейного судна.
В этом году в составе делегации Рос
космоса мы были в Калининграде, в Му
зее мирового океана, у причала которого
Редкая возможность
сфотографироваться с
советским космонавтом на
фоне уникального судна.
НИС Космонавт Виктор Пацаев: лд тронулся?
Руководство НПО ИТ ищет пути сохранения уникального научного судна
ошвартовано судно, обсуждали различ
ные предложения, как его сохранить. Ведь
на данный момент вариант с переводом
его в музейный статус не единствен
ный из возможных, судно вполне ещ
может быть использовано по своему
прямому назначению в качестве ПИКа
в
море для слежения за полтами КА.
Но в любом случае для продолжения
его работы как в качестве музейного
судна, а тем более в штатном режиме
ПИКа, необходимо провести его доко
вый ремонт, так как
срок действия клас
сификационного свидетельство Рос
сийского морского Регистра судоход
ства заканчивается 23 августа 2015
года.
По истечении этого срока надо
провести комплекс мероприятий по
освидетельствованию судна для даль
нейшей его эксплуатации.
Сейчас, стоя у причала в Калинин
граде, измерительный комплекс судна
работает только в интересах РС МКС,
осуществляя прим и передачу теле
метрической информации и поддер
живая сеансы голосовой связи с эки
Г. Добровольский, В. Пацаев и В. Волков на тренажре в ЦПК.
В Калининграде, на реке
Прегеле, стоит научно
исследовательское судно
(НИС) Космонавт Виктор
Пацаев. Основная его
задача прим телеметри
ческой информации с
российского сегмента (РС)
МКС, е передача по назем
ному каналу связи в Центр
управления полтами, а
также обеспечение голосо
вой связи космонавтов с
Землй.