background image
четверг
k
93, 14 августа 2014 г.
ЛЮДИ И ВРЕМЯ
Алексей ФЕДОСЕЕВ,
обозреватель
Alf.gazeta@mail.ru
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Часть IV.
Ему приписывают целый джентльменский
набор качеств антигероя: он якобы был со
вершенно неспособным к управлению, слабо
вольным (а то и вовсе слабоумным) челове
ком, страдавшим алкоголизмом, и к тому же
преклоняющимся перед Пруссией и е коро
лм Фридрихом III. Однако более вниматель
ное изучение исторических материалов приво
дит к однозначному выводу: этот отрицатель
ный образ является продуктом чрного поли
тического пиара свергнувшей, а затем и фи
зически уничтожившей законного российско
го государя жены Петра III Екатерины II
(которую абсолютно незаслуженно до сих пор
именуют Великой).
Во время своего долгого (длившегося 34 года)
правления Екатерина II, естественно, сделала
вс возможное, чтобы легитимировать собствен
ную власть, полученную с помощью военного
государственного переворота и последующего
убийства своего супруга.
Как бы парадоксально, на первый взгляд, это
ни прозвучало, именно Птр III являлся настоя
щим реформатором и талантливым законотвор
цем, хотя находился у власти всего 186 дней.
Современники отмечали, что он отличался нео
бычайной работоспособностью и практически
вс сво время посвящал государственным де
лам.
Российский историк А.И. Кулюгин в своей
работе Энциклопедия русских царей. Импера
тор Птр III Фдорович приводит следующие
выдержки из воспоминаний государственных
деятелей того времени: Уже с утра он был в
свом кабинете, где заслушивал доклады, ...по
том спешил в Сенат или коллегии... В Сенате за
наиболее важные дела он брался сам энергично
и напористо.
Законодательная активность Петра III дей
ствительно была необычной: за недолгий пери
од его правления было принято около 200 раз
личных документов (манифестов, указов, резо
люций и т. д.). Но главное, разумеется, было не
в количестве, а в самой сути этих правовых
актов. Независимые историки отмечают, что
именно они послужили своего рода законода
тельным фундаментом для всей эпохи правле
ния его преемницы императрицы Екатери
ны II.
Указом императора Петра III от 25 мая 1762
года был создан Государственный банк, а 28
марта был принят Указ о свободе внешней тор
говли (примечательно, что в нм содержится
требование бережного отношения к стратеги
ческому ресурсу России того времени е
лесам как к важнейшему государственному
богатству). Таким образом был придан мощ
ный импульс развитию отечественной торгово
промышленной деятельности.
Петром III был взят курс на существенную
гуманизацию общественной жизни (в частно
сти, убийство помещиками крепостных кресть
ян стало квалифицироваться как тиранское
мучение и караться пожизненной ссылкой).
Птр III сделал то, на что не решился ни один
из его предшественников, пошл против ор
тодоксально настроенных церковных иерархов
и законодательно запретил преследование ста
рообрядцев.
Не Екатерина II, а именно Птр III значитель
но укрепил монархические устои российской
государственности, сделав дворянство свобод
ным и по настоящему привилегированным со
словием.
При Петре I все его подданные, то есть, по
существу, все граждане Российской империи,
были, по сути, рабами государя, хотя формально,
разумеется, так не именовались. Тем не менее те
же дворяне при Петре I были обязаны всю жизнь
служить государству. В дальнейшем, при импе
ратрице Анне Иоанновне, они получили право
выходить в отставку после 25 лет обязательной
службы.
Указ Петра III (Манифест о вольности дво
рянства) разрешал им не служить вообще, а
положенные дворянам привилегии не только
сохранились, но и значительно увеличились.
Впервые за всю историю Российской империи
дворяне получили право беспрепятственного
выезда из страны, а также право свободно рас
поряжаться своими земельными владениями.
После смерти Петра III Екатерина II восстановила
железный занавес.
* * *
У меня нет ни желания, ни особой необходимо
сти перечислять все многочисленные провалы
как внешней, так и внутренней политики Екатери
ны II. Однако для полноты общей картины мне
вс таки придтся рассказать о некоторых вы
дающихся достижениях этой, пожалуй, самой
скандально известной в российской истории фи
гуры.
В период правления Екатерины II финансовая
система империи была приведена к крайнему
расстройству и истощению; впервые возник госу
дарственный долг России, а сумма невыплачен
ного госслужащим жалования к концу е цар
ствования достигла просто огромных размеров.
Только за первые полгода своего правления Ека
терина раздала в виде подарков своим фавори
там 800 тысяч рублей, астрономическая сумма по
тем временам, не считая имущества, земель и
крестьян.
При Екатерине II не было создано никакой адек
ватной и эффективной системы в сферах полити
ческого, финансового и социального управления
(да, собственно, и ни в какой либо иной области
государственного менеджмента). Как я уже гово
рил, вс полезное в проводимой ею политике
было лишь продолжением (да и то не всегда
удачным) начинаний е предшественников (осо
бенно императора Петра III).
