background image
вторник
k
86, 29 июля 2014 г.
C
M
Y
K
ВРЕМЯ И МЫ
Часть II
После смерти царей Ивана IV Гроз
ного и Фдора I Иоанновича речь шла
не об очередном акте передачи влас
ти от одного наследника к другому.
Ситуация была действительно нео
рдинарная: пресеклось правление
древней династии Рюриковичей, ко
торые возглавляли Русь начиная с IX
века, то есть почти семь столетий.
Ставший в 1598 году царм Борис
Годунов принадлежал к худородному
боярскому роду второго эшелона,
и уже в силу этого обстоятельства его
власть в глазах простого народа не
являлась полностью легитимной. Сти
хийные бедствия, неурожаи, голод,
массовые смерти, предшествовавшие
Смутному времени, были восприня
ты людьми как кара Господня. Они
практически полностью подорвали
доверие как к самому Годунову, так и
к остальным (впрочем, весьма не
многочисленным) представителям
этой династии (но, разумеется, не к
самому институту монархии, как та
ковому).
Все эти события привели к возник
новению серьзного политического,
государственного и социально эко
номического кризиса. Впрочем, ос
новные события периода Смутного
времени достаточно хорошо извест
ны, и подробно останавливаться на
них нет никакой необходимости. Тем
не менее я вс таки коснусь двух мо
ментов, которые, на мой взгляд, не
очень корректно интерпретируются
официальной историографией.
Русско польская война 16091618
годов обычно ассоциируется с втор
жением войск Речи Посполитой на
территорию Российского государства
с целью его захвата и покорения; то
есть воспринимают е как банальную
агрессию против ослабленного и пе
реживающего кризис соседа. На са
мом деле при объективном рассмот
рении ситуации претензии поляков
на Московский престол являлись не
совсем беспочвенными.
Если проводить какие либо исто
рические параллели, то Смутное вре
мя чрезвычайно напоминает Столет
нюю войну, длившуюся с 1337 по
1453 год между Англией и Франци
ей. Главной причиной этой войны
были абсолютно законные притяза
ния английского короля Эдуарда III
на освободившийся французский
престол.
В тот момент там тоже пресеклась
прямая линия правившей Францией
на протяжении многих веков древней
династии Капетингов. Эдуард III по
материнской линии был внуком фран
цузского короля Филиппа IV Краси
вого и, следовательно, одним из глав
ных претендентов на французскую
корону.
Естественно, французская аристок
ратия не могла пойти на подобный
вариант насильственного поглоще
ния своего государства, и в 1328
году французским королм был про
возглашн Филипп VI Валуа (пред
ставитель боковой ветви генеало
гического древа Капетингов). С фор
мальной точки зрения, он имел на
французский престол не больше
прав, чем тот же Эдуард III, но пользо
вался поддержкой большинства
французских пэров.
Начавшаяся как локальный динас
тический конфликт, война приняла
вскоре затяжной характер и выли
лась в противостояние между анг
лийской и французской нациями.
Кстати, окончательно е последствия
(на ментальном уровне) не изжиты и
до сих пор. Она принесла многочис
ленные бедствия жителям обеих стран
(особенно Франции, население кото
рой в результате этой войны сократи
лось на две трети).
В России, во время сопровождав
шей Смутное время политической че
харды, в 1610 году царм и Великим
князем всея Руси был провозглашн
15 летний сын польского короля Си
гизмунда III Владислав Ваза. И хотя
реально царь Владислав Жиамонти
нович (под этим именем он формаль
но возглавлял Российское государ
ство) никогда не правил Русским цар
ством, свой титул он получил почти
легитимно.
Дело даже не в том, что царм его
объявило Московское переходное пра
вительство, состоящее из семи бояр
(известная по всем учебникам семи
боярщина), и что это решение юриди
чески оставалось в силе вплоть до 1613
года (до коронации первого царя из
династии Романовых Михаила Ф
доровича). Любопытно, что титулом
Великого князя Московского Владис
лав продолжал пользоваться вплоть
до 1634 года.
