background image
четверг
k
93, 14 августа 2014 г.
XXXVI МОСКОВСКИЙ
На торжественном закрытии еже
годного Московского международ
ного кинофестиваля, которое состо
ялось в кинотеатре Пушкинский,
показали внеконкурсный фильм
П л а н е т а о б е з ь я н : р е в о л ю ц и я
(блокбастер, режисср Мэтт Ривз,
США, 2014 год) по роману Пьера
Буля, в сюжете которого на постапо
калиптической Земле побеждают
приматы и основывают царство обе
зьян, руководимое Цезарем. Чело
вечество уничтожено вирусом, и
только жалкие группки безумцев пы
таются восстановить человеческую
иерархию. Животных играют акт
ры, которым помогает компьютер в
обрисовке образов. Фильм раз
работка любимой Голливудом темы
катастроф и противостояния белого
героя волосатому чудовищу.
Животные страсти, которые зано
сит неведомый вирус, цветной лох
матой тенью прошли через сюжеты
картин, показанных на кинофести
вале, не минуя и фильмы, получив
шие высокие награды.
Золотого Святого Георгия полу
чил фильм японского режиссра
Кадзуси Кумакири за всю исто
рию ММКФ это третий японский
режисср, получивший высшую на
граду наряду с Акирой Куросавой и
Кането Синдо. Мой мужчина
фильм об инцесте и запретной люб
ви примного отца и его малолетней
дочери, сопровождающийся серией
убийств свидетелей. Герои фильма
не замечают крови, которая букваль
но сочится на них отовсюду, они ку
паются в своих чувствах и видят в
них высший смысл жизни. Лучшим
актром за исполнение мужской
роли в этом фильме признан Тада
нобу Асано. Островок, покрытый
снегом и льдом, на котором после
сокрушительного цунами обоснова
лись герои, живт своей суровой
жизнью. Попытки его жителей оста
новить животные страсти главных
героев оканчиваются смертью.
Экстремалы завовывают фести
валь, что выяснилось и при вруче
нии главных призов. Приз за лучшее
исполнение женской роли получила
украинская актриса Наталка Поло
винка, сыгравшая главную роль в
фильме Братья. Последняя испо
ведь (режисср Виктория Трофи
менко, Украина), которому отдали
предпочтение российские кинокри
тики. Соперничество двух братьев
из за одной жены; их сорокалетняя
ненависть и ожидание смерти со
перника на фоне хутора в Закарпа
тье, живущем почти первобытной
жизнью, прекрасной своей природ
ной чистотой, но уже загубленной
животной сущностью и злобой; мол
чание между хатами самых близких
людей до самой их смерти. И только
усилия одинокой христианской души
посредницы в этом языческом
мире соединяют их на молчали
вом одре...
Приз получил председатель СК Ук
раины Сергей Трымбач. Режисср
фильма Братья. Последняя испо
ведь Виктория Трофименко и ис
полнительница главной женской
роли в фильме Наталья Половинка
не присутствовали при вручении на
грады. За них к жюри обратился Сер
гей Трымбач: Культура должна про
тивостоять политическому безумию!
Я очень благодарен деятелям рос
сийской культуры за то, что они с
пониманием относятся к ситуации,
сложившейся между нашими стра
нами. В любом случае вс закончит
ся благополучно. Хотелось бы ве
рить в это!
