background image
вторник
k
109, 23 сентября 2014 г.
О ГОРОДЕ С ЛЮБОВЬЮ
C
M
Y
K
С середины 1950 х и до конца 1980 х
годов наш город, формально не имея
соответствующего статуса, действи
тельно формировался как наукоград, а
городские власти и градообразующие
предприятия работали для этого, что
называется, единым фронтом.
С сожалением приходится констати
ровать, что за последние 2025 лет
Королв стал постепенно превращать
ся в спальный район Москвы. Очень
многие из его нынешних жителей ез
дят на работу в столицу, и с нашим
городом их в настоящее время не свя
зывает ничего, кроме свидетельства о
праве собственности на приобретн
ную здесь недвижимость. Конечно, та
кое положение дел нельзя считать нор
мальным.
Перед вновь избранными Главой го
рода, Советом депутатов, да и всем го
родским сообществом стоит архислож
ная задача: не только сохранить за Ко
ролвом статус наукограда де юре, но и
вернуть его де факто. Поэтому рассказ
Виктора Ильича Трубицина о времени
и себе будет, как мне представляется,
не только интересным, но и полезным.
Виктор Ильич, расскажите, как вы,
уроженец Ленинградской области, ста
ли жить и работать в Королве?
Впервые я приехал в Калининград
(Королв) в 1958 году, более 55 лет
назад, будучи студентом пятого курса
Ленинградского военно механическо
го института. Меня и ещ нескольких
студентов отобрали для работы в ОКБ 1
у С.П. Королва, и мы здесь писали
дипломы. После окончания института
я остался в городе и начал трудиться на
том же предприятии.
Проработал я там четыре года, а в
1962 году меня избрали первым секре
тарм горкома комсомола. И с этого
времени моя судьба была связана не
столько с родным предприятием,
сколько со всем городом. Поэтому вс
его развитие, начиная с упомянутого
времени и вплоть до 1980 года (когда
меня направили на работу в Афганис
тан), проходило, можно сказать, на
моих глазах.
Каким был наш город в то время?
Ранее существовало два отдель
ных города Калининград и Костино,
и оба входили в состав Мытищинского
района. Затем из Мытищинского выде
лился Калининградский район с цент
ром в городе Калининграде. В этот рай
он, в частности, входил и город Пушки
но. Потом Калининградский район раз
делился на две части. В силу специфи
ки и секретности находящихся на его
территории градообразующих пред
приятий Калининград (и некоторые
прилегающие к нему территории) стал
самостоятельной территориальной
единицей областного подчинения, а
остальной район именоваться Пушкин
ским, как и в настоящее время.
Калининград был закрытым горо
дом и сначала находился в пределах
его нынешней старой части. Предприя
тия оборонно космического комплек
са развивались бурно. Для этого были
созданы все условия, но главное, по
жалуй, заключалось в другом.
Люди были полны энтузиазма, увле
чены грандиозной задачей покорения
космического пространства, стреми
лись работать в этой сфере и съезжа
лись сюда со всей страны. После за
пуска первого искусственного спутни
ка Земли и первого полта человека в
космос были изданы постановления
Правительства о том, что дальнейшее
развитие оборонно космической отрас
ли требует соответствующего разви
тия нашего города.
Как это происходило?
Следует отметить выдающуюся
роль, которую в этом сыграл лично Сер
гей Павлович Королв, да и многие дру
гие руководители градообразующих
предприятий. Им удавалось решать воп
росы развития Калининграда на прави
тельственном уровне. В итоге Москву
Команда молодости нашей
В преддверии грядущего Дня города КП презентует новую рубрику:
О городе с любовью. Первым гостем этой рубрики стал почтный
гражданин города Королва, член муниципальной Общественной па
латы Виктор Ильич Трубицин.
Выбор редакции был не случайным и, как мне представляется, весьма
символичным. Виктор Ильич с 1975 по 1980 год был первым секрета
рм городского комитета КПСС, а в этот период Калининград рос и
развивался стремительными темпами.
обязали ежегодно строить у нас в горо
де по 70 тысяч квадратных метров жи
лья. Сначала были построены наши Но
вые Чермушки улицы Терешковой,
Пионерская и некоторые другие. Одна
ко строительством пятиэтажек на месте
бараков дело не ограничилось. В том же
правительственном постановлении
было предусмотрено возведение стади
она, Дворца культуры и других объектов
культурной, спортивной и социально
бытовой сферы. Строились и школы, и
детские сады одним словом, сплани
ровано (а затем реализовано) вс было
так, как нужно.
Потом город стал развиваться даль
ше были построены проспект Коро
лва, улица Исаева, проспект Космо
навтов. Проспект Королва появился в
1970 х, а проспект Космонавтов в
1980 х годах. Важно отметить, что за
стройка велась комплексно, и мы в
этом деле были, наверное, самыми пе
редовыми не только в области, но и во
всей стране. Прямо скажу: строитель
ство было грандиозным, хотя надо от
метить одну важную деталь: Москва
нам строила только жиль, а объекты
соцкультбыта возводил отдел капи
тального строительства ЦНИИмаша, ко
торый затем был реорганизован в трест
и переподчинн Министерству общего
машиностроения.
Что вы скажете о состоявшемся
объединении Королва и Юбилейного?
Все знают, что летом произошло
объединение этих городов. Но не все
(особенно молодые люди) знают,
что в сво время город Юбилейный
выделился из состава Калининграда в
самостоятельную территориальную
единицу областного подчинения и на
зывался Болшево 1. Произошло это
в 1972 году, до этого и 4ЦНИИ и другие,
расположенные на его территории,
предприятия Министерства обороны
также работали в едином Калинингра
де. Поэтому, когда уже в наше время
встал вопрос об объединении, ни у меня,
ни у других старожилов никаких воп
росов не возникало. Это всегда была
фактически одна территория, и задачи
мы решаем общие.
Любопытно отметить, что, например,
Костино развивалось под эгидой Ми
нистерства авиационной промышлен
ности, Калининград Министерства
оборонной промышленности, а Юби
лейный Министерства обороны.
Чем ещ, помимо знаменитых
оборонно космических предприятий,
был славен Калининград в советское
время?
Помимо оборонно космических,
у нас в городе было два передовых и, в
известном смысле, выдающихся пред
приятия. Это фабрики Передовая тек
стильщица и Первое мая. Возьмм
фабрику Первое мая. И по сей день
жив е тогдашний директор, Семн
Аркадьевич Пекарский, при котором
фабрика была реконструирована и ста
ла современным предприятием.
Послок Первомайский также рос и
развивался. Практически вс жиль, все
девятиэтажки в микрорайоне Перво
майский, были возведены там при
С. А. Пекарском. Также благодаря его
усилиям были построены физкультур
ный комплекс, профилакторий, пионер
ский лагерь в Пушкинском районе. Фаб
рика была производственным предпри
ятием комплексной механизации, око
ло семидесяти раз признавалась луч
шей в стране, получала различные на
грады и переходящее Красное Знамя.
И ещ одно предприятие, о котором
нельзя не упомянуть, это ДСК 160
Министерства обороны, возглавляе
мый Борисом Николаевичем Флро
вым. Тогда это был огромный комби
нат, который обеспечивал казармами
Министерство обороны, и не только.
ДСК 160 был исключительно прогрес
сивным предприятием, чуть ли не са
мым первым начал применять безот
ходные технологии. Стружка и опилки
не утилизировались, а использовались
для изготовления древесно стружеч
ных плит. ДКС 160 также внс нема
лый вклад в развитие городской соци
альной инфраструктуры.
Хочу сделать небольшое отступле
ние. Недавно я размышлял о вкладе,
который наш город внс в Победу в
Великой Отечественной войне, и поду
мал: наверное, было бы правильно,
если бы он получил звание города во
инской славы. Конечно, на его терри
тории не было сражений. Но кто, начи
ная с 1918 года, делал для страны пуш
ки? Где работали завод 8 имени М.И.
Калинина и знаменитое КБ Василия
Грабина, артиллерийские системы ко
торого получили название оружие
победы? Кто ещ в предвоенный пе
риод изготовил 70 тысяч орудий и ору
дийных систем для всех родов войск?
Кто выпускал оружие для фронта во
время войны? Вс это делал наш Кали
нинград.
Я думаю, что теперь, после объеди
нения Королва и Юбилейного, муни
ципальное руководство могло бы под
нять этот вопрос на региональном, а
затем и на федеральном уровне. Наш
замечательный город заслужил того,
чтобы называться городом воинской
славы.
Расскажите о каких либо интерес
ных моментах, свидетелем или участ
ником которых вы были?
В принципе с историей развития
нашего города связано много запом
нившихся моментов. Один из них
строительство АТС на улице 50 летия
ВЛКСМ. До е введения в строй в горо
де практически не было никакой теле
фонной связи. На предприятиях было
несколько телефонов, которые через
мытищинскую сеть связывались с Мос
квой.
Поныне живт и здравствует почт
ный гражданин нашего города Дмит
рий Михайлович Худенко. Дмитрий
Михайлович после войны работал на
Байконуре, потом в КБ Химмаш. Со
времени службы на Байконуре у него
сохранились хорошие контакты с руко
водителями различных министерств,
ведомств, с другими высокими долж
ностными лицами.
Я в то время работал вторым секре
тарм горкома партии, и вот мы вместе
с ним ездили в Министерство связи,
обращались и к заместителю министра,
и к самому министру с просьбой о стро
ительстве в Калининграде АТС. В итоге
Дмитрию Михайловичу удалось про
бить возведение АТС на 100 тысяч
номеров. Наш город получил прямую
московскую телефонную связь, чего в
то время не было нигде в Московской
области. Это заслуга не горкома, не
горисполкома, а непосредственно
Дмитрия Михайловича Худенко, и за
это ему надо сказать большое спасибо.
Ещ один, чрезвычайно важный, воп
рос обеспечение города водой. Аку
ловский водоканал расположен рядом,
а подключиться к нему было нельзя,
так как он, в первую очередь, обеспе
чивает водой Москву. Тогда весь наш
город брал воду из артезианских сква
жин, и через некоторое время их ре
сурс стал исчерпываться. Уровень воды
в них начал падать, причм катастро
фически, а город продолжал разви
ваться. Необходимо было получить от
Москвы разрешение на подключение к
мощностям водоканала.
В то время председателем гориспол
кома работала Александра Андреевна
Пустовойтенко, тоже почтный граж
данин Королва, а в НПО Энергия
трудился Георгий Васильевич Совков,
заместитель С. П. Королва по капи
тальному строительству. Мы ездили в
Москву, обращались в соответствую
щие инстанции, и в результате получи
ли разрешение на забор первых
100 тысяч кубометров воды. Таким об
разом был решн вопрос с обеспече
нием водой всего города.
К созданию городской инфраструк
туры мы подходили комплексно
была создана целая система, учитыва
ющая все потребности жителей. В на
шем городе, впервые в Московской об
ласти, был разработан план его соци
ально экономического развития.
Расскажите об этом подробнее,
так как вопрос разработки генплана
развития объединнного Королва яв
ляется в настоящее время чрезвычай
но актуальным.
Вместе с начальником планового
отдела горсовета мы были командиро
ваны в Ленинград для знакомства с та
мошним опытом комплексного развития
городских районов. Хотя эти планы и не
подошли для реалий Калининграда (мас
штабы, задачи, да и другие условия су
щественно отличались), кое что полез
ное мы вс таки переняли. После этого
была проведена огромная по масштабу
работа был разработан и принят план
социально экономического развития го
рода. Ну а после принятия плана его,
естественно, надо было выполнять.
Что мы сделали? С предприятиями у
нас тогда были очень тесные взаимо
отношения, и партия здесь играла да
леко не последнюю роль. Руководите
ли предприятий были коммунистами,
они всей душой болели за развитие
города и никогда не отгораживались от
его проблем. Было принято решение,
что, например, за строительство этой
котельной отвечает это конкретное
предприятие, за строительство следу
ющего объекта другое, и так далее,
с указанием должностных лиц, персо
нально ответственных за выполнение
каждого пункта плана.
Мы утвердили этот план сначала на
пленуме горкома партии, потом в
горисполкоме и сказали: Товарищи,
вы за это отвечаете, приступайте к ра
боте. Развитие города зависит от вас, с
вас и будет спрос. Главное тогда (как,
наверное, и сейчас) было обеспечить
финансирование, поэтому каждый из
ответственных товарищей стал обра
щаться по этому вопросу в сво го
ловное министерство. И у нас, к счас
тью, это дело получилась, система по
казала свою эффективность.
Например, за прокладку канализа
ции отвечало КБ Химмаш. Оно занима
лось и строительством Щлковских
очистных сооружений, которыми го
род успешно пользуется и по сей день.
Была и ещ одна серьзная пробле
ма снабжение города газом. Дело в
том, что газ в город поступал по двум
направлениям из Мытищ и через
Болшево. Но в обоих случаях мы ока
зывались конечным пунктом. Во время
сильных морозов, когда шл большой
разбор газа, у нас начинались пробле
мы с работой котельных. Нам был жиз
ненно необходим свой газопровод.
Этот вопрос особенно остро встал в
1979 году, когда под Новый год удари
ли очень сильные морозы. Реальной
стала угроза под праздник заморозить
город, так как резервное топливо
мазут из жидкой консистенции пе
решло в тврдое состояние, и исполь
зовать его было нельзя.
Я помню, что тот Новый год мы вме
сте с руководителями предприятий
встречали на совещании в горкоме
партии. Мы обязаны были найти выход
из сложившейся ситуации и поэтому
работали, что называется, без отгулов
и без выходных. В тот раз нам удалось
выйти из положения, по вопрос вс
равно остался, и решить его было жиз
ненно необходимо.
За прокладку газопровода со всей
соответствующей инфраструктурой
отвечал Аркадий Леонидович Марты
новский (именно он сменил Г. В. Со
вкова на посту заместителя генераль
ного директора НПО Энергия по ка
питальному строительству). Аркадий
Леонидович блестяще справился с
решением этой задачи. В итоге газо
провод был проведн. Он идт парал
лельно Акуловскому водоканалу из
Балашихи и выходит к Костинской по
жарной части. Таким образом, было
сделано главное город получил теп
ло, газ, воду и канализацию.
Примерно в это же время была ре
шена ещ одна проблема, которая не
знакома молодому поколению. Я имею
в виду дефицит на товары народного
потребления, в первую очередь на
продукты питания.
Депутатом Верховного Совета СССР
от нашего города на тот момент был
Виктор Васильевич Гришин, который
занимал должность председателя
ВЦСПС. Он регулярно приезжал к нам,
вл, как депутат, прим трудящихся,
интересовался всеми городскими про
блемами. И один из вопросов, который
был перед ним поставлен, касался не
обходимости снабжения Калинингра
да продуктами питания по москов
ским стандартам.
Решить этот вопрос было чрезвы
чайно сложно, и В. В. Гришин, навер
ное, особо не рассчитывая на положи
тельный ответ, направил депутатский
запрос в МГК КПСС и Мосгорисполком.
Пока этот документ шл по инстанци
ям, на пост первого секретаря Москов
ского горкома партии назначили его
самого. И тут ему, как говорится, де
ваться было некуда нельзя же было
самому себе отказывать в собствен
ном депутатском запросе.
Таким образом, вопрос с москов
ским (а значит самым лучшим в
советское время) снабжением Кали
нинграда был решн положительно, и
нашим горожанам долго, вплоть до
перестроечных времн, не надо было
никуда ездить за продуктами.
Мы были первыми в решении мно
гих вопросов. Так, именно в нашем
городе были организованы МЖК, ко
торые помогли обеспечить жильм
молодых специалистов градообразую
щих предприятий, а затем этот опыт у
нас переняла вся страна.
Я мог бы вспомнить и рассказать
вам ещ много интересного сказал
Виктор Ильич в завершении нашей бе
седы. Поэтому мы договорились с ним
о том, что встретимся ещ раз через
некоторое время и продолжим нача
тый разговор.
Беседовал Алексей ФЕДОСЕЕВ
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА