background image
четверг
k
78, 10 июля 2014 г.
Выпуск 97
К 100 ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Владимир Николаевич Челомей родился 30
июня 1914 года в семье учителей в губернском
городе Седлеце Привисленского края (ныне
территория Польши). Его детство и юность про
шли в Полтаве. В 1926 году семья переехала в
Киев. После окончания семилетней трудовой шко
лы Володя поступил в Киевский автомобильный
техникум. А в 1931 году в отдел двигателей внут
реннего сгорания Киевского филиала НИИ про
мышленной энергетики, основанного на террито
рии Киевского политехнического института, были
направлены на работу в качестве техников не
сколько выпускников, среди которых был и Вла
димир.
В 1932 году Челомей поступил на авиационный
факультет Киевского политехнического институ
та, позже преобразованного в Киевский авиаци
онный институт (КАИ) имени К.Е. Ворошилова.
Учбу Челомей успешно совмещал с работой тех
ником конструктором в филиале НИИ граждан
ского воздушного флота.
В 1933 году В.Н. Челомей написал первую науч
ную работу по тепловому расчту авиадвигателя.
После обсуждения на кафедре она была опубли
кована в сборнике научных трудов института.
Формирование Владимира Николаевича как уч
ного произошло именно в студенческие годы
появилось глубокое, сохранившееся на всю жизнь
увлечение механикой и в особенности теорией
колебаний применительно к решению практиче
ски важных задач.
Одновременно с учбой в Киевском авиацион
ном институте Челомей систематически слушал
курсы по математическому анализу, теории диф
ференциальных уравнений, математической фи
зике, теории упругости, механике, читавшиеся
тогда в Киевском университете. Летом 1935 года,
будучи на практике на Запорожском моторостро
ительном заводе 29 имени П.И. Баранова, он
проявил свои знания на деле. На заводе было
напряжнное положение: важнейшая деталь дви
гателя коленчатый вал часто выходила из
строя. Создалась угроза срыва плановых сроков.
Помочь заводу вызвался практикант Владимир
Челомей. Ему было ясно: причина в резонансных
явлениях, к поломке вала приводит резкое усиле
ние вибраций на определнных частотах его вра
щения. Челомей составил уравнение, углубился в
расчты и оказался прав: коленчатый вал надо не
утолщать, а наоборот облегчить, тогда вся
система выйдет из опасной резонансной области.
Вот такую, казалось бы, парадоксальную реко
мендацию дал студент. И двигатель заработал.
На последних курсах студент Челомей получил
право свободно посещать лекции и сдавать экзаме
ны экстерном. В 1937 году, на год раньше положен
ного срока, Владимир с отличием закончил инсти
тут. Его дипломная работа Колебания в авиацион
ных двигателях была признана выдающейся.
Так это
было
Вышло в свет уточнн
ное повторное издание
книги Так это было о
жизни и деятельности уч
ного, руководителя и орга
низатора работ в области
исследований перспектив
развития РКТ, наземной
отработки и управления
космическими полтами.
Книга выпущена в двух то
мах. Первый том допол
нен значительным коли
чеством фотографий.
Первое издание было под
готовлено под научной ре
дакцией академика РАН
Н.А. Анфимова.
Первая часть книги мемуары Ю.А. Мозжорина 50 лет в ракетно
космической отрасли включает в себя описание яркого жизненного
пути Юрия Александровича, затрагивает наиболее значительные ракетно
космические проекты и споры вокруг них, рассказывает о вкладе в созда
ние ракетно космической техники главных конструкторов и далеко не
простых взаимоотношениях между ними в ходе этой необычайно ответ
ственной работы. Мемуары содержат множество интереснейших эпизо
дов из истории становления отрасли и деятельности НИИ 88 (ЦНИИмаш)
института, в течение 30 лет возглавляемого Ю.А. Мозжориным,
сохраняют личные оценки Юрия Александровича, бывшего непременным
участником, а во многих случаях и председателем основных государ
ственных, межведомственных комиссий и советов, тех или иных событий,
которыми была чрезвычайно богата его жизнь. Вторую часть книги со
ставляют воспоминания людей, близко знавших Ю.А. Мозжорина.
Пресс служба ЦНИИмаша
После службы в рядах Советской
армии я в 1962 году вернулся на род
ное предприятие НПО Энергия и стал
заниматься автономной системой из
мерения ударных перегрузок, возника
ющих при приземлении спускаемого
аппарата.
В то время автоматика системы при
земления (АСП) имела некоторые за
мечания в части работы системы при
посадке спускаемого аппарата. Дело в
том, что при нештатной работе АСП
могли возникнуть ударные перегруз
ки, несовместимые с жизнью космо
навтов. В связи с этим Главный конст
руктор С.П. Королв уделял этим воп
росам большое внимание.
