background image
четверг
k
75, 3 июля 2014 г.
ВЕХИ ВРЕМЕНИ
Алексей ФЕДОСЕЕВ,
обозреватель
Alf.gazeta@mail.ru
ИСТОРИЯ ДЕНЕГ
Анализ монетной системы Древнего Рима наиболее удобно прово
дить, выделив в истории Римского государства два этапа его
существования: Римская республика и Римская империя, миновав
полулегендарный период Римского царства.
Часть II. Деньги Древнего Рима
и Европы периода Средневековья
* * *
В период Римской республики (VI
I века до н. э.) основой денежной
системы являлись: бронзовые слит
ки (ориентировочно до IV века до
н. э.), литые бронзовые монеты
(с 312 по 268 год до н. э.), полновес
ные бронзовые и серебряные монеты
(с 268 по 89 год до н. э.).
Большинство исследователей счи
тает, что начало чеканки в Риме монет
совпало с организацией специальной
службы монетариев (чиновников, кон
тролировавших процесс изготовления
монет) в 312 году до н. э.
В 268 году до н. э. одновременно с
бронзовыми монетами Римская рес
публика начала выпускать серебря
ные денарии. К началу I века до н. э.
основой денежной системы Римской
республики окончательно стал сереб
ряный денарий и его фракции (раз
менные серебряные монеты более
мелкого номинала): викториат, кви
нарий и сестерций.
* * *
В период Римской империи (I век
до н. э. V век нашей эры) монетная
система претерпела значительные из
менения.
Первый римский император Гай
Юлий Цезарь Август начинает на по
стоянной основе чеканить золотую
монету ауреус (от латинского aurum
золото), который был приравнен к
25 серебряным денариям.
Во время правления императора
Нерона (5468 годы н. э.) в Римской
империи власти прибегали к неглас
ной порче монет (что, по существу,
является аналогом современной ин
фляции).
Каким образом происходила пор
ча монет?
Вес и проба основных денежных
единиц ауреуса и динария стали
снижаться, что не только не улучши
ло ситуацию, но и вовсе подорвало
доверие населения к денежной сис
теме. Меры, предпринятые импера
тором Каракаллой, который в 215 году
ввл в обращение новую (и поначалу
полновесную) серебряную монету
антониан, приравненный к двум де
нариям, также не привели к ожидае
мым результатам.
Хотя к середине III века н. э. анто
ниан смог практически полностью вы
теснить из обращения денарий, вско
ре финансовые власти были вынуж
дены прибегнуть и к его порче. Он
начал выпускаться из серебра значи
тельно худшей пробы, а затем и вовсе
стал медной или бронзовой монетой,
покрытой сверху слоем серебра с ус
тановленным (принудительным) кур
сом обращения.
В дальнейшем антониан был офи
циально приравнен к двум сестерци
ям и стал мелкоразмерной монетой.
* * *
Кардинального улучшения смог до
биться только первый, принявший хри
стианство, римский император Кон
стантин I Великий, который в 309 году
начал выпускать золотые солиды (от
латинского solidus прочный, пол
новесный, массивный). Солид заме
нил в качестве золотой монеты обес
ценившийся ауреус. Сначала солид
был введн в западной части Римской
империи, а с 324 года на всей е
территории. Эта золотая монета дли
тельное время оставалась основной
денежно счтной единицей Римской
империи, а затем и Византии.
В V и VI веках солиды получили
распространение в Балтии; в VI и VII
веках на Балканах, в Скандина
вии, на территории Древней Руси, в
Северной Африке и ряде других ре
гионов.
Одновременно с выпуском полно
ценного золотого солида Константин I
ввл новый стандарт для серебряных
монет, привязав их стоимость к сто
имости золота и создав, таким обра
зом, практически совершенный биме
таллический стандарт.
Следует отметить, что, несмотря на
все вышеперечисленные издержки, де
нежно монетная система Древнего Рима
была достаточно прогрессивной для
своего времени. Она способствовала
развитию торговли, а также служила
интересам региональной интеграции и
снижению центробежных тенденций, то
есть укреплению государства.
