background image
суббота
k
100, 30 августа 2014 г.
Степан
ДАВИДЕНКО
Журналист
davidenko
nic@mail.ru
Завершившийся чемпионат мира
в Бразилии оставил много пищи для
размышлений футбольным болель
щикам и экспертам. Но помимо
спортивных результатов в Бразилии
было кое что ещ е города. Пе
ред чемпионатом мира в них строи
лись стадионы, создавалась инфра
структура. Наша сборная играла в
трх городах Куябе, Рио де Жа
нейро и Куритибе. Если первые два
это типичные мегаполисы с боль
шим числом жителей, невзрачными
зданиями и сопутствующими пробле
мами (пробки, мусор, преступность),
то Куритиба поистине уникальный
город. О нм и пойдт речь.
В одном из номеров КП мы пи
сали о системе велодорожек в Коро
лве и пообщались с городскими ве
лоактивистами. В той же статье было
указано количество машин (300350
на 1000 человек), когда появляются
проблемы для жизни города, в част
ности, пробки. В Королве 347
автомобилей на 1000 человек. Как
отмечалось, есть два выхода из со
здавшейся ситуации: американ
ский тотальное строительство
дорог и европейский разви
тие иных видов транспорта, куда вхо
дят и велоинфраструктура, и трам
ваи. Именно европейским путм по
шл город Куритиба.
Столкнувшись с проблемой авто
мобилизации гораздо раньше, чем
Россия, примерно в 1970 е годы,
Куритиба стал задыхаться в пробках.
Вдобавок к ним горожане ощутили
на себе все прелести слаборазвитой
(на тот момент) Бразилии низкий
уровень жизни и, как следствие, рост
неблагополучных районов, большое
количество мусора на улицах, попус
тительство властей.
Подвижки в решении проблемы
начались в 1965 году, когда молодой
архитектор урбанист Жайми Лернер
и его Институт исследований и пла
нирования городской среды начали
создавать новый проект развития
Куритибы. Принципиальной разни
цей от прошлого опыта градострои
тельства было то, что институт отка
зался от деления города на зоны и
строительства дорог, а начал разра
батывать его комплексную концеп
цию, сделав планирование динамич
ным непрерывным процессом.
Настоящий прорыв в развитии Ку
ритибы произошл в 1971 году, ког
да вс ещ молодой и дерзкий в сво
их задумках Лернер стал мэром го
рода. Все ранее разработанные про
екты начали воплощаться в жизнь.
Центральной идеей в политике но
вого мэра стала идея триединства
развитие землепользования, улично
дорожной сети и транспорта с уч
том экономического и социального
развития города. Хороший город
подобен черепахе: это дом, работа
и возможность передвигаться,
такой девиз выбрал Лернер для сво
ей деятельности.
В отличие от принятой в других
крупных городах Бразилии модели
строительство дорог и приоритет
личному транспорту, Лернер видел
будущее в развитии общественного
транспорта, пешеходных зон и пар
ков. Надо сократить количество
машин, чтобы было больше про
странства для людей. Общественные
места это главное, ради чего люди
и живут в городах, говорил Лер
нер. Была принята идея развивать
автобусные маршруты, потому что в
отличие от других городов милли
онников Куритиба не обладал боль
шим бюджетом.
В городе была принята чткая си
стема приоритетов в использовании
ресурсов улично дорожной сети: об
щественный транспорт важнее лич
ного автомобиля, движущийся авто
мобиль важнее стоящего.
Уже в 1974 году появились первые
автобусные экспрессы, перемещающи
еся по выделенным проспектам. Все
центральные дороги значительно со
кратили трафик личного транспорта и
стали продуманной закрытой автобус
ной линией. В скором времени авто
бусная сеть покрыла весь город. Реше
ние оказалось революционным. Кури
таба стала примером для других горо
дов, а автобусные остановки в виде
стеклянных труб символом города.
Из за системы выделенных проспек
тов автобусы ходят с интервалом в
13 минуты, что позволяет перевозить
большое количество пассажиров. В ав
тобусах нет кондукторов. Чтобы по
пасть на остановку, пассажиру нужно
купить билет и пройти через турникет.
Из за этого вход в автобус и выход из
него осуществляются за считанные
секунды. Каждая скоростная автобус
ная линия перевозит 20 000 пассажи
ров в час. Эти цифры примерно сопос
тавимы с цифрами метро. И правда,
автобусная сеть Куритибы очень напо
минает сеть метрополитена, за исклю
чением немаловажного факта она в
десятки, если не в сотни, раз дешевле,
и е можно создать всего за год, в то
время как на строительство метро по
требуются силы не одного поколения.
В том же Рио де Жанейро метрополи
тен перевозит в 4 раза меньше пасса
жиров, но при этом затраты на его
строительство превысили аналогичные
затраты в Куритибе в 200 раз. Сэко
номленные деньги пустили на разви
тие социальных программ.
В начале 1990 х годов количество
автомобильного трафика уменьшилось
на четверть. А около 30% пассажиров
автобусов имели личный транспорт, но
предпочитали общественный. Стоит
отметить, что внедрение новых эколо
гических технологий позволило сокра
тить выбросы от автобусов до допус
тимых норм. В центре города стал дей
ствовать экоавтобус, больше похожий
на трамвай, который не наносит вреда
окружающей среде.
Параллельно с транспортом Лернер
начал видоизменять общественное
пространство, точнее создавать его.
Для любителей активного отдыха ста
ли оборудовать велодорожки. В насто
ящее время это свыше 160 километров
отделнных от проезжей части доро
жек. Они затрагивают все городские
парки. На сегодняшний день в Курити
бе на каждого жителя приходится
64,5 квадратных метра зелных насаж
дений. (Сравните, в Москве это цифра
составляет 20 квадратных метров.) В
1971 году на каждого куритибца было
всего полметра зелени, и это при том,
что население было втрое меньше.
Глобальная программа по озелене
нию началась под девизом: Деревья
подарят нам тень, если мы дадим им
воду. Каждый житель Куритибы дол
жен был посадить хотя бы одно дерево
и ухаживать за ним. Парки преврати
лись в заповедные зоны, где растут и
живут традиционные для этой местно
сти растения и животные.
Стоит отметить, что политика мэра
новатора сначала была принята в шты
ки. Город выходил на акции протеста.
Но через некоторое время протест сме
нился активной гражданской позици
ей и желанием преобразований, а Лер
нер стал настоящим любимцем города
и занимал свой пост три срока.
Когда то в Куритибе было много му
сора, но мэр справился и с этим. Бюд
жет города не позволял строить доро
гостоящие системы по сортировке от
ходов, поэтому он предпочл догово
риться с населением. В школах нача
лись образовательные программы,
объясняющие важность разделения
мусора для последующей переработки.
Была запущена программа обмена его
на продукты первой необходимости и
проездные абонементы на автобус.
Город стал развиваться не только в
плане пространства, но и в социальной
и экономической сферах. Уже многие
годы Куритиба занимает высокие мес
та в рейтингах экономической привле
кательности для ведения бизнеса и
инвестиций. Она является одним из
самых спокойных городов в Бразилии
и в плане преступности. Там много до
стопримечательностей,
но главная из
них качество жизни.
ЗАПИСКИ УРБАНИСТА
Хороший город
подобен черепахе
Слт Я гражданин Подмосковья проводит
ся силами Министерства спорта Московской обла
сти по инициативе Губернатора Андрея Воробьва
уже второй год подряд. В нынешнем году в нм
приняло участие свыше пяти тысяч человек из всех
муниципальных образований региона.
Молоджный слт завершил программу областно
го форума, на котором на протяжении трх дней
молодые активисты Подмосковья общались с имени
тыми спортсменами, принимали участие в мастер
классах и тренингах с ведущими экспертами в обла
сти спорта, предпринимательства и здорового образа жизни.
Программа слта включала в себя различные тематичес
кие площадки, призванные сгруппировать молодых людей
по интересам. Молоджь с творческими задатками могла
побывать в арт зоне, на танцевальной территории и пло
щадках активности. Автомобилисты посетили техническую
зону, где проходили показательные выступления водителей
в различных дисциплинах дрифт, картинг, драгрейсинг.
Для любителей экстрима был проведн велосипедный мото
кросс, а для ценителей прошлого организовали площадку
исторической реконструкции.
На слте прошли турниры по уличному баскетболу и
воркауту. Особой популярностью среди участников пользо
валась площадка ГТО, где любой желающий мог попробо
вать свои силы в сдаче нормативов.
Также на слте были организованы круглые столы, в
которых приняли участие представители министерств, ве
домств и общественных молоджных организаций Подмос
ковья. Главным гостем слта стал глава Министерства спорта
Московской области Роман Терюшков.
Форум и слт Я гражданин Подмосковья отлич
ные площадки для развития молоджного потенциала в Мос
ковской области, отметил он. В следующем году мы
планируем расширить формат форума в четыре раза. Моло
джный лагерь также рассматривается как бизнес площадка,
что будет способствовать продвижению молоджных идей.
Мы рассматриваем форум Я гражданин Подмосковья
как основную площадку для выражения самосознания, граж
данской позиции поколения людей, которому предназначено
вершить будущее нашего региона. И мы планируем прово
дить встречи активной молоджи на регулярной основе, пото
му что эффект от такого рода акций трудно переоценить.
На нашем предприятии работают более пятисот моло
дых сотрудников, говорит Надежда Князева, председа
тель Союза молодых специалистов, инженер центра инфор
мационных технологий корпорации Тактическое ракетное
вооружение. Среди них много приезжих со всей России.
На слте были выбраны Самый активный гражданин и
гражданка Подмосковья. А кульминацией праздника стал
глобальный флеш моб, приуроченный ко Дню Государствен
ного флага Российской Федерации, все участники, оде
тые в разноцветные футболки, выстроились в огромный
живой флаг страны.
Степан ДАВИДЕНКО
День Государственного флага отме
чается в нашей стране 22 августа в
соответствии с Указом Президента РФ
от 1994 года. В этот день 23 года назад
Верховный Совет принял постановле
ние, в соответствии с которым госу
дарственным флагом РСФСР было ре
шено считать триколор, полотнище
с горизонтальными полосами белого,
лазоревого и алого цветов.
Впервые этот флаг был поднят на
первом русском корабле Орл во
времена Алексея Михайловича, отца
Петра I. А при самом Петре, в 1705
году, триколор стал подниматься над
всеми торговыми судами Российской
империи.
Долгое время бело сине красный
флаг являлся лишь символом российс
кого флота, но с начала XIX века его
стали использовать и на суше. В 1806
году при обследовании Южного Саха
лина участники экспедиции установили
два флага Андреевский и бело сине
красный, отметив тем самым, что дан
ная земля является владением России.
В 1858 году гербовое отделение де
партамента герольдии Правительству
ющего сената выступило с инициати
Королвская делегация побы
вала на молоджном слте
Я гражданин Подмосковья,
прошедшем в Сорочанах.
Российский триколор
У ДиКЦ Костино прошл праздник, посвя
щнный Дню Государственного флага
Российской Федерации.
вой изменения российского государ
ственного флага. Тогда же император
Александр II утвердил образец нового
флага чрно жлто белого цвета, а
в 1865 году эти цвета стали государ
ственными.
Но при Александре III бело сине
красный флаг вернули, а в 1896 году,
при Николае II, он стал официальным
государственным флагом. В то время
цветам флага дали первое официаль
ное толкование. Красный держав
ность, синий цвет Богоматери, кото
рая является покровительницей Рос
сии, белый цвет независимости.
После Февральской революции 1917
года бело сине красный флаг сохра
нял свой статус вплоть до Октябрьской
революции, когда официальным стало
красное полотнище.
День Государственного флага Рос
сии в Королве отметили праздником,
организованным на площади перед
ДиКЦ Костино отделом по делам
молоджи, семьи и детства городской
Администрации.
Мы назвали его Интерактивное
молоджное мероприятие, сказа
ла начальник отдела Марина Захарова.
В прошлом году мы также проводи
ли мероприятие, но тогда это был квест
по городу. В этом году мы решили
поменять формат. Нашли инициатив
ную группу, которая нам помогает. Это
городской Интеллектуальный клуб,
который проводит все брейн ринги в
городе, Энергия танца сотрудни
ки РКК Энергия, которые проводят
флеш мобы в городе, и Школа здо
ровья ребята, отвечающие за спорт.
Соответственно у нас три площадки.
Первая интеллектуальная, где для ре
бят подготовлена викторина о флаге Рос
сии. Вторая творческая, участникам
предлагается составить пирамиду из себя
по творческим заданиям. Третья
спортивная, здесь две позиции из норм
ГТО прыжок в длину и отжимания.
В соревнованиях приняли участие три
команды Школа волонтров, Со
вет молодых специалистов и Молодж
ное правительство. В итоге лучше всего
с заданиями справилась команда моло
дых специалистов, представляющая
градообразующие предприятия.
В конце мероприятия все участники
запустили в небо шарики цветов рос
сийского флага.
Степан ДАВИДЕНКО
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Молоджный слт
Молоджный слт
Молоджный слт
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
СОБЫТИЯ


ФАКТЫ
КОММЕНТАРИИ
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Фоторепортаж
на сайте gazetakoroleva.ru