background image
Город науки
четверг
k
78, 10 июля 2014 г.
ПОИСКИ, НАХОДКИ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
Через тернии к звздам!
В ы п у с к 97
g o r o d n a u k i @ b k . r u
Редактор выпуска Н.Я. ДОРОЖКИН, научный обозреватель Калининградской правды
На презентацию прибыли представители пред
приятий и организаций участники разработки,
заказчики и потенциальные потребители МИП:
ФГУП ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов
наземной космической инфраструктуры), ОАО
Российские космические системы, ОАО ОКБ
МЭИ (ОКБ Московского энергетического инсти
тута), ЗАО КИА Системы (Космические инфор
мационные аналитические системы), ЗАО НПП
ПроектТехника, ОАО Концерн ПВО Алмаз
Антей, представители Минобороны РФ и другие.
Первая часть мероприятия проходила в конфе
ренц зале.
Генеральный директор главный кон
структор НПО ИТ Владимир Юрье
вич АРТЕМЬЕВ
рассказал собрав
шимся о новых достижениях пред
приятия и планах на будущее. Выс
тупили также ведущие специалис
ты, принимавшие участие в работе
над новым изделием. О работе над
МИП ГСП рассказал
начальник от
дела Олег Васильевич КОВАЛВ. Вы
ступления сопровождались показом
слайдов. Презентация продолжи
лась на территории НПО ИТ, где со
бравшиеся имели возможность уже
непосредственно познакомиться с
технической новинкой осмотреть
и потрогать изделие, заглянуть
внутрь, поговорить с разработчика
ми.
Более подробно о новом комп
лексе рассказал О.В. Ковалв.
Олег Васильевич, какую цель
ставили перед собой разработчики
МИП ГСП?
Наша цель продолжение тех работ по
созданию мобильных (или перебазируемых) из
мерительных средств, которые наше предприя
тие проводило и проводит постоянно. Необходи
мость в такой компоненте измерительных комп
лексов космодромов и полигонов назрела в пос
леднее время по двум серьзным причинам. Во
первых, появились новые трассы пуска изделий
ракетно космической техники (РКТ). Они не обо
рудованы стационарными измерительными пун
ктами (ИП) и требуют либо капитального строи
тельства таковых, что весьма дорого, либо разме
щения вот таких мобильных средств на время
пусков с последующей дислокацией в другие рай
оны для обеспечения новых пусков.
В каких местах располагаются эти трассы?
В качестве примера могу привести северную
трассу для запуска изделий РС 20Б. Это межкон
тинентальная баллистическая ракета (МБР), лик
видируемая в рамках договора по СНВ методом
пусков с последующим выведением космических
аппаратов (КА). Так вот, точка этой северной трас
сы, где происходит отделение полезного груза от
ракеты носителя, находится над Северным Ледо
витым океаном. Наблюдать этот процесс, сни
МИП ГСП достойный потомок Селены ИТ
мать телеметрию можно только, находясь в пун
кте, размещнном в арктической зоне напри
мер, в Певеке. Пуски там не очень частые, а стро
ительство стационарных ИП в суровых условиях
Заполярья обошлось бы слишком дорого. Похо
жая ситуация на космодроме Восточный, где есть
несколько базовых трасс с различными наклоне
ниями. Там, где предполагаются частые пуски,
будут строиться стационарные измерительные
пункты. В районах других трасс проще будет ис
пользовать мобильные средства такие, как
наш МИП ГСП. Поэтому в НПО ИТ и вообще в
нашей отрасли активизировались усилия в на
правлении создания мобильных измерительных
пунктов, хотя эти работы успешно проводились
также в семидесятых и восьмидесятых годах про
шлого века.
А кто, кроме НПО ИТ, ведт подобные рабо
ты?
В этой области работают ОАО Российские
космические системы, НПО машиностроения, то
есть на этом рынке мы не одни. У нас есть мобиль
ный комплекс Селена ИТ, созданный три года
назад и уже испытанный. Он находится в ракет
ных войсках стратегического назначения, в соста
ве полигона Капустин Яр, эксплуатируется доста
точно интенсивно, и пока мы его работой вполне
довольны. Комплекс применялся для обеспече
ния пусков ракет и в Капустином Яре, стоит также
в Домбаровском позиционном районе для обес
печения запусков РС 20Б. Мы участвовали в обес
печении испытательных работ по военной тема
тике в районе Нижневартовска. Это происходило
в сложных полевых условиях, на территории фер
мерского хозяйства. Общий пробег комплекса
составил уже более 20 тысяч километров, то есть
Селена ИТ прошла свыше половины земного
экватора. Скоро ей опять придтся работать в
Домбаровском позиционном районе там пред
стоят запуски изделия РС 20Б с космическими
аппаратами
Не так давно в Городе науки была публика
ция о Селене ИТ и е достоинствах. А в чм
недостатки?
Основным недостатком комплекса Селе
на ИТ является большая доля ручных опера
ций по сборке, которые приходится применять
при переводе его из транспортного положения
в рабочее. Особенно много усилий требует ан
тенная система МАС 3. В хорошую погоду ещ
куда ни шло, но нам же приходится трудиться и
в сложных климатических условиях зимой, в
сильные морозы, при обледенении, да ещ и на
высоте. Представьте, каково в такой ситуации
иметь дело с мелкими деталями и крепежом
винтиками, гайками Поэтому перевод Селе
ны ИТ из транспортного в рабочее положение
иногда затягивается до полутора двух суток.