Тем не менее, как известно, это не
спасло Римскую империю от распада и
не предотвратило падение Западной
Римской империи в 476 году. Началась
эпоха Средневековья.
* * *
В период средневековой феодаль
ной раздробленности региональные
экономики были фактически изолиро
ваны друг от друга. В результате гос
подствующим стало натуральное хо
зяйство, большая часть товаров про
изводилась не на продажу, а для соб
ственного потребления. Поэтому роль
торговли и, следовательно, товарно
денежных отношений была сведена к
минимуму. И только постепенно, с уси
лением процессов централизации го
сударственной власти и развития горо
дов, деньги начали отвовывать ут
раченные позиции.
Но вс таки в этот период денег в
обращении находилось мало. Часть
денежно монетной массы чеканилась
монархами и крупными феодалами;
часть монет попадала в Западную Ев
ропу из Византии, а часть была насле
дием Римской империи.
Основной золотой монетой раннего
Средневековья был триенс. Его начали
чеканить ещ в Риме, начиная с III века
н. э. Все золотые монеты, выпускавши
еся в Вестготском, Франкском, Ланго
бардском и других западноевропей
ских королевствах, являлись подража
нием триенсу. Их внешнее оформле
ние было довольно примитивным по
сравнению с оригиналом.
В периоды высокого и позднего Сред
невековья, вплоть до XIV века, в Запад
ной Европе преобладал серебряный стан
дарт (денежная система, при которой
для чеканки монет использовалось се
ребро). С развитием торговли, оживле
нием промышленности (да и всей в це
лом предпринимательской деятельнос
ти) в качестве средства платежа вновь
вс чаще стали использовать золото.
Примерно с XV века установилась
денежная система, при которой роль
денежного эквивалента выполняли сра
зу два благородных металла (золото и
серебро), то есть биметаллизм. При
этой системе между золотом и сереб
ром устанавливались фиксированные
соотношения. Предусматривалась сво
бодная чеканка монет из обоих метал
лов и их неограниченное обращение.
* * *
Во второй половине XIX века в США
были открыты крупные месторожде
ния серебра. В результате их разработ
ки на мировой рынок поступило боль
шое количество серебряных слитков,
что, естественно, привело к резкому
удешевлению этого металла.
Законодательно установленная фик
сация соотношения между золотом и
серебром была не только неудобна тех
нически, но и противоречила принци
пам свободного рыночного ценообра
зования. В результате монеты, отчека
ненные из металла, реальная стоимость
которого повышалась и становилась
выше установленного номинала, про
сто исчезали из обращения, оседая в
банковских сейфах в виде сокровищ.
Эти причины предопределили отказ
от биметаллизма и переход к золотому
стандарту, при котором серебро заме
нили монеты из недрагоценных метал
лов. В этот период вс большее и боль
шее распространение начали получать
бумажные деньги.
(Продолжение следует)
ГУБЕРНАТОРСКАЯ ПРЕМИЯ НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ
Расскажите о вашем участии в
конкурсе Наше Подмосковье.
В прошлом году мы впервые про
вели фестиваль конференцию по улич
ному жонглированию. Когда нас при
гласили поучаствовать в проекте Наше
Подмосковье, мы отнеслись к этому
скептически не ожидали, что из это
го что то выйдет. Идея фестиваля хо
рошая, но мы почему то думали, что
она не привлечт к себе такого внима
ния. Оказалось, что мы были не правы.
Идея фестиваля оказалась востребо
ванной. Молоджная субкультура жон
глирования очень молодая, активно
развивается по всему миру, к ней ог
ромный интерес и в России. Поэтому,
наверное, мы и стали лауреатами гу
бернаторского конкурса, получив вто
рое место в номинации Молодое Под
московье за инициативы и проек
ты, направленные на вовлечение мо
лоджи в социально значимую деятель
ность по развитию досуга, массового и
дворового спорта.
Как пришла идея организовать
фестиваль?