Если рассмотреть ситуацию объек
тивно и непредвзято, можно прийти к
выводу, что династических прав на
российский престол у поляка Вла
дислава Ваза было не намного мень
ше, чем у русского Михаила Романо
ва. Отец Владислава, Сигизмунд III
Ваза, был сыном короля Юхана III и
Екатерины Ягеллонки, представи
тельницы династии Ягеллонов и прав
нучки знаменитого князя Ягайло. На
помню, что матерью Владислава Ягай
ло была русская княгиня Ульяна Алек
сандровна из рода Рюриковичей.
Таким образом, декоративный
царь Владислав также являлся хотя и
дальним, но совершенно законным
потомком князя Рюрика и в силу это
го мог обоснованно претендовать на
опустевший российский престол.
Разумеется, никто не станет утвер
ждать, что Михаил Фдорович Рома
нов вообще не имел никакого отно
шения к Рюриковичам. Родство, хотя
и не очень близкое, вс же имело
место: он был двоюродным племян
ником старшего сына Ивана Грозно
го и одновременно последнего царя
из прямых Рюриковичей Фдо
ра I Иоанновича.
Таким образом, с избранием Миха
ила Фдоровича Романова на цар
ство Земским собором в феврале
1613 года нарушенная преемствен
ность власти была восстановлена. Но
все (и правящая элита, и простой на
род) прекрасно понимали, что эта пре
емственность является достаточно
условной и не имеет дополнительной
ресурсной поддержки в виде мно
говековой и признанной всеми соци
альными слоями истории.
Для того чтобы окончательно пре
одолеть брожение умов и подтвер
дить легитимность новой династии,
был применн достаточно удачный
управленческий прим, который пол
ностью легитимировал и закрепил из
брание Михаила I.
В 1619 году патриархом Москов
ским и Всея Руси стал отец царя Ми
хаила I Филарет (в миру боярин
Фдор Никитич Романов). Его возве
дение в чин Патриарха совершил при
бывший для этого в Москву Иеруса
лимский Патриарх Феофан III. До кон
ца жизни Патриарх Филарет был офи
циальным соправителем своего сына
царя Михаила I.
Таким образом, правящий тан
дем одновременно решил сразу две
задачи: сын помог отцу стать главой
Русской православной церкви, а тот,
в свою очередь, обеспечил ему сто
процентную поддержку пользовав
шихся огромным влиянием и автори
тетом церковных структур и, следо
вательно, всего российского обще
ства. Так что последние сомнения
(если у кого то они ещ оставались)
были окончательно развеяны.
Авторитет монаршей власти после
всех передряг Смутного времени не
только не ослаб, но и значительно
укрепился. Обществу был продемон
стрирован наглядный пример того,
что даже самая сильная рука го
раздо лучше безвластия и вызванных
им негативных явлений. Смутное вре
мя парадоксальным образом ещ
больше консолидировало общество
и укрепило его в мысли о том, что
российская государственность дол
жна строиться по принципу: Одна
страна один хозяин.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Алексей ФЕДОСЕЕВ,
обозреватель
Alf.gazeta@mail.ru
Борис Годунов, Владислав Ваза
и Михаил Романов
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Встречаться и обсуждать различ
ные актуальные темы с руководите
лями и членами Королвского хутор
ского казачьего общества становит
ся для КП доброй традицией. В этот
раз с нашим корреспондентом бесе
довал
атаман Королвского хуторс
кого казачьего общества, войсковой
старшина Владимир Самолдин
.
Владимир Альбертович, что но
вого происходит у королвских каза
ков?
Нынешний год, к сожалению,
начался для нас с трагического собы
тия умер наш атаман, казачий пол
ковник Олег Игоревич Орлов. Но мы,
как можем, стараемся продолжать на
чатое им дело.
24 июня исполнилось четыре года
с момента создания нашего обще
ства, а 1 июля мы были включены в
Государственный реестр казачьих
обществ России. Для нас последнее
событие было очень знаменательным,
в том числе из за того, что в Москов
ской области мы
стали первым каза
чьим обществом,
включнным в этот
реестр.
Теперь мы явля
емся самостоя
тельной, с юриди
ческой точки зре
ния, общественной
организацией, имеющей право всту
пать в договорные отношения, в час
тности, с органами государственной
власти и местного самоуправления.
О каком событии вам хотелось
бы рассказать особо?
До сих пор и я, и мои товарищи
находимся под впечатлением от уча
стия в крестном ходе, посвящнном
700 летию со дня рождения препо
добного Сергия Радонежского. Эта
дата имеет огромное значение не
только для основанной им Троице
Сергиевой лавры и Сергиева Посада,
но и для всей православной России.
Праздничные мероприятия продол
жались несколько дней, а наша деле
гация приняла в них участие 16 июля.
Мы были в составе сводного каза
чьего отряда, в который входили ка
заки Московской, Тверской, Ярослав
ской и Ростовской областей. Во вре
мя крестного хода казаки составля
ли, если можно так выразиться, эс
корт Патриарха Московского и Всея
Руси Кирилла, который шл во главе
процессии.
Мне сложно передать словами, на
сколько торжественным и грандиоз
ным было это шествие, насколько си
лн был дух единения и паломников,
и гостей, и всех остальных верую
щих, принявших в нм участие. В СМИ
писали, что всего в крестном ходе
участвовали 35 тысяч человек, но это
количество, как мне представляется,
учитывает лишь официально зареги
стрировавшихся. На самом деле лю
дей там было гораздо больше, я ду
маю около 100 тысяч человек.
Попробуйте представить себе та
кую картину: мы идм с Патриархом
во главе колонны, поднимаемся на
холм, я оглядываюсь и с высоты вижу
за нами целое людское море. Забыть
такое просто невозможно. Всего мы
прошли 17 километров от женского
монастыря в Хотькове до городка па
ломников в Сергиевом Посаде.
Хочу особо отметить, что все эти
17 километров Патриарх Кирилл, не
смотря на свой почтенный возраст,
бодро шл пешком и не показывал
никаких признаков усталости. В то
время как нам, сравнительно моло
Слава Богу, мы казаки!
Казачество вписало
отдельную страницу в
историю Российского
государства, и в настоящее
время роль, которую оно
играет в жизни нашей
страны, области и города,
постоянно растт. Казаки
особый народ, их точка
зрения на происходящие в
российском социуме
процессы также особая и
поэтому очень интересная.
дым людям, переход дался очень не
просто. Если бы мы не видели этого
собственными глазами, то, может
быть, и не поверили бы в чей то рас
сказ. Согласитесь, что данный факт
практически невозможно объяснить
с рациональной точки зрения; мне
кажется, что глубокая вера укрепля
ла силы Патриарха.
На протяжении всего крестного
хода по обочинам дороги стояли люди
с иконами, кто то предлагал нам по
пить воды (жара стояла очень силь
ная), а кто то даже поливал нас из
душа.
Помимо эскортного сопровожде
ния, мы, я считаю, оказали существен
ную помощь ОМО
Ну. Был один мо
мент, когда вооду
шевлнные палом
ники (а они собра
лись буквально со
всей России) в еди
ном порыве броси
лись к Патриарху.
Могла возникнуть
давка, со всеми вытекающими по
следствиями.
Что предпринять в такой ситуации?
Одно дело, когда к людям обращают
ся сотрудники полиции со стандарт
ными призывами типа: Граждане, не
толпитесь, сохраняйте спокойствие.
Наверное, это было бы совсем не к
месту. Другое дело, когда навстречу
верующим выходит фактурный ко
лоритный персо
наж с бородой, в
казачьей форме, и
говорит басом:
Братья и сестры,
призываю вас к
терпению. К счас
тью, во многом
благодаря нашему
непосредственно
му участию удалось
избежать каких
либо эксцессов и неприятных ситуа
ций.
