background image
четверг
k
93, 14 августа 2014 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
создать фантастическое чудо тор
жества сопротивления злу.
36 й Московский международный
кинофестиваль в течение десяти
дней показывает и говорит, говорит
и показывает порой безмолвно,
порой крича во вс горло, ищет но
вые краски, ракурсы, лица героев,
пытается задавать новую высоту,
поднимает планку за счт молодой
творческой удачи, проб и ошибок,
поисков и свершений...
Среди участников состязания
кинематографисты России и США,
Китая и Японии, Украины и Южной
Кореи.... Особенно интересны поис
ки иностранных авторов в конкурсе
Русский след, где был показан
фильм Дистанция режиссра Сер
хио Кабальеро из Барселоны. В этом
фильме представлены жизнь и ра
бота крупнейшей сибирской ТЭЦ и
крупного угольного месторождения
в лихие 90 е годы прошлого столе
тия. Разруха; ржавчина, проевшая
вс; убогая жизнь страшных генети
ческих уродцев карликов в шапках
треухах, которые потеряли в резуль
тате облучения способность к речи,
но приобрели сверхспособности к
телепатическому общению и чтению
мыслей, а также наблюдению сквозь
стены за предметами и людьми, дат
им возможность за минимальную
плату выполнить просьбу застряв
шего в этих сибирских стенах и за
мурованного здесь покойником хо
зяином интеллектуала европейца,
выйти в иное измерение, скрытое в
этих стенах, где продолжается жи
вая цивилизация, иная жизнь, про
никнуть в которую уроды не сумеют
никогда надо украсть дистан
цию, нечто нематериальное, недо
ступное этим монстрам.
Русский след, вернее, тема роди
ны прослеживается в фильме Евге
ния Кондратьева, режиссра из Гер
мании, участника программы Ко
роткий метр в фильме Капли на
деревьях остаются, где автор в бег
стве от смерти показывает реаль
ную жизнь во время своих путеше
ствий по Сибири и Петербургу.
Во внеконкурсной программе По
ту сторону игровой и неигровой был
показан фильм Анны Яновской про
изводства ООО Студия 217 о лю
дях, переживших трагедию, на
воднение в Краснодарском крае в
ночь с 6 на 7 июля 2012 года в горо
де Крымске. Настоящее горе, поте
ри, счастье спасения и участие в
помощи погибающим не могли оста
вить никого равнодушным.
На кинофестивале был показан
конкурсный фильм Неспелые гра
наты иранского режиссра Маджи
да Реза Мустафави, в котором глав
ную женскую роль играет Ана Нема
ти. Судьба героини, не имеющей име
ни, трогает и волнует естественнос
тью поведения, обаянием и притяга
тельностью образа. В памяти возни
кают героини Фдора Достоевского,
кроткие женщины, приносящие себя
в жертву, не замечая этого, так
это естественно для них. И когда
жертвою несчастного случая оказы
вается муж героини молодой,
полный сил мужчина, работавший
сварщиком на стройке Тегерана,
жизни женщины наступает конец
ведь в нм, и только в нм жила она
и душой, и телом, и даже проснув
шаяся в ней новая жизнь ребнок
не может е утешить.
Жестокие обстоятельства лиша
ют крова и питания не только е, но
и престарелую женщину мать хо
зяина особняка, за которой она уха
живает. Е переселяют в дом пре
старелых. Но не умирает находящий
ся в коме муж, пока с ним говорит
его жена, растт в е чреве ребнок
жизнь продолжается, пусть из
цветной превратившись в чрно бе
лую, как одежда героини. Вера, на
дежда, любовь никогда не умрут. Так
фильм поддерживает основную
идею 36 го ММКФ идею гуманиз
ма.
28 июня кинофестиваль закончил
ся. Именно в этот день сто лет назад
прозвучали выстрелы в Сараево, по
ложившие начало Первой мировой
войне. На закрытых показах только
для журналистов, аккредитованных
на фестивале, был показан фильм
Батальон смерти, о котором при
сутствующий на просмотре министр
культуры РФ В. Мединский сказал:
В фильме достоверно вс от фа
милий участников событий до дета
лей одежды. Речь идт о женщинах
героинях, прошедших ужас бов, на
гражднных Геориевскими крестами.