Победителем 36 го ММКФ, полу
чившим серебряного Святого Геор
гия за режиссуру, стала Валерия Гай
Германика (Россия, 2014 год) за
фильм Да и да, вызвавший смуту
и брожение в зале. Впрочем, и на
других кинофестивалях прошлых лет
пик азарта зрителей, журналистов и
болельщиков всегда появлялся на
фоне отечественного фильма. Мо
лоджный сюжет, в котором необуз
данные чувства, непонятно чем выз
ванные (видимо, Интернетом), заш
каливают при реальном столкнове
нии в общем то чуждых людей и
по жизни, и по выворотам чувств и
судеб, в результате чего чужая жизнь
и боль накрывает их, а затем разбра
сывает и оставляет памятную заруб
ку. Животное начало торжествует,
но при этом всхлипывает и остав
ленная человечность, пытающаяся
понять и спасти нечто вырывающее
ся из общего бедлама, саморазру
шения и скотства и выплскиваю
щееся краской больного художника
на пол, на холст, на стены домов
Главную роль в фильме сыграла ак
триса Агния Кузнецова, е партнр
Александр Горчилин, сценарий
Александра Родионова. Для само
выражения в фильме нарушены все
табу: Да, сказал исполнитель
главной роли Александр Горчилин,
я за пропаганду гомосексуализ
ма, курения и алкоголизма, только
разврат смерть нации. Что он
имел в виду не понятно. Ненорма
тивная лексика просто обрушила
экран кинотеатра Октябрь как раз
за несколько дней до принятия за
конов о запрете всего, прославив
шего фильм. Главный герой там ле
чится от неизлечимого заболевания
собственной мочой и, видимо, при
зывает к этому публику.
Запретом с обратным эффек
том назвал новый закон писатель
из Уфы Игорь Савельев, ибо семь
смелых кинотеатров Москвы успе
ли до 1 июля показать искусство,
которое завтра будет запрещено,
поэтому зрительские залы были пол
ны. Публика хочет быть шокирова
на? Или она поверила в то, что под
сказала зрителям исполнительница
главной роли Агния Кузнецова: Вac
интересуют только такие сцены, а
это кино о любви.
Возможно, что это фильм о люб
ви, но любовь, внезапная, себя не
сознающая, слабая, терпит пораже
ние на квадрате экрана, где скон
центрирован образ зверя, который
пронизал пьяную и разгульную мас
терскую богемы, корчующую души.
Равнодушная к чужому чувству, к
чужой боли, перемалывающая вс и
вся, разве она способна на созда
ние гармонии, истинного художе
ства? Только чудовища, рожднные
сном разума, чрное солнце
Бритое животное... Птицы тьмы
Недаром прокат у фаворита ММКФ
фильма Да и да ожидается огра
ниченный, да и снимался он для
нескольких друзей.
Почему подобным фильмам не
предоставляют клубный показ, а
открывают сцену кинофестиваля?
Программный директор ММКФ Ки
рилл Разлогов объяснил в свом ин
тервью принцип отбора картин
сочетание классики и экстремала для
отражения тенденций развития ми
рового кинематографа.
Именно для отражения этих тен
денций фестиваль был открыт доку
ментальной лентой американского
режиссра Глеба Польски Красная
армия, где знаменитый хоккеист Вя
чеслав Фетисов рассказывает о судь
бе своей команды, не знающей по
ражений в игре, но потерпевшей по
ражение в жизни из за политичес
ких пертурбаций. Отказ от принци
пов работы команды Красная ар
мия не принс е бывшим членам
ни славы, ни счастья за рубежом.
Потеряв цель, они лишились уве
ренности, стремления к победе.
А что же наш зритель? Приза зри
тельских симпатий удостоена лента
Белый ягель (Россия) режиссра
Владимира Тумаева, где в среде нен
цев оленеводов, погружнных в же
стокую борьбу за существование
среди настоящих опасностей и ло
вушек, в ледяной пустыне сохраня
ется человеческий облик, не прора
стающий дремучим зверским... Не
смотря на алкоголь, который тоже
притягивает возможность оторвать
ся от душевных страданий, преда
тельство чувства не считается у нен
цев оленеводов достоинством ни
для женщины, ни для мужчины.
