background image
четверг
k
87, 31 июля 2014 г.
КОРОЛВЦЫ: ВРЕМЕНА И СУДЬБЫ
C
M
Y
K
Самое масштабное празднование со
стоялось в Североморске, где присут
ствовал Верховный Главнокомандующий
Вооружнными силами России, Прези
дент Российской Федерации Владимир
Путин. Здесь ко всем перечисленным
составляющим торжественных меро
приятий добавились эволюции в гавани
тяжлых атомных ракетных подводных
крейсеров, а также показательные по
гружение и всплытие дизельной подвод
ной лодки Северного флота Калуга.
День Военно морского флота это
праздник всей России, день е гордос
ти и доблести! сказал в своей речи
Президент Российской Федерации.
Ведь патриотизм и российский флот
понятия неразрывные!
Действительно, в последнее время
началось возрождение военного фло
та. Только в 2013 году на воду было
спущено 26 кораблей. В состав флота
вошли такие мощные подводные ато
моходы, как Юрий Долгорукий и
Александр Невский, на стапелях за
ложены ещ 60 кораблей различных
классов. Российский военно морской
флаг вновь вышел на просторы миро
вого океана, наши корабли регулярно
ведут патрулирование и борются с пи
ратами в Аденском заливе. Вернулся в
состав ВМФ и город славы русских
моряков Севастополь.
Но мне в День Военно морского
флота вспоминаются не Североморск
и Севастополь, не седая Балтика или
Тихий океан, а внутреннее море, кото
рое также принято иногда называть
озером, Каспийское. Именно закры
тость от иностранных военных кораб
лей сделали его во второй половине ХХ
века испытательным полигоном для
отработки новых видов вооружений.
На одном из таких образцов мне дове
лось служить.
Экраноплан это слово по разным
причинам известно малому кругу лиц.
В19701980 е годы вся информация о
разработке этого революционного ап
парата, использующего для движения
границу между двумя средами воз
душным пространством и водной по
верхностью, была засекречена. В
1990 е, когда гриф секретности был
снят, прекратилось финансирование,
и совершенно уникальная техника раз
работки талантливого конструктора
Ростислава Алексеева так и осталась в
единичных экземплярах, которые по
степенно приходят в негодность. Очень
жаль. Одновременно с Алексеевым
разработкой подобных аппаратов за
нимались в Европе и в Соединнных
Штатах Америки. Но до сих пор никто
из зарубежных конструкторов так и не
достиг того уровня, на который подня
лись Орлнок и Лунь экрано
планы, принятые на вооружение Воен
но морского флота СССР.
Рв мощных авиационных турбин,
каскад водяной пыли и брызг, из кото
рого медленно поднимается и с нарас
тающей скоростью выплывает дико
винная стальная птица Так выглядел
со стороны обыкновенный старт с воды
необыкновенного летательного аппа
рата. В эту экспериментальную часть в
городе Каспийске под Махачкалой я
попал после окончания школы млад
ших авиационных специалистов мор
ской авиации в городе Выборге. До
самого последнего момента мы не зна
Южный форпост
Необычайно широко в этом году отмечался День Военно
морского флота Российской Федерации. На парадах в
главных базах Тихоокеанского, Северного, Балтийского,
Черноморского флотов и Каспийской флотилии военные
моряки прошли торжественным маршем по главным
улицам, в бухтах выстроились украшенные флагами
расцвечивания боевые корабли, бойцы морской пехоты
провели показательное десантирование на сушу.
ли, на какой технике нам предстоит
служить.
И вот за машиной закрылись массив
ные ворота завода Дагдизель. После
недолгого петляния по заводской тер
ритории проезжаем ещ одну проход
ную и попадаем на территорию другого
завода. Наконец перед нами открывает
ся вид на небольшую бухту, в которой на
понтон площадке стоит неизвестный
гидросамолт: короткий прямоугольный
фюзеляж, широкие, короткие, будто
обрубленные, крылья с вертикальными
шайбами на концах, мощный высо
кий киль с развитым стабилизатором и
турбовинтовым двигателем.
Это был не гидросамолт. Орл
нок так назывался опытный обра
зец малого десантного экраноплана,
первенец серийных кораблей экрано
планов.
