background image
вторник
k
118, 14 октября 2014 г.
К 200 ЛЕТИЮ СО ДНЯ
Перу Сергея Дурылина принадлежит
немало работ, посвящнных жизни и
творчеству поэта. Многие, да, пожа
луй, большинство из них, судя по хро
нологии, Сергей Николаевич написал в
тот период, когда жил и работал в Бол
шеве (19361954).
Имя Лермонтова сопровождало Ду
рылина с детства. Когда Серже испол
нилось шесть лет, родители подарили
ему письменный стол, настольную лам
пу с зелным колпаком, чернильницу и
собрание сочинений Лермонтова. Ви
димо, тогда и зародилась, по его сло
вам, страстная любовь на всю жизнь
к великому поэту. Я вс думаю о Лер
монтове нет, не думаю, а как то
живт он во мне, писал Дурылин в
дневнике.
Посетители Мемориального дома
музея С.Н. Дурылина в Болшеве могут
увидеть в его скромном кабинете и тот
небольшой письменный стол, и ту же
лампу, и ту же чернильницу. Только
Лермонтов представлен уже не одним,
а многими изданиями, в том числе под
готовленными и прокомментированны
ми Сергеем Николаевичем.
Библиография трудов Сергея Дуры
лина велика. Значительное место в ней
занимают работы, посвящнные Миха
илу Юрьевичу Лермонтову. Первые из
них относятся ещ к дореволюционно
му периоду.
Доклад Судьба Лермонтова, по
свящнный Григорию Алексеевичу Ра
чинскому, Сергей Николаевич прочи
тал на заседании религиозно фило
софского общества памяти Владимира
Соловьва в Москве 25 ноября 1912
года. Общество, секретарм которого
Дурылин являлся с 1912 года, не имело
собственного печатного органа, поэто
му доклады его членов печатались пре
имущественно в Русской мысли,
Ольга ОФИЦЕРОВА
М.Ю. Лермонтову
Лгкий шпот осенних огней за рекой
Мне напомнил твои стихи.
Ветер, безумно рвущийся вдаль,
Мне напомнил твою походку.
Чрные, чуть замрзшие птицы на светлом снегу
Мне напомнили твои глаза.
Снежинки, похожие на маленьких беззащитных птиц,
Мне напомнили про твою смерть.
Я опускаюсь на колени,
Я обнимаю тво холодное надгробье.
Я безумно, безумно люблю тебя!
Ты объяснил мне: отчего так болит сердце.
1995
Вопросах философии и психологии,
Московском еженедельнике. Доклад
Дурылина Судьба Лермонтова был
опубликован в десятой книжке журна
ла Русская мысль за 1914 год, когда
отмечалось 100 летие со дня рожде
ния М.Ю. Лермонтова. В музее учного
хранится экземпляр с дарственной над
писью: Безценному (Григорию Алек
сеевичу Рачинскому) старшему дру
гу и друговодителю,
трижды дорогому от
любящего его автора.
7 ноября 1914 года.
Перед всенощной.
Следующая работа
Сергея Дурылина
Академический Лер
монтов и лермонтовс
кая поэтика была на
писана в год векового
юбилея поэта и посвя
щалась разбору акаде
мического издания
Михаила Юрьевича, но,
как отмечал Сергей Ни
колаевич в примечании
к публикации в сбор
нике Труды и Дни
(тетрадь 8, 1916), по
независящим от авто
ра обстоятельствам
статья печатается с
опозданием в два
года. При этом он признавал, что
за этот срок появилось немало
разборов академического Лермон
това.
Републикация двух вышеназ
ванных работ, написанных столе
тие назад, состоялась в книге Сер
гея Дурылина Статьи и исследо
вания 19001920 годов (СПб.:
Владимир Даль, 2014), состав
ленной научными сотрудниками
Мемориального дома музея С.Н.
Дурылина в Болшеве Анной Рез
ниченко и Татьяной Резвых.
В советский период увидели свет
книги Сергея Дурылина Как ра
ботал Лермонтов (М.: Мир,
1934), Герой нашего времени
М.Ю. Лермонтова (М.: Учпедгиз,
1940), Лермонтов (М.: Моло
дая гвардия, 1944).
В книге Как работал Лермон
тов Дурылин, в частности, писал
об отношении Лермонтова к лите
ратурному труду в сопоставлении
с Пушкиным, анализировал эволюцию
мировоззрения и творческого пути по
эта.
Книга Дурылина Герой нашего вре
мени М.Ю. Лермонтова является наи
более полным комментарием лермон
товского романа. Эта работа С.Н. Ду
рылина после е первого и единствен
ного издания была переиздана спустя
66 лет московским издательством
Мультиратура (составление, допол
нительные материалы, оформление
Антона Аникина). В Предисловии к
своей работе Сергей Дурылин отмечал,
что предлагаемое пособие к изучению
Героя нашего времени разделяется
на две части. Он писал: Первую часть
составляют отдельные статьи: Лер
монтов в работе над Героем нашего
времени, Кавказ и кавказцы в рома
не Лермонтова, Печорин, Вокруг
Печорина, Сверстники и потомки
Печорина.
Вторая часть представляет собой
свод объяснений, сопутствующих ходу
авторского изложения. В этот объяс
нительный свод материалов к изуче
нию романа вошли небольшие статьи
экскурсы, справки и заметки истори
ческого, географического, историко
литературного и биографического со
держания, поясняющие те или иные
стороны романа Лермонтова, важные
для его надлежащего прочтения и вер
ного понимания. Отсутствие подобных
объяснений даже в лучших изданиях
Лермонтова (например, в издании
Academia, М.Л., 19361937) делает
появление такого объяснительного сво
да к Герою нашего времени суще
ственно необходимым.
По мысли автора первый отдел кни
ги должен ввести читателя в основные
вопросы изучения Героя нашего вре
мени, второй отдел должен помочь
читателю разобраться во многих дру
гих сторонах романа, в особенностях
его литературного построения и в мно
гообразии его жизненного содержа
ния, заключал Дурылин.
Примечательно, что пособие Дуры
лина, необходимое для осмысления
великого романа, издано в серии Клас
сический комментарий. Напомним,
что комментарий учного ни разу не
переиздавался. Зато с 70 х годов про
шлого века несколько раз выходил ком
ментарий другого авторитетного лите
ратуроведа В.А. Мануйлова (1903
1987). Но, по мнению филолога А. Ани
кина, мера новизны в жанре коммен
тария весьма невелика, и многое из
сказанного Дурылиным повторяется
позднее, причм порой совершенно
дословно. Впрочем, сам Серей Нико
лаевич скромно признавался, что его
работа не притязает на то, чтобы вос
полнить все пробелы в изучении одно
го из величайших памятников русской
литературы, и считал, что это дело по
силам не одному, а многим исследова
телям, при долгой и напряжнной об
щей работе.
Сергей БЕЛОВ
ЛЕРМОНТОВ
Страстная любовь на всю жизнь
15 октября исполняется 200 лет со дня рождения Михаила
Юрьевича Лермонтова (18141841), поэта, прозаика,
драматурга, творческий путь которого от первых литера
турных опытов до последних произведений, написанных
незадолго до смерти, длился не более тринадцати лет.
Но за этот короткий срок он успел многое сделать: создал
блестящие лирические и драматические шедевры, заложил
основы русского реалистического романа XIX века. Те
произведения, которые М.Ю. Лермонтов впервые предло
жил своему читателю, писал известный лермонтовед
С.Н. Дурылин (18861954), по строго художественной
законченности, по могучей действенности на читателя,
были классическими произведениями. Их одних оказалось
бы довольно, чтобы навсегда сохранить его имя в истории
русской поэзии.
В публикации Лермонтов в устах
народа (Огонк, 1939, 36) С. Ду
рылин в соавторстве с Г. Виноградо
вым рассматривал фольклорные ин
терпретации произведений Михаила
Юрьевича. В том же 1939 году, когда
отмечалось 125 летие со дня рожде
ния поэта, в газетах и журналах были
опубликованы статьи Дурылина Ве
ликие современники (о Лермонтове и
Мочалове), Лермонтов драматург,
Мотивы драматургии Лермонтова
(Шиллеровские мотивы в ранних дра
мах Лермонтова. Петербург и светское
общество в драме Лермонтова), На
стоящий Лермонтов (Лермонтов гла
зами современников. Поэтический мир
Лермонтова. В.Д. Арнольди о характере
Лермонтова), Мятежная лира (публи
кация отзыва Л. Толстого о лермонтов
ском замысле исторической трилогии).
Сергей Дурылин, как театровед, не
мог не писать о Лермонтове драматур
ге и постановке его произведений на
театральной сцене. В частности, в пе
риодической печати публиковались его
рецензии на лермонтовские спектакли:
Маскарад в Воронежском театре,
Княжна Мери в Центральном театре
Морского флота СССР.
В 1941 году в коллективных сборни
ках были опубликованы статьи Дуры
лина Лермонтов и романтический те
атр (Влияние Шиллера. Характер ро
мантизма драм Лермонтова), На пу
тях к реализму (Эволюция творческо
го метода Лермонтова. Его ранняя ли
рика). Сергей Дурылин принял участие
в научно творческой конференции,
посвящнной драме Лермонтова Мас
карад. Его выступление на конферен
ции было опубликовано в сборнике
статей Маскарад Лермонтова (М.
Л.: ВТО, 1941). Статью Дурылина Ге
роическая поэзия. К 100 летию со дня
смерти М.Ю. Лермонтова опублико
вал журнал Октябрь (1941, 7 и 8).
В послевоенные годы Сергей Дуры
лин также неоднократно обращался к
жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
В его статье Врубель и Лермон
тов, опубликованной в Литера
турном наследстве, т. 45, 46 (М.,
1948), приводился список произ
ведений художника на сюжеты и
темы поэта. В статье М.С. Щеп
кин (В кн.: Михаил Семнович
Щепкин. Записки. Письма. Совре
менники о М.С. Щепкине (М.: Ис
кусство, 1952) Дурылин писал о
знакомстве великого артиста с
Лермонтовым. А в книге Мария
Николаевна Ермолова. 18531928.
Очерк жизни и творчества (М.:
Изд во АН СССР, 1953) Сергей
Николаевич вспоминал чтение ак
трисой поэмы Беглец на вечере
памяти Лермонтова и приводил
список стихотворений поэта из
концертного репертуара Ермоло
вой.
Конечно, указанная выше биб
лиография не охватывает все тру
ды и публикации Дурылина о Лер
монтове. Да мы и не стремились
дать е во всей полноте. Наша скром
ная задача заключалась в том, что бы
напомнить основные работы учного о
великом русском поэте и указать ис
точники их публикации. А любознатель
ный читатель сможет самостоятельно
познакомиться с ними.
В заключение приведм мнение Сер
гея Дурылина о значении и месте Лер
монтова в отечественной литературе:
Живи Лермонтов, он был бы величай
ший русский писатель. Это чуял муд
рый юрод Гоголь, сказав, что из Лер
монтова готовился великий бытопи
сатель. И роман Лермонтова шл бы
от Капитанской дочки, а не от Ши
нели и Мртвых душ, как пошл он
у Тургенева и Достоевского, и была бы
прекрасная ясность в русской прозе,
глубокая слаженность и точная стро
гость эта истинная поэзия прозаи
ческой речи, и была бы Но демоны
метят верно в того, в кого им нужно
попасть наверняка, или заводят в бо
лото, как завели Блока и Есенина. По
Лермонтову должен был бы быть веч
ный траур в русской литературе, ежед
невная панихида.
Леонид ГОРОВОЙ
Фото из архива автора
Стилист прекрасный, чудный
лирик
С широкой русскою душой,
Играя на волшебной лире,
Оставил в жизни след большой.
Корнет отважный, юный гений.
Люблю его Бородино.
Оно для многих поколений
Фанагорийское вино.
Хоть жизнь его была короткой,
Горел он ярче всех комет.
Нам белым парусом над лодкой
Шлт поэтический привет!
М. Нестеров Портрет
священника (С.Н. Дурылин)
Дом музей С.Н. Дурылина
в Королве