Таких героинь мы знаем по кино
хронике Великой Отечественной вой
ны. И сейчас на защиту Отечества
становятся смелые русские женщи
ны на его рубежах, защищая свои
дома, детей, землю.
Фильмы о Первой мировой войне
создавались режиссрами разных
стран и были собраны в программе
Ретроспективы. Великая иллюзия.
Фильм Мосты Сараево сняли 13
европейских режиссров исследова
телей темы, среди них такие знаме
нитости, как Жан Люк Годар, Сергей
Лозница, Урсула Майер, Леонардо Ди
Констанзо из Франции, Боснии и Гер
цеговины, Швейцарии, Италии, Пор
тугалии, Болгарии (2014 год). Режис
сры разного стиля, возраста и взгля
дов отозвались на эту тему, которую
на экране воссоздавали художники
кино начала века: режисср Всево
лод Пудовкин в картине Конец Санкт
Петербурга (СССР, 1927 год), Лью
ис Майлстоун в фильме На Запад
ном фронте без перемен (США, 1930
год), Жан Ренуар в картине Великая
Иллюзия (Франция, 1937 год), ре
жисср Александр Сокуров в фильме
Скорбное бесчувствие (СССР, 1986
год). Жизнь обыкновенных людей,
втянутых в трагическую воронку на
чала века, заканчивалась смертью и
катастрофой, которые они делили со
своей страной.
Воистину, мир человеческий война
превращает в Дом, где разбиваются
сердца, как назвал свою пьесу Бер
нард Шоу об этой войне. Целое столе
тие выстрелы е эхом будоражат зем
лю, кадры о ней говорят: Опомни
тесь! Ведь это разрушенная все
ленная мосты Сараево.
Великие трагедии рождают кино
произведения, становящиеся класси
кой, даже названия этих фильмов вос
создают эпические образы! Конечно,
эпикой может стать и драма одного
человека, если рушится его мир, а
может стать и попыткой уйти от на
зойливых проблем и боли, погрузив
шись в подводную пещеру у берегов
Египта (фильм Глубокая любовь Я.
Матушинкога из Польши, герой кото
рого преодолевает свой возраст и па
рализацию, лишающую его драйверс
ких подводных погружений, красот
подводного мира, где можно парить в
глубинах). Фильм победил в конкурсе
документального кино.
Трагикомедией назвал свою кар
тинуСвет моих очей, получившую
спецприз жюри фестиваля, режис
ср Мелик Сарачоглу (Турция), в ко
торой он исполнил главную роль че
ловека, теряющего зрение.
Не только вы смотрите на экран,
но и экран смотрит на вас, ска
зал один из современных талантли
вых кинематографистов Годфри
Реджио.
Знаменитый французский киноре
жисср Клод Лелуш, посетивший 36 й
ММКФ и бывший на просмотре своего
нового фильма Мы тебя любим, мер
завец, на специальном показе как бы
прощался на экране с публикой и сво
им пстрым семейством вместе с ге
роем знаменитым фотохудожни
ком на фоне банальной курортной кра
сивости и лживости его окружения,
ожидающего среди фальшивого бла
гополучия трагического финала
смерти хозяина, предсказанной вра
чом. Его многочисленные дети и жны
надеются на большое наследство и
заранее вступают в борьбу на глазах
живого любвеобильного героя. Аль
пийские луга, горы и водопад вызы
вают тошноту своей приторной гла
мурностью так же, как и клубок хищ
ниц, подталкивающих к неизбежной
развязке сюжета, ведь герой смер
тельно болен! Он сам приготовил за
падню, созвав их всех на свой после
дний пикник, который закончился са
моразрушением.
И его грандиозная выставка, и ве
слые похороны вс это накарка
ла ворона и принесла лисица
единственные нелицемерные свиде
тели и плакальщики.
Праздник продолжается, нет мес
та печали, слава и популярность, бо
гатство и любовь на фоне баналь
ных красот, которые чем то напоми
нают аляповатые рыночные подел
ки, и нет художника он сам приго
товил себе петлю, чем несказанно
удивил и обрадовал всех.