Мы соединяемся для продолже
ния рода, а любовь нам принесли
русские, так рассуждают жители
кочевья, доставая молодому охот
нику необходимую ему подругу. На
стоящие звери терзают незащищн
ных людей: волки нападают на мать
любимой охотника, уехавшей в го
род и забывшей о своей клятве вер
ности ему. Но он хранит верность до
того момента, когда убеждается в
том, что она напрасна. Медвежий
коготь его амулет забыт под
ругой. Он пытается найти забыть в
алкоголе, а в это время его настоя
щая жена мчится по тундре, полной
опасностей, на растерзание хищни
ками.
Уходит без него стадо на поиски
белого ягеля, и с ним снимаются с
места оленеводы все, кто дорог
охотнику, мать, жена, друзья.
Только он один топит в водке сво
разочарование в первой любви. И
древний инстинкт заставляет охот
ника опомниться.
Ради спасения своего рода он
трезвеет и возвращается на покину
тую стоянку, по следам настигает
упряжку своей верной жены и спа
сает е от верной гибели.
Разорванная пасть волка сим
вол этой картины Владимира Тумае
ва, снятой по мотивам повестей клас
сика ненецкой литературы Анны Нер
каги.
Ослепительно белый снежный, ле
дяной фон природа как рама оде
вает чувства и поступки своих геро
ев, и эта сцена утверждает основные
человеческие ценности верность,
мужество, любовь. И только горь
кие плоды цивилизации с Большой
Земли приносят разлад в вечные по
стулаты. Так где же мы видим лицо
зверя в этих пустынях или в на
ших густонаселнных столицах?
Большая Земля для оленеводов
это послок Павлуши, уже там
нарушается уклад их жизни дети
туда едут учиться, вернее, улетают,
их увозят, отрывают от привычного
мира. И оттуда почти никто не воз
вращается другая жизнь погло
щает народ и изменяет так, как буд
то это уже другие люди.
Эфиопская пустыня 1938 года в
фильме Бети и Амар (Германия)
притягивает своей патриархальной
суровостью и простотой быта, кото
рая на фоне реальной опасности
прихода сюда войск Муссолини, без
защитности беженки, угнездившей
ся в ветхом сарае своего деда, кор
мящегося молоком козы, вдруг ста
новится местом небесного соше
ствия инопланетянина, защитника,
который прячется в соломе, являет
ся и исчезает по желанию, пытается
служить и дружить. Дьявольское и
клыкастое преображается в ангела,
спасающего от неотвратимого зла и
гибели. Чистота и прелесть девушки
изменяет усмешку вампира, жажду
щего крови, на тихую улыбку друга.
Режисср фильма Андреас Маджид,
являющийся также и автором сцена
рия, продюссером, оператором и ху
дожником, сумел почти из ничего
В Москве прошл ежегодный 36 й Московский международный кинофестиваль.
Основной киноконкурс был в кинотеатре Октябрь на Новом Арбате. В нм приняли участие
16 фильмов, авторы которых ведущие и начинающие свой творческий путь в кино
режиссры из России, США, Китая, Украины, Японии, Франции, Великобритании, Польши,
Нидерландов, Турции, Израиля, Германии, Греции, Швейцарии, Южной Кореи.
Президентом кинофестиваля был Никита Михалков, председателем жюри основного
конкурса Глеб Панфилов, картины которых хорошо известны в нашей стране. На этом
большом кинофоруме, включающем в себя, кроме основного конкурса, ещ и конкурс
документального кино и внеконкурсные программы, побывала наш специальный коррес
пондент, член Союза журналистов России, режисср документального кино Ольга Комарова.
Е впечатления от этого большого события в культурной жизни страны мы публикуем в
нашем кинообзоре.
Белая, белая ночь. Режисср Рамиль Салахутдинов.
Братья. Последняя исповедь. Режисср Виктория Трофименко.
Трансфомеры: эпоха истребления. Режисср Майкл Бэй.
Неспелые гранаты. Режисср Маджидреза Мостафави.
Белый ягель. Режисср Владимир Тумаев.
Через тернии к звздам!
Через тернии к звздам!