Рост территорий России шл благодаря на
сильственному присоединению земель иностран
ных государств, при полном игнорировании инте
ресов местного населения. Это, в свою очередь,
привело к возникновению ещ одной новой, не
известной до этого, проблемы: так называемых
национальных вопросов.
Но самым главным итогом деятельности Ека
терины II был следующий: именно при е правле
нии тогда Российская империя стала реально
утрачивать свои геополитические и экономичес
кие позиции на мировой арене.
Причина была достаточно банальной: в Запад
ной Европе в середине и во второй половине XVIII
века полным ходом шли процессы, связанные с
началом промышленной революции. Казалось бы,
России, с е консолидированным вокруг монарха
обществом и, как следствие, возможностью опе
ративного социально экономического манвра,
ничего не мешало присоединиться, а то и вообще
встать во главе этих процессов.
Монархический менталитет российского об
щества, позволявший проводить все преобразо
вания только по указанию сверху, на этот раз
сыграл с нами злую шутку. Екатерина II не доверя
ла научно техническому прогрессу, считала его
праздной и вредной затеей и признавалась в
беседах с приближнными, что недолюбливает
всю эту машинерию и даже побаивается е.
Таким образом, 34 летнее правление Екатери
ны отбросило Россию почти в Средневековье. За
это время некоторые другие страны (впослед
ствии ставшие именоваться развитыми), кото
рым до этого Россия ни в чм не уступала, ушли
от нас далеко вперд.
В работах многих историков создан, сформирован и практически
зацементирован в массовом сознании крайне негативный образ
седьмого императора всероссийского Петра III (урожднного Карла
Ульриха Гольдштейн Готторпского).
Птр III и Екатерина II:
приключения немцев в России
Это издание представляет собой рабочую тет
радь для подготовки дошкольников к обучению
грамоте. В доступной, интересной форме с ис
пользованием большого объма изобразитель
ного материала автор учит анализировать звуча
щее слово, помогает сформировать первоначаль
ные навыки чтения и письма. Впервые данное
пособие было выпущено в 2004 году. За прошед
шее десятилетие оно переиздано одиннадцать
раз общим тиражом 57 тысяч экземпляров, что
говорит о несомненном успешном существова
нии книги в образовательном пространстве. На
талия Костылева опытный специалист с бога
тым практическим опытом (педагогический стаж
тридцать лет, за это время выпущено восемь
книг). Сегодня она делится своими знаниями с
нашими читателями.
Наталия Юрьевна, считается, что логопед
занимается устранением различных расстройств
устной речи. Однако несколько ваших работ по
священы обучению дошкольников грамоте.
Работа логопеда не ограничивается постанов
кой звуков. Она комплексна и подразумевает разви
тие внимания, восприятия, памяти, мышления, мо
торики детей, то есть всех составных частей, необ
ходимых для полноценного образовательного про
цесса. В наши задачи входит не только расширение
и обогащение словарного запаса, развитие связной
речи, исправление недостатков произношения, но и
обучение азам грамоты. Дело в том, что в основе
грамотного чтения и письма лежат хорошо сформи
рованные фонематические представления. Очень
многие недостатки устной речи могут перейти по
том на письменную. Например, ребнок не видит
разницы между тврдым и мягким звуками, говорит
не банька, а банка, и пишет так же. Книга 200
занимательных упражнений с буквами и звуками
для детей 56 лет разрабатывалась мной для
ребят с нарушениями речи. Однако со временем
эти методы и примы логопедагогики стали попу
лярны и в обычных подготовительных группах.
Наверное, это связано с тем, что в последние
годы задержка речевого развития стала часто
встречаться и среди абсолютно здоровых детей?
И с этим тоже. Несмотря на растущую ин
формированность, компьютеризацию, малыши
начинают позже говорить, так как речь развива
ется только тогда, когда идт непосредственное
живое общение с ребнком. То, что он видит на
экране телевизора или компьютера, не является
обращением к нему. Малыш может копировать
какие то услышанные штампы, но его речь при
этом не будет развиваться. Разница между про
чтением сказки родителями и показанным мульт
фильмом колоссальная! Хорошо, если мама с
папой обсудят с ребнком увиденное на экране, а
ведь многие и этого не делают. В итоге современ
ные дети, растущие на всм готовом, хуже и
позже начинают говорить, меньше фантазируют.
К какому возрасту у ребнка должна быть
сформирована речь?
К шести годам он уже должен уловить все
законы русского языка, уметь строить предложе
ния, в том числе сложносочиннные и сложно
подчиннные. Дальше идт только расширение,
обогащение словарного запаса и того багажа зна
ний, который был заложен в дошкольном возра
сте. Дети, как говорил Корней Чуковский, гени
ПРЕМИЯ НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ
В мире звуков и букв
До 30 августа принимаются заявки на соискание ежегодной губернаторской
премии Наше Подмосковье. Подано уже без малого четыре тысячи социально
значимых проектов, реализованных или реализуемых в данный момент. Отрадно,
что согласно рейтингу, опубликованному на главной странице сайта наше подмос
ковье.рф, Королв входит в первую десятку муниципальных образований области
по числу заявок, поступивших от физических лиц и некоммерческих организаций.
