background image
четверг
k
96, 21 августа 2014 г.
Выпуск 146
Тплый июльский вечер. Мы на Ле
нинградском вокзале, ждм поезд Мос
ква Мурманск. Мы это бригада из
24 человек, из них 10 мужчин. Боль
шинство знакомы друг с другом, а но
вички легко влились в нашу веслую
компанию. Ехали более суток. Около
4 часов утра поезд остановился на стан
ции Лоухи, у Полярного круга. Светло,
как днм, это время белых карельских
ночей. Выгружаемся. Кроме нас, поезд
покинули ещ несколько тургрупп. В
Карелии рек на всех хватит!
В Лоухах нас встретили инструкторы
петрозаводской турфирмы Стелла,
в которой мы заказали этот тур. С нами
идут четыре молодых инструктора:
Ваня, Тимофей, Наташа и Настя. Ры
жий Иван и брюнетка Наташа в про
шлом году были с нами в походе по
Умбе, правда, вели параллельную груп
пу. Приятно встретиться со старыми,
если так можно выразиться о молод
жи, знакомыми!
Погрузив свои вещи и общее поход
ное снаряжение в микрогрузовики и
легковушки, мы отъехали от послка
Лоухи километров за 20, на автомо
бильную трассу Петрозаводск Мур
манск. Спустились с трассы вниз, пря
мо к небольшому озеру со странным
названием Безымянное. Отсюда, похо
же, и начинается река Кереть. На шести
катамаранах (четыре шестиместных и
два двухместных) нам предстояло
пройти за неделю около ста километ
ров до Белого моря и даже немного
попутешествовать по нему, в прибреж
ном архипелаге.
Реки Карелии это особый вид рек.
Они, как правило, представляют собой
цепочку озр, соединнных между со
бой порожистыми протоками. Это мы
видели и на Суне, и на Шуе, и на Охте.
Бывалые туристы знают, что после
любого бурного потока обязательно
встретится умиротворяющая, расслаб
ляющая гладь, на которой тянет в сон.
А чтобы мы не заснули при монотон
ной гребле, турфирма предусмотри
тельно запаслась лодочными бензо
моторами Ямаха. Три катамарана
сплачиваются в единое плавсредство,
и инструктор запускает мотор. Он не
только шумит и не дат спать, но и
По Керети
По Керети
По Керети
Летом 2013 года мне довелось с группой королвских турис
тов водников попутешествовать на катамаранах по порожис
той речке Умбе, берущей сво начало в Хибинских горах и
впадающей в Белое море. Моя мини повесть об этом замеча
тельном походе была опубликована в Калининградской прав
де, е последняя главка называлась Прощай, Беломорье!.
Но жизнь показала, что я погорячился. Летом этого года я вновь
попал на Белое море. Большой коллектив туристов из нашего
города и несколько приглашнных друзей из Москвы отправи
лись на север Карелии. Цель поездки преодолеть на катама
ранах порожистую реку Кереть. Географически она располо
жена севернее Соловецких островов. Читатель уже догадался,
что Кереть впадает в Белое море.
толкает нашу флотилию вперд. В это
время гребцы могут отдохнуть по
читать, поболтать, поснимать на фото
местные красоты, половить рыбку
словом, занять себя чем то полезным.
Как утверждают справочники, назва
ние Кереть происходит от саамского
слова гиера, что означает вершина
горы. Однако, судя по карте, гор в рай
оне протекания реки нет. Возможно,
кто то с холма увидел многоводную и
широкую речку и назвал е именно так.
Но это уже мо предположение.
Пять часов утра. Мы перекусили,
выпили походного чаю, приготовлен
ного на костре. Пора монтировать наши
туристические плавсредства, перефра
зируя известное высказывание из дет
ской книги про капитана Врунгеля, как
вы судно соберте, так оно и поплы
вт. С помощью инструкторов мы при
нялись за дело. Технология сборки та
кова. Сначала монтируется плоский
каркас из алюминиевых трубок это
силовая рештка катамарана. По бо
кам к ней привязываются (на длинных
шнурках!) два могучих, похожих на
гигантские сардельки, поплавка. Каж
дый поплавок это чехол из прочной
ткани, в который вставлен резиновый
надувной баллон. Принцип классичес
кой велосипедной шины. В поплавках
(если их, конечно, надуть) главная
подъмная сила катамарана. К сило
вой раме, в зоне между поплавками,
привязывается настил из прочной тка
ни своего рода палуба. Вс, корабль
к походу готов!
Конечно, на нас тут же набросились
комары. Но не зря же мы привезли с
собой целый арсенал противокомари
ных средств! Тут и мази, и аэрозоли, и
пахучие браслеты, и москитные маски,
и ещ много чего. В общем, мы собира
лись без суеты, помогая друг другу,
попутно шли фото и видеосессии.