Эффект влияния экрана, или нео
жиданный рост подъмной силы само
лта у самой земли, был обнаружен в
20 х годах прошлого века. Аппараты с
большим крылом во время посадки у
самой земли неожиданно переставали
слушаться руля и отказывались при
земляться до тех пор, пока скорость не
становилась равной нулю. Тогда само
лт просто плюхался на землю.
В причинах этого разобрались быст
ро. Когда крыло приближается к земле
или к любой иной поверхности, под
ним в результате мощного встречного
потока воздуха образуется зона повы
шенного давления: возникает допол
нительная подъмная сила, обтекание
крыла воздухом проходит по иному,
лобовое сопротивление уменьшается.
Первыми на практике применили
эффект экрана немецкие лтчики тор
педоносцы во время Второй мировой
войны на севере, в Норвегии. При ата
ках союзных конвоев в Арктике они
заметили, что на бреющем полте над
поверхностью океана значительно со
кращается расход топлива и увеличи
вается дальность полта.
Серийные аппараты были разрабо
таны и испытаны в СССР, в Горьков
ском центральном КБ судов на подвод
ных крыльях (ЦКБ по СПК), под руко
водством генерального конструктора
Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Первенцем был КМ корабль макет,
расшифрованный американцами, при
стально следившими из космоса за
испытаниями на Каспии, как Каспий
ский монстр. И действительно, по
сравнению с игрушечными макета
ми из Японии и Германии, корабль дли
ной более 100 м, мчащийся в тумане
брызг над бурным Каспийским морем
со скоростью более 400 км/час, произ
водил потрясающее впечатление.
Местные жители, наблюдавшие с
берега за полтами экраноплана, про
звали его ведьма. Испытания прохо
дили непросто. КМ в начале 1980 х
потерпел аварию и затонул. Тем не
менее к этому же времени ВМФ был
сдан первый серийный образец
Орлнок. Это была внушительная
машина: максимальная скорость
500 км/час, полезная нагрузка по
рядка 100 тонн. Корабль мог брать на
борт два средних танка либо роту пе
хоты.
Береговые радары были не в состо
янии его засечь, так как полт прохо
дил на высоте 1020 метров над уров
нем моря, в мртвой зоне. Корабель
ные, с дальностью обнаружения цели
5060 миль, успевали отобразить ин
формацию, что на корабль что то стре
мительно надвигается, но предпринять
реальных мер по противодействию эки
паж уже не успевал.
Запомнился курьзный случай на
учениях в Баку, когда посмотреть на
диковинку съехалось вс командова
ние Закавказским военным округом.
По неопытности командир второго ко
рабля при старте в жару с песчаного
пляжа не смог вывести машину в море
и перекрыл путь аппарату командира
дивизиона майору Ю.Г. Ленскому, ос
тавив небольшую лазейку между бере
говой насыпью и своим крылом.
Ленский умудрился проскочить в эту
щель на тяжлой машине, не задев
насыпи и второго экраноплана, но что
при этом творилось на дороге, прохо
дившей по насыпи, на которой остано
вились чрные Волги и Чайки ко
мандования! Ведь вместо брызг при
старте с воды дорогу засыпало песком,
камнями и кусками дерева, валявши
мися на пляже! Эффект получился
сногсшибательный!
В конце 1980 х на вооружение ВМФ
СССР был принят ещ один вид экра
ноплана ударный ракетоносец
Лунь, получивший неформальное
название убийца авианосцев. Судь
ба же у Луня и Орлнка оказалась
схожей: их постигла та же участь, что и
космический корабль Буран, кото
рый стоит теперь на ВДНХ, с той разни
цей, что Орлнок приводнн в райо
не Северного речного вокзала, недале
ко от музея Подводная лодка. В кон
це прошлого года Морской коллегией
при Правительстве России было при
нято решение о сохранении Луня в
качестве исторического наследия.
Кроме масштабного празднования
Дня Военно морского флота России, эти
воспоминания стимулировало также мо
посещение Астрахани в мае текущего
года во время подведения итогов меж
дународного конкурса Каспийский ло
тос. Как оказалось, на Каспии (Хва
лынское море) уже в XVI веке был воз
ведн юго восточный форпост России,
здесь в 1558 году на месте нынешней
Астрахани, на Заячьем бугре высокого
левого берега Волги, напротив столицы
Астраханского ханства, была построена
первая деревянная крепость.
