background image
ции Салют. Прошло разделение.
Визуально наблюдаем расхожде
ние, сообщает на Землю бортин
женер. Два витка датся экипажу на
подготовку к спуску. Состояние всех
членов экипажа хорошее. Двадцать
четвртые сутки в космическом пол
те!
30 июня. В 01 ч. 47 мин. включена
двигательная установка корабля на тор
можение. Союз 11 сходит с орбиты.
Вс в норме. У меня уже повернулся
горизонт. Станция выше меня, со
общает в Центр управления командир
корабля.
На Земле ждут репортажа команди
ра на участке спуска Союз 11. Ре
портажа нет. Сообщили, что самолты
засекли спускаемый аппарат. Идт
спуск на парашюте. Ожидается пере
лт не более 10 км относительно рас
чтной точки посадки. Можно сказать:
спуск идт штатно. К месту посадки
вылетают вертолты. Лтчики наблю
дают мягкую, со скоростью приземле
ния не более 2,5 метра в секунду, по
садку космического корабля.
Через 2 минуты после посадки к спус
каемому аппарату подбежали спасате
ли из вертолта. Внешних поврежде
ний на спускаемом аппарате не обна
ружено. Быстро открыли люк: все трое
членов экипажа сидят в креслах в спо
койных позах. Потки крови из носа и
ушей.
Добровольского, Волкова и Пацаева
аккуратно вытащили из спускаемого
аппарата. Врачи делали искусственное
дыхание и применяли другие методы
реанимации. Безуспешно.
Вывод: произошла разгерметизация
спускаемого аппарата корабля.
Незамедлительно была образована
Правительственная комиссия по рас
четверг
k
75, 3 июля 2014 г.
КОСМОНАВТИКИ
C
M
Y
K
порядке. Все чувствуют себя нормаль
но. После отделения ощущение дис
комфорта заключалось в том, что твою
голову как бы кто то хочет вытянуть из
шеи. Чувствуется напряжение мышц
под подбородком, утяжеление головы
в верхней части и затылочной, кажет
ся, что за головой тянутся вверх и внут
ренности
7 июня в 10 часов 45 минут успешно
выполнена стыковка корабля Союз
11 с научной станцией Салют, и
экипаж корабля перешл в помеще
ние станции. По данным телеметри
ческих измерений и докладу команди
ра станции Добровольского Г.Т., все
бортовые системы станции функцио
нируют нормально, состояние здоро
вья космонавтов хорошее. Давление в
жилых отсеках станции составляет 900
миллиметров ртутного столба, темпе
ратура плюс 17 градусов Цельсия.
9 июня 1971 года. Центр управления
полтами (ЦУП): Третий рабочий день
космонавтов был посвящн проведе
нию экспериментов и подготовке стан
ции к дальнейшей работе. Для поддер
жания хорошего физического состоя
ния в полте ими используются специ
альные нагрузочные костюмы, с помо
щью которых осуществляется имита
ция земной нагрузки на костно мышеч
ную систему человека. Регулярно про
изводится контроль газового состава
микроатмосферы станции. В обитае
мых отсеках станции на орбите под
держиваются земные газовый состав и
давление атмосферы, обеспечивающие
наилучшие условия для жизнедеятель
ности космонавтов.
12 июня. Из записной книжки
В.И. Пацаева: Ночью звзды и Земля
видны хорошо. Видны облака, ночные
города (огни на Земле). Край Земли
угадывается по отсутствию звзд. На
заходе и восходе верхние облака на фоне
нижних отсвечивают длинными огнен
ными шлейфами
19 июня. Из дневника Г.Т. Добро
вольского: День рождения Виктора.
Поздравительное письмо от жены Вик
тора со словами: Приезжала мама,
чувствует себя хорошо Виктор очень
был тронут.
19 июня. Из дневника В.Н. Волкова:
Сегодня у Виктора день рождения.
Накрыли праздничный стол. Деликате
сом был репчатый лук. Его поздравила
Заря (руководитель полта.
Р.Т.),
а с Земли попросили провести репор
таж Спим на новом месте. Места как
в купейном вагоне. Два дня уже сплю
хорошо, около 8 часов. Завтра ожида
ем передачу С добрым утром!. Дол
жны исполнять для нас, по заказу.
Космонавты на орбитальной стан
ции выполнили все запланированные
научные исследования и эксперимен
ты. Особенно много работы выпало
инженеру исследователю, и Пацаев
был рад этому: материал соответство
вал и теме его кандидатской диссерта
ции. Наблюдения с орбитальной стан
ции Салют охватывали широкий круг
метеорологических явлений. Исследо
вались тропические циклоны, которые
возникают в приэкваториальной части
океанов и приносят человечеству гро
мадные бедствия. С циклонами связа
ны облачные системы, которые из кос
моса выглядят в виде компактных об
лачных вихрей. Экипаж станции визу
ально зафиксировал и сфотографиро
вал многие интересные облачные си
туации, недоступные самолтным на
блюдениям. Маршрутная съмка по
зволила получить изображение мезо
масштабных облачных сюжетов. Это
особый раздел метеорологии.