При отработке автоматики системы
приземления в составе эксперименталь
ной установки на аэродроме недалеко
от города Феодосии грузовой самолт,
на борту которого устанавливался спус
каемый аппарат, поднимался на высоту
примерно 10 километров, после чего
происходил сброс спускаемого аппара
та и включалась в работу АСП.
Перед этим испытания АСП и других
систем автоматики проводились на
аэродроме в одном из самолтных ан
гаров. Спускаемый аппарат, обвешен
ный десятками кабелей, проходил пред
полтные автономные испытания. По
здно вечером в 22.30 неожиданно для
нас в ангар вошл С.П. Королв с кол
Генеральный конструктор академик В.Н. Челомей
После окончания КАИ В.Н. Челомея пригласили
работать в Институт математики Академии наук
УССР в Киеве. Но со своей альма матер он не
порвал, а стал читать там лекции студентам. В
Институте математики он продолжил работу над
проблемой динамической устойчивости упругих
систем.
В 1939 году в Киевском политехническом ин
ституте Владимир Николаевич защитил кандидат
скую диссертацию на тему Динамическая устой
чивость элементов авиационной конструкции. В
1940 м молодой учный был принят в специаль
ную докторантуру при Академии наук СССР в
числе лучших кандидатов наук, выдвинутых от
всех республик страны.
Работая в Киеве, войну Владимир Николаевич
встретил в Москве, куда приехал в командировку
в ЦИАМ имени П.И. Баранова. Уехать обратно в
Киев не удалось, он остался работать в ЦИАМе,
став на всю жизнь москвичом.
1 июля 1941 года Челомей был зачислен на
должность начальника группы реактивных двига
телей. Во второй половине 1942 го ему удалось
вплотную подойти к созданию двигателя нового
типа пульсирующего воздушно реактивного
двигателя (ВРД). В 1943 году Владимиром Нико
лаевичем был разработан экспериментальный
пульсирующий двигатель прямой реакции ВЧ 1
(Владимир Челомей 1), а чуть позже ВЧ 2 и
стенд для его испытаний.
14 июня 1944 года, после применения немцами
самолтов снарядов Фау 1, нарком авиапрома
А.И. Шахурин, командующий ВВС А.А. Новиков и
В.Н. Челомей были вызваны в Кремль к Г.М. Ма
ленкову, курирующему промышленность. Перед
ними была поставлена задача: создать новое ору
жие беспилотную боевую технику. Челомей в
это время рассматривался только как двигате
лист.
19 августа 1944 года тридцатилетний Влади
мир был назначен на должность начальника отде
ла 6 в ЦИАМе, но уже ровно через месяц, 19
сентября, стал директором и главным конструк
тором завода 51 (бывшая фирма Н.Н. Поликар
пова), при этом оставаясь и на прежней должно
сти. Перед ним была поставлена задача спроекти
ровать, построить и испытать самолт снаряд типа
Фау 1, получивший название 10Х. 16 сентяб
ря 1945 года за успехи в научно исследователь
ских работах по авиамоторостроению в период
Великой Отечественной войны В.Н. Челомей был
награждн орденом Ленина.
За период с 1944 по 1953 год коллективом
предприятия был спроектирован, создан и принят
на вооружение целый ряд крылатых ракет с пуль
сирующим ВРД, предназначенных для боевого
применения в составе самолтов Ту 2 и Пе 8, а
также с наземных и морских пусковых установок.
В 1953 году ОКБ В.Н. Челомея, как и ряд других
предприятий, было закрыто. Послевоенные годы
время трудного становления ракетной техники.
Для доказательства необходимости продолже
ния начатой работы от конструктора В.Н. Челомея
потребовалась огромная настойчивость. В 1954
году на заводе 500 (в Тушине) была организова
на специальная конструкторская группа (СКГ) в
составе 20 человек, ранее работавших на заводе
51. Вскоре она разрослась до 200 человек. Пе
ред ними была поставлена задача создания бое
вых комплексов ракетного вооружения для под
водных лодок.
Революцию в развитии ракетной техники про
извела идея Владимира Николаевича о раскрытии
крыла ракеты не перед стартом, а во время пол
та. Такое техническое решение в настоящее время
признано во всм мире. Оно имеет ряд существен
ных преимуществ. Американские конструкторы
пошли по этому пути значительно позже.
В 1955 году СКГ была реорганизована в союз
ное Опытно конструкторское бюро 52, на кото
рое были возложены задачи по разработке и со
зданию комплексов с крылатыми ракетами для
перевооружения Военно морского флота. Глав
ным конструктором и начальником ОКБ 52 был
назначен В.Н. Челомей.