Это ещ раз подтверждает в нашем наукограде живут неравнодушные талант
ливые люди с активной жизненной позицией. Одним из таких патриотов в лучшем
смысле данного слова является учитель логопед детского сада Лесовичок РКК
Энергия Наталия Костылева, удостоенная в прошлом году первой премии
Губернатора Московской области в номинации Забота о детях за книгу 200
занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 56 лет.
альные лингвисты. Уже в три года они не просто
усваивают штампы, но улавливают, почему в род
ном языке это происходит так, а не иначе: само
стоятельно осваивают спряжения, склонения ча
стей речи, типы связи между ними. Раньше всего
в первый год жизни малыши начинают
воспринимать интонацию. Общение с мамой в
этот период имеет огромное значение. Медици
ной доказано, что недолюбленные брошенные
дети, которым не хватало контактов с родителя
ми, на всю жизнь остаются эмоционально нераз
витыми и холодными, почти как заколдованный
Снежной королевой мальчик Кай. У них не только
позже развивается речь, но и формирование лич
ности идт с отклонениями.
Надеюсь, молодые родители обратят на это
пристальное внимание. А что включает в себя рабо
та логопеда по подготовке обучения грамоте?
Главная цель сформировать у ребнка
звуковой анализ. Мы учим слышать звучащее
слово и определять, из каких звуков оно состоит
гласных, согласных, тврдых, мягких. В про
цессе занятий дети постепенно усваивают такие
языковые понятия, как звук, слог, слово. Напри
мер, в моей книге 200 занимательных упражне
ний с буквами и звуками для детей 56 лет
датся соотнесение буквы и звука, ведь это такие
же разные понятия, как число и цифра. На первом
этапе всегда знакомимся не с буквой, а со звуком
определяем, есть ли он в слове, где именно он
находится, на что показывает. Например, буква
я в одних случаях обозначает звук а и смяг
чает предыдущий звук, а в других словах произ
носится как йа (яма три буквы, но четыре
звука). Мы много играем на занятиях с детьми.
Им очень нравится угадывать, какие буквы пи
шут у них на спине, определять их на ощупь и пр.
Я слышала немало положительных отзывов
о ваших учебных пособиях, о том, что они эконо
мят время и педагогов, и родителей с детьми, а
главное в них вс грамотно подобрано на каж
дый урок. Наверное, победа в конкурсе на соиска
ние премии Губернатора Московской области не
стала для вас неожиданностью?
Напротив, когда подавала заявку, не питала
особых надежд. Изначально хотела представить
на конкурс свою комплексную программу Мир
звуков и букв, в комплект наглядно методиче
ских пособий к которой входит и 200 занима
тельных упражнений с буквами и звуками для
детей 56 лет. Но, поскольку это очень большой
объм информации, решила остановиться на от
дельной книге, уже признанной эффективной. Я
поделилась своим опытом не для того, чтобы
Барсику медальку дали, а чтобы наши дети
правильно говорили и писали. То, что за эту книгу
мне присудили в прошлом году первую премию,
одну из пяти в Королве, очень приятно. Это
оценка реальной работы. Мне кажется, данный
конкурс важен для Подмосковья, к тому же он
объективен и прозрачен: все проекты теперь мож
но посмотреть на портале наше подмосковье.рф.
Наталия Юрьевна, если не секрет, на что
потратили премию? Наверняка на издание новой
книги?
Часть средств действительно пошла на под
готовку игрового пособия по развитию речи на
тему Времена года для детей 68 лет. Это ком
плект из двух частей, куда включены викторины,
настольные игры и мои стихи О природе и пого
де, которые в 2013 году заняли первое место на
литературном конкурсе имени С.Н. Дурылина в
номинации Стихи и проза для детей. Когда мы
учим ребнка читать, наступает такой момент: он
может прочитать, но не хочет, потому что ему
неинтересно. Поэтому я написала книги, в кото
рых ребята должны использовать свои началь
ные навыки чтения, чтобы решить какую то зада
чу. С этой же целью закрепить полученные
знания и умения в 2008 году была издана моя
Азбука в кроссвордах.
А другую часть премии потратила на то, чтобы
к новому учебному году отправить мои книги
дошколятам Крыма. Я очень рада, что теперь им
никто не запрещает думать, говорить, писать по
русски. И вдвойне приятно, что маленькие крым
чане познакомятся с буквами и звуками русского
языка с помощью 200 занимательных упражне
ний с буквами и звуками для детей 56 лет.
Помимо этого, обязательно отправлю по элект
ронной почте в детские сады, куда попадут мои
книги, подробную методику занятий.
Беседовала Светлана НОСЕНКОВА
Фото автора