Художественный руководитель
нашего центра Олег Ахматовский, дей
ствительный член Академии цирковых
искусств России, организовал в нашем
центре направление циркового искус
Молодое Подмосковье
за связь времн
Продолжается конкурс на соискание премии Губернатора
Наше Подмосковье. Чтобы стать его участником, необхо
димо подать документы до 30 августа. О том, как это
сделать, можно узнать на сайте наше подмосковье.рф.
В прошлом году одним из призров ежегодной премии в
номинации Молодое Подмосковье стал проект Моло
джный фестиваль по уличному жонглированию, пред
ставленный Молоджным культурным центром Корол
ва. Корреспондент КП встретился с руководителем цен
тра Сергеем Надольским.
ства. Здесь трудятся его дети, причм
сын Дмитрий профессиональный
жонглр. В прошлом году у Олега Юрь
евича появилась идея создать этот
фестиваль. У нас очень развиты на
правления жонглирования, в том чис
ле уличное. Много ребят занимается
отличными от классического цирка
направлениями. Их много, но на боль
шую сцену они не попадают. Поэтому
мы решили пиарить не профессиональ
ное жонглирование, а именно уличное,
где работают артисты, показывающие
невероятные вещи.
Как прошл первый фестиваль?
Он прошл с блеском, было боль
шое количество положительных отзы
вов. Нашим учредителем является Ака
демия циркового искусства России при
поддержке Союза цирковых деятелей
России. Поэтому фестиваль с самого
начала заявил о себе на серьзном уров
не. И видимо, жюри конкурса Наше
Подмосковье оценило значимость и
полезность проекта фестиваля в плане
привлечения молоджи к искусству, к
творчеству. Ведь фестиваль это
организация досуга для молоджи в
противовес компьютерным играм и
другим негативным аспектам. С этого
года фестиваль получил статус еже
годного.
Зарубежные гости приезжали на
фестиваль?
Пока не получилось. Но нас посе
тил Евгений Биляуэр известный
жонглр с мировым именем. Евгений
специально приехал к нам из за грани
цы, показал мастер класс, стал членом
жюри. Большой интерес проявили под
московные коллективы было много
ребят из Фрязина, Ивантеевки, Щлко
ва. В этих городах очень сильные спе
циалисты в области уличного жонгли
рования.
В этом году вы участвуете в кон
курсе Наше Подмосковье?
Да, мы участвуем в номинации
Связь времн за инициативы и
проекты, направленные на сохранение
исторического наследия региона. В
нашем центре работают два очень ин
тересных кружка. Первый Картины
природы, руководитель Вера Ермако
ва. Она создат настоящие произведе
ния искусства картины из природ
ных материалов. Одна из них готови
лась в 2012 году как подарок от города
Королва Губернатору Московской об
ласти, тогда Сергею Шойгу. На фести
вале Журавлиные посиделки сл
те работников культуры Московской
области наши депутаты подарили
Сергею Кужугетовичу эту картину. Кол
лекция картин кружка принимала уча
стие в выставке Филантроп в музее
Зураба Церетели. Второй кружок
Золотая береста учит изготавли
вать предметы из бересты, сохраняя и
возрождая традиционное для России
прикладное искусство.
Степан ДАВИДЕНКО
Памяти Всеволода Швеца
Федерация баскетбола г. Королва с прискорбием сообщает о кончи
не на 80 м году жизни Всеволода ШВЕЦА, пресс секретаря федерации,
известного спортивного журналиста. Именно он стал одним из инициа
торов создания нашей федерации (основана в 2002 году).
Его статьи в Калининградской правде о выступлениях сборной
команды города на первенстве области и о городских баскетбольных
соревнованиях вызывали живой отклик у многочисленных болельщи
ков и игроков команды. Всеволод Николаевич приковывал внимание
читателей и к проблемам, связанным с организацией городских баскет
больных турниров. Выражаем соболезнования его жене Ольге Алексе
евне, детям и внукам. Память о Всеволоде Николаевиче Швеце всегда
останется в наших сердцах.
Городская федерация баскетбола