24 июня. Из дневника В.И. Пацаева:
Наблюдал светящиеся частицы перед
восходом Солнца. Оказалось пы
линки разной величины на расстоянии
110 метров от иллюминатора. Двига
лись с разными скоростями в разных
направлениях и некоторые мерцали.
Было их около 10 штук.
25 июня. Из телерепортажа Г.Т. Доб
ровольского: У нас заканчивается бо
лее чем трхнедельный полт. Сейчас
экипаж проводит подготовительные
работы для спуска. Проходит укладка
оборудования, документации, части
научной аппаратуры в транспортный
корабль. На Землю пойдт очень много
интересного материала, который с не
терпением ждут учные, инженеры,
техники, рабочие. Кроме того, мы чис
то по человечески соскучились по зем
ному и с нетерпением, конечно, будем
ждать возвращения на Землю.
29 июня. В 21 ч. 15мин. по московс
кому времени подана команда на рас
стыковку корабля Союз 11 от стан
следованию причин гибели экипажа
корабля Союз 11. Председателем
комиссии назначен президент Акаде
мии наук СССР М.В. Келдыш. Замести
телем председателя назначен главный
конструктор ОКБ им. С.А. Лавочкина
академик Георгий Бабакин. В составе
комиссии были министр С.А. Афанась
ев, академик В.П. Глушко и другие. В
помощь комиссии было образовано
несколько групп специалистов.
На место приземления СА прилетела
группа специалистов во главе с лтчи
ком космонавтом Алексеем Леоновым.
Осмотрели и проверили СА на герме
тичность. Замечаний к спускаемому
аппарату не было. Из СА извлекли и
срочно доставили магнитную плнку
записи автономного регистратора
Мир, который выполнял задачи, ана
логичные чрному ящику. Все опе
рации по спуску шли нормально до
момента отделения СА. В момент отде
ления началось падение давления в СА.
За 130 секунд давление упало с 915 до
100 миллиметров ртутного столба, что
соответствовало появлению дырки
диаметром около 20 миллиметров. Гер
метичность нарушена в момент разде
ления спускаемого аппарата и бытово
го отсека. Кривая спада давления в СА
соответствует размеру дырки, по пло
щади равной проходному сечению од
ного клапана. Для читателя, незнако
мого с устройством корабля Союз,
поясним назначение двух дыхательных
клапанов в СА. Один клапан называют
нагнетающим, второй отсасываю
щим воздух. Эти клапаны предназна
чены для выравнивания давления в СА
с давлением атмосферы в месте по
садки. Штатно клапаны открываются
одновременно по команде на безопас
ной высоте около 2 километров.
Открытие производится взрывом пи
ропатрона при подаче электрического
импульса. У клапанов есть ручная зас
лонка. Она предусмотрена при посадке
на воду. Вращая рукоятку этой заслон
ки, можно перекрыть отверстие клапа
на, чтобы в СА не поступала вода.
Начались эксперименты на ЗЭМе
изготовителе клапанов. Клапаны под
вергались испытаниям на устойчивость
при воздействии больших ударных пе
регрузок, но от взрывных ударов они
не открывались. По предложению ко
миссии на заводе было собрано не
сколько клапанов с заведомо допущен
ными технологическими дефектами
явным браком. Но и они не открыва
лись от взрывных ударов. М.В. Кел
дыш настоял на проведении разделе
ния СА и БО в большой барокамере. Он
предполагал, что ударная волна при
Союз 11
пажем. Если провести регламентные
работы и вывести НИС в море в каче
стве полноценного ПИКа, то аппарату
ра также может быть использована для
контроля пусков ракет, полтов КА. Мы
предлагали использовать его в интере
сах космодрома Восточный, но пока не
нашли поддержки, есть мнение делать
новое судно. В этом случае это будет
совсем другой порядок цен.
С этим вопросом мы обращались к
руководству Роскосмоса и к А.Н.
Перминову, и к В.А. Поповкину, теперь
будем обращаться к О.Н. Остапенко.
Морская коллегия при Правительстве
Российской Федерации вынесла прин
ципиальное решение о необходимости
сохранения судна, теперь надо опреде
литься, что с ним делать. Планируем
выйти в Роскосмос с предложением
обсудить вопрос дальнейшего исполь
зования судна и принять конкретное
решение: либо ремонт и применение
по целевому назначению, либо ремонт
и передача Министерству культуры и
использование в качестве памятника.
Возможны и какие то совместные ре
шения.
Что совершенно очевидно,
нельзя
допустить самого негативного сцена
рия развития событий куда то про
дать ветерана и, как говорят моряки,
порезать на иголки, то есть пустить
на металлолом.