Когда мы пришли в Сергиев Посад,
в городок паломников, Святейший
Патриарх обратился к верующим с
речью, в которой, в том числе, кос
нулся событий на Украине. Затем он
отслужил краткий молебен.
Одним словом, крестный ход
это на самом деле выдающееся со
бытие, и мы счастливы, что смогли
принять в нм участие.
Владимир Альбертович, не могу
не поинтересоваться вашей точкой
зрения по поводу того, что сейчас
происходит в Восточной Украине.
Вы и сами знаете, что там идт
настоящая гражданская война, а лю
бая война это, безусловно, страш
ная трагедия. Гибнут люди воен
нослужащие, мирное население, вс
это происходит с братским народом,
с братской страной.
Если сделать небольшой экскурс в
сравнительно недалкое историчес
кое прошлое, можно констатировать,
что Луганская область и часть Донец
кой области были территорией Все
великого войска донского, то есть
война идт по сути на казачьей зем
ле.
Поэтому наша позиция такова:
во первых, мы морально под
держиваем жителей Восточной Укра
ины, которые хотят жить в соответ
ствии со своими социокультурными
традициями и говорить на родном
русском языке;
во вторых, мы считаем, что ны
нешние киевские власти должны не
медленно прекратить карательную
операцию, в том числе обстрелы жи
лых кварталов, остановить гибель
мирного населения и сесть за стол
переговоров;
в третьих, в итоге этих перего
воров должен быть найден некий кон
сенсус, в рамках которого в обяза
тельном порядке были бы соблюде
ны все права русскоязычных жите
лей Украины.
Сейчас полным ходом идт про
цесс фактического объединения го
родов Королва и Юбилейного. Как
вы относитесь к этому?
С моей точки зрения город Юби
лейный изначально был создан ис
кусственно и представлял собой анк
лав на территории Королва.
Я бы поставил вопрос по другому:
а зачем вообще нужно было в 1990 е
годы создавать новое муниципаль
ное образование город Юбилей
ный? Мы ведь всю жизнь были вмес
те, и если бы не искусственное разъе
динение, то сейчас не пришлось бы
выполнять значительную по объму
работу, связанную с объединением
наших городов. Но произошло то, что
произошло, и объединение на дан
ный момент явля
ется единственно
правильным реше
нием. Выиграют от
него, я думаю, все
жители объеди
ннного Королва:
будет создана еди
ная транспортная,
ресурсоснабжаю
щая, социальная и
научно техничес
кая инфраструктура.
Полным ходом идт подготовка
к будущим выборам Главы и Совета
депутатов единого Королва: партии
выдвигают своих кандидатов, фор
мируют партийные списки и т. д. А как
в этом процессе участвуют королв
ские казаки?
С одной стороны, казачество
это не политическая партия, а обще
ственная организация. С этой точки
зрения мы вне политики. А с другой
стороны, казаки всегда стояли на ста
же интересов государства, его един
ства, независимости и территориаль
ной целостности.
Поэтому легитимная муниципаль
ная власть, за которую свои голоса
отдаст наибольшая часть избирате
лей, может рассчитывать на нашу бе
зусловную поддержку. Да и мы сами
непременно примем в выборах самое
непосредственное участие.
Когда с кандидатами на выборные
должности наступит полная ясность,
мы проведм в свом кругу опреде
лнное обсуждение и поделимся друг
с другом мнениями. Но кто и как из
казаков будет голосовать это лич
ное дело каждого, тут мы не вправе
никому ничего навязывать.
Беседовал
Алексей ФЕДОСЕЕВ
До сих пор и я, и мои товарищи
находимся под впечатлением
от участия в крестном ходе, по
свящнном 700 летию со дня
рождения преподобного Сер
гия Радонежского.
Мы считаем, что нынешние ки
евские власти должны немед
ленно прекратить каратель
ную операцию, в том числе об
стрелы жилых кварталов, ос
тановить гибель мирного на
селения и сесть за стол пере
говоров.
Подхорунжий Александр Язев и сотник Денис Суслов.