background image
C
M
Y
K
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
78, 10 июля 2014 г.
Выпуск 97
ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИИ
Принято считать, что гуманизм
(от латинского гуманус челове
ческий) мировоззрение, появив
шееся 600 лет назад в Западной Ев
ропе в эпоху Возрождения. Понятие
это включает в себя любовь к людям,
уважение человеческого достоин
ства, заботу о благе людей. В то вре
мя шла борьба передовых людей Ев
ропы (мыслителей, художников, по
этов, писателей, учных), которых
стали называть гуманистами, с за
сильем церкви и средневековой схо
ластики. Об истории гуманизма эпо
хи Возрождения написана замеча
тельная работа русско
го философа А.Ф. Ло
сева. Пройдя длинный
путь развития в не
сколько исторических
этапов, современный
гуманизм определяет
ся так: утверждение
ценности человека как
личности, его нрава на
свободу, счастье, раз
витие, проявление сво
их способностей.
Если обратиться к
истории человечества,
то можно увидеть, что
вовсе не эпоха Возрож
дения открыла для че
ловечества понятие гу
манизма. Гуманистами
были неликие мыслите
ли древности, которые
задумывались о совер
шенствовании жизни и
самого человека и ис
кали пути к этому. Древ
неримский политик и
философ Цицерон оп
ределял гуманизм как
высшее культурное и
нравственное развитие
человеческих способностей в эстети
чески законченную форму в сочетании
с мягкостью и человечностью. Исходя
из равенства людей при рождении и
необходимости их физического и нрав
ственного совершенствования в тече
ние всей жизни, возникли религиоз
ные учения, составившие основу иуда
изма, христианства, мусульманства,
буддизма и др. Нравственным гумани
стическим учением было и конфуци
анство, возведнное в Китае в ранг
религии и бывшее в нм государствен
ной идеологией до XX века.
Гуманистами являются и те, кто
заботится о благе людей и их нрав
ственном совершенствовании на ос
нове литературы, искусства, меди
цины: все великие врачи, писатели,
поэты, художники, музыканты, акт
ры. Облагораживая и развивая чело
века, они работают на благо гуманиз
ма, как и все великие педагоги, уч
ные, просветители. Есть и ещ одна
категория гуманистов это те, кто
КНИЖНАЯ ПОЛКА
своим самоотверженным и упорным
трудом сумел поднять порабощнные
народы на борьбу за свободу и незави
симость своих стран, так как поработи
тели, как правило, сами не уходят. Нет
лгкого пути к свободе, говорил
индиец Джавахарлал Неру, и вторил
ему африканец Нельсон Мандела. Не
сомненно, гуманистами являются ве
ликие революционеры, деятельность
которых направлена на борьбу за дос
тойное человеческое существование
народов. Есть и ещ одна совершенно
особая категория гуманистов, когда
человек ради спасения других или ради
высокой цели жертвует своим благо
получием, а иногда и жизнью. Это ве
ликие подвижники. К ним, конечно же,
относятся революционеры и освобо
дители народов, но и не только они.
А.П. Чехов писал о подвижниках, что
они олицетворяют высшую нравствен
ную силу и нужны в нашей жизни, как
солнце: Составляя сильный, поэти
ческий и жизнерадостный элемент об
щества, они возбуждают, утешают и
облагораживают.
Всех даже очень известных в мире
гуманистов в одной популярной книге
охватить невозможно, и поэтому в этой
книге будут представлены лишь наи
более значительные представители тех
групп, о которых было сказано. Заду
мав написать такую книгу, я помнила
слова древнего философа Сенеки:
Воспоминания о великих людях так
же полезны, как и их присутствие. Что
касается основателей мировых рели
гий и религиозных деятелей, то это
тема для богословов, и хотя их гумани
стическая роль несомненна, их в этой
книге не будет.
Первая глава посвящена борцам за
социальную справедливость. Это деяте
ли Нидерландской, Английской, Вели
кой французской революций, вождь Ки
тайской революции 19111912 гг. Сунь
Ятсен, вожди социалистических револю
ций, борцы против рабства и апартеида,
лидеры национально освободительных
движений, борцы за равноправие жен
щин. Во второй главе приводятся био
графии великих медиков от древности
до наших дней. Третья глава посвящена
великим литераторам, чьи книги воспи
тывали и воспитывают человечество в
гуманистическом духе. Четвртая седь
мая главы (мыслители, художники, му
зыканты, великие подвижники) являют
ся содержанием второй книги. Биогра
фии в каждой главе расположены в хро
нологическом порядке.