Наконец, все шесть катамаранов со
браны, к двум из них прикручены крон
штейны для крепления моторов. Сфор
мированы, хоть и не без труда, экипа
жи, выбраны капитаны кораблей. Как
правило, капитан это тот, кто имеет
опыт прохождения порогов, умеет об
ращаться с веслом, обладает команд
ным голосом и по отечески заботится
о каждом члене своего экипажа. Капи
тан обычно сидит последним на одном
из поплавков, вовремя подат понят
ные всем команды, следит за курсом
корабля и одним из первых бросается
в воду, если катамаран вдруг налетел
на камни и застрял на них. Выясни
лось, что на нашем корабле я оказался
самым опытным катамаранщиком (это
мо четвртое плавание), мне и пору
чили командование экипажем.
Последние приготовления перед от
плытием. Всем выданы всла, каски,
спасательные жилеты. Старший инст
руктор Иван собрал вокруг себя весь
наш плавсостав и провл традицион
ный предстартовый инструктаж: как
сидеть на катамаране; как уберечься от
ненужных приключений; как себя вес
ти, если вдруг заблудился в карельс
ком лесу, и так далее. Он совершенно
справедливо отметил, что, уходя по
каким либо надобностям со стоянки,
надо обязательно об этом кого нибудь
предупредить. Конечно, спокойнее все
го для инструктора если люди ухо
дят по двое, по трое или большими
группами, так им тяжелее заблудить
ся. Но если ты отважился побродить в
одиночку, потерял ориентацию в лесу
и не знаешь, куда пойти назад, ни в
коем случае не пытайся сам наугад
найти дорогу. А вдруг ещ больше заб
лудишься? Твоя задача стоять на
месте и прислушиваться. Может, ус
лышишь что нибудь знакомое, напри
мер, звук бензопилы, которая у нас
есть, или лодочного мотора, или шум
машин с дороги, если она проходит
рядом. В любом случае следует знать,
что тебя будут искать. Жди помощь и
выживай! В знак согласия с такой ме
тодикой мы расписались в специаль
ном журнале инструктора.
Спрятали наши вещи в гермомеш
ки, погрузили их и общественное по
ходное оборудование на палубы ка
тамаранов, грузы накрепко закрепи
ли вервками. Не помню, прозвучала
ли команда По ко ня я мм!, но все
экипажи благополучно расселись на
своих местах и, взяв в руки всла
(односторонние, с ручкой, как на ка
ноэ), отплыли.
Не могу не отметить одну особен
ность походов на катамаранах. Сама
жизнь заставляет экипаж сплотиться!
Каждый по отдельности может быть
выносливым гребцом и даже уметь
сохранять хладнокровие, когда корабль
закрутило на пороге. Но когда впервые
начинается совместная гребля, почти у
каждого возникает ощущение, что
именно он гребт, как положено, а его
соседи или неумехи, или сачки. Увы,
такова человеческая психология. И
только после нескольких часов (а то и
дней!) совместной работы вслами,
после нескольких пересадок (А давай
с тобой поменяемся местами, может,
лучше будет!) приходит понимание:
не так важно, как сесть (вспомните
басню Крылова Квартет!), главное
слаженность в действиях, взаимо
понимание и взаимовыручка. Если ка
тамаран на пороге перевернтся, уже
без разницы, кто как до этого грб с
усердием или спустя рукава, в воде
окажутся все.
Моему экипажу повезло, наверное,
больше всего. Во первых, у нас ока
зался редкий для походов паритет: трое
мужчин и трое женщин. Чаще всего в
походах женщин на судне больше, а
это не способствует укреплению внут
рикорабельной дисциплины. Во вто
рых, с нами был мой друг из Москвы,
бывший житель Королва Владимир.
Он преподаватель одного из мос
ковских университетов, кандидат фи
лософских наук. Как ни странно для
представителей его профессии, он об
ладает феноменальной физической
силой. Однажды в молодости на спор
из кочерги собственноручно изобра
зил популярную русскую букву.
Нас с ним связывает давняя дружба
(знаем друг друга более 30 лет). Когда
то мы с Володей занимались велоту
ризмом, прошли на велосипедах с рюк
заками немало дорог России. О неко
торых наших совместных велотурис
тических проектах я писал в Калинин
градке. В 2001 году вышла статья Мо
Золотое кольцо. В ней описано, как
мы с Володей и ещ одним товарищем
в промежутки между майскими празд
никами прошли (за восемь лет) по древ
ним русским городам около 2350 ки
лометров. В мае 2001 года мы колеси
ли по дорогам и лесам Новгородской и
Тверской геберний, прошли 370 кило
метров. По итогам этого похода в на
шей газете вышла статья По Суворов
ским местам Новгородчины. В 2004
году мы совершили поход к месту ги
бели первого космонавта в районе по
слка Новослово Владимирской об
ласти. Об этом в Калининградке я
поместил статью Здесь погиб Гага
рин. Ещ с Володей мы плавали вес
ной на его надувной байдарке щуке
по рекам Подмосковья и близлежащих
областей. Словом, в нм я уверен, как
в самом себе, нет, неправильно, это
я себя перехвалил как альпинист в
свом страховочном фале!