Исходя из этого, мы решили: используя опыт
эксплуатации комплекса Селена ИТ и с уч
том развития технологий, создать новый мо
бильный измерительный комплекс с нераз
борной антенной как элементом конструкции
контейнера.
И вам это удалось
Как видите! На предприятии спроектирована
и изготовлена плоская антенная система с авто
матизированным подъмником. Для телеметри
ческих антенн это новое слово, наше ноу хау
по крайней мере отечественных аналогов мы не
выявили. Данная антенная система имеет такие
же характеристики, как параболическая антенна
Селены ИТ, и является элементом конструк
ции. Она установлена на подъмном устройстве, в
транспортном положении
убирается в специальную
нишу и закрывается защит
ными крышками. По при
бытии в рабочую точку ан
тенна выдвигается без ка
ких либо монтажных опе
раций и уже через 10 ми
нут готова к эксплуатации
То, что мы исключили
операцию ручной сборки и
создали изделие с высо
кой степенью заводской
готовности, позволяет раз
ворачивать новый комп
лекс из транспортного в
рабочее положение бук
вально за полтора два часа
в любых погодных услови
ях, не напрягая личный
состав. Это, конечно, боль
шой плюс. Ещ один нема
лый плюс в том, что после
каждого пуска антенна
убирается в специальную
нишу и не подвергается
никаким внешним воздействиям, как это свой
ственно изделию предыдущего поколения.
Однако в новом МИПе остались все положи
тельные качества Селены ИТ: одноконтейнер
ный вариант построения, применение гидравли
ческих подъмно разгрузочных устройств, что
дат возможность выгружать комплекс
с КамАЗа или другой платформы самостоятель
но, не прибегая к подъмным кранам, и т. п.
Одноконтейнерный вариант исполнения позво
ляет значительно снизить затраты при транспор
тировке в любую точку, будь то авиационный
транспорт, автомобильный или любой другой.
Хотел бы упомянуть нашего генерального кон
трагента НПП ПроектТехника. Это предпри
ятие, с которым мы работаем в плане реализа
ции самого несущего контейнера. Он делается на
базе серийных, но в каждом случае это единич
ное изделие специализированный транспорт
но операторский контейнер.
Какие нибудь изобретения внедрены в МИП
ГСП?
Здесь применены примники нового поко
ления, в которых имеется устройство для адап
тивного удаления помех. Как известно, в настоя
щее время функционирует множество излучаю
щих средств радиостанции, телевизионные
вышки, часто бесконтрольных, в том числе
станции мобильной телефонной связи, что созда
т трудности в работе измерительных комплек
сов. Внедрение данного устройства их устраняет.
Это изобретение сделано нашими коллегами из
ОКБ МЭИ, с которыми мы давно и тесно сотрудни
чаем. В отношении нового комплекса в целом я
могу только сказать, что на сегодняшний день
аналоги нам неизвестны. Если взять наших коллег
по отрасли, которые занимаются подобными де
лами, то в НПОмаш работают с антенной системой
МАС 3 с ручными операциями по сборке и раз
борке, в ОАО Российские космические системы
делают мобильные комплексы в двухконтейнер
ном исполнении. Поэтому к нашему новому МИПу
уже проявляется большой интерес со стороны и
главных конструкторов ряда предприятий МИТ,
КБМ, и Минобороны, где имеют дело со стаци
онарными пунктами.
Теперь о чисто технических возможностях на
шего МИПа. Он предназначен для прима теле
метрической информации от всех существующих
и перспективных телеметрических структур, в том
числе международных. Пункт обеспечивает прим
одновременно от четырх ортогонально поляризо
ванных потоков телеметрии, что вдвое превышает
возможности и ПКТИ, и всех существующих комп
лексов наших коллег. На комплексе реализована
репортажная и оперативная обработка данных. Это
два рабочих места. С внешними абонентами комп
лекс может связываться как по спутниковым, так и
по проводным каналам связи для этого есть
соответствующая стыковочная панель. В следую
щем комплексе заложена и радиорелейная систе
ма. МИП может использоваться как в составе из
мерительных комплексов полигона или космодро
ма, так и автономно. Отличительная особенность
нового МИПа ещ и в высокой степени автономно
сти. Нам не нужны какие то внешние обеспечива
ющие структуры для того, чтобы, прибыв на место,
развернуться, закрепиться и провести работы. При
вязка, ориентация, расчт целеуказаний по началь
ным условиям, энергопитание, связь вс это
имеется в составе МИПа
ГСП.
В планах у нас, после дан
ного пилотного экземпля
ра МИПа, следует комп
лекс, создаваемый в рам
ках ОКР для космодрома
Восточный (срок август
этого года), а в следующем
году МИП для космо
дрома Байконур. Они уже
находятся на стапелях за
вода изготовителя.
Беседовал Николай
ДОРОЖКИН
Редакция благодарит
за помощь А.И. Козлова,
учного секретаря НТС
ОАО НПО ИТ.
Фото из архива НПО ИТ
Четвртого июня в ОАО НПО ИТ состоялась презентация из
делия, созданного на предприятии. Оно представляет собой
новое поколение перебазируемых информационно измери
тельных комплексов телеметрических измерений (ПКТИ), но
сит скромное наименование Мобильный измерительный пункт
с гиростабилизированной платформой (МИП ГСП).
Генеральный директор
главный конструктор НПО ИТ
В.Ю. Артемьев.
Начальник отдела О.В. Ковалв.
МИП ГСП в рабочем положении.
Команда МИП ГСП.
Дежурный оператор МИПа на посту.