В фильме Триптих режиссра
Робера Лепажа счастье приходит к
отчаявшимся персонажам через
страдание, как божественное вме
шательство в судьбу отверженных
природой из за болезни, разрушаю
щей психику и деформирующей
тело, рака, алкоголизма, шизоф
рении. Там, где искусство, нет мес
та безумию, сказал поэт сюрреа
лист Клод Гавро, ведь мир полон
божества красоты, гармонии, полон
музыкой Баха, Малера, Моцарта и
музыкой сфер, которая слышится с
полотен Рафаэля, мир прекрасен и
он нест спасение.
Известный польский режисср
Кшиштоф Занусси, выступивший на
фестивале в программе Ретроспек
тива со своими лучшими картина
ми, в фильме Императив пытает
ся найти истины через жизненный
поиск своего героя, достучаться до
небес, и слышит слова Августина
Блаженного, исходящие от Бога:
Если ты меня ищешь, значит, ты
меня уже нашл. И в фильме Жана
Люка Годара Прощай, речь экран
общается со зрителем исключитель
но цитатами высокого искусства,
возвращая кино к первоисточнику
наивной радости от увиденного и
узнанного на экране, будь это музы
ка или стихотворная строка, кино
хроника или небрежное видео.
Прощай, речь это прощание
со всем прекрасным, созданным че
ловеком до наступления нового
времени, обрыв плнки, звука,
строки. И если прекрасное в нм гиб
ло в прежние века, то с масштабным
усилением это торжествует и сей
час, стоит только включить телеви
зор, в котором насилие, убий
ства, войны. И только собака в кадре
Годара смотрит на наш изогнутый
левиафаном метропоезд влажными
глазами самой природы, вопрошая
взглядом, да небрежная россыпь по
левых цветов напоминает об убыва
ющей красоте.
Президент 36 го ММКФ Никита
Михалков на его открытии сетовал
на санкции, применяемые Западом
по отношению к России и мешаю
щие творческой работе.
Многие боятся ехать к нам (речь
шла о звздах мирового кино). Гово
рят: Спасибо, но, может, лучше в
следующий раз? Конечно, настоя
щие друзья кинофестиваля нашли
возможность приехать или хотя бы
прислать извинения. А с другой сто
роны, может, оно и к лучшему? Мо
жет, этот напор на нас со всех сто
рон наконец возбудит азартное же
лание доказать: а мы сами с усами!
Ведь никто другой нас не накормит.
Никто за нас не снимет кино, не по
ставит спектакль.
Действительно, как президент ки
нофестиваля Никита Михалков, по
казавший в русской программе но
вый фильм о русском силаче Иване
Поддубном; так и Глеб Панфилов
председатель жюри конкурса, изве
стный своими фильмами В огне
брода нет, Начало, Тема, лау
реат кинофестивалей в Венеции Се
ребряный лев, в Локарно Золотой
леопард, в Карловых Варах и в Бер
лине Золотой медведь художни
ки большого масштаба. Картина Пан
филова Мать по роману А.М. Горь
кого удостоена приза в Каннах За
вклад в кинематограф. Особый ста
тус режиссра Глеба Панфилова ук
репил специальный приз Президен
та фестиваля За высочайшее мас
терство и выдающийся вклад в ки
нематограф. Звезда российского
кино Инна Чурикова на закрытии
фестиваля получила награду Верю!
Константин Станиславский из рук
Марка Захарова. Это обязывает. Я
потрясена! так отреагировала на
награждение Инна Михайловна.
Остатся добавить, что в 36 м
Московском международном кино
фестивале участвовала 61 страна,
было показано 397 фильмов, при
глашено 7000 гостей и журналис
тов, фестиваль посетили 75 000 зри
телей. Культура вне политики, ху
дожники это солидарность!
Ольга КОМАРОВА,
режисср документалист,
член Союза кинематографистов
России
Кино пытается достучаться до небес
Да и да. Режисср Валерия Гай Германика.
Круговерть. Режисср Марк Фитусси.
Зал Джимми. Режисср Кен Лоуч.
Крестный путь. Режисср Дитрих Брюггеман.