Предлагаемая читателям книга
результат большого труда. Это своего
рода энциклопедия гуманизма, очень
нужная в наше время. Чтобы создать
подобное, нужен очень большой заряд
гуманизма!
Автором проекта был профессор
МЭИ Лев Николаевич Щукин, в про
шлом сотрудник ОКБ 1 С.П. Корол
ва. Идея, формулы, расчты, эскизы
вс было готово в 1980 году. В основе
проекта принцип летающего кры
ла. Л.Н. Щукину и его коллегам пона
добилось свыше пятнадцати лет, что
бы доказать: русская тарелка не толь
ко может летать. В отличие от любого
самолта, она практически безаварий
на и даже при отказе обоих двигателей
мягко спланирует на землю или на воду.
В разработке аппарата ЭКИП участво
вали ведущие отечественные предприя
тия: Саратовский авиационный завод,
НПП Триумф, НПО Энергия, НПО
Сатурн, МКБ Прогресс, Авиацион
ный концерн ЭКИП, ФГУП ЦАГИ име
ни профессора Н.Е. Жуковского, НИИ
Геодезия и др. Первое стендовое ис
пытание маломасштабной модели
ЭКИПа авторы провели в 1982 году в
НИИ Геодезия (г. Красноармейск). На
ЗЭМе были изготовлены два девятитон
ных корпуса летательного аппарата. В
НПО Энергия были испытаны двига
тельные установки. На гидроканале
ЦАГИ была продемонстрирована про
бежка модели на воздушной подушке.
Результаты испытаний свидетельство
вали решение найдено, поиск ведт
ся в правильном направлении.
Итак, ЭКИП это проект многофун
кционального безаэродромного лета
тельного аппарата с дисковидным
фюзеляжем (отсюда и сравнение с ле
тающей тарелкой). Безаэродромность
аппарата достигается тем, что в нм
вместо шасси используется воздуш
ная подушка. ЭКИП, как это следует из
описания, относится к классу экрано
лтов, то есть летательных аппаратов,
связанных с использованием экранно
го эффекта явления резкого увели
чения подъмной силы крыла при по
лте вблизи экранирующей поверхно
сти (воды, земли и т. д.). Экранный
эффект это та же воздушная по
душка, только образуемая путм на
гнетания воздуха не специальными ус
тройствами, а динамически набегаю
щим потоком воздуха. Известно не
сколько экранопланов военного назна
чения, созданных для полтов на ма
лой высоте (так их труднее обнаружи
вать противнику). Экранолт отличает
ся от экраноплана тем, что может ле
тать и на малой, и на большой высоте.
Главной конструктивной особенно
стью ЭКИПа было наличие специаль
ной системы снижения лобового со
противления и стабилизации, которая
была представлена вихревой системой
управления течением пограничного
слоя (УПС) воздуха, а также дополни
тельной плоскосопельной реактивной
системой, которая предназначалась
для управления аппаратом при взлт
но посадочных режимах и небольших
скоростях. Система УПС запатентована
в России и за рубежом: в США, Канаде
и Европе.
Есть и другие достоинства аппара
тов ЭКИП. Длина разбега на любой по
верхности (песок, снег, вода, болотис
тая местность) не превышает 600 мет
ров. Модели аппарата могли иметь
взлтный вес от 12 до 360 тонн и осу
ществлять транспортировку груза мас
сой от 4 до 120 тонн. Высота полта
составляла бы от 3 метров до 10 кило
метров. Крейсерская скорость полта
610 км/ч. Помимо этого, ЭКИП мог
осуществлять полты в режиме экра
ноплана, плавно скользя над земной
или водной поверхностью. Двухрежим
ный двигатель мог работать и на керо
сине, и на специальном экономичном
водно эмульсионном топливе. В каче
стве топлива можно было также ис
пользовать природный газ или водо
род.
Аппараты ЭКИП предназначались
для транспортировки грузов и пасса
жиров. Они могут без проблем исполь
зоваться в труднодоступных районах
планеты, к примеру, на Крайнем Севе
ре. ЭКИП мог бы стать незаменимым
для проведения разведки и патрулиро
вания, использования в чрезвычайных
ситуациях: при спасении людей на воде,
тушении лесных пожаров.
К сожалению, революционный про
рыв в авиации совпал в России с пе
риодом либеральных реформ, ко
торые на долгие годы заслонили со
бой вс остальное. В 1994 году полу
тораметровая модель аппарата весом
120 кг поднялась с территории Сара
товского авиазавода. Казалось, ещ
немного и коллектив авторов мо
жет приступать к созданию уже ре
альных машин. В 1996 году Б.Н. Ель
цин пообещал на это немалую сумму,
решение было внесено в бюджет от
дельной строкой. Но выделенные
деньги ушли в неизвестном направ
лении. В 2001 году проект был оста
новлен из за отсутствия финансиро
вания, а вскоре умер Лев Николаевич
Щукин
За рубежом интерес к русской та
релке проявился с момента е появ
ления. Эксперты NASA признали бе
зусловную перспективность ЭКИПа.