До этого, конечно, дело
не дойдт. Его предшественник НИС
Космонавт Георгий Добровольский
в сво время был отремонтирован,
своим ходом дошл до индийского пор
та Аланг, где и был разрезан. Этого
допустить нельзя.
Проблема, по существу, заключает
ся в изыскании средств на финансиро
вание работ по ремонту ветерана мор
ского космического флота. Судно было
построено по проекту лесовоза ледо
вого класса, для навигации в условиях
арктических морей Крайнего Севера,
поэтому имеет очень прочный износо
П Р О Т О К О Л
заседания Морской коллегии
при Правительстве Российской Федерации
от 20 декабря 2013 г. 2 (24)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, предсе
датель Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Д.О.
Рогозин
3. О ходе выполнения решений Морской коллегии при Правительстве Рос
сийской Федерации по сохранению национального морского наследия

3. Минкультуры России (В.Р. Мединскому) и заинтересованным федераль
ным органам исполнительной власти рассмотреть разработанную Межведом
ственной комиссией по морскому наследию Морской коллегии при Правитель
стве Российской Федерации и Ассоциацией Морское наследие программу
мероприятий по сохранению морского культурного наследия России в целях
определения возможности их включения в соответствующие государственные
программы Российской Федерации;
создать при Научно методическом совете Минкультуры России рабочую
группу по сохранению морского наследия с включением в е состав предста
вителей Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской колле
гии при Правительстве Российской Федерации;
разработать перспективную программу музеефикации наиболее важных
исторических кораблей и судов;
провести работу по приданию статуса объектов культурного наследия
научно исследовательскому судну Космонавт Виктор Пацаев, плавмаяку
Ирбенский, экраноплану Лунь, спасательному судну Коммуна;
5. Роскосмосу (О.Н. Остапенко) принять необходимые меры по сохранению
научно исследовательского судна Космонавт Виктор Пацаев в качестве
музейного судна.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации,
председатель Морской коллегии
при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Рогозин
Научноисследовательское судно
Космонавт Виктор Пацаев у
причала Музея мирового океана в
Калининграде
стойкий корпус. Тем не менее 46 лет
эксплуатации дают о себе знать, необ
ходимо провести доковый ремонт и
другие профилактические мероприя
тия по поддержанию судна в функцио
одновременном подрыве всех пиробол
тов в вакууме, распространяясь только
по металлу, будет мощнее, чем при
атмосферном давлении. Как вспоми
нает бывший начальник проектного
отдела, отвечавшего за разработку СА,
Андрей Решетин: Этот сложный экс
перимент проводили в большой баро
камере Центра подготовки космонав
тов в Звздном городке. Макеты СА и
БО были стянуты штатными пиробол
тами. Дыхательные клапаны установи
ли заведомо с технологическими нару
шениями, которые могли иметь место
при их изготовлении. Пироболты под
рывались одновременно по схеме, ко
торая использовалась в полте. Экспе
римент повторяли дважды. Клапаны не
открывались. Истинная причина откры
тия дыхательного клапана при разде
лении СА и БО Союза 11 так и оста
лась тайной.
А что касается окончательной фор
мулировки причин, сказал М.В. Кел
дыш на заключительном заседании
комиссии, будем считать, что от
крытие клапана есть следствие удар
ной волны, распространившейся по
металлу конструкции. Явление это ве
роятностное. Чтобы его получить в ре
альных условиях, необходимо прово
дить десятки или сотни эксперимен
тов.
Правительственная комиссия пред
ложила дальнейшие полты проводить
в скафандрах, имея при этом запас
кислорода в баллонах, установленных
в СА. Численность экипажа пришлось
сократить с трх до двух человек. Кон
структоры ввели в клапаны быстро зак
рывающий дыхательные отверстия руч
ной привод.
Гай Ильич Северин, возглавлявший
завод Звезда, используя большой
авиационный опыт, срочно разработал
новые космические скафандры Со
кол. Уже космонавты Союза 12 ле
тали в этих скафандрах.
Было принято решение о прекраще
нии эксплуатации и управляемом спус
ке станции с орбиты. 11 октября 1971
года станция Салют вошла в плот
ные слои атмосферы и большим све
тящимся метеоритом упала в Тихий
океан.
Герои космонавты Георгий Добро
вольский, Владислав Волков и Виктор
Пацаев навечно остались в истории
космонавтики как единственный эки
паж первой в мире многоцелевой кос
мической станции Салют.
Рудольф ТЮКАВИН,
ветеран РКК Энергия
им. С.П. Королва, кандидат
технических наук
Космонавт Виктор Пацаев.
нальном состоянии, которые стоят не
малых денег. В одиночку предприятию
с такой задачей не справиться.
Беседовал
Владимир ЛОМАКИН