Итак, наша флотилия тронулась в
путь. Конечно, сразу трудно приноро
виться к единому ритму гребли, тем
более, что встречный и боковой ветры
сильно мешали нашему кораблю. На
спокойной воде можно даже грести
вразнобой, всегда есть время на ис
правление ошибки. А на преодоление
порога датся только одна попытка, и
тут уж слаженность в действиях экипа
жа просто жизненно необходима.
В первый день нам пороги не встре
тились, прошли только одну шиверу
(участок реки с торчащими из воды
или подтопленными камнями). Встали
на стоянку на красивом берегу, прямо
в сосновом бору. Разбили лагерь, ин
структоры приготовили на костре обед.
Некоторые туристы после него легли
отдохнуть в своих палатках, вс таки
трудовой день начался слишком рано.
Тут выяснилось, что моего старого
товарища Анатолия постигло несчас
тье. Во время движения катамарана он
вл фото и видеосъмки, в какой то
момент спрыгнул в реку, чтобы подтол
кнуть свой корабль. И его уникальный
японский суперфотоаппарат оказался в
воде! Электронная начинка аппарата тут
же перестала работать. И это в первый
день пути! Представляете, как расстро
ился Анатолий, фотограф с более чем
полувековым стажем!
Но, как гласит пословица, беда не
приходит одна. Чтобы приглушить боль
утраты, Анатолий, заядлый рыбак (ры
бацкий стаж не меньше фотографи
ческого), решил побросать блесну. И
надо же такому случиться: серьз
ной рыбки не поймал, но из за заце
пов потерял три блесны! Убитый го
рем, Анатолий пришл в свою палатку,
разобрал до винтика фотоаппарат, по
ложил его сушиться на солнце и лг
спать. Даже к ужину не вышел Ко
нечно, мы, как могли, утешали его,
ведь жизнь на этом не кончается. Обя
зательно наступит и белая полоса!
После ужина началось свободное вре
мя одни купались и загорали, другие
с берега на удочку ловили рыбу. Приго
дились привезнные из города червя
ки! На них охотно клевали плотва и
окуни. Вечером народ собрался вокруг
костра на традиционный бардовский
концерт. Юра достал свою гитару, и над
карельской тайгой, над речной гладью
Керети полились лирические, туристи
ческие и просто песни в коллективном
исполнении. А когда у костра остались
самые стойкие (время глубоко запол
ночь, но светло, как днм), слово взял
Коля. Он обладает феноменальной па
мятью и знает наизусть огромное коли
чество стихов, пародий и песен. Его
искусство декламатора вызвало восхи
щение зрителей. Коля целиком запол
нил второе отделение концерта.
Ночью поднялся сильный ветер, лес
натуженно зашумел. Верный признак
перемены погоды. Так и случилось.
После завтрака, когда мы сворачивали
лагерь, сверху закапало. Как же непри
ятно собирать вещи под дождм! Но
делать нечего погоду не закажешь,
надо довольствоваться той, что есть.
Мы расселись по своим катамаранам.
Пора в путь! День предстоял нелгкий,
нас ожидала проверка порогами. Мой
катамаран особой прытью не отличал
ся, мы гребли неспеша, приноравлива
лись друг к другу. Ведь таким составом
в плавание мы идм впервые! У экипа
жа возникло желание дать нашему ко
раблю какое нибудь название. Я вспом
нил традиции советского флота (бое
вые корабли разного класса Быст
рый, Решительный, Отважный,
Стремительный и тому подобное) и
предложил наш катамаран назвать
Неторопливый. Экипаж кивнул го
ловами мол, справедливо.
Не без приключений мы преодолели
пороги Белый клык и Мураш. Разок
наш катамаран сел на камни, пришлось
нам с Володей прыгать в воду и стаски
вать его с них. Ещ одна иллюстрация
к тому, что там, где не хватает умения
в судовождении, может помочь эле
ментарная физическая сила.
Наша флотилия вышла в вытянутое
озеро Новое. Здесь мы соединили ка
тамараны по трое и на моторах пошли
дальше. Но недолго пришлось отды
хать под стркот мотора. Прошла ко
манда Разбегаемся!. Корабли ото
Глава 1. И снова Карелия!
Глава 2. Экипаж
Глава 3. Первые трудности
Глава 4. Встречи
с порогами
Сборка катамаранов началась!
Закат на Варацком озере.
Инструктор Ваня чинит наше судно.
Вечер у костра. Юра и его слушатели.