В конце того же века на месте дере
вянных укреплений московскими мас
терами городового дела Михаилом Ве
льяминовым, Григорием Овцыным и
Деем Губастым был возведн камен
ный кремль, к которому впоследствии
были пристроены Белый город и Жит
ный двор. Расположенная на перифе
рии государства крепость, куда стека
лись беглые люди со всей России, на
селнная казаками, татарами и много
численными представителями народ
ностей юга, вольная Астрахань часто
захлстывалась волнами народных
мятежей, бунтов и восстаний.
В 1606 году Астраханский кремль
стал центром восстания Ивана Болот
никова, в 1670, 1671 годах отсюда на
чалась крестьянская война под пред
водительством Степана Разина, в пет
ровскую эпоху в 1705, 1706 годах здесь
произошло восстание астраханских
стрельцов. И это неудивительно, ведь
кремль даже теперь представляет со
бой серьзное фортификационное со
оружение: общий периметр его стен и
башен составляет 1544 метра, в зави
симости от рельефа местности высота
стен колеблется от 7 до 11,3 метра, их
толщина от 2,8 до 5,2 метра!
Самыми древними постройками
кремля являются Житная, Крымская,
Артиллерийская (Пыточная) башни,
Артиллерийский (Зелейный) двор, ком
плекс Троицкого монастыря с церквя
ми Сретения Господня и Введения во
храм Пресвятой Богородицы, с боль
шой и малой трапезными палатами,
Кирилловская часовня и Успенский
кафедральный собор. С 1947 года Ас
траханский кремль отнесн к числу
архитектурных и исторических памят
ников республиканского значения, в
1960 году поставлен под охрану как
памятник федерального (общегосудар
ственного) значения, в 1980 году полу
чил статус музея заповедника.
Бурная история ХХ века также не
обошла стороной расположенную на
торговых путях Астрахань. Во время
Гражданской войны город приобрл
ключевое значение, за него велись оже
сточнные бои. Так как через северный
Каспий и по Волге шли основные кара
ваны с нефтью, во время Великой Оте
чественной здесь также развернулась
упорная борьба с немецкой авиацией,
любой ценой стремившейся нарушить
стратегическую коммуникацию.
В настоящее время Астрахань
динамично развивающийся город. Ког
да то считалось, что нефтяные про
мыслы Каспия истощены, но теперь, с
развитием добычи земляного масла
на шельфе, положение изменилось.
Губернатор Астраханской области Алек
сандр Жилкин считает, что у региона
есть все шансы стать лидером в этой
области. Поэтому здесь построен один
из самых современных в мире учебных
спасательных центров для обучения
персонала буровых установок.
В общем, Астрахань заслуживает
того, чтобы посетить е! Добраться туда
можно как поездом, так и на самолте,
или проехать порядка 1500 километ
ров на автомобиле. Но комфортабель
нее, познавательнее и веселее преодо
леть это расстояние на речном тепло
ходе. Такое путешествие оставит неиз
гладимое впечатление!
Вот только погодные аномалии вно
сят существенные коррективы. Мало
снежная зима и необычайно жаркая
погода без осадков, установившаяся в
Центральной России этим летом, стали
причиной трудностей с навигацией реч
ных судов по Волге крупные грузо
вые и круизные суда с осадкой свыше
2,5 метра не могут пройти гидротехни
ческие сооружения Горьковского во
дохранилища в районе Городца.
Тем не менее надо иметь в виду, что
есть такое прекрасное место, как Астра
хань, которое обязательно надо посетить!
Владимир ЛОМАКИН
Фото из архива автора
Орлнок выходит на
каспийский берег.
На крыле Орлнка: в верхнем ряду четвртый слева командир в/ч 30960
майор Ю.Г. Ленский, в центре с аккордеоном главный конструктор
экраноплана В.В. Соколов, автор статьи полулежит слева (в берете).
Астраханский кремль Пречистен
ская колокольня и Успенский
собор.