Период с 1956 по 1965 год можно охарактери
зовать как этап абсолютного признания Владими
ра Николаевича и его КБ в ряду ведущих предпри
ятий оборонной отрасли промышленности, что
позволило выдержать жсткую конкуренцию с
такими гигантами, как КБ Микояна, Ильюшина,
Бериева и
завоевать право на участие в перевоо
ружении ВМФ.
В 1959 году В.Н. Челомей был назначен гене
ральным конструктором авиационной техники. К
этому времени в связи с бурным развитием науки
и космической техники появились новые задачи,
решению и практическому воплощению которых
посвятил этот период жизни учный и конструк
тор. В начале 1960 х годов деятельность объеди
нения была сосредоточена на трх важнейших
направлениях: создание боевых комплексов с
противокорабельными и стратегическими крыла
тыми ракетами морского, наземного и авиацион
ного базирования; комплексов с межконтинен
тальными баллистическими ракетами и ракет
носителей космических аппаратов; космических
аппаратов и систем научного и военного назначе
ния.
В 1965 году стартовала челомеевская ракета
Протон, которая и по сей день составляет осно
ву нашего космического транспорта. Орбиталь
ные станции Алмаз, Мир и научные модули,
тяжлые транспортные корабли, геостационар
ные спутники, межпланетные станции Вега,
Венера, Фобос
и другие аппараты выводятся
носителями Протон.
Счастливо складывалась научная деятельность
Владимира Николаевича. В 1951 году он защитил
в МВТУ имени Н.Э. Баумана докторскую диссерта
цию по исследованию изгибно крутильных коле
баний авиационных двигателей. Годом позднее
по представлению учного совета МВТУ имени
Н.Э. Баумана В.Н. Челомею присвоили звание
профессора. В 1958 году он был избран членом
корреспондентом АН СССР по специальности
Механика, а в 1962 м по той же специально
сти действительным членом АН СССР.
В 1960 году В.Н. Челомей основал в МВТУ
имени Н.Э. Баумана кафедру Динамика машин
и бессменно руководил ею да конца жизни.
В 1964 году Владимир Николаевич был награж
дн золотой медалью имени Н.Е. Жуковского За
лучшую работу по теории авиации, а в 1977 м
золотой медалью имени А.М. Ляпунова выс
шей наградой АН СССР За выдающиеся работы
в области математики и механики, которой очень
гордился.
Деятельность В.Н. Челомея высоко оценена
нашим государством. Он дважды был удостоен
звания Герой Социалистического Труда (1959,
1963 гг.), награждн пятью орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции и медалями
Советского Союза. В.Н. Челомей лауреат Ле
нинской (1959 г.) и трх Государственных премий
СССР (1967, 1974, 1982 гг.). Скончался Владимир
Николаевич Челомей 8 декабря 1984 года.
Анатолий ЕРМЕНКО, Михаил КОВБИЧ
БУДНИ КОСМОНАВТИКИ
легами. Он быстро прошл в комнату,
дверь которой была совсем близко от
спускаемого аппарата. Было хорошо
слышно, как Сергей Павлович, прово
дя совещание, отчитывал руководите
ля проектного подразделения Павла
Владимировича Цыбина за то, что пру
жинный щуп, который устанавливался
на днище спускаемого аппарата, был
укорочен. Как я понял, П.В. Цыбин и его
подчиннные не могли удовлетвори
тельно объяснить это Королву.
Совещание и работа с изделием за
кончились поздно ночью. На следую
щий день рано утром, примерно в че
тыре пять часов, проводился сброс
спускаемого аппарата с самол
та. Я и мои сотрудницы Вера Алек
сеевна Жарова и Людмила Ива
новна Смирнова стояли на аэро
дроме и наблюдали, как на ог
ромных жлтых парашютах сни
жается спускаемый аппарат.
День был летний и тплый, на
небе ни облачка. Когда аппа
рат был совсем близко от зем
ли, произошл сильный хлопок.
Это означало, что включились
двигатели мягкой посадки
значит, автоматика системы при
земления сработала в штатном
режиме. После этого неожидан
но к нам подъехал военный га
зик и из него вышел С.П. Коро
лв. Он поздоровался с нами,
поздравил с успешной работой
и после непродолжительной бе
седы уехал должен был ле
теть на Байконур.
Я долгое время не понимал,
почему Сергей Павлович уделил
внимание именно нам моло
дым специалистам. Только через неко
торое время я узнал, что муж В.А. Жа
ровой работал в ВПК и курировал наше
предприятие. Казалось бы, ничего осо
бенного? Но для Королва мелочей не
было
Виктор ДОБРОЛЮБОВ, ветеран РКК
Энергия, автор 40 изобретений
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Рабочие сутки
Главного конструктора