Американцы делали попытки перема
нить проект. Под площадку для дея
тельности сотрудников саратовского
завода отводились целый послок и
завод в США при условии передачи
Штатам авторских прав. Немецкие фир
мы просили концерн ЭКИП выпол
нить научно исследовательскую и кон
структорскую часть работ, а сборку
аппаратов Германия оставляла за со
бой. Китайцы предлагали разделить
прибыль от производства ЭКИПа на
три равные части: России, авиакосми
ческому агентству Китая и китайскому
же спонсору. Но директор Саратовско
го авиазавода Александр Ермишин ре
шил: ЭКИП из страны не увозить, права
на него останутся за Россией.
А в Интернете (http://sea transport.ru/
ekranoplani/360 ekip.html) есть инфор
мация о том, что некий консорциум,
объединяющий несколько европейских
и российских исследовательских групп
из университетов и промышленных
предприятий, получил грант на прове
дение исследований течений, подоб
ных обтеканию ЭКИПа. Этот проект
называется Вихревая ячейка 2050
(VortexCell 2050) и выполняется в рам
ках 6 й Европейской рамочной про
граммы).
Артм ПЕТРОВ
ЭКИП начинался в нашем городе
Великие гуманисты
Новая книга Евгении Михайловны Шипициной
сразу привлекает внимание своим заглавием.
Однако термин гуманист можно понимать по
разному. Зная это, автор уже во введении вно
сит ясность.
В интервью начальника цент
ра аэрогазодинамики и теп
лообмена ЦНИИмаша Ю.М.
Липницкого (Город науки
96, КП 51 от 30.04.2014
года) упоминается летатель
ный аппарат ЭКИП. Несколько
читателей обратились в ре
дакцию с просьбой рассказать
об этом проекте. Напомню, что
об аппарате, название кото
рого аббревиатура слово
сочетания экология и про
гресс, впервые газета сооб
щала ещ в девяностые годы,
когда офис концерна ЭКИП
находился в Королве. Да и
вообще вся история этого уни
кального технического реше
ния, которое американцы на
зывают русской летающей
тарелкой, тесно связана
с нашим городом.
Физик Люк Бутчер из Кембриджского университета
выдвинул предположение о том, что в пространстве
времени могут существовать кротовые норы (чер
воточины), которые остаются в открытом состоянии в
течение достаточного количества времени, чтобы по
слать через них фотон вперд или назад во времени.
Путешествие во времени одна из любимейших тем
научной фантастики, которая, однако, рассматривается
всерьз и учными, по крайней мере, в теории. Идея
кротовой норы туннеля в пространстве времени,
который начинается в одной точке, а заканчивается в
другой, связывая между собой прошлое и будущее,
была выдвинута ещ Альбертом Эйнштейном.
Но считалось, что подобные туннели могут суще
ствовать лишь в течение очень малого промежутка
времени, которого недостаточно не только для того,
чтобы сквозь них мог бы пройти человек, но даже
фотон, движущийся со скоростью света. Поэтому о
путешествиях во времени учные в течение десятиле
тий всерьз не говорили, пока в 1988 году Кип Торн не
ВЕСТИ ИЗ СЕТИ
Путешествие во времени?
предложил концепцию удержания
кротовых нор в открытом состоя
нии в течение более длительного про
межутка времени. Его идея состояла
в том, чтобы держать туннель откры
тым, используя отрицательную энер
гию так называемую энергию Ка
зимира. И хотя эту мысль многие со
чли многообещающей, никто не мог
себе представить, каким образом
можно создать энергию Казимира
внутри червоточины.
В своей работе Люк Бутчер дока
зывает, что энергия Казимира может
существовать в кротовых норах
сама по себе, а значит, туннели сквозь пространство
время могут оставаться открытыми значительно доль
ше, чем считалось ранее. По подсчтам Бутчера, через
них вполне возможно послать элементарные части
цы, например, фотоны. Таким образом, хотя физика
кротовых нор пока недостаточно изучена, суще
ствует реальная вероятность того, что червоточины
можно использовать для отправки световой инфор
мации вперд и назад во времени.
Источник: naked science.ru.
depositphotos.com
Кротовая нора в представлении художника.
Аппарат ЭКИП пассажирский вариант.