background image
четверг
k
99, 28 августа 2014 г.
Здесь не солдаты
Очередной день поиска близился к
завершению, и нам уже порядком на
доело бродить по осушенному мелио
ративными каналами болоту и смот
реть на однообразный пейзаж, основу
которого составляли высохшие дере
вья. Присели отдохнуть на берегу од
ного из каналов, из за засухи превра
тившегося в небольшой ручек с топ
ким дном. Солнце палило немилосерд
но, вода во флягах давно за
кончилась, и даже говорить
ни о чм не хотелось. В это
время поблизости раздались
торопливые шаги, и взвол
нованный голос запыхавшей
ся Вики сообщил, что она под
нимает бойца.
Нашу усталость и апатию
как рукой сняло
Наша экспедиция начи
налась душным субботним
вечером на Ленинградском
вокзале. Группа, состоявшая
из бойцов поискового отря
да Память королвской
школы 1 (среди них три
девушки), двух присоединив
шихся поисковиков из горо
да Клина и меня, корреспон
дента газеты Калининград
ская правда, собралась
здесь для отъезда в Карелию,
где накануне стартовала Вахта Памяти
Лоймола 2014. На фирменном по
езде Карелия в страну тысячи озр и
миллиона болот готовились отправить
ся двенадцать человек.
Днм ранее на двух автомобилях в
послок Лоймола Суоярвского района
Республики Карелия отправились чет
веро поисковиков во главе с команди
ром отряда Память, директором
школы 1 Ириной Гайдуковой. Они
везли к месту стоянки палатки, спаль
ники, продукты и вс необходимое обо
рудование для недельного прожива
ния в лесу и организации поиска остан
ков погибших во время советско фин
ляндской войны 19391940 годов и
Великой Отечественной войны солдат
Красной Армии.
Мы были рады покинуть пределы
столичного региона, где практичес
ки весь июль стояла изнуряющая
жара, в последнее время столбик
термометра уже давно не опускался
ниже +30 градусов по шкале Цель
сия, рассчитывая вскоре с удоволь
ствием ощутить на себе прохладу
карельской тайги и окунуться в рас
слабляюще мягкие озрные воды.
Наивные, доверчивые люди! Мы тог
да ещ не представляли, что нас
ожидает.
После ночного переезда на поезде в
8 часов 30 минут утра мы десантиро
вались на перроне железнодорожно
го вокзала столицы Карелии города
Петрозаводска. До отправления меж
дугороднего автобуса, который дол
жен был доставить нас до послка Лой
мола, в пяти километрах от которого
раскинулся лагерь поисковых отрядов,
принимающих участие в Вахте Памяти,
оставалось ещ три часа. И мы решили
подкрепиться в одной из расположен
ных вблизи привокзальной площади
столовых.
Так как я неплохо подготовился к
дороге и имел запас домашней прови
зии, то остался на перроне сторожить
наш многочисленный багаж. Судя по
отсутствию на небе хотя бы намка на
облака и по солнцу, которое начало
нещадно палить уже с раннего утра,
день нам предстоял жаркий.
Автостанция находилась в непосред
ственной близости от железнодорож
ного вокзала, поэтому переход к ней не
занял много времени. Даже в черте
города были заметны характерные при
знаки карельского ландшафта боль
шие и малые валуны, в обилии рассы
панные на пустыре по маршруту наше
го следования. Сразу бросилась в гла
за пожухлая от жары трава. Как будто
и не уезжали из Подмосковья!
Не новые, но довольно крепкие авто
бусы Volvo и Mersedes проворно
сновали по площади. Интересно, какой
автобус пойдт в сторону Сортавалы?
Мы были неприятно удивлены, когда к
нашему пирсу, скрипя, подкатил ста
ренький, видавший виды ПАЗик. Осо
бенно удручало отсут
ствие у транспортного
средства багажного отде
ления, поэтому все наши
многочисленные пожитки
пришлось размещать
внутри пассажирского са
лона, на полу между кре
сел. Как потом выясни
лось, никакой другой ав
тобус по дороге между
Суоярви и Лоймолой про
сто не смог бы проехать!
Итак, все пассажиры
заняли свои места, и ав
тобус тронулся в путь. За
окном потянулись непри
вычные глазу подмос
ковного жителя красоч
ные суровые северные
пейзажи: скалистые соп
ки, хвойные леса, боль
шие и малые озра, в ко
торых с наслаждением
барахтались дети и
взрослые. Дорога петля
ла между холмами, иног
да взбираясь на них, затем вновь спус
каясь в долину, по сторонам от трассы
простирались болота.
Примерно через три часа пути
получасовая остановка в городке Суо
ярви. На выходе из автобуса нас встре
чал сержант пограничник, попросив
ший предъявить документы и пояснить
цель прибытия пограничная зона!
Проверив бумаги, служивый милости
во отпустил нас. В это время к авто
станции подъехала одна из наших ма
шин, которые выехали в Карелию на
кануне, и забрала двоих поисковиков.
Оставшихся в автобусе недалеко от
Лоймолы будет встречать Нива, ко
торая должна доставить нас до места.
Мы отправились из Суоярви и очень
скоро поняли, почему по этому марш
руту ездят только отечественные
ПАЗики. Да потому что зарубежный
трассовый эстет просто рассыпался бы
на ухабах, которые в тех местах по
какому то недоразумению называют
ся дорогой с тврдым покрытием!
Минут через сорок экстремальной
езды нас благополучно встретила ожи
давшая на перекрстке Нива с при
цепом. Быстро закинув рюкзаки в при
цеп, мы остановились в недоумении:
как десяти человекам разместиться в
маленьком салоне отечественного вне
дорожника? Решение не заставило себя
ждать: девушки в салон, а не умес
тившиеся в автомобиле поисковики с
комфортом расположились на рюкза
ках. Путешествие до лагеря получи
лось с ветерком!
Военные действия в этих
тажных заболоченных краях
в ХХ веке велись на протяже
нии четырх периодов: в 1918
году во время войны Фин
ляндии с Россией за незави
симость; с 30 ноября 1939 го
по 12 марта 1940 года в этих
местах развернулись ожесто
чнные и кровопролитные бои
советско финляндской, или,
как е называют в Финлян
дии, зимней войны; летом
и осенью 1941 года Красная
Армия отражала здесь натиск
немецко фашистских и фин
ских войск; и наконец, летом
1944 года на этом направле
нии велось наступление Ка
рельского фронта, в резуль
тате которого Финляндия
вышла из войны.
Для наглядности представления о
том, в каких условиях здесь приходи
лось воевать, можно посмотреть один
из лучших советских фильмов о Вели
кой Отечественной войне А зори здесь
тихие, поставленный по маленькой
одноимнной повести Бориса Василь
ева.
Итак, мы в лагере, который располо
жился на лесистом сосновом берегу
озера Лоймолаярви. Пугающее преду
преждение руководства лагеря: по при
чине жары в лесу много змей и рысей,
надо быть предельно внимательными.
В подтверждение этого рассказ Вики,
которая встретилась с пресмыкающим
ся обитателем карельской тайги на пути
от машины к месту стоянки.
После путешествия в прицепе
Нивы по пыльным дорогам песок
скрипит на зубах, и единственное же
лание скорее нырнуть в озеро! Но
нет, сначала надо поставить палатки и
распаковать вещи, запастись дровами
(за каждое срубленное дерево
штраф 9000 рублей, так что надо ус
петь натаскать сушняка поблизости,
пока его не умыкнули другие отряды!).
Также надо обустроить место для при
ма пищи и соорудить кострище, вы
ложив его стенки валунами обяза
тельное требование МЧС ввиду крайне
засушливой погоды.
Не успели ещ закончить работы по
обустройству лагеря, как поступил сиг
нал пожарной тревоги, по нескольку
человек от каждого отряда с лопатами
отправляются тушить лесной пожар.
Как оказалось, сегодня утром поиско
вики уже выезжали в лес окапывать
очаг возгорания, но вот возникло по
дозрение, что огонь вс таки переки
нулся дальше. Выезжаем на болото,
которое практически вс пересохло, и
убеждаемся, что тревога оказалась
ложной дым поднимается вс из
того же леска, который окопали утром,
угрозы верхового огня нет.
По возвращении в лагерь успеваем
принять участие в торжественном по
строении по случаю открытия Вахты
Памяти, которую проводит Союз по
исковых отрядов Карелии под руко
водством подполковника запаса по
гранвойск Александра Осиева. На на
чальном этапе в Вахте Памяти прини
мают участие 11 отрядов и поисковых
объединений не только из различных
регионов Карелии, но и из Республики
Коми, Кемеровской, Архангельской,
Томской областей, города Королва
всего 168 человек. По ходу работы Вах
ты, которая продлится с 1 по 27 авгу
ста, состав, география отрядов и коли
чество поисковиков будут постоянно
меняться.
Во время построения к кресту, у ко
торого впоследствии будут собираться
все найденные воины, был поставлен
маленький гробик с останками перво
го обнаруженного солдата. Удалось
даже установить его имя, что является
большой удачей для поисковика это
лейтенант Андрей Иванович Жаровкин,
23 лет, погибший здесь 31 июля 1944
года.
После завершения торжественной
церемонии открытия Вахты Памяти
мы наконец то искупались в озере!
Прогретая солнцем вода мелковод
ного водома не принесла ожидае
мой прохлады, тем не менее она сня
ла напряжение от дороги и суеты пер
вого дня. Глубина залива, примыкав
шего к лагерю, не превышала полу
тора метров, дно было покрыто тол
стым слоем ила. Вследствие этого
фактора в дальнейшем выяснилось,
что при выходе из воды надо предва
рительно ополоснуться, иначе вс
тело может оказаться покрытым на
лтом этого самого ила, при высыха
нии вызывающего зуд.
Дневальные к этому времени уже
приготовили ужин, который мы с боль
шим удовольствием проглотили, и пос
ле недолгих посиделок с чаепитием у
костра народ постепенно начал рас
ползаться по палаткам. Как же приятно
кинуть сво уставшее от дороги и суе
ты тело в спальный мешок и окунуться
в глубокий и спокойный сон до самого
утра!
А тишина вокруг аж в ушах зве
нит
Даже комары в такую жару не сви
репствуют.
Ночной сон приятно освежил тело и
сознание, хотя, как оказалось, я поста
вил палатку на сравнительно крутом
уклоне и на кочковатой почве, поэтому
спать пришлось, как на коромысле,
постоянно съезжая к выходу. Но после
вчерашних приключений это были ме
лочи! Вечером надо будет переставить
палатку.
Не идт дело, сказал Андрей, откладывая в сто
рону миноискатель. Ходим, ходим и даже намка
нет на бойца. Попадаются одни стреляные гильзы да
пули, хвостовики от мин и осколки снарядов. Судя по
их количеству, бои здесь были нешуточные.
02.08.2014.
Москва Петроза
водск Суоярви
Лоймола
Исторический
экскурс
03.08.2014. День первый
04.08.2014. День второй
ВАХТА ПАМЯТИ ЛОМОЙЛА 2014
На ж/д вокзале в Петрозаводске.
Финские траншеи.
Дальше даже внедорожник не проедет.
Открытие Вахты Памяти.
Возвращение с войны