background image
четверг
k
116, 9 октября 2014 г.
О ГОРОДЕ С ЛЮБОВЬЮ
Однако эти совершенно правильные,
по своей сути, ментальные ценности
подверглись тотальному разрушению
в период лихих девяностых. Если
раньше наши дети хотели стать води
телями дальнобойщиками, геологами
или космонавтами, то с приходом ди
кого капитализма престижными (и это
ещ в лучшем случае) стали профес
сии банкира, менеджера и торговца.
Промышленность и сельское хозяйство
тогда были практически разрушены, а
Россия получила обидное, но во мно
гом справедливое прозвище страна
менеджеров.
Отрадно сознавать, что эта совер
шенно порочная ситуация начала в пос
ледние годы меняться в лучшую сторо
ну. Быть рабочим в России вновь ста
новится не только престижно, но и до
ходно. Однако говорить о том, что вс
окончательно вошло в правильное рус
ло, разумеется, ещ рано. Для этого
необходимо пройти большой путь и
проделать значительную (в том числе
воспитательную и информационно
просветительскую) работу.
Я очень надеюсь, что рассказ о сво
м жизненном и трудовом пути Юрия
Андреевича Исакова, орденоносца, Ге
роя Социалистического Труда, ветера
на космонавтики России и почтного
гражданина города Королва внест
свою лепту в это важное дело.
Юрий Андреевич, расскажите о
свом детстве и юности, о том, где и
кем вы начали работать.
Я родился в городе Новая Ладога,
он находится в Ленинградской облас
ти, на Ладожском озере. Мо детство
сложилось так, что довелось пожить в
разных городах: и в Волхове, и в Новго
роде, а перед войной снова вернуться в
Новую Ладогу. Там жила моя семья, а
все остальные близкие родственники
бабушка, дедушка и другие жили
в Ленинграде.
Когда в январе 1942 года из Ленин
града вывозили блокадников, в том
числе наших родственников, из пяти
человек до нас доехали только двое.
Трое (в том числе бабушка и брат) умер
ли от голода во время переправы через
Ладогу.
Новая Ладога в блокаду не попала,
хотя линия фронта находилась от нас
на расстоянии 30 километров. Ежед
невно немцы раз по пять совершали на
нас налты, сопровождавшиеся бом
бжками. Их главной целью была ла
дожская военная флотилия, которая
стояла в районе Волхова.
Мой отец воевал на Ленинградском
фронте. В 1942 году он отправил нас к
жене брата в Тихвин. Путь длиной две
сти километров мы преодолели за не
сколько дней. Это было что то ужас
ное. Мне тогда было восемь лет, и у
меня до сих пор перед глазами стоят
бомбжки. В Тихвине мы перезимова
ли, а потом вместе с матерью перееха
ли в Курганскую область.
Мама была трактористкой, а мне,
мальчишке, пришлось начать работать
с десяти лет. Потом получилось так,
что мама заболела, и нас (меня и сест
ру) отдали в детский дом. После окон
чания войны, в сентябре 1945 года, мы
переехали в Ленинград. Представьте
себе мне 12 лет, а у меня всего два
класса образования. Кое как удалось
уговорить директора 38 й школы на
Васильевском Острове взять меня в
третий класс. В этой школе я окончил
пять классов, а затем, в 1948 году,
поступил в 19 е ремесленное училище
города Ленинграда и, одновременно, в
6 й класс вечерней школы.
В училище я получил специальность
фрезеровщика, и могу сказать, что она
меня сразу увлекла и заинтересовала.
Цех от нашего ремесленного училища
работал при заводе Линотип (сейчас он
Юрий Исаков: полвека в космической отрасли
называется Завод полиграфических
машин). Я трудился активно и добро
совестно, постоянно общался со свои
ми старшими товарищами рабочи
ми завода.
Но одной лишь работой моя жизнь,
конечно, не ограничивалась. Мне, после
всех перипетий военного времени, было
запрещено заниматься спортом силь
ная простуда дала осложнение на ноги.
Но, вопреки всему, я, будучи воспитан
ником ремесленного училища, выигры
вал первенства Ленинграда по лыжам,
конькам, гонял на байдарках. А в 1952
году я, инвалид, стал чемпионом Ленин
града по байдарочной гребле.
В то же время я активно работал на
предприятии. Мы с товарищами посто
янно принимали участие в субботни
ках, восстанавливали Ленинград (на
пример, стадион имени С. М. Кирова).
В 1952 году меня призвали в армию.
Естественно, я скрыл все свои боляч
ки от призывной комиссии, был на
правлен на флот, на подводную лодку,
где прослужил четыре года. Во время
отпуска познакомился с девушкой из
Щлкова, которая приезжала в Ленин
град навестить родных. Пока я служил,
мы с ней постоянно переписывались.
После демобилизации я поехал в
Москву, чтобы заехать в Щлково, на
вестить мою девушку и познакомиться
с е семьй. Это было в октябре 1956
года, а в январе 1957 го я сделал ей
предложение, она переехала в Ленин
град, где мы поженились. Я продолжал
работать на том же заводе и в том же
цехе, откуда был призван в армию.
Когда я оканчивал ремесленное учи
лище, мне присвоили самый высокий
для выпускника разряд пятый. Это
было большой редкостью и произош
ло потому, что моя выпускная техноло
гическая работа выиграла городской
конкурс. А в аттестате у меня были
одни пятрки.
Когда вы переехали в Калинин
град (Королв)?
Наша с супругой жизнь в Ленин
граде в 1957 году складывалась, с бы
товой точки зрения, не очень хорошо.
Своего жилья у нас не было, приходи
лось снимать комнату за городом. В
итоге я решил взять расчт на свом
предприятии и перебраться на родину
жены. (Хотя и там жилищные условия
были тяжлые е семья жила в бара
ке, в 10 метровой комнате.)
Прихожу к начальнику цеха и объяс
няю ситуацию: Так и так, Михаил Ива
нович, хочу уволиться и устроиться на
другое предприятие. Но дело в том,
что там оплата зависит не от выработ
ки, а от разряда. За пятый разряд платят
100 рублей, а за шестой уже 120.
Начальник мне говорит: Ну что же
делать, пиши заявление. Я его напи
сал, и мне тут же присвоили шестой
разряд. Так мне помогли на ленинград
ском заводе.
И вот я приехал в подмосковный
Калининград и устроился на работу в
НИИ 88, в отдел к Ивану Ивановичу
Уткину. Не скрою, вначале на новом
месте на меня смотрели с недоверием.
Как же так говорило начальство,
стаж у него небольшой, а имеет уже
шестой разряд? У нас люди работают
по 20 лет, чтобы получить такой раз
ряд, а у тебя он откуда?
В итоге было принято решение
взять меня на испытательный срок, на
месяц, в течение которого я должен
был подтвердить свою квалификацию.
В это время в НИИ 88 разрабатывали
систему испытания ракетных двигате
лей, и нужно было изготовить так на
зываемый расходомер. И он никак не
получался, так как имел корпус, кото
рый было очень сложно изготовить на
тогдашнем оборудовании. Тогда ведь
не было не только промышленных ро
ботов, но и станков с ЧПУ, вс приходи
лось делать вручную.
Не знаю, почему конструктор обра
тился именно ко мне, но в итоге я со
гласился поставить на свой станок этот
корпус, взялся за его выполнение и
изготовил его. Начальник цеха подо
шл ко мне, пожал руку, и вопрос с
уровнем моей квалификации больше
не поднимался. Работая фрезеровщи
ком, я параллельно освоил специ
альность токаря расточника. Вся моя
последующая работа была связана с
НИИ 88, а потом, в 1966 году, наш
отдел перешл в НПО ИТ. Там я также
продолжал трудиться фрезеровщиком
вплоть до пенсии.
А где вы жили в это время?
В Щлкове мы с женой и ребн
ком сначала занимали втром одну
комнату в бараке, затем у нас родились
близнецы. На работу в НИИ 88 я посту
пил в 1958 году, а в 1961 м мне выде
лили однокомнатную квартиру в Кали
нинграде, в пятиэтажном доме около
станции Подлипки. Через год мне дали
двухкомнатную квартиру на Пионер
ской улице, а через десять лет трх
комнатную в китайской стене.
Когда я переехал в Калининград,
здесь началось интенсивное строитель
ство хрущвок. Они очень хорошо
выручали в то время жителей города,
которые с радостью переселялись в
них из бараков. В конце 1960 х годов
начал строиться проспект Королва.
Известная горожанам китайская сте
на, куда мы семьй переехали, была
возведена в 1974 году. Тогда у нас во
дворе ещ не было 5 й школы, на е
месте стояли бараки. Рядом находился
ДСК 160, никаких жилых зданий, как в
настоящее время, в этом районе не
было.
Когда и за что вы были награжде
ны орденами и удостоены звания Ге
роя Социалистического Труда?
В свом цехе, на свом предпри
ятии, я постоянно выполнял самые
сложные работы. В НПО ИТ был орга
низован участок координатной расточ
ки, на котором стояли два станка
мой фрезерный и расточной. И я со
вмещал работу на них. Все основные
разработки по связи, датчиковой аппа
ратуре шли через меня, то есть такие
работы, как изготовление магнитных
головок, лентопротяжных механизмов
и многого другого.
В 1969 году я был награждн орде
ном Трудового Красного Знамени, а
1975 м мне было присвоено звание
Героя Социалистического Труда. Там
была такая формулировка: За актив
ное участие в создании специальной
техники связи. И последующие экспе
риментальные работы, которые прохо
дили в НПО ИТ, так получилось, шли
непосредственно через мой станок. В
1988 году я был награждн орденом
Октябрьской Революции.
Расскажите о вашей обществен
ной и партийной деятельности.
Конечно, наряду с работой на пред
приятии я занимался и общественной
работой. В цехе был секретарм комсо
мольской организации, потом меня из
брали в партийный комитет НИИ ИТ.
Помимо этого, примерно 7 лет был чле
ном горкома партии. Все вопросы, кото
рые решались в городе, по строи
тельству, жизнеобеспечению и другие,
проходили через горком партии.
Кроме того, меня избирали депута
том городского Совета на протяжении
двух созывов. Я возглавлял Комиссию
по промышленности, транспорту и свя
зи. В горсовете мы работали на обще
ственных началах. Понятно, что там
нужно было находится днм, и мне,
чтобы обеспечивать семью, зачастую
приходилось выходить на работу на
предприятие в ночную смену. В горсо
вете я взаимодействовал с Константи
ном Григорьевичем Манаенковым
его председателем, а заместителем у
него был Александр Фдорович Моро
зенко.
Что делалось для развития горо
да при вашем непосредственном учас
тии?
Например, по вопросу обеспече
ния города телефонной связью мы
очень плотно взаимодействовали с
Дмитрием Михайловичем Худенко (он
был начальником Калининградского
городского узла связи). В то время были
введены в действие и 512 я, и 515 я, и
519 я АТС. Сделать вс это было очень
сложно, и Д.М. Худенко провл очень
большую работу. В итоге у города по
явилась прямая московская телефон
ная связь. Очень много заявлений на
установку телефонных аппаратов по
ступало от ветеранов войны, инвали
дов, и мы их старались обеспечить в
первую очередь, используя любую тех
ническую возможность.
В советское время труд квалифицированного рабочего был не
только престижным, но и почтным. И дело здесь вовсе не в
идеологии, которая в тот период постулировала классовую
правоту рабочих и крестьян, а интеллигенцию скромно
именовала прослойкой.
Если рассмотреть ситуацию более детально, становится очевид
ным, что ни одна, пусть даже самая гениальная, научно
конструкторская разработка не может быть воплощена в жизнь
без участия токаря, слесаря, фрезеровщика или, например,
электромеханика. В Советском Союзе труд рабочего зачастую
ценился выше, чем труд инженера или управленца, далеко не
случайно, так как именно на рабочем классе (и, как говорили
тогда, трудовом крестьянстве) зиждилось могущество великого
советского государства.
По организации движения транспор
та вопросов возникало не меньше. За
вершалось строительство проспекта
Королва, и в то же время шла застрой
ка новых микрорайонов улицы Иса
ева и проспекта Космонавтов. Получи
лось так, что прямого автотранспорт
ного сообщения между проспектом
Королва и улицей Исаева не было.
Тогда от станции Болшево к ДСК 160
шла железнодорожная ветка, и по ней
происходило весьма интенсивное дви
жение. Эта одноколейка и отделяла
проспект Королва от улицы Исаева.
Проезд на проспект Космонавтов был
только через Калининградскую улицу,
и это, разумеется, было неудобно жи
телям. Мы в течение семи лет бились
с различными инстанциями для того,
чтобы получить разрешение на строи
тельство переезда. Потом нам удалось
уговорить директора ДСК 160 Бориса
Николаевича Флрова, чтобы он взял
узкоколейку на свой баланс. После это
го вопрос быстро был решн.
От нашей депутатской комиссии
было выдвинуто предложение: сделать
кольцевое движение через проспекты
Королва и Космонавтов. Сейчас по
этому маршруту ходят автобусы и мар
шрутки 1 и 2.
Что же касается промышленности, то
работа нашей комиссии не касалась
оборонно космического комплекса. Мы
занимались такими предприятиями, как,
например, фабрики Передовая тек
стильщица и Первого Мая выез
жали туда, контролировали условия
труда, давали рекомендации по прове
дению реконструкции.
Какие изменения в облике города
происходили на ваших глазах?
Их было очень много. Напри
мер, когда я переехал жить в Кали
нинград, на том месте, где сейчас
стоит Центральный Дворец культуры
имени М.И. Калинина, располагался
стадион. Также не было Школы ис
кусств, хотя парк уже был. Затем ста
дион с этого места убрали, построи
ли ЦДК имени М.И. Калинина, а на
новом месте стадион Вымпел.
Та часть города, которая считается
старой (улицы Коминтерна, Гагари
на, Терешковой), тогда была самой раз
витым районом Калининграда. Кстати,
она и сейчас, за исключением несколь
ких высотных зданий, осталась практи
чески в прежнем виде. Когда в конце
1960 х годов началось строительство
проспекта Королва, в этом районе были
сплошные бараки. Сейчас в городе ос
талось сравнительно немного довоен
ного ветхого жилья, оно сохранилось,
по большей части, в микрорайонах Пер
вомайский и Текстильщик.
Какие задачи, на ваш взгляд, дол
жны в первую очередь решать вновь
избранные Глава города и Совет депу
татов?
Перед ними действительно стоит
много задач, которые предстоит ре
шить, и направлений, которым следует
уделять внимание. Но мне хотелось бы
сказать вот о чм.
Раньше, когда заканчивалась зима
или лето, мы часто выходили на суб
ботники, причм в них участвовал, без
преувеличения, весь город. Сейчас в
дни субботников такой активности со
стороны жителей не видно. Работают
сотрудники Администрации, предста
вители партий и общественных орга
низаций, а сами жители от этого как то
ушли.
Необходимо прививать, в первую
очередь молоджи, уважение к себе
и к своему городу. Чисто не там, где
убирают, а там, где не мусорят. Сейчас,
конечно, говорить о том, что мы сами
отвечаем за то место, где живм, слож
но.
Многие рассуждают так: если мы
платим за те или иные услуги, то нам за
наши деньги вс должны сделать и
обеспечить. Но, что ни говори, все жи
тели должны принимать участие в жиз
ни города.
Каким бы вы хотели видеть наш
город в будущем?
Я хотел бы, чтобы в нм были
решены основные социальные пробле
мы. Это медицинское обслуживание,
наличие необходимого количества мест
в детских садах и школах, воспитание
подрастающего поколения, молодж
ный спорт, и, конечно, благоустрой
ство дворов и улиц.
Беседовал Алексей ФЕДОСЕЕВ
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Почтные граждане Королва (слева направо) Николай Чекин, Вахтанг Вачнадзе и Юрий Исаков. Сентябрь 2014 года.