background image
четверг
k
113, 2 октября 2014 г.
О ГОРОДЕ С ЛЮБОВЬЮ
У этой истории множество ярких
страниц. Это и работа по созданию пер
вых баллистических ракет дальнего
радиуса действия, и первые автомати
ческие космические станции, и орби
тальные станции Салют и Мир, и
грузовые корабли Прогресс. Нельзя
не упомянуть о триумфе научной и ин
женерно конструкторской мысли
уникальной многоразовой ракетно
космической системе Энергия
Буран.
Развитие города Королва (Калинин
града) в советское время было нераз
рывно связано с развитием отечествен
ной космонавтики, и невозможно пе
реоценить тот вклад, который внс в
эти процессы Вахтанг Дмитриевич Вач
надзе. При его непосредственном уча
стии строились улица Исаева, проспек
ты Королва и Космонавтов, школы,
поликлиники и другие объекты, кото
рые во многом придали нашему городу
нынешний облик и позволили ему по
праву именоваться космической сто
лицей России.
Мы пригласили Вахтанга Дмитрие
вича в редакцию КП и попросили его
рассказать обо всм этом, что называ
ется, от первого лица.
Вахтанг Дмитриевич, ваша жизнь
связана с развитием города Королва
(Калининграда), наверное, не в мень
шей степени, чем с
историей покорения
космоса. Пожалуйста, расскажите об
этом.
Я окончил Московский авиастро
ительный институт (МАИ), факультет
двигателестроения, по специальности
жидкостные ракетные двигатели
(ЖРД), и в 1953 году был принят на
работу в ОКБ 1, которым руководил
Сергей Павлович Королв. Отмечу, что
это был первый выпуск МАИ по данной
специальности.
Как раз в это время вокруг Москвы
создавались два кольца ПВО для обо
роны столицы от возможного нападе
ния американских стратегических бом
бардировщиков, способных нести атом
ные бомбы. Для ракет ПВО, которыми
оснащались наши защитные рубежи,
мы в пятом цехе ЗЭМа и делали двига
тели.
Меня приняли на должность масте
ра в этот цех, моя специальность
ЖРД была на тот момент наиболее
востребована. Когда я начал работать в
пятом цехе, там не было ни одного
специалиста по ЖРД, на весь большой
цех было всего четыре инженера. Я
увидел, что мои товарищи не очень
хорошо разбираются в двигательной
тематике и иногда делают не то, что
нужно. Через месяц я пришл к началь
ству и сказал: мне необходимо прочи
тать лекции, чтобы люди представляли
себе, что такое ЖРД. Начальство дало
добро, и я прочитал своим коллегам
этот курс лекций.
Мастером я проработал восемь ме
сяцев, а затем был назначен на долж
ность начальника технического бюро,
позднее, в 1956 году, стал начальни
ком цеха. Мне было 27 лет. Тогда, пос
ле выпуска двигателей для системы
ПВО, мы стали изготавливать рулевые
двигатели для ракеты Р 7 знамени
той семрки, которая в тот период
была главной советской межконтинен
тальной ракетой. За эту работу я полу
чил свою первую награду орден
Знак Почта. Кстати, ракеты с этими
двигателями летают до сих пор.
Далее мы начали выпускать двига
тели для третьей ступени ракеты Р 7,
которые стали именоваться ракетны
ми блоками. Эта эпопея закончилась
тем, что мы выиграли пальму первен
ства в покорении космоса у американ
цев. Во первых, именно Р 7 вывела на
орбиту первый спутник. Во вторых, с
помощью дополнительных разгонных
блоков мы могли достигать не только
первую, но и вторую космическую ско
рость и летать к планетам. Таким обра
зом, качественно расширился круг кос
мических исследований. За лунную
программу и фотографирование об
История города, жизни и покорения космоса
ратной стороны Луны мы вместе с
моими товарищами в 1960 году полу
чили Ленинскую премию.
В 1966 году я стал главным инжене
ром завода, мы занимались подготов
кой кораблей Союз. Это была огром
ная работа надо было сразу перейти
с Востоков на Союзы, что далось
нам очень непросто. Однако эта про
грамма была освоена, и мы вели е на
высоком техническом уровне. При сты
ковке кораблей в ходе выполнения про
граммы Союз Аполлон исполь
зовались наши стыковочные узлы. Мы
до сих пор делаем стыковочные узлы
для всех российских и большинства
зарубежных космических кораблей.
Затем я возглавлял Третий косми
ческий главк Миноборонмаша, а по
том, в 1977 году, был назначен на дол
жность генерального директора НПО
Энергия, которое в то время решало
сразу две крупномасштабные задачи:
по орбитальной станции Мир и по
многоразовой космической системе
Энергия Буран. Система Энер
гия Буран имеет принципиаль
ные и глубокие отличия от американ
ской системы Спейс шаттл. Напри
мер, система Спейс шаттл могла
выводить на орбиту 29 тонн полезного
груза, а Энергия Буран
30 тонн. Но главное отличие заключа
ется в основах и принципах построения
ракетно космического комплекса. Аме
риканский носитель служил лишь для
вывода на орбиту космического чел
нока, и больше ни для чего не мог
использоваться. Наша ракета носитель
Энергия была универсальной и мно
гофункциональной. При снятии с не
Бурана, увеличении количества бо
ковых блоков и модернизации Энер
гия могла выводить на орбиту вплоть
до 200 тонн полезного груза.
Именно создание системы Энергия
Буран показало, что мы были го
товы к задуманным американцами
звздным войнам, а они нет. Им
нужно было 15 20 лет, чтобы создать
тяжлый носитель. Я могу ответствен
но заявить, что единственный полт
системы Энергия Буран заста
вил США свернуть свою программу
звздных войн и избавил нас от очень
серьзных потенциальных угроз и ма
териальных затрат. Через год после
нашего полта управление Пентагона
под командованием генерала Дж. Аб
рахамсона, которое занималось этой
программой, было полностью расфор
мировано. Развитие космонавтики пос
ле этого вошло в мирное русло.
Как история возникновения и раз
вития завода имени М.И. Калинина
связана с историей нашего города?
История нашего завода началась
с 1886 года, когда император Алек
сандр II издал Указ о создании мастер
ских для казнных пушек (то есть пу
шек, которые заряжаются не со ствола,
а с казнной части). Со временем эта
мастерская, которая находилась в Пе
Этим летом Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе генеральный директор НПО
Энергия (с 1977 по 1991 год), академик Российской академии космо
навтики имени К. Э. Циолковского, почтный гражданин города Корол
ва отметил 85 летний юбилей. Не будет преувеличением сказать, что
история жизни Вахтанга Дмитриевича это история возникновения и
развития отечественной космонавтики.
тербурге, превратилась в огромный
завод. Во время Первой мировой вой
ны на нм работало около 4,5 тысячи
человек, и он поставлял пушки фронту.
После революции, в 1918 году, Сов
нарком принял решение об эвакуации
этого завода к нам, на станцию Под
липки. Здесь был дачный послок, а
английское акционерное предприятие
Бекос арендовало площади для про
изводства военных самоходов. После
революции Бекоса не стало, и эти
площади и бараки для рабочих пере
шли приехавшему из Петербурга заво
ду. Однако данных производственных
мощностей было недостаточно, поэто
му сразу же началось строительство
новых цехов.
До революции на этом заводе рабо
тал М.И. Калинин, в 1911 году он был
арестован за революционную деятель
ность. Когда завод прибыл в Подлипки
и начал работу, М.И. Калинин ему вся
чески помогал. Он часто приезжал
сюда. Так, например, когда он приехал
на пятилетие завода в 1924 году, здесь
построили первую водонапорную баш
ню. Вс, что тогда строилось, строи
лось и для завода, и для послка.
Так развивался послок нынеш
няя улица Коминтерна в 1920 х годах
была лесной просекой от теперешней
площади Ленина до станции Подлип
ки. В 1922 году завод, а в 1928 м
рабочий послок получили имя
М.И. Калинина. В 1938 году послок
Калининский, в котором проживали 26
тысяч человек, стал городом Калинин
градом. Тогда М.И. Калинин был пред
седателем ВЦИКа (Всероссийского цен
трального исполнительного комитета).
Большую роль в развитии города
сыграл Илларион Аветович Мирзаха
нов, который был директором завода
с 1931 по 1938 год. Он строил для
сотрудников уже не бараки или рубле
ные дома, а четырхэтажные кирпич
ные здания. Улица Коминтерна стала
первой центральной улицей в городе.
Затем кирпичными домами были заст
роены проезды Ударника и Воровского.
Появились первые детские сады,
первая аптека и первый гастроном, ко
торый коренные жители до сих пор по
традиции называют Старым гастро
номом. Все крупные заводы в совет
ское время имели свои управления ка
питального строительства (УКС). УКС у
завода 8 строило и производствен
ные корпуса, и жилые здания, и объек
ты соцкультбыта. Завод 8 в 1939 году
первым из артиллерийских заводов
получил орден Ленина, который вру
чал М. И. Калинин в Колонном зале
Дома союзов. Потом завод был на
граждн орденом Трудового Красного
Знамени.
Чем отличился завод в довоенный
период? Он делал пушки для различ
ных областей: и танковые, и противо
танковые, и для Военно морского фло
та (ВМФ). Но главное, завод выпускал
самые, пожалуй, лучшие в мире зенит
ные пушки, которые отличались высо
кой скорострельностью. В 1939 году
автоматическая 37 миллимеровая пуш
ка производила 180 выстрелов в мину
ту, что было в то время огромным дос
тижением. Для ВМФ была изготовлена
сдвоенная зенитная пушка. Такие пуш
ки тогда были единственной защитой
военных кораблей от вражеской авиа
ции. Всего до войны завод выпустил
56 тысяч различных орудий.
В начале войны завод 8 был эваку
ирован на Урал, но в Калининграде про
должал работать его филиал, который
назывался Завод 8/Ф.
В 1942 году, после того, как немцев
отогнали от Москвы, завод стали ре
конструировать, чтобы перевести его
работу на военные рельсы. Это было
сделано в самые короткие сроки. В
этом же году вышел приказ: переиме
новать завод 8/Ф в завод 88. Его
директором назначили Александра
Дмитриевича Каллистратова (до этого
он был директором завода Арсенал
в Ленинграде).
Я считаю, что за работу в период
Великой Отечественной войны городу
Королву следует присвоить звание
города воинской славы. Например, во
время битвы за Москву у нас не было
пушек, которые могли бы пробивать
броню немецких танков. А сделанные
на нашем заводе зенитки, когда стре
ляли прямой наводкой, уничтожали
немецкие танки. И сейчас на Дмитров
ском шоссе, на пьедестале, стоит пуш
ка нашего завода, батарея которых за
шесть часов отбила четыре атаки не
мецких танков и не пропустила их к
Москве.
С 1942 года в Завокзальном районе
работало КБ Василия Гавриловича Гра
бина, в которое были переведены са
мые лучшие конструкторы из других
КБ. И.В. Сталин поставил задачу: сде
лать пушку, которая стала бы самой
лучшей в Великую Отечественную вой
ну. Такой стала пушка ЗИС 3. Нижний
Новгород выпускал по 100 пушек
ЗИС 3в сутки, они сразу шли на фронт.
В.Г. Грабин создал пушку БС 3, кото
рая участвовала в Берлинской опера
ции и пробивала любую танковую бро
ню. За все эти заслуги ЦАКБ В.Г. Граби
на в 1944 году получило орден Ленина.
Как из артиллерийского наш
город стал ракетно космическим?
Послевоенный период начался с
того, что американцы без всякой воен
ной необходимости сбросили атомные
бомбы на японские города Хиросиму и
Нагасаки. Тем самым они продемонст
рировали всему миру, что обладают
ядерным оружием, и стали шантажи
ровать нас тем, что могут подвергнуть
ядерной бомбардировке большое ко
личество городов СССР. Так началась
холодная война. Америка всерьз
разрабатывала планы по атомной бом
бардировке советских городов.
Началось новое противостояние, и
СССР, наряду с решением задач после
военного восстановления страны, при
шлось создавать ядерный паритет с
США. Свою атомную бомбу Советский
Союз создал к 1949 году, но на тот
момент мы ещ не имели средств е
доставки на территорию вероятного
противника.
В 1946 году было выпущено поста
новление О реактивном вооружении
страны, оно стало основой создания
ракетной техники в нашей стране. На
базе завода 88 здесь, в городе Кали
нинграде, был создан НИИ 88 для реа
лизации упомянутого выше постанов
ления. Технологи и конструкторы за
вода переучивались для того, чтобы
уметь создавать ракеты. В 1947 году
лекции в НИИ читал, в том числе, сам
Сергей Павлович Королв. Было пять
курсов, на которых сотрудников
НИИ 88 переучивали в специалистов
ракетчиков.
Сергей Павлович Королв был на
значен Главным конструктором балли
стических ракет дальнего действия для
решения вопроса доставки ядерного
оружия.
Создание межконтинентальной бал
листической ракеты Р 7 в такие сжа
тые сроки было, с моей точки зрения,
большим научно техническим подви
гом. Мы сумели это сделать за десять
лет начав в 1947 м, в 1957 году мы
уже имели мощную межконтиненталь
ную ракету, которая по энергетике в
4 раза превосходила американскийАт
лас. Эта ракета могла донести ядер
ный заряд на 8 тысяч, а потом на
12 тысяч километров. Кроме того, она
могла развить первую космическую
скорость для того, чтобы вывести на
орбиту первый искусственный спутник
Земли.
Принято считать, что идея запус
ка первого искусственного спутника
Земли (ИЗС) поначалу не пользова
лась поддержкой у руководства стра
ны. Как же вс таки е удалось осу
ществить? И как это повлияло на раз
витие города?
С.П. Королв, когда брался за
разработку межконтинентальной раке
ты, уже тогда думал о е космических
перспективах. Он давно мечтал запус
тить искусственный спутник Земли. Как
только ракета была создана, Сергей
Павлович тут же воспользовался е
возможностями для запуска первого
ИЗС. После двух положительных пус
ков с Байконура на Камчатку в 1957
году мы запустили первый такой спут
ник Земли.
Сразу после полта первого ИЗС
С.П. Королв вышел к Н.С. Хрущву с
обоснованием того, что параллельно с
развитием космической программы
нужно развивать город Калининград.
Иначе, сказал Сергей Павлович,
мы не сможем двигаться дальше, на
столько у нас большие задачи.
Было подготовлено и передано
Н.С. Хрущву постановление о том, что
нужно строить по 14 тысяч квадратных
метров жилья в год и ещ, кроме того,
возвести стадион, Дворец культуры,
бассейн, музыкальную школу, средние
школы, детские сады, объекты общепи
та и т. д. Одним словом, в проекте этого
постановления было учтено практиче
ски вс социальное развитие города.
Я в тот период был начальником цеха,
и мы получали одну комнату в год (!), а
в очереди на жиль стояли 180 человек
из 700, работавших в цехе. И если кому
то доставалась комната в 22 квадрат
ных метра на улице Коминтерна, в од
ном из четырхэтажных кирпичных
домов, этот человек считался счаст
ливчиком.
Когда вышло вышеупомянутое поста
новление, сначала ни я, ни мои коллеги
не могли понять: какой Дворец культуры,
зачем он нужен, когда есть клуб? Нам
казалось, что на все деньги нужно стро
ить только жиль. Мы тогда были моло
дые, зелные и, конечно, ошибались,
рассуждая столь категорично.
Потом, после того, как были постро
ены улицы Гагарина, Терешковой и
ЦДК имени М.И. Калинина, мы присту
пили к строительству проспекта Коро
лва. Тогда была поставлена задача:
строить нужно комплексно, с учтом
всей необходимой социальной, транс
портной и иной инфраструктуры. Был
разработан Генеральный план разви
тия города. В четырх микрорайонах на
проспекте Королва было полностью
рассчитано количество детских садов,
ясель, школ и всего остального.
Вс жиль строил Мосжилстрой на
основании Постановлений Правитель
ства. Проспект Королва по Поста
новлению о создании пилотируемых
кораблей, а улицу Исаева и проспект
Космонавтов по Постановлениям о
создании комплекса Мир и системы
Энергия Буран.
Я уже был генеральным директором
НПО Энергия, когда строили 17 ю
школу на проспекте Королва, пример
но в это же время возводили известный
жителям дом пилу. Потом мы заст
раивали улицу Исаева и правую сторону
проспекта Космонавтов, удвоив коли
чество ежегодно сдаваемого жилья.
Как была застроена правая сторона
проспекта Космонавтов? Для того чтобы
внести разнообразие в архитектурный
облик города, она была роздана пред
приятиям. И каждое из них проектирова
ло и возводило здания так, как считало
нужным. Поэтому дома на правой сторо
не проспекта Космонавтов обогатили
архитектуру всего проспекта.
После ухода из жизни Георгия Васи
льевича Совкова, заместителя гене
рального директора НПО Энергия по
капитальному строительству, в 1978
году на эту должность был назначен
Аркадий Леонидович Мартыновский.
(